Нестор Максимович Максимович-Амбодик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:19, реферат

Краткое описание

Нестор Максимович Максимович-Амбодик — крупнейший ученый второй половины XVIII века—является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположников русской фармакогнозии и медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии, медицинской ботаники и фармакогнозии были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка аку-шерских кадров в России были бы невозможны.

Содержание

1. Введение
2. Жизненный путь H. M. Максимовича-Амбодика
3. Основоположник отечественного акушерства и педиатрии
4. Вклад в отечественную педиатрии
5. Вклад в отечественную фармакогнозию
6. Заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика в разработку отечественной медицинской терминологии
7. Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Нестор Максимович Максимович-Амбодик.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Н. М. Максимович-Амбодик первым из акушеров начинает читать лекции на русском языке, считая, что и другие науки во всех лекарских школах должны преподаваться на родном языке, так как невладение иностранным языком является препятствием для получения медицинских знаний.

Стремясь увеличить количество обучающихся «6абичьему делу», Максимович-Амбодик подает в Медицинскую коллегию прошение «обнародовать» часы его лекций через газету «Санкт-Петербургские ведомости». Рассматривая свою деятельность как выполнение государственного долга, Н. М. Максимович-Амбодик стремился всеми силами сделать медицинскую науку доступной и понятной соотечественникам, интересовавшимся медициной. «Общественная и государственная польза требует, дабы теоретическая и практическая повивальная и прочие лекарские науки на российском языке преподаваемы были».

 

Сейчас уже невозможно точно представить, с какими трудностями  столкнулись Н. M. Максимович-Амбодик  и другие русские врачи-преподаватели, вспупившие на путь борьбы за развитие отечественной медицины. Ведь в то время все медицинские и лечебные учреждения в России практически находились в руках врачей-иностранцев, большая часть которых не желала уступать своих господствующих позиции. Немцы занимали почти все руководящие должности; по научным вопросам было принято говорить только по-немецки. Русских врачей, не знавших немецкого языка, игнорировали, обращались с ними надменно. Заслуг их не признавали, препятствовали их выдвижению, оплетая интригами и создавая тяжелую атмосферу. Нужно было иметь необыкновенное упорство и твердость духа, чтобы не только выдержать это противодействие, но еще и активно бороться за становление русской медицины, за преподавание на русском языке.

Преподавание на родном языке осложнялось и тем, что  научной медицинской терминологии в русском языке не существовало. Л. Ф. Змеей, оценивая эту сторону деятельности Н. M. Максимович-Амбодика, писал: «Максимович первым дерзнул передать науку на языке, как говорили, варварском, — труд, перед громадностью коего сломилась не одна уже добрая волна, стихла не одна жгучая энергия многих из его предшественников».

Другой русский историк  медицины Я. А. Листании писал: «Амбодик один из первых начал излагать научные предметы по-русски и должен был сам придумывать термины для выражения понятий, не имевших еще права гражданства в русском языке. Он положил основание русской медицинской номенклатуре, и мы пользуемся плодами трудов его, не сознавая происхождения их". К своим ученицам Н. М. Максимович-Амбодик испытывал искреннюю глубокую привязанность, стараясь их вдохновить, увлечь, привить любовь к избранной профессии. Подчеркивая ту громадную роль, которую будут играть в деле спасения жизней матерей и младенцев его ученицы, он противопоставляет их неученым повитухам, в которых видит одну из главных причин огромной заболеваемости и смортности среди матерей и новорожденных. Отдавая должное ученым повивальным бабкам, Н. M. Максимович-Амбодик посвящает им даже свои стихи, в которых воспевает их искусство.

Кроме преподавания Н. M. Максимович-Амбодик ведет активную врачебную работу, посещая нуждающихся в его помощи в любое время дня и ночи как в родильном отделении, так и на дому. Блестящий акушер-практик, он один из перых стал применять операцию — наложение акушерских щипцов, требующую от врача большого искусства. Яркой иллюстрацией напряженной деятельности Н. M. Максимовича-Амбодика является один из его отчетов Медицинской коллегией: за год в Воспитательном доме было принято 209 родов, из них в 39 случаях — трудные роды; в 13 случаях наложены "клещи". Кроме этого, в 25 случаях роды приняты на дому, из них в 10 случаях применялись клеши», в 13 — повороты, в 2 — ручное отделение детского места.

Медицинская коллегия оцепила  выдающиеся заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика в развитии акушерского образования  в России, присвоив ему, первому из русских преподавателей, в октябре 1782 г. звание профессора акушерства.

Несмотря на свою большую  занятость как преподавателя  и врача, Н. М. Максимович-Амбодик  в 1783 г. издает «Анатомико-физиологический словарь» и активно работает сразу над несколькими капитальными трудами по акушерству, педиатрии и фармакогнозии: «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле», "Врачебное веществование, или описание целительных растений".

Зная хорошо французский, немецкий и латинский языки, Н. М. Максимович-Амбодик переводит ряд  медицинских работ популярного характера, пропагандируя медицинские знания среди широких слоёв русского населения с целью повышения его культурного и санитарного уровня. Он не останавливается перед материальными затратами и издает часть работ на собственные средства, хотя и не обладает большим капиталом.

В 1784 г. Санкт-Петербургская  бабичья школа, получив от неизвестного частного лица крупное денежное пожертвование, преобразуется в школу более высокого типа — Повивальное училище. Директором этого училища назначается Моренгейм, специально приглашенный для этого из Германии, а Н. М. Максимович-Амбодик назначается профессором акушерства для преподавания повивального  дела. Через два года Повивальное училище было преобразовано в Повивальный институт. В связи с этим Н. М. Максимович-Амбодика освобождают от преподавания в госпиталях с тем, чтобы он мог посвящать больше времени преподаванию акушерства в Повивальном институте.

За заслуги в области  преподавания и в создании ряда научных  трудов в 1793 г. Н. М. Максимович-Амбодик избирается почетным членом Медицинской коллегии и принимает в ее работе активное участие: рецензирует работы, поступаемые в Коллегию от русских врачей, составляет проект развития акушерского образования в России, который, однако, не был реализован; составляет и программу подготовки повивальных бабок для села.

В 1797 г. в Санкт-Петербурге открывается третье в России родовспомогательное  учреждение, во главе которого стал Моренгейм, а Н. М. Максимович-Амбодик  был назначен преподавателем акушерства. Н. М. Максимович-Амбодик мог по праву возглавить оба родовспомогательных учреждения Санкт-Петербурга, но царское правительство по-прежнему не верило в знания и умения русских врачей и продолжало приглашать на руководящие должности врачей-иностранцев. Объясняя причины плохой подготовки акушеров в те времена, известный русский акушер В. С. Груздев писал, что повивальное дело находилось в руках иноземных бездарностей, «русские же даровитые люди вроде Шумлянского и Максимовича-Амбодика всячески оттирались от него немецкой кликой, и в лучшем случае, оставались на положение простых рабочих».

 

Н. М. Максичович-Амбодик, увлеченный своей любимой работой, не вел открытой борьбы против врачей-иностранцев. Однако в его трудах имеются высказывания, направленные против иностранного засилья: «Хотя врачебная наука повсюду есть единая и та же самая, однако, кажется, она имеет некоторое различие в том, что врач и лекарь единоземец, соотчич и друг, почитаются для болящего и лучше, и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришелец и иноземец, кому и сложение тела, и свойства, и род жизни болящего неизвестны».

Несмотря на тяжелые  условия, Н. М. Максимович-Амбодик продолжает неутомимо работать, совершенствуя  методы преподавания и создавая капитальные  груды. При этом он использует не только личный богатейший клинический опыт, но и достижения европейского акушерства: «Мне не стыдно сознаться, что я пользовался наставлениями лучших, славных во врачебном искусстве мужей иностранных университетов. Они подали мне случай к новым предприятиям».

В этот период он издает ряд медико-ботанических работ: «Словарь ботанический» (1795), «Первоначальные основания ботаники» (1796), в которых указывает на необходимость изучения медицинской ботаники для врачей, аптекарей и лиц, занимающихся сбором лекарственных растений.

Годы напряженного труда  не могли не отразиться на состоянии здоровья Н. М. Максимовича-Амбодика. Здоровье его ухудшается, особенно слабеет  зрение. Возможно, что в связи с этим он в 1798 г. уходит с преподавательской работы. О последующей его деятельности также почти ничего неизвестно, кроме того, что до конца своей жизни он занимал скромное место консультанта в Калинкинской больнице. Н. М. Максимович-Амбодик умер в Петербурге 24 июля 1812 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основоположник  отечественного акушерства и педиатрии:

Нестора Максимовича  Максимовича-Амбодика по праву называют отцом русского акушерства. Он является создателем капитального труда «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» (1784—1786) — первого отечественного научного руководства на русском языке, без которого было бы немыслимо успешное развитие в России акушерства и научной подготовки акушерских кадров. «Искусство повивания» включает вопросы физиологического, патологического и оперативного акушерства. По нему училось несколько поколении врачей и акушерок. Труд этот написан на основе прекрасного знания современного европейского акушерства и богатого личного клинического опыта.

Многие положения, высказанные Н. М. Максимовичем-Амбодиком, были прогрессивными и не потеряли актуальности и в наши дни. В предисловии к «Искусству повивания» Н. М. Максимович-Амбодик пишет о том, что следует знать анатомию женского тела и утробного плода, без которых невозможно стать опытным акушером, о том, что важно «заблаговременное» практическое обучение для получения специальных навыков, нужных для оказания своевременной помощи в трудных родах. Он неоднократно говорит о необходимости сочетать теоретические и практические знания: «... умозрение с опытодействием сопряжено неразрывным союзом, так что одно без другого есть весьма слабо и бессильно, а иногда вредно и пагубно быть может». Н. М. Максимович-Амбодик также обращает внимание на тесную связь медицины с другими науками, такими, как химия и физика. Высказывание Н. М. Максимовича-Амбодика о том, что «опытную физику в помощь врачу снискать нужно», перекликается с идеями М. В. Ломоносова о тесной связи медицины с химией и физикой.

В «Искусстве повивания» Н. М. Максимович-Амбодик  подробно описал анатомическое строение женских половых органов и  внутриутробное положение плода, признаки беременности, методику и значение акушерского исследования беременной и роженицы. Он первым обратил внимание на большое значение подготовки рук акушера для «перстного осязания»: необходимо остричь ногти и смазать руки теплым маслом. Одновременно он рекомендует не проводить акушерского исследования без достаточных к тому показаний.

Одна из важнейших  причин акушерской патологии— узкий  таз — рассматривается Н. М. Максимовичем-Амбодиком  очень подробно. Обращая внимание на неправильное строение женского таза, он подчеркивает, что такой таз является частой причиной трудных родов, а иногда и невозможности их. Описанные им формы узкого таза, признанные и в настоящее время, легли в основу классификаций узкого таза, предложенных в дальнейшем многими авторами.

Среди причин осложненных  родов Н. М. Максимович-Амбодик отмечал  также необычное положение головки, когда головка «личиком к лону, а затылком к крестцу оборочена». Эта теория получила в дальнейшем развитие как учение о клинически узком тазе, которому было посвящено много работ советских и зарубежных авторов (М С. Малиновский, 1923; Б. А. Архангельский, 1939; И. А. Покровский, 1959; Р. И. Калганова, 1965, и др.). В целях родоразрешения при узком тазе Н. М. Максимович-Амбодик предлагал исправление положения головки ручными приемами (поворот на ножку), а при необходимости - применение прямых щипцов или краниотомию (плодоразрушающую операцию). Н. М, Максимовичем-Амбодиком подробно изложены условия и показания к производству операции акушерского наружно-внутреннего поворота. Он первый в России описал асинклитическое вставление головки плода (неправильное вставление головки плода в полость таза — очень серьезный признак, указывающий на имеющееся сужение входа в таз, что могло осложнить нормальное течение родов).

Во время издания  «Искусства повивания» о конфигурации (приспособлении головки плода к тазу) врачи не имели понятия. Среди врачей были распространены взгляды немецких и французских акушеров, утверждавших, что основным назначением щипцов является сжатие головки плода, в силу чего уменьшенная головка может пройти через узкий таз. Однако Н. М. Максимович-Амбодик утверждал, что чрезмерное сжатие головки щипцами наносит вред плоду. При значительном несоответствии таза матери и головки плода нельзя накладывать акушерские щипцы, так как этой операцией нельзя спасти плод и, кроме того, ставится под угрозу жизнь матери. При большом несоответствии Н. М. Максимович-Амбодик советовал производить плодоразрушающую операцию. Он указывал, что щипцы безопасны лишь тогда, когда они легкие, нет осложнений в течении родов и накладывает их опытный акушер.

Н. М. Максимович-Амбодик  описал операцию наложения щипцов на последующую головку (при ножном предлежании плода), основные положения  которой не потеряли своей актуальности до настоящего времени. При ведении родов он рекомендовал воздерживаться от необоснованных вмешательств: «поистине счастливы те жены, кои с пособием природы рожают детей благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой. Н. М, Максимович-Амбодик был противником вмешательства в физиологическое течение родов и советовал прибегать к нему только при их осложнении. Он считал, что применение «орудий» показано лишь при «..ненатуральных, трудных родах» (узкий или деформированный таз, чрезмерная величина или уродство плода, неправильное его положение, сросшиеся двойни, сочетание узкого таза и крупного плода, старая первородящая). При необходимости нужно начинать оперативные вмешательства с «легчайших» и менее опасных способов. Он положил начало бережному ведению родов, придерживаясь выжидательной тактики, которой пользуются и в настоящее время.

С целью предупреждения разрыва промежности во время  родов Н. М. Максимович-Амбодик первый в России предложил защиту промежности  — ответственный момент в ведении  родов.

Патологии беременности, т. е. описанию болезней во время беременности и их лечению, Н. М, Максимович-Амбодик придавал особое значение. Он обращал внимание на образ жизни беременной, считая это очень важным для здоровья будущего ребенка. «Беременная жена, как скоро почувствует, что она во своей утробе зачала, сугубо обязывается всячески наблюдать добропорядочную жизнь и бляголоведение во всем ея состоянию приличное; ибо она должна пещися не токмо о предохранении собственного здравия, но еще иметь попечение и о соблюдении носимого ею утробного плода». Он придает большое значение во время беременности пище, движениям, одежде, свежему воздуху, употреблению нужных лекарств.

Информация о работе Нестор Максимович Максимович-Амбодик