Н.А.Львов – истинный сын тверской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Писать о Николае Александровиче Львове увлекательно и трудно. То и другое потому, что был он личностью крупной, необыкновенной, даже если хотите, загадочной, многогранной, и каждая грань его таланта заслуживает отдельного, достойного внимания рассказа. Это был человек из породы Леонардо, Ломоносова - людей, не так уж часто посещающих Землю, людей, которым интересно жить в этом мире, для которых увлеченность, страсть к познанию - высшая страсть в жизни. Он был из тех, кто смотрел на природу не восхищенными глазами наблюдателя, а преображал ее, заботясь прежде всего о пользе отечества. Такие люди неизбежно находились впереди своего времени или, по крайней мере, на самом переднем его рубеже.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Семья Н.А.Львова…………………………………………………………………………..5
1.1 Детство и юность Н.А.Львова…………………………………………………………………….5
Глава 2. Судьбоносные встречи в жизни Н.А.Львова……………………………………………..8
Глава 3. Путь к успеху и цена за него………………………………………………………………12
Глава 4 Н.А.Львов – выдающийся зодчий России………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………………23

Прикрепленные файлы: 1 файл

львов.docx

— 81.42 Кб (Скачать документ)

В начале 1780-х гг. (вероятно, по содействию П.В. Бакунина) произошло знакомство Н.А. Львова с флигель-адъютантом императрицы Екатерины II Андреем Андреевичем Безбородко (1747 - 1799). У них была одна главная общая черта - феноменальная работоспособность. Было и одно общее и очень сильное качество - оба хотели служить России, быть ей полезными людьми. В одном из своих самых последних писем, которые А.А. Безбородко написал в год своей смерти (1799 г.), а тогда он был одним из самых влиятельнейших людей в России он писал: " … я никогда не хотел быть при дворе сильным и могущим человеком, а скорее быть полезным". Вся жизнь и творчество Н.А. Львова - это искреннее и сильнейшее желание служить своими знаниями, талантами, опытом России. Все это по большому счету и сблизило их. А.А. Безбородко угадал гений Н.А. Львова. А императрица Екатерина II была мастерицей разгадывать таланты, в том числе редчайшую работоспособность и дипломатическое дарование А.А. Безбородко. Он сделал при ее поддержке блистательную и стремительную карьеру при дворе. В 1780 г. он был в чине всего лишь бригадира, а вскоре уже был генерал-майором и был причислен к Коллегии иностранных дел, где его контакты с Н.А. Львовым еще более упрочились.

А.А. Безбородко довольно быстро, утвердившись в роли личного секретаря  Екатерины II (с 1775 г.), стал фактически министром  иностранных дел (с 1783 г.), стал графом (1784 г.), в конце жизни - канцлером  и светлейшим князем (с 1797 г.), стал еще  при императрице Екатерины II феноменально богатым и чрезвычайно влиятельным  человеком. Он был умным, дипломатичным, хитрым и одновременно мудрым человеком, обладал феноменальной памятью  и даром - как и императрица Екатерина II - находить, поддерживать, использовать в интересах России и - непременно также в своих собственных интересах - талантливых людей.

В 1780 г. А.А. Безбородко было 33 г., а Н.А. Львову 27 лет. Когда из Коллегии иностранных дел выделилось почтовое ведомство, а А.А. Безбородко назначили генерал-почт-директором, он Н.А. Львова сразу взял к себе в новое учреждение для выполнения особых поручений. Они и в правду были особые: и сложные, требующие точность, оперативность, честность и по производственной части, и по личным делам и интересам А.А. Безбородко (от строительства и украшения его личного дома-дворца, создания сада и внутреннего убранства его дачи до покупки картин для его коллекции, придумывания идеи парадного портрета императрицы Екатерины II для его дома-дворца и многих других).

Способности Н.А. Львова угадывать  художественные желания императрицы  особенно хорошо проявились при создании (1783 г.) именно им идеи, концепции-программы  портрета Екатерины II , заказанного  А.А. Безбородко для его великолепного  дворца лучшему живописцу России того времени - Д.Г. Левицкому. Попросту говоря, Н.А. Львов придумал идею портрета, которую реализовал великий живописец, не видя при создании портрета саму императрицу. На портрете представлена Просветительница, сторонница Правосудия, стремящаяся к возвышенной и  благородной простоте. Портрет понравился требовательной Екатерины II , которая  при всем ее уме была неравнодушна и ее живописным портретам и желала быть привлекательной на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Путь к успеху и цена за него

А.А. Безбородко привлек Н.А. Львова к устройству дачи и при  ней обширного сада для любимого внука императрицы - Александра.

 Н.А. Львов иллюстрировал сказку, сочиненную для внука Екатериной II - "Сказку о царевиче Хлоре", и именно он выполнил важные работы по строительству (по заказу Екатерины II ) дачи для него ("Александровой дачи"), где затеи сада были своеобразной иллюстрацией к этой нравоучительной сказке.

 Много изобретательности  проявил Н.А. Львов при выполнении  этой задачи. Императрица и ее  внук были очень довольны результатами  его труда. Потом она поручила  ему, опять по подсказки А.А.  Безбородко, создать модели кораблей  времен Петра I и другие работы  для великих князей на "Александровой  даче", а затем за выполнение  всех этих поручений подарила  ему уже в 1782 г. (Львову - 29 лет)  дорогой перстень. Так Н.А. Львов,  по сути, до этого никому не известный как архитектор стал лицом, поддерживаемым императрицей и выполняющим ее заказы.

Год от года Н.А. Львов все  больше проявлял интерес к архитектурному творчеству. Он еще более возрос с 1779 г., когда в Россию приехали архитекторы  итальянец Джакомо Кваренги (1744 - 1917) и шотландец Чарльз Камерон (1730 - 1813). В 1780-х гг. Ч. Камерон вел дворцовое строительство в Павловске, а Н.А. Львов создавал "Александровскую дачу". Всех их троих объединяли не только профессиональные интересы зодчих, но пристрастие к музыке, интересы к другим видам искусств.

Вскоре А.А. Безбородко в  блеске использовал возможность  в очередной раз угодить императрице, он дал Н.А. Львову шанс по крупному доказать свой яркий неординарный архитектурно-художественный талант императрице. В 1780 г. Екатерина II встретилась в Могилеве с императором  Священной Римской Империи Иосифом II для заключения политического договора между Австрией и Россией. Императрицу сопровождал А.А. Безбородко. В память об этой исторической встрече Екатерина II заложила в Могилеве храм Святого Иосифа. Вернувшись в Петербург, она повелела выполнить проект заложенного храма. Все, что вскоре представили ей на суд самые известные архитекторы России, было красивым, добротным и традиционным. А она хотела возвести храм необычный, как памятник встречи неординарных людей, вершителей судеб стран и народов. Вот тут как раз находчивый и способный на эксперимент, риск А.А. Безбородко, предложил императрице поручить выполнение проекта Н.А. Львову, она дала согласие. Церковь казалась необычной по тем временам: простая по форме, без "французских кудрей", она подкупала своей строгостью, напоминавшей древнегреческие, классические сооружения.

Отмирало барокко, и победа Львова во многом объясняется начавшейся сменой стилей в архитектуре.

 Н.А. Львов создал  необычайный проект храма, который  императрица одобрила, понравился  храм и императору Иосифу II . Император подарил Н.А. Львову золотую, алмазами осыпанную табакерку с его вензелем.

 Это стало началом  архитектурного триумфа Н.А. Львова, началом принципиально нового  этапа в эго жизни как яркого  признанного архитектора, высоко  ценимого первыми лицами в  Европе. Перед Н.А. Львовым с начала 1780-х гг. открылись новые горизонты, реальностью стали многие его мечты, создались условия для раскрытия его разноплановых талантов: архитектора - объемщика, ландшафтного архитектора, дизайнера, а также инженера, геолога, ботаника, историка, археолога, поэта и писателя, музыканта, постановщика спектаклей, этнографа, лингвиста, художника, графика и других граней его редчайшего таланта. Он смог добиться руки любимой женщины - М.А. Дьяковой. Смог сполна ощутить счастье, творческое и общечеловеческое. При этом он твердо знал, что в основе всего лежит труд. Вот почему он с уверенностью написал:

"Счастье тот  лишь цену знает,  
Кто трудом его купил".

В 1782 г. Екатерина II поручила именно Н.А. Львову выполнить эскиз-рисунок  ордена св. Владимира и одобрила его. В том же году императрица  также удостоила одобрением составленным им проект здания Почтового стана. А в 1785 г. Екатерина II лично приняла участие в закладке нового собора, проект которого выполнил Н.А. Львов, в древнем Борисоглебском монастыре г. Торжка.

В 1783 г. он сопровождал императрицу  при ее поездке на встречу со шведским королем Густавом III (правда, тогда он не состоял в официальной императорской свите), в память об этой поездке императрицы он подарил ей свою картину "Вид Выборгского замка" (1783). Н.А. Львов также участвовал в выезде Екатерины II в Крым (1787). В обоих случаях об участии Н.А. Львова в поездках императрицы позаботился А.А. Безбородко.

Н.А. Львов был в милости  в целом у трех самодержцев: 16 лет (1780 - 1796) у императрицы Екатерины II , 5 лет (1796 - 1801) у императора Павла I , почти 3 года (1801 - 1803) у императора Александра I . Когда состоялось его первое знакомство с императрицей Екатериной II (1780 г.) ее сыну Павлу было 26 лет, а внуку Александру 3 года.

В период правления и общения  Екатерины II с Н.А Львовым ей было 51 - 67 лет, а ему 29 - 45 лет.

Н.А. Львов пользовался  расположением императора Павла I . Этому усиленно способствовал А.А. Безбородко (он оказал государю при  его вступлении на престол какую-то неоценимую услугу). Мудрость проявил  император Павел I в оценке трудов, Н.А. Львова, его талантов и из неприязни  к памяти его матери Екатерины II , у которой зодчий в последние  годы не был в особом почете. Павел I высоко оценил предложения Н.А. Львова об использовании русского каменного угля (как тогда говорили, "земляного угля") вместо привозного английского, о возведении так называемых землебитных строений - быстро возводимых, недорогих, огнестойких, а также о возможности производства серы в России из собственного сырья вместо иностранного привозного, о производстве особой смолы для корабельного дела, о производстве толи (технологию производства которой он разработал) и некоторых другие предложения. Именно император Павел I поручил Н.А. Львову составить проект реконструкции и строительства Кремлевского дворца в Москве. Именно Н.А. Львову император Павел I поручил выполнить эскиз-рисунок ордена Святой Анны и одобрил его.

В 1797 году 21 августа по указу Павла I он был назначен директором Училища землебитного строения. Там Николай Александрович учит крестьян (по 2 человека от каждой губернии) его способу возведения земляных построек.

Н.А. Львова и императора Павла I объединяли не только общие  стремления способствовать оздоровлению России, но и особый интерес к  Италии, в том числе почтительное отношение к мальтийским рыцарям, их традициям. В 1798 г. Павел I принял титул  главы - гроссмейстера, или Великого Магистра, духовного рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского; а еще раньше - в 1797 г. он утвердил в России "великое приорство" ордена Мальтийских рыцарей. Н.А. Львов также интересовался этим орденом. В 1800 г. в рапорте он сообщал императору Павлу I о его стремлении написать Геральдическую историю Мальтийского ордена. Н.А. Львов оставил неопубликованный очерк истории Мальтийского ордена. Вот почему именно Н.А. Львову Павел I поручил строительство резиденции ордена Мальтийских рыцарей в его любимой загородной резиденции Гатчине.. 
Хоть взят он от земли и в землю он войдет, 
Но в зданьях земляных он вечно проживет,-  
писал о друге Державин, восторгаясь его поисками. 
 
Павел I, прослышав о домах из земли, пожелал, чтобы архитектор построил таким способом дворец в Гатчине. Львов подготовил проект небольшого дворца, который стилистически ассоциировался со старинными швейцарскими замками (но никоим образом не копировал их!).

Разумеется, архитектор обращался  не к самому Павлу. При строительстве  ему приходилось иметь дело с  фаворитом царя - генерал-прокурором П.Х. Обольяниновым, грубым, малообразованным, бесталанным, да к тому же еще и завистливым служакой, штатским двойником Аракчеева. Когда пришла пора выбора места под приорат, Обольянинов спросил, где Львов думает его построить, но на указанном месте строить не разрешил. Другое место, предложенное архитектором, он тоже отклонил. "Тогда укажите сами", - сдерживаясь, сказал Львов. Обольянинов показал на болото возле Черного озера - самое бросовое место. "Хорошо, - невозмутимо ответил Львов, - я построю дворец и там, но это будет стоить государю намного дороже..."  
 
Пришлось прокопать рвы и канавы, осушить болото. На образовавшемся из вынутой земли пригорке был возведен Приоратский дворец за баснословно короткий срок - три месяца (с 15 июня по 12 сентября 1798 года). "Все строение, - писал Львов, - сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолка, особым образом для того устроенных... Главный корпус, сверх фундамента, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою".

"О земляном строении  кричали, - писал в первой четверти XIX века биограф Львова, - что оно  непрочно, нездорово, а ныне, т.е.  по истечении 25 лет, многие  земляные строения существуют  без всякого поправления, в  совершенной целости". Добавим,  что и по истечении 200 лет  землебитный Приоратский дворец, эта жемчужина Гатчины, стоит без признаков обветшания, даже, несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны в непосредственной близости от него рвались фугасные бомбы!

Приорат в Гатчине - одно из последних творений Львова. 

Поддерживал Н.А. Львова и  следующий император Александр I . Он стал императором в 1801 г. в 24 г. (тогда  Н.А. Львову было 45 лет), он знал, что  этот архитектор был в милости  у его любимой бабки - императрицы  Екатерины II и у его отца - императора Павла I .

Александр I пожаловал Н.А  Львову дорогой перстень за все выстроенные  им в России землебитные строения.

При дворе нужно было лавировать, что Н.А. Львову приходилось делать. Он сознавал, что он не свободен в этой жизни, зависит от власти предержащих и состоятельных людей, которые порой способствуют созданию ему приемлемых или иногда даже комфортных условий для работы, творчества, так нужных для содержания его многочисленной семьи (У Львовых было два сына: Леонид и Николай, и три дочери: Елизавета, Вера и Прасковья).

 

Все годы службы в Петербурге Н.А. Львов ощущал постоянный дискомфорт по ряду условий его жизни и  творчества. Во-первых было немало завистников и клеветников; во-вторых он всегда мучался от произвола и гнета столичных чиновников; в-третьих вынужден был терпеть флюгерные отношения к нему ряда влиятельных лиц в стране, в зависимости от его позиций при дворе; в-четвертых он страдал от необходимости компромиссов в отношениях с людьми высокого государственного статуса, от которых он зависел; в-пятых приходилось временами выполнять щекотливые поручения с сомнительными корнями желаний их заказчиков и кое-что другое.

Всю жизнь недоброжелатели  и завистники Н.А. Львова стремились поссорить его с влиятельными заказчиками и покровителями, нарушить мир в его семье. Императрице  Екатерине II говорили, что Н.А. Львов  осуждает роскошь ее двора, чрезмерную ее щедрость к фаворитам, не отдает ей должного как женщине, а главное - якобы вместе с А.А. Безбородко мешает ее любимцу - молодому фавориту П.А. Зубову (1767 - 1822).

Императору Павлу I доносили, что Н.А. Львов тратит государственные  средства, выделенные на нужды Школы  землебитного строительства на цели его усадьбы Никольское-Черенчицы, что силой заставляет учеников, пребывающих на государственное обучение в эту Школу, вести строительство в его собственной усадьбе. Говорили, что землебитные строения, возводимые Н.А. Львовым ненадежны и недолговечны. Говорили, что Н.А. Львов привозит в Петербург для оценки качеств найденного им угля не русский каменный уголь, а английский, якобы хочет правдой - не правдой получить большие государственные средства на добычу угля и ловко использовать их. И в таком духе дальше о его других дельных предложениях.

Информация о работе Н.А.Львов – истинный сын тверской земли