Нестор Максимович Максимович-Амбодик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:19, реферат

Краткое описание

Нестор Максимович Максимович-Амбодик — крупнейший ученый второй половины XVIII века—является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположников русской фармакогнозии и медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии, медицинской ботаники и фармакогнозии были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка аку-шерских кадров в России были бы невозможны.

Содержание

1. Введение
2. Жизненный путь H. M. Максимовича-Амбодика
3. Основоположник отечественного акушерства и педиатрии
4. Вклад в отечественную педиатрии
5. Вклад в отечественную фармакогнозию
6. Заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика в разработку отечественной медицинской терминологии
7. Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Нестор Максимович Максимович-Амбодик.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО Омская Государственная  Медицинская Академия

Кафедра Общественного  здоровья и здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Нестор Максимович Максимович-Амбодик

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила работу

студентка 1 курса, 112 группы

лечебного факультета

Маркина Александра Евгеньевна

Преподаватель:

Банюшевич Ирина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Омск-2013 г

Содержание:

1. Введение

2. Жизненный  путь H. M. Максимовича-Амбодика

3. Основоположник отечественного  акушерства и педиатрии

4. Вклад в отечественную педиатрии

5. Вклад в отечественную  фармакогнозию

6. Заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика  в разработку отечественной медицинской  терминологии

7. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Нестор Максимович Максимович-Амбодик — крупнейший ученый второй половины XVIII века—является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположников русской фармакогнозии и медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии, медицинской ботаники и фармакогнозии были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка акушерских кадров в России были бы невозможны.

Словари, составленные Н. М. Максимовичем-Амбодиком, положили начало разработке русской  медицинской номенклатуры.

Н. М. Максимовичу-Амбодику принадлежит  также ряд крупных переводных работ, способствовавших популяризации медицинских знаний среди широких слоев населения.

Однако чтобы попять и оценить  по настоящему заслуги Н. М. Макспмовича-Амбодика, надо хотя бы в общих чертах познакомиться с тем, что было до него, а также с теми условиями, в каких ему пришлось жить и работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень медицины в стране во второй половине XVIII века:

 

Вторая половина XVIII века в России - период больших преобразований, связанных с реформами Петра I, охвативших все стороны экономической, государственной и культурной жизни  страны. Реформы коснулись также и медицины, в частности наиболее важного вопроса о медицинском образовании. Открываются первые госпитальные школы, которые стали началом систематической подготовки отечественных врачей. Обучение в госпитальных школах велось на латинском языке, и далеко не все русские могли поступить в эти школы. В них учились преимущественно дети иностранцев и дети духовенства, окончившие духовные семинарии. Подготовка врачей из-за отсутствия учебников, нехватки квалифицированных преподавателей шла медленно. В числе преподавателей были преимущественно иностранцы. Некоторые из них, такие, как Николай Бидлоо, сыграли большую роль в организации учебно-медицинского дела в России. Но были и такие, которым были чужды интересы русского народа, и они не всегда добросовестно относились к своим обязанностям. В русских врачах они чувствовали соперников, старались всячески препятствовать развитию медицинского образования в России.

Между тем Россия в  это время в связи с очень  высокой заболеваемостью и смертностью населения испытывала острейшую нужду в медицинских кадрах. Частые эпидемии, войны уносили большое число жизней. Но особенно велика была материнская и детская смертность, так как акушерская помощь при родах среди широких слоев населения отсутствовала. Если женщины из богатых слоев общества имели возможность обращаться к врачам-иностранцам за акушерской помощью, то женщины из народа вынуждены были прибегать к помощи повитух, в подавляющем большинстве неграмотных и невежественных, часто причинявших большой вред и матери, и ребенку.

 

Такое положение не могло  не отразиться на приросте населения  — "приумножения народа российского" почти не происходило. И государство, и передовые деятели общества были обеспокоены создавшимся положением. Государство пыталось решить эту проблему с помощью иностранных специалистов, передовые же люди России считали необходимым создание отечественных кадров врачей, и в первую очередь акушерских кадров.

Так, гениальный русский  ученый М. В. Ломоносов в своих  трудах уделял большое внимание вопросу увеличения рождаемости и прироста населения. Он считал основной причиной медленного прироста населения высокую детскую смертность. В письме И. И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа», написанном в 1761 г., он рекомендовал целую систему мероприятий повышения рождаемости, снижения смертности и заболеваемости детей. Для развития повивального искусства в России М. В. Ломоносов предлагал составить русское руководство по акушерству, положив в основу научные труды западноевропейских ученых и богатый опыт российских повивальных бабок, напечатав его в большом количестве.

Обучение акушерству и образование родовспомогательных  учреждений на государственных началах  в России начались лишь во второй половине XVIII века, когда по предложению первого организатора российского здравоохранения П. 3. Кондиоди в 1757 г. были открыты в Москве, в Санкт-Петербурге бабичьи школы, где стали обучаться акушерскому искусству повивальные бабки — женщины, оказывающие помощь в родах.

Но главе этих школ были поставлены немецкие профессора: в Москве И. Ф. Эразмус, в Санкт-Петербурге - А. Линдеман. Занятия проходили на квартирах у профессоров. Русским языком они не владели, объяснялись со своими ученицами через переводчиков-немцев, которые тоже плохо владели русским языком. Обучение носило чисто теоретический характер. Не было современных учебных пособий, следовательно, достижения европейского акушерства оставались неизвестными. Не было и практической базы, где бы можно было обучаться повивальному искусству. Лишь когда при Воспитательном доме в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) открылись родовспомогательные отделения, впервые появилась возможность практического обучения.

Уровень подготовки в  этих школах продолжал оставаться низким. Количество окончивших их также было невелико. Так, за первые 20 лет существования Московской бабичьей школы всего 35 учениц получили звание "присяжных повивальных бабок», из них русских было всего 5.

Таким образом, дело государственной  важности - подготовка отечественных  акушерских кадров — не имело должного развития. Только с появлением отлично подготовленных русских врачей-преподавателей, искренне заинтересованных в развитии в России родовспоможения, осуществляется подготовка акушерских кадров на современном научном уровне. Одним из таких преподавателей и ученых был первый русский профессор акушерства Нестор Максимович Максимович-Амбодик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный путь Н. М. Максимовича-Амбодика.

Нестор Максимович Максимович-Амбодик (от греческих слов «ambo dic» — «дважды  скажи», указывающих на двукратное повторение слова «Максимович» в его отчестве и фамилии) родился 27 октября 1744 г. в селе Веприк Полтавской губернии в семье сельского священника. Первоначальное образование он получил, очевидно, дома. В возрасте 13 лет его определяют в Киевскую духовную академию — одно из крупнейших учебных заведений того времени, дававшее своим воспитанникам обширные и глубокие знания не только по богословию, но и по философии, истории, иностранным языкам. Киевская духовная академия поставляла России кадры образованных людей: учителей, переводчиков и даже работников издательского дела. Многие из ее воспитанников становились учащимися медицинских школ. Окончив академию в 1768 г. Н. М. Максимович-Амбодик не предполагал посвятить себя медицине. Об этом он писал в предисловии к «Искусству повивания»: «Сколько могу из детства вспомнить, когда мне и на мысль не приходило, чтобы когда ни есть обучаться врачебной науке; а еще и того менее, чтоб быть для других путеводителем в повивальном деле».

Богато одаренный юноша, обладавший чувствительной душой и добрым сердцем, Амбодик не мог не видеть и не переживать противоречивое сосуществование общего прогресса в жизни государства и потрясающей бедности, бескультурья, огромной заболеваемости и смертности среди простого народа. И ему «захотелось узнать законы, по которым должны жить российские поданные», поэтому он начал работать в юридической комиссии по становлению проекта Уложения новых законов. Потребовалось очень немного времени, чтобы H. М. Максимович-Амбодик понял одну из причин высокой детской смертности - "крайнее в повивальном деле незнание многих неученых русских бабок, кои повсюду в России, а особливо между простым народом свободно исправляют повивальное дело к собственному их стыду, общей гибели и явному вреду всего государства». В дальнейшем много сил и энергии отдаст он делу воспитания ученых повивальных бабок и просвещению простого народа. А пока желание быть полезным Родине заставляет его найти свое призвание в медицине, особенно в акушерстве.

В 1769 г. Н. М. Макенмович-Амбодик поступил в Госпитальную школу при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, но, не удовлетворившись постановкой обучения, через несколько месяцев  уехал во Францию для поступления на медицинский факультет Страсбургского университета. Этот университет, славившийся своими преподавателями, являлся первым учебным заведением, где с 1728 г, врачи могли получать специальную теоретическую и практическую подготовку по акушерству. Повивальное дело преподавал Редерер, ученый с европейским именем.

Сначала Н.М. Максимович-Амбодик  обучался за свой счет, а затем ему была назначена стипендия княгини Е. Д. Голициной-Кантемир, которая завещала большой капитал, как она писала, "для беспрерывного природных россиян акушерскому делу обучения в чужих краях". Самый факт завещания специального капитала для подготовки ученых-акушеров — убедительное свидетельство большой потребности в них. Эта стипендия дала возможность молодому Н. М. Максимовичу вместе с его сверстниками А. М. Шумлянским и М. М. Терсховским (ставшими впоследствии тоже известными врачами) получить за границей прекрасное медицинское образование.

По окончании университета, в котором он проучился 4 года, 18 мая 1775 г Н. М. Максимович-Амбодик успешно  защищает диссертацию на тему "О  печени человеческой» и получает докторский диплом и отличный аттестат от декана Страсбургского университета проф. И. Р. Шпильмана.

С целью повышения  общего образования и знакомства с медицинскими достижениями в другой стране Н. М. Максимович-Амбодик совершил большое путешествие по Германии. Он посетил ряд немецких клиник, слушал лекции, беседовал с врачами и руководителями клиник. Одновременно он совершенствовал свои познания в немецком языке, что в дальнейшем позволило ему свободно говорить и читать на этом языке.

По возвращении в Санкт-Петербург Н. М. Максимович-Амбодик был проэкзаменован в Медицинской коллегии докторами Г. Ашем, X. Пеккеном, А. Линдеманом и 19 сентября 1776 г. получил право практики и назначение младшим доктором в Санкт-Петербургский адмиралтейский госпиталь. Здесь он начал читать свои первые лекции по повивальному искусству. Кроме того, ему было поставлено условие два раза в неделю читать эти же лекции и в Госпитальной школе при Санкт-Петербургском сухопутном госпитале.

В 1777 г. по «высочайшему повелению» Н. М. Максимович-Амбодик был направлен за границу на один год для дальнейшего совершенствования своих знаний. По возвращении в Россию 2 сентября 1778 г. он вновь начал читать лекции в Санкт-Петербургском адмиралтейском госпитале, но вскоре был переведен в Кронштадтский госпиталь. Там ему предписывают читать лекции по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям — курс, включавший в себя и способы сбора, сушки и хранения заготовленного лекарственного сырья (курс "Материа медика"). Такой род деятельности абсолютно не соответствовал стремлениям молодого врача. Русский историк медицины Я. А. Чистович в дальнейшем писал: "Может быть, это было родом ссылки, потому что Кронштадтская школа всегда считалась отсталой, а госпиталь в Кронштадте был до конца прошлого столетия образцом неустройства, беспорядков и злоупотреблений".

Через полгода Н. М. Максимович-Амбодик  подал прошение об его обратном переводе в Санкт-Петербург, ссылаясь на то, что всегда готовился быть акушером, в Кронштадте же ему приходится заниматься самыми различными делами, но только не повивальным делом, к которому он себя готовил. Лишь благодаря счастливой случайности его стремления увенчались успехом. В 1781 г вышел в отставку доктор А. Линдеман, профессор Санкт-Петербургской бабичьей школы со времени ее основании. Кандидатов из иностранцев не нашлось, и Н. М. .Максимович-Амбодик 10 мая 1781 г. был назначен его преемником. Кроме этого, его обязали 3 раза в неделю преподавать повивальное искусство подлекарям и ученикам в двух петербургских госпиталях.

Несмотря на почти 25-летнее существование Санкт-Петербургской  бабичьей школы, уровень подготовки повивальных бабок в ней по-прежнему оставался очень низким. Обучение в школе велось по устаревшему акушерскому руководству Горна и продолжало оставаться теоретическим, но и такое акушерское образование было недоступным для большинства русских, ибо преподавание велось на немецком языке.

Возглавив Петербургскую  бабичыо школу, Н. М. Максимович-Амбодик  ставит перед собой три цели:

1) сделать медицинское образование для русских доступным;

2) поставить преподавание  на высокий уровень, соответствующий  современному развитию акушерства; 3) создать учебное руководство  по акушерству на русском языке,  отражающее современные знания  в области повивального искусства.

С необыкновенной энергией и энтузиазмом, не жалея ни времени, ни сил, ни личных средств, Н. М. Максимович-Амбодик берется за реорганизацию всего учебного процесса подготовки повивальных бабок.

Прежде всего, он вводит обязательные практические занятия у постели рожениц в родильном отделении Воспитательного дома. Теорию и практику он считает неразделимыми. Для получения знаний "недостаточно врачу, лекарю или бабке прочесть только какую ни есть о повивальной науке книгу, не довольно выслушать только словесные о бабичьем деле наставления, но довольно... несколько раз присутствовать при родах, но необходимо, нужно, как чтением и слушанием... так и самого вещию через бабичье руководствие при родах исправляемое, приобрести надлежащее в оном познание. Умозрение с опытодействием сопряжено неразрывным союзом...».

Н. М. Максимович-Амбодик  первым в России проводит занятия  на акушерском фантоме (модель женского таза и плода), применяя его для  изучения механизма родов, как нормальных, так и патологических, а также для обучения различным акушерским приемам, пособиям, операциям. Так как Санкт-Петербургская бабичья школа не имела акушерского фантома, Н. М. Максимович- Амбодик создаст модель, по которой в сентябре 1782 г. мастер Василий Коженков изготовляет фантом. Одновременно Н. М. Максимович-Амбодик ему же заказывает сделать ряд акушерских инструментов: стальные клещи с деревянными рукоятками (т. е. акушерские щипцы), серебряный женский катетер и др.

Информация о работе Нестор Максимович Максимович-Амбодик