Основные вехи политического пути К. У. Черненко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является необходимость охарактеризовать особенности процесса правления К. У. Черненко.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
Охарактеризовать основные вехи биографии К. У. Черненко.
Провести сравнительный анализ деятельности К. У. Черненко и

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Основные вехи политического пути К. У. Черненко…………..5
Социально – политическое положение в стране накануне прихода к власти К. У. Черненко……………………………………………...5
Этапы политического пути К. У. Черненко……………………14
Политика К. У. Черненко как реставрация брежневской эпохи.17
Основные направления политики К. У. Черненко……………..17
Сравнительный анализ итогов политической деятельности Л. И. Брежнева и К. У. Черненко……………………………………………………21
Оценка политического правления К. У. Черненко…………..23
Заключение………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………28

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая К. У. Черненко.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Диссидентское движение было едино, в определении  стратегической цели – отстранении  от власти коммунистической партии, ликвидации коммунистической идеологии и советской власти. Но оно не было едино в вопросах тактики, средствах достижения цели. Одни ориентировались на внутренние ресурсы народа, прежде всего русского, надеялись возродить в нем чувство национальной гордости великоросса, разорвать на нем «оковы» интернационализма9.

Они делали ставку на национальный патриотизм, который  был синонимом национализма. Другие надеялись на помощь Запада, с его  либерально-демократическими традициями, пропагандировали космополитические  взгляды единства и неделимости мира, а фактически необходимость перехода страны в мир западной буржуазной цивилизации.

Исследователи видят определенную преемственность  взглядов различных течений диссидентского движения со славянофилами и западниками  в XIX в. Они выделяют в нем, два основных течения – русофильское (почвенническое, национальное), в его консервативной и либеральной формах, и новых западников, в либерально-демократической, социал-демократической и евро-коммунистической формах.

Истоки первого  уходили в созданное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Из него вышли организации, отстаивавшие национальные интересы России и русских. Их идеологи опирались на взгляды русских ученых, художников, писателей – Б.А. Рыбакова, И.В. Петрянова-Соколова, П.Д. Корина, И.С. Глазунова, Л.М. Леонова, В.А. Солоухина.

Наиболее крупным  представителем национально-либерального течения диссидентов был писатель А.И. Солженицын, ставший широко известным  после публикации в 1962 г. по инициативе главного редактора журнала «Новый мир» А. Т. Твардовского и с одобрения Н. С. Хрущева повести «Один день Ивана Денисовича», о быте, нравах, порядках и судьбах людей в сталинских концлагерях.

В 1969 г. он был  исключен из Союза писателей СССР, а в 1970 г. награжден Нобелевской премией по литературе. В 1974 г. Солженицын был выслан из СССР и лишен советского гражданства за публикацию за рубежом первой части трехтомного разоблачительного исследования "Архипелаг ГУЛАГ", в котором "один день" начался в октябре 1917 г. и закончился смертью Сталина. Солженицын представил его "черным днем" тысячелетней российской истории, судороги которого продолжились и после 1953 г.

Накануне высылки  из СССР А.И. Солженицын опубликовал  в самиздате «Письмо вождям Советского Союза» (1973 г.). В нем он предлагал избежать войны с Китаем и общей с Западом гибели в экологической катастрофе путем отказа от коммунистической идеологии. Будучи сторонником авторитарного режима правления, он обратился к «вождям», так как верил в силу власти, а не народа. Тонко почувствовав отступничество «вождей» в деле строительства коммунизма, Солженицын попытался убедить их превратить намеченный ими программный поворот в перелом. Однако материальные и социальные, предпосылки для этого еще не созрели. Опередив время, писатель стал изгнанником.

Истоки второго  течения диссидентов связывают  с организованной поэтом А.С. Есениным-Вольпиным  несанкционированной демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, в Москве с требованием открытого  суда над писателями Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским. Они были арестованы в сентябре 1965 г, за «особо опасные государственные преступления», выразившиеся в публикации за рубежом сатирических повестей о жизни в СССР. В защиту Даниэля и Синявского выступило более 60 членов Союза писателей, ж т.ч. В.П. Аксенов, Г.Н. Владимов, А.А. Вознесенский, В.Н. Войнович, А.Т. Гладилин.

В1970-1973 гг. новые  западники объединились в Комитет  защиты прав человека с участием академика  А. Д. Сахарова и члена-корреспондента АН СССР И.Р. Щафаревича, затем в русскую секцию «Международной амнистии», которую возглавили московские ученые-физики В.Ф. Турчин и А.Н. Твердохлебов. После Общеевропейского совещания в Хельсинки 1975 г. это течение диссидентского движения стали называть правозащитным, хельсинкским.

Самым известным  представителем правозащитного движения был академик А.Д. Сахаров, трижды удостоенный  звания Героя Социалистического  Труда за вклад в создание советских  водородных бомб. Чувство раскаяния  за создание оружия массового поражения сделало его диссидентом. В 1968 г. в самиздате была опубликована его первая общественно-политическая работа. «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», в 1974 г. – «Тревога и надежда».

В них Сахаров  развивал концепцию конвергенции – объединения двух противоположных социально-экономических систем путем сохранения лучших достижений каждой – либерально-демократических свобод Запада и социальных гарантий в СССР. В 1975 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1980 г. А.Д. Сахаров был сослан в Горький за резкую критику ввода советских войск в Афганистан.

Поддержка западными  странами правозащитного движения в  СССР сделала его ведущим направлением диссидентского движения, которое во второй половине 1980-х годов оказало  самое серьезное влияние на общественно-политическое развитие СССР.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально – политическое развитие советского государства накануне прихода к власти К. У. Черненко было противоречивым.

 

 

    1. Этапы политического пути К. У. Черненко

 

 

К.У. Черненко родился в 1911-м, рост его партийно-государственной карьеры начался уже в 1940-х.

В 1943-1945 гг. Константин Черненко учился Москве в высшей школе  парторганизаторов, которую окончил  с отличием.

 В 1946-1949 гг. работал секретарем обкома по идеологии в Пензенской области: эту его работу положительно оценили в ЦК ВКП (б) и, соответственно, повысили: с 1950 по 1956 гг.

Черненко заведовал  отделом пропаганды и агитации в  ЦК Компартии Молдавии. Именно в  Кишиневе он познакомился с Брежневым, в те годы «первым молдавским секретарем». Отношения переросли в дружбу, которая длилась до конца жизни Брежнева.

Именно с  его помощью Черненко совершил уникальную партийную карьеру - от основания  до вершины партийно-государственной власти – членства в Политбюро ЦК КПСС (с 1978-го).

В 1956-м Черненко стал референтом секретаря ЦК КПСС Брежнева, с марта 1965-го руководит  общим отделом ЦК КПСС, на этой должности он трудился почти 15 лет.

Работа именно на таких рутинных должностях позволяла ежедневно получать разнообразную подробную информацию со всей страны10.

Через Черненко проходило  большое количество документов и  досье едва ли не на всю тогдашнюю  номенклатуру, включая руководителей  экономических объектов, СМИ, профсоюзных, комсомольских организаций, издательств.

Он составил бесчисленное множество докладов, пояснительных  записок, комментариев в Политбюро  ЦК и Президиум Совета министров  СССР по очень многим вопросам. Все  это существенно повышало роль К.У. Черненко в высшем руководстве партии и государства.

В советских и российских СМИ упоминались мнения ряда деятелей о Черненко. Так, по мнению Федора Моргуна, академика Академии аграрных наук Украины, члена ЦК КПСС и ЦК Компартии Украины, «Константин Устинович был «орговиком» высочайшего класса11.

Все региональные руководители стремились попасть на прием именно к нему. Потому что  знали: если обратился к Черненко, тебя внимательно выслушают, может  и поспорят, но вопрос будет вскоре решен, а необходимая документация своевременно пройдет все инстанции».

А.И. Аджубей, бывший главный редактор «Науки и жизни» и «Известий»: «Я любил приходить к нему на приемы - это был сентиментальный человек. Он был прекрасным заведующим отделом писем ЦК (этим отделом Черненко руководил в сентябре 1964 - феврале 1965-го. - А.Ч.). Черненко часто выкладывал пачку писем, которые, на его взгляд, надо было передать в газеты, читал их вслух, очень эмоционально реагировал на их содержание».

По воспоминаниям  академика Т.С. Хачатурова, руководителя Отделения экономики АН СССР, главного редактора журнала «Вопросы экономики»  в 1970-1980-х годах, «редкие мои встречи с Черненко показали, что это мягкий, но принциальный человек. Он проявлял феноменальную память, знал многие экономические, социальные, политические вопросы. По информационной «насыщенности» немногие могли сравниться с Черненко в тогдашнем советском руководстве»12.

После кончины  Ю.В. Андропова 73-летний К.У. Черненко стал новым руководителем партии и  государства (с 13 февраля 1984 г. по 9 марта 1985).

Конечно, у него едва оставались силы, чтобы руководить. Но тем не менее. 

II. Политика К. У. Черненко как реставрация брежневской эпохи.

    1. Основные направления политики К. У. Черненко

 

 

Еще в июне 1983 года - в середине периода руководства  Ю.В. Андропова - на пленуме ЦК КПСС Черненко выступил с докладом «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии».

В нем Константин Устинович отметил все больший  формализм идеологической работы, ее все более слабые связи с реальной ситуацией, недостаточный уровень  подготовки партийно-идеологических и управленческих кадров. Эти изъяны Черненко адресовал и комсомольским, профсоюзным структурам.

Это выступление  стало, похоже, своего рода, вызовом «либеральному эстетству Андропова» (Ив Монтан), фактически обозначив разногласия между Черненко и тогдашним руководителем СССР-КПСС13.

Именно при  Черненко наметилось существенное улучшение советско-китайских отношений.

Так, в профильном советском журнале «Проблемы Дальнего Востока», да и в других советских СМИ прекратилась критика Китая и его компартии, появились подробные материалы о сути и ходе китайских экономических реформ.

 А также  подчеркнем, о позиции Китая в  связи с его политико-идеологическим  разрывом с СССР и КПСС во  второй половине 1950-х. Причем давалось  понять, что опыт китайских экономических реформ надо изучать и в СССР.

А в магазине книг соцстран – «Дружба» (на ул. Горького, ныне Тверской в Москве) существенно расширился китайский, северокорейский, румынский, югославский ассортимент.

Советским профсоюзам с осени 1984-го было разрешено оспаривать в высших партийно-государственных инстанциях те решения руководителей предприятий, партийных и хозяйственных структур, которые фактически нарушали трудовое законодательство, тормозили развитие экономической инициативы, производительность труда, социальное обеспечение трудящихся. А 1 сентября стал в СССР официальным Днем Знаний.

Кроме того, при  Черненко было почти завершено следствие  по делу об экономических преступлениях  многолетнего главы МВД СССР Н.А. Щелокова. Дело в отношении хищений экс-директора Елисеевского магазина Соколова завершилось приговором обвиняемого к расстрелу и быстрым приведением этого приговора в исполнение. Правда, некоторые эксперты полагают, что эти события позволили избежать куда более опасного продолжения тех расследований в отношении дочери Брежнева Галины.

Черненко инициировал  также больший уровень кооперации в рамках СЭВа и, в частности, прекращение  начатой в брежневский период обструкции «чаушесковской» Румынии в рамках трубопроводных, интеграционных проектов и приоритетов в сфере кредитования.

Этим вопросам было посвящено совещание глав государств и правительств стран-членов СЭВ  в Москве в июне 1984 года. Его главные  решения: обеспечение более достоверной и «дееспособной» координации интеграционных планов с обязательным учетом национально-экономической специфики; пролонгация технологических и общеэкономических связей между отраслями и предприятиями стран-членов СЭВ на 15-20 лет; составление и реализация перспективных межотраслевых балансов в рамках СЭВа.

Черненко настоял  и на том, чтобы сотрудничество СССР с другими странами-членами СЭВ не было «подвязано» к позиции этих стран в отношении действий СССР в Афганистане, советско-китайских и советcко-албанских отношений

Важным содержанием  «перестройки по Черненко» стали комплексные мероприятия по исправлению хрущевских действий в отношении Сталина и, косвенно, - в отношении Китая и Албании. И дело здесь не только в том, что русскоязычные радиопередачи КНР прекратили глушить, а Албании - стали подвергать менее мощному глушению («заглушали» Пекин с Тираной в СССР с 1962 года).

По инициативе К.У. Черненко в КПСС в 1984-м были восстановлены исключенные из партии при Хрущеве В.М. Молотов, Л.М. Каганович и Г.М. Маленков. Причем новый партбилет Молотову вручал сам Черненко. По свидетельству очевидцев, да и судя по стенограмме их краткой беседы, престарелый Молотов, получив этот документ, спросил генсека ЦК: «А за что меня исключили из партии?».

Черненко виновато ответил: «Я Вас, Вячеслав Михайлович, не исключал». Молотов быстро отчеканил: «Это - не ответ для руководителя партии».

Пожал Черненко руку и столь же быстро вышел из его кабинета. Видимо, Молотов рассчитывал на прямое «антихрущевское» заявление Черненко, а тот не решился на открытое разглашение своих планов...

По имеющимся  данным, к 9 мая 1985 года готовилось возвращение  Волгограду названия - Сталинград: первичные  документы по этому вопросу были подписаны Черненко. Вдобавок, уже  в четвертый раз готовилось постановление ЦК КПСС «Об исправлении субъективного подхода и перегибов, имевших место во второй половине 1950-начале 1960-х годов при оценке деятельности И.В. Сталина и его ближайших соратников». Постановление намечалось опубликовать в канун 40-летия Дня Победы и на должном уровне отразить в докладе Черненко по случаю этой даты, но он умер в начале марта 1985-го...

Информация о работе Основные вехи политического пути К. У. Черненко