Лекции по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:54, курс лекций

Краткое описание

Необходимость внедрения учебной дисциплины «История русской литературы» в учебный план направления подготовки 050300.62 Филологическое образование вызвана происшедшими в последнее время серьезными переменами во взглядах исследователей на смысл и назначение исторического процесса, на его проявление в судьбах мира и России, в роли духовной культуры вообще и литературы в частности. В этом смысле устное народное творчество и народная культура в целом должны быть предметом исследования на новой, философской глубине.

Содержание

Введение

Лекция 1. Структура народной духовной культуры

Лекция 2. Происхождение мифа, метод и средства его изучения

Лекция 3. Восточнославянское язычество: источники, методы реконструкции

Лекция 4. Культура народного поведения

Лекция 5. Материальная народная культура

Лекция 6. Фольклор как система, отражающая принципы организации, содержания и формы устного словесного народного творчества

Лекция 7. Русская календарная обрядовая система

Лекция 8. Фольклор для детей

Лекция 9. Народная песенная поэзия

Заключение

Примерный список тем рефератов

Прикрепленные файлы: 1 файл

Текст.doc

— 585.00 Кб (Скачать документ)

В древности слово "нечистый" означало вовсе  не что-то греховное или дурное,  а  просто  менее  священное,  более доступное действию недобро настроенных по отношению к человеку сил.

Луговик – дух лугов,  народным  представлением  рисуемый  как  маленький зеленый человечек в одежде из травы, который помогает косить травы во  время сенокоса. Считается дитем Полевика. Луговик  бывает  очень  сердитым,  когда покос прозевают – гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать, а то и сушит траву на корню. Если  же  придут  косари на такой покос – косы рвет.

    Полевик. Когда начали расчищать леса  и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, немедленно  входили  в  соприкосновение  с  другими "малыми" божествами – Полевиками, по народным  представлениям,  призванным охранять хлебные поля. Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать или  косить его, полевик бежит от взмахов серпа  и  косы  и  прячется  в  тех  колосьях, которые еще  остаются  на  корню. 

Вообще  с  хлебным  полем  связано  много верований и  примет. Так,   до прошлого века  дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские".  Например,  хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых  мешках, скроенных  из старых штанов.  Тем  самым  они  как  бы  заключали  "священный  брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А  вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли  ее,  стараясь  передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле  старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил  прохожего  утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у  него  неожиданно  оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал.  Таким  образом  наши  предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех,  кто  не  боится выпачкать рук.

    Полудица. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у  древних  славян  особое  мифическое  существо, которое  строго  присматривало,  чтобы  в  полдень  никто  не  работал.  Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или  наоборот – косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за  несоблюдение  обычая она могла наказать жестоко (теперь мы называем это солнечным ударом).

    Леший. За оградой жилища древнего славянина начинался  лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена  в славянском  доме  из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек  и  пуговиц.  Кроме того, лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме  благ, даруемых человеку, дикий  лес всегда таил немало загадок и  смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко  встрече  с  его хозяином – Лешим. "Леший" на старославянском языке означает  "лесной  дух". Внешность Лешего переменчива. Он может  предстать  великаном,  выше  самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший  похож  на человека, только одежда у него  запахнута  наоборот,  на  правую  сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц,  ни  бровей,  а глаза как два изумруда – горят зеленым огнем.  Леший может обойти  вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного  круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся  живая  природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему  только  одно:  чтобы  человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

 Водяной. Водным божеством был Водяной – мифический обитатель рек,  озер и  ручьев.  Водяного  представляли  в  виде   голого   обрюзглого   старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись  родниковые  Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара  молнии  Перуна.  Такие  ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.  Вода – как и другие природные сути  –  была  для славянских  язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии,  требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть  деревню, поставленную "без спросу" у Водяного – мы  бы  сказали теперь,  без знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные  жители леса, заблудиться боялись все-таки  меньше,  чем утонуть, поэтому и Водяной  в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

 

3. Поклонение охотников божествам живительных сил природы.

Когда юноша становился охотником, он изготавливал себе основное оружие, неукоснительно вкладывая в  его декорировку магический смысл. А если охотник достигал высших ступеней общественной лестницы и становился старейшиной или вождем, то ему приходилось самому расписывать стены подземных святилищ заклинательными образами коней, бизонов, мамонтов, оленей, а также руководить перед каждой охотой разнообразными обрядами, подготавливавшими его людей к жестокой и отважной схватке с могучими и грозными зверями.

Обряд «предварительной охоты» должен был не только заклинательно  обеспечить удачливость предстоящей  акции в смысле окончательного результата – обилии добычи, но и вселить в самих охотников уверенность в успехе, укрепить их мужество, общественно необходимое в борьбе не на жизнь, а на смерть с огромными стадами бизонов или мамонтов и табунами диких коней.

По этнографическим  данным дошли сведения, что если во время охотничьего танца метатели копий промахивались, не попадали в нарисованного зверя, то настоящая охота отменялась, откладывалась до более благоприятных времен. Охота, особенно облавная, была опасным сражением группы людей со стадом могучих животных, исход которого был неизвестен, и его старались предугадать с помощью магии. И если колдовской обряд проходил удачно, то это укрепляло веру охотников в свои силы, и они шли на свое кровавое и опасное дело, требовавшее крепости духа и предельного напряжения сил всего племени, с уверенностью в успехе.

 

Подводя итог, можно сделать  вывод о том, что дохристианская  русская религия не была примитивным  идолопоклонничеством. Для славянской  религии характерен поэтичный, светлый характер. Это была религия добра, Боги славян были  добрыми богами.  

Религия занимала очень  важное  место  в  жизни  наших  предков. В религии, в мифологии  отражается душа народа.

 

Список литературы

  1. Афанасьев, А. Н. Мифология Древней Руси [Текст] / А. Н. Афанасьев. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 608 с.
  2. Грушко, Е. А. Русские легенды и предания [Текст] / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. – М. : Изд-во Эксмо, 2004. – 208 с.
  3. Карамзин, Н. М. История государства Российского [Текст] / Н. М. Карамзин. – М. : Изд-во Эксмо, 2004. – С. 13 – 40.
  4. Костомаров, Н. И. Славянская мифология [Текст] / Н. И. Костомаров. – М. : Чарли, 1994. – 688 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 5.

Тема:  Материальная народная культура

План

1. Представления о жилище человека.

2. Домашняя утварь  и мебель.

3. Одежда. Мужской и женский костюмы.

4. Народные художественные промыслы.

 

1. Представления о жилище человека.

Для древних славян жилище призвано было выполнять прежде всего защитную функцию. Дом был место, где проживала семья, в котором жили предки, и уже поэтому дому отводилось важное и почетное место в общей картине мира древнего человека. Место для постройки дома выбиралось недалеко от источника воды.

Для древних славян очень  важна была идея священности жилища и домашнего очага (открытая площадка для разведения и поддержания огня, позднее – печь). При постройке дома выполнялись соответствующие обряды, которые состояли из трех циклов. Первый включал в себя освящение земли и закладку дома. Нередко под фундамент дома, под угол, укладывалась при закладке конская голова (это отражено в русских сказках) или иные предметы заклинательного характера. Второй цикл обрядов проводился тогда, когда были выстроены стены и дому недоставало только крыши. Третий цикл проводился после сооружения кровли, когда дом был уже готов. Каждый цикл обрядов, т.е. каждая стадия постройки, сопровождался обильным угощением всех участников стройки.

Священным, почитаемым местом в жилищах была печь. Около печи сооружали алтари прямоугольной или крестообразной формы, близ которых располагались глиняные фигурки, чаши на антропоморфных подставках и орнаментированные спиралями сосуды для зерна.

В чем же заключалось  религиозно-языческое значение дома? Разъясним происхождение и значение самого слова:

Изба ––––––––––––– от «истба» («истопка»)

   – от глагола «истопить» («топить»)

Изба – теплая часть  жилища, в которой ставили очаг (печь).

Поскольку очаг был священным местом, то и изба – священное место, где пребывало божество очага и в котором совершались обряды в его честь.

Славянин – язычник  верил в то, что в его освященном доме действительно пребывают силы света, что они слышат обращенные к ним мольбы. Из такого обращения к собственному жилищу вытекает и особенное отношение к любому человеку – к гостю, который оказывается под крышей славянского дома.

Для славян окружающий их стихийный мир представлялся  антиномично:

Вся природа

 

Духи зла   Духи добра

(упыри)   (берегини)

 

Духи зла могли напасть  на человека везде. Отсюда и вытекала необходимость надежной защиты, одним  из важнейших элементов ее был, конечно, дом. Обереги располагались на доме и на других предметах не произвольно, а по продуманной системе. Защитная система должна быть ориентирована на мир небесный. Например, общий вид двускатной крыши дома имеет подобие треугольника, так как копирует дневное движение солнца по небосклону: восход, полдень, закат.

Окно в доме – выход  в другой мир из некоторого ограниченного пространства, «глазок в белый свет». Но с такой же степенью справедливости – и наоборот: окно как бы открывает доступ, дает возможность заглянуть в дом снаружи, причем не только недоброму глазу…  Весь внешний мир может смотреть в него. От лукавого же взгляда человек стремился себя оградить.

 

2. Домашняя утварь и мебель

Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В  избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшали росписыо – птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Ковши были самых разнообразных  форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши  умещалось по несколько вёдер.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались  кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином!

Они веселье в сердце лили,

Кипела пена по краям.

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

Так описывает А.С. Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" картину  тесного, замкнутого неторопливого  быта Древней Руси.

Ковшички для питья имели  ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки.

Из дерева делали всё: мебель, корзину, ступу, сани, колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.

Особенно почитались у русского крестьянина прялки. Прядение и ткачество  было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

Во всех изделиях из дерева, сделанных  народными умельцами, ясно видно  высокое техническое и художественное мастерство.

Уже в глубокой древности  славяне научились изготавливать  глиняную посуду: сосуды в виде фигур  животных с широкой воронкой наверху. Наиболее вероятное назначение этих  больших и емких (до 68 см. в длину) зооморфных сосудов – служить вместилищем жертвенной крови того зверя, в форме которого такой ритуальный сосуд изготовлен. Для ранних стадий известны сосуды в виде медведя или огромного оленя; они покрыты символическим орнаментом. Со временем добавляются сосуды в форме домашних животных (коров, быков, баранов) и птиц.

Интересным разделом зооморфной пластики являются крышки больших сосудов. Очень  часто они оформлялись в виде голов или даже целых фигур животных. Известны головы медведей, кошки или рыси, оленя, козла, фигуры собаки и др.  Предпочтение, которое отдается хищникам, понятно: крышка должна уберечь положенные в сосуд припасы от всех возможных похитителей. Кошка убережет от мышей, а медведь предостережет и людей, покушающихся на содержимое хранилища. Самый простой магический расчет сквозит в этих наивных мерах по охране семейных ценностей.

 

3. Одежда. Мужской и женский костюмы.

Информация о работе Лекции по "Искусству"