Виды древнегреческого театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде, которого возникли, и прочно и неотъемлемо вошли в современную мировую культуру. В числе этих ценностей и театр. До сих пор во всех европейских языках он обозначается тем же словом, каким обозначали его и древние греки.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
Древнегреческий театр
Истоки греческого театра………………………………………5
Трагедии и комедии……………………………………………6
Организация театральных представлений………………….18
Актёры. Маски и костюмы…………………………………...19
Хор и зрители………………………………………………….21
Архитектура древнегреческого театра………………………24
Постановочная техника театра……………………….………26
Виды древнегреческого театра
Театр классической эпохи…………………………………….31
Театр эллинистической эпохи……………………………...…33
Кукольный театр……………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………40

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.18 Кб (Скачать документ)
  1. Постановочная техника театра

    Театральные декорации

   В ранних трагедиях Эсхила декорации  отличались большой простотой. На орхестре находился либо громадный алтарь, как это было в трагедии «Молящие », либо, как в «Персах»,— гробница царя Дария, а в «Прометее Прикованном  »— скала. Все это были массивные  деревянные сооружения. Задний фон  вначале вовсе отсутствовал, но затем  появился проскений с несколькими дверями, изображавший собой фасад какого- либо здания. При Софокле вошли в употребление и расписные декорации, причем Эсхил в своих последних пьесах уже применяет это изобретение своего молодого соперника. Декорациями служила передняя часть скены, непосредственно разрисованная или же покрытая разрисованным полотном. Когда проскений имел форму колоннады, разрисованные полотна размещались в промежутках между колоннами. Обычно имелись три двери, одна в центре и две— справа и слева. Расписные декорации не были еще перспективными, и только позже, к концу V в. до н. э., появляются перспективные приемы росписи.

   Если  декорация изображала храм, то перед  ним обычно находился портик с  колоннадой, приподнятой на несколько  ступенек. Фронтон храма всегда имел скульптурные украшения. Справа и слева  к храму примыкали сооружения разного назначения, например жилища жрецов, священная ограда или священная  роща. Так как в демократических  Афинах никаких царских дворцов  не было, то можно думать, что дворцы изображались наподобие храмов. Театральный  дворец состоял обычно из трех частей, имеющих каждая свою дверь: в центре находилось царское жилище, по бокам — гинекей, то есть помещение для женщин, и помещение для гостей.

   Сатировская драма обычно требовала декораций с каким-нибудь сельским или морским пейзажем: берега моря или реки, холмов или гор, гротов, деревьев, источников и ручьев. По всей вероятности, рамы с разрисованным полотном прислонялись к фасаду скены. (Позже рама с таким разрисованным холстом скользила по особому желобку, чтобы ее можно было быстрее ставить и убирать.)

   Декорация в древней комедии чаще всего  изображала частные жилища, располагавшиеся  на сцене симметрично: например, главное  — в центре, два других — справа и слева. В некоторых комедиях действие внезапно переносится из одного места в другое, например из города в деревню, с земли в подземное царство или же с земли на небо.

   В таком случае поступали очень  просто: разные места действия, как  бы далеко они ни были удалены одно от другого, располагали рядом. Таким  образом, город находился по соседству  с деревней, земля — рядом с  небом.26

Театральные машины

     До  нас дошел ряд сведений об употреблении машин в античном театре. К сожалению, мы далеко не всегда можем определить с достаточной точностью время, когда впервые появилась та или  другая машина

Эккиклема.

Декорация весьма многих греческих драм изображала фасад какого-нибудь здания, перед  которым развертывалось действие. Чтобы  показать публике события, происшедшие  внутри помещения, употреблялась особая машина, которая называлась «эккиклемой». Она преимущественно служила для того, чтобы показывать сцены убийства.

Эккиклема представляла собой деревянную платформу на невысоких колесах. Она выкатывалась через одну из дверей проскения, и на ней размещались действующие лица. Эккиклема как бы показывала то помещение, в котором только что произошло убийство. Более подробных сведений о конструкции эккиклемы, к сожалению, мы не имеем. Первое упоминание о ней падает на 458 г. до н. э., год постановки «Орестеи» Эсхила.

Из комедий  Аристофана «Ахарняне» (ст. 408) и «Женщины на празднике Фесмофорий» (ст. 96 и 265), в которых он осмеивает Еврипида и пародирует его трагедии, мы узнаем, что Еврипид охотно пользовался эккиклемой для показа внутренности здания. И надо прямо сказать, что для театра на открытом воздухе с амфитеатром, охватывающим более половины окружности орхестры, невозможно было бы иначе показать то, что происходит или произошло внутри помещений. Некоторые исследователи считают, что существовали большие эккиклемы, которые могли показывать целые сцены с большим числом участников. Однако убедительных доказательств в пользу этого утверждения пока нет. Этот вопрос будет освещен дальше, при анализе отдельных пьес.

     Есть  все основания думать, что к  концу V в. до н. э. эккиклема в трагедии вышла из употребления. Очевидно, с ростом реалистических тенденций в театре она должна была представляться зрителям конца V в. очень наивным и примитивным способом показа событий, происшедших за сценой.

Эорема.

     Другой  машиной, которая часто употреблялась  в греческом театре, была эорема, то есть подъемник. Иногда ее называли просто «машиной» (по-гречески «механэ»). Она служила для того, чтобы показать богов или героев находящимися неподвижно в воздухе или спускающимися с неба на землю или же, наконец, поднимающимися на небо. Другое название для этой машины было —«журавль», что позволяет нам восстановить в общих чертах ее устройство. «Журавль»— это деревянный наклоненный ствол, в какой- то степени напоминающий длинную журавлиную шею (ср. русское название шеста у колодца для подъема воды «журавль»).

     Другие  части эоремы состояли из подъемного ворота, канатов, скользящих на блоке, прикрепленных к верхушке наклонного рычага, с крюками на концах для подвешивания поднимающихся предметов или действующих лиц. Это приспособление имело разную форму в зависимости от требований драмы — летающих колесниц, крылатых лошадей и т. п. Иногда же привешивали «летающего по воздуху» актера прямо к крюку за ремни пояса.

     Эорема поднимала не более трех лиц. Самый корпус этой подъемной машины был расположен в верхнем этаже скены — за стеной, образующей фон. Рычаг и прикрепленный к нему блок, скрытые от глаз благодаря выступу крыши, проходили через отверстие в этой стене. Возможно, что Эсхил знал уже эорему, хотя и нельзя утверждать этого с полной достоверностью. Софокл употребляет ее в одной из дошедших до нас трагедий —«Филоктете». В конце этой пьесы показывается появление в воздухе Геракла, взятого, согласно мифу, после своей смерти богами на небо.

     У Еврипида больше половины пьес оканчиваются появлением бога на подъемной машине. Отсюда в древности появилось  даже особое выражение для обозначения  таких неожиданных развязок —«бог на машине» (более известен вариант «бог из машины»). С полной уверенностью можно говорить о применении механэ в трагедии Еврипида «Беллерофонт» (426). В этой пьесе, от которой до нас дошли лишь фрагменты, ее герой Беллерофонт поднимался на небо на крылатом коне Пегасе. В комедии Аристофана «Мир» пародируется этот полет Беллерофонта: земледелец Тригей (ст. 174) поднимается на небо на навозном жуке, причем в ужасе умоляет театрального машиниста не уронить его на землю. В другой комедии Аристофана —«Женщины на празднике Фесмофорий», в которой есть пародия на недошедшую до нас трагедию Еврипида «Андромеда», появляется на эореме сам Еврипид (ст. 1098 и следующие). Как Беллерофонт, так и герой «Андромеды» Персей упоминаются у лексикографа Полидевка.

     Он  сообщает (кн. IV, 128), что оба эти  персонажа пользуются машиной для  полетов. Это позволяет сделать  бесспорный вывод, что некоторые  из театральных приспособлений, упоминаемых  Полидевком, могут относиться к V в. до н. э. Сам Полидевк, как уже было сказано, писал во II в. н. э. На одной апулийской вазе, хранящейся в Метрополитен-музее в Нью- Йорке, изображено, как Смерть и Сон несут по воздуху тело союзника троянцев Сарпедона, погибшего под Троей. Мать Сарпедона, Европу, в театральном костюме мы видим под портиком. Ее окружают слуги. Все они смотрят на возносящуюся вверх группу.

     Иногда  по ходу пьесы следовало показать зрителям небо, жилище богов. Можно  предполагать, что такие события  разыгрывались на крыше скены  или на особом балконе, окруженном декоративными  облаками. Возможно, что иногда это  появление бога происходило внезапно, с помощью особой театральной  машины, представлявшей, по-видимому, род  балкона, приделанного к верхнему этажу  скены.

     Появление богов обычно сопровождалось громом и молнией. Гром производила особая машина. Молния же, вероятно, была попросту нарисована на полотне. Как показывали на сцене молнию в более позднее  время, мы можем составить себе представление. Дело в том, что поздний театр  знал подвижные боковые декорации, так называемые периакты. Периакты, по объяснению Витрувия, представляли собою трехсторонние призмы, вращавшиеся вокруг своей оси. На каждой стороне призмы была нарисована особая декорация. В то время, когда появлялось божество и слышался гром, показывали одну из сторон призмы с изображением грозового неба, рассекаемого молнией.

     Греческий театр знал также приспособление, с помощью которого появлялись боги подземного царства, или тени умерших. Это была так называемая «Харонова лестница» 4. Она представляла собою простую лестницу, по ступеням которой актер поднимался из люка под сценой. Кроме того, устраивались еще подвижные трапы, быстро поднимавшие на поверхность сцены актера. При объемных декорациях в некоторых случаях было легко делать подобного рода конструкции. Так, в трагедии Эсхила «Персы» появляется из могилы тень персидского царя Дария.

     Актер сидел внутри сооружения над могилой  Дария и появлялся через люк. прикрытый до необходимого момента. В эллинистическом театре, имевшем высокую сцену, подобного рода спуски и подъемы также не должны были представлять затруднений. Но как могли устраивать «Харонову лестницу» во времена Эсхила, Софокла и Еврипида, когда высокой сцены еще не было? Дёрпфельд во время своих раскопок театра Диониса в Афинах обнаружил следующее: оказывается, впереди скены в скале находилось углубление более чем в 2 м. Вполне возможно, что это углубление служило актерам для спуска или подъема.27

    III. Виды древнегреческого театра

  1. Театр классической эпохи

Театр Диониса в Афинах.

   Древнейшим  из известных театральных зданий является театр Диониса в 
Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне 
Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраивавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом.

   По  двум незначительным остаткам стены  Дёрнфельд установил круглую орхестру 
— террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой орхестры равным приблизительно 20 м). Она была расположена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом.

   Никаких каменных сидений в этом театре еще  не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах  и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499—496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей. Скена вначале не обозначала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качестве задника дворца или храма, и на касательной орхестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре появились 3 двери. 
В это же время входит в обиход и сценическая живопись, причём расписные доски могли расставляться между колоннами проскения. При Перикле театр подвергся перестройке, закончившейся, вероятно, после его смерти.

   Старая  орхестра была отодвинута к северу. Таким образом было достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью перестроена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена, поддерживавшая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца стены выступает к Скене примерно на 2,7 м солидный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. Предполагают, что он служил опорой для машин, применявшихся в театре. Но сама скена была еще из дерева.

   Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором  была помещена статуя бога из золота и  слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкасались с одеоном — зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э. Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых почётных мест. Имелись параскении. Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца или дома, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков.

   Храм  мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская реконструкция была завершена сооружением стоп — большого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной стороне. Следующая, большая перестройка афинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами.

   Вместо  временных деревянных строений была построена постоянная каменная скена. Параскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутрь. сторонах параскении имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликурга существовал деревянный проскений, несколько отступавший от здания скены и образовывавший портик 
(подобно тому, как это было позднее в эллинистическом театре). Пьесы разыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспосабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдельных пьес.28

Информация о работе Виды древнегреческого театра