История российского библиотечного дела дореволюционного периода (до 1917 г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Отечественное библиотечное дело ведет начало с 1037 г., когда князь Ярослав Мудрый основал отмеченное в летописи книжное собрание в Софийском соборе Киева. С XI до XVII вв. библиотеки создавались только княжеской и боярской знатью, да церковными иерархами. Богатые собрания книг имели монастыри во Владимире, Киеве, Новгороде, Ростове, Суздале, Смоленске и других древнерусских городах, многие из них погибали от нашествий, княжеских междоусобиц и стихийных бедствий. Так, по данным историков, к 1240 г. в древней Руси было в обращении 130–140 тысяч томов. Но до нашего времени дошло лишь около 500 книг той эпохи.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)
  1. История российского библиотечного дела дореволюционного периода (до 1917 г.).

       История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества.       Отечественное библиотечное дело ведет начало с 1037 г., когда князь Ярослав Мудрый основал отмеченное в летописи книжное собрание в Софийском соборе Киева. С XI до XVII вв. библиотеки создавались только княжеской и боярской знатью, да церковными иерархами. Богатые собрания книг имели монастыри во Владимире, Киеве, Новгороде, Ростове, Суздале, Смоленске и других древнерусских городах, многие из них погибали от нашествий, княжеских междоусобиц и стихийных бедствий. Так, по данным историков, к 1240 г. в древней Руси было в обращении 130–140 тысяч томов. Но до нашего времени дошло лишь около 500 книг той эпохи.

         Личными библиотеками славились знатные люди – просветители Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, московский митрополит Иоасаф, князья Голицыны, Строгановы, Курбский, Оболенские и многие другие, не говоря уже о русских царях, многие из которых не просто почитали книжную мудрость, но и создавали крупные книжные коллекции.

         При Иване IV в 1564 г. была организована первая русская типография, в которой Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первенца отечественного книгопечатания – «Апостол» и ряд других изданий. Крепли и развивались государственные библиотеки при Московском печатном дворе, Аптекарском, Посольском, Пушкарском и Тайных дел приказах.

        Наиболее богатым фондом располагала созданная в середине XVI в. Патриаршая библиотека русской православной церкви. По описи, сделанной Никоном в 1658 г., в ней хранилось более 1300 рукописей, в том числе произведения Аристотеля, Гомера, Демосфена, Еврипида, Плутарха, Софокла, Эсхила и других античных авторов.

         В XVIII в. Петр I основал библиотеки, входящие сегодня в ряд крупнейших в мире – при Академии наук в Петербурге, Московском университете, Эрмитаже, Российской Академии художеств, а также библиотеки горных училищ в Барнауле, Екатеринбурге и Оренбурге. В эту эпоху появились первые публичные и научные библиотеки – Вольного экономического общества в Петербурге (1765), читальня Н.И. Новикова в Москве (1780), общественные

библиотеки  в некоторых губернских городах.

         Екатерина II, продолжая курс Петра Великого на развитие просвещения в России, создала в 1795 г. Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека далее РНБ). Екатерина II считала Библиотеку олицетворением созидательного устремления России, ее приверженности идеалам века Просвещения, поэтому не жалела средств на обогащение книжных фондов. В этих целях были приобретены во Франции личные коллекции знаменитых философов Вольтера и Дидро, а после подавления А.В. Суворовым польского восстания в 1795 г. из Варшавы доставлена библиотека вдохновителей мятежа братьев Залуских. Эти коллекции легли в основу отдела иностранной литературы. Немного позже в

фонд  поступило знаменитое собрание пушкинских рукописей и других ценнейших  архивных материалов книголюба и  чиновника русского посольства в  Париже П.П. Дубровского, на основе которого образован известный на весь мир отдел рукописей РНБ. Другим этапным деянием Екатерины II стало учреждение в 1783 г. обязательного экземпляра всех выходящих в государстве печатных изданий для крупнейших библиотек страны. Главной целью императрицы был, конечно, контроль за книгопечатанием, но одновременно родился и мощнейший инструмент сохранения национальной издательской продукции, ее библиографического учета и гарантированного комплектования библиотечных фондов общероссийского значения.

        Особенно возросло количество и разнообразие библиотек в XIX в. вместе с бурным развитием промышленности. Они создавались в гимназиях, училищах, университетах, воинских подразделениях, при благотворительных организациях, научных и просветительских обществах, при книжных магазинах В Москве в 1862 г. открылась Румянцевская публичная библиотека, ныне Российская государственная библиотека (РГБ). История ее создания показывает высокое место книжности в русской культуре. Ядром современной РГБ стала уникальнейшая по богатству книжных и рукописных раритетов и других культурных ценностей коллекция выдающегося дипломата, издателя, мецената и собирателя исторического наследия страны - Н.П. Румянцева, которую он завещал «на пользу Отечеству и благое просвещение». Коллекция, содержавшая более 1 тыс. рукописных документов, 5 тыс. эстампов, множество картин, скульптур, других произведений искусства и около 30 тыс. книг, включая часть личных библиотек Наполеона и его жены Марии Луизы, находилась в Петербурге. По указу 1828 г. Николая I она стала Румянцевским музеем, который позднее из-за недостаточности финансирования был передан в Императорскую Публичную библиотеку.

       В это время общественность Москвы была озабочена организацией крупной публичной библиотеки в первопрестольной, и в 1861 г. по письму директора музея В.Ф. Одоевского Комитет министров постановил перевезти музей в Москву. Московские власти выкупили для размещения музея и библиотеки красивейшее здание столицы – Пашков дом, построенный по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова. Так родилась наша крупнейшая в Европе библиотека, имеющая в настоящее время фонд свыше 43 млн экз. и гигантские электронные ресурсы.

        До 1917 г. большое значение для комплектования фонда Румянцевской библиотеки имели пожертвования крупных коллекционеров. Среди них – уникальная библиотека С.Д. Полторацкого (10 тыс. экз., книги VIII в. и отечественная периодика); не менее ценное собрание старопечатных книг и древних рукописей В.М. Ундольского; коллекции старописьменных книг Т.Ф. Большакова и С.С. Ланского; дар Н.А. Глушкова – купленная им библиотека гр. Гурьева. Вдова кн. В.Ф. Одоевского подарила его библиотеку – около 6 тыс. экз. редчайших музыкальных сочинений, старинных нотных сборников, сохранившихся зачастую в единственных экземплярах, а также свыше 100 томов переписки Одоевского со знаменитыми людьми России. В 1874 г. поступила библиотека К.С. Скачкова – русского дипломата, работавшего в Китае, которая содержала произведения, отсутствовавшие в лучших книгохранилищах мира, в том числе книги так называемого «золотого века» китайской литературы, почти не встречающиеся даже на родине (11 697 экз.) Преобладание частных инициатив и личных книжных собраний – отличительная черта библиотечного дела дореволюционного периода. На основе личной библиотеки археолога, общественного деятеля и коллекционера А.Д. Черткова в 1863 г. была открыта Чертковская общедоступная бесплатная библиотека, фонды которой впоследствии стали ядром Государственной публичной исторической библиотеки, образованной в 1938 г. Около 2 000 сельских библиотек-читален было основано по всей России на средства, завещанные для этой цели издателем Ф.Ф. Павлен-

ковым.

           По инициативе и при активном участии таких известных литераторов и общественных деятелей, как А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, П.М. Языков, созданы бывшие губернские, ныне областные библиотеки – соответственно: в Кирове, Рязани, Таганроге, Ульяновске. Личные коллекции многих собирателей обогащали публичные библиотеки, поступая в их фонды как пожертвования или путем покупок. Дары библиотекам преподносили и простые коллекционеры, и деятели культуры, и члены царской фамилии. Так, будущий наследник престола Николай II передавал книги из своей библиотеки Томскому университету, Приамурскому отделу Императорского русского географического общества в Хабаровске и

некоторым другим учреждениям.

        В конце века все более активно создавали библиотеки различные общественные организации – Попечительство о народной трезвости, Вольное экономическое общество и другие. Но самое значительное развитие библиотечного дела началось после установления земского самоуправления на основе «Положения о губернских и уездных земствах» 1864 г., которое разрешало содержать на их средства школы, библиотеки, читальни. В 1896 г. земства открыли 2 119 школьных библиотек с общим фондом 6 млн экз. Одновременно росло количество городских и уездных публичных библиотек, которые содержались за счет взносов читателей. Земские управы ставили цель создать планомерно размещенную сеть библиотек и читален.

На  начало 1914 г. в Российской империи  имелось 13 876 публичных библиотек, суммарный  фонд которых составлял 9,4 млн экз. В среднем на одну библиотеку приходилось 680 книг

 

 

 

2.История российского библиотечного дела в период 1917 г. – начало 1990-х годов.

 

             После революции 1917 г. развитие библиотечной системы страны проходило под знаком социалистического реформирования экономики, политического устройства и общественной жизни. Поскольку учреждения царской России были упразднены, а многие владельцы частных библиотек эмигрировали, проводилась массовая реквизиция и национализация частных, земских и общественных библиотек, кроме книжных собраний представителей интеллигенции, для которых они, по сути, являлись инструментами трудовой деятельности. Все остальные библиотеки, кроме профсоюзных, стали государственными.

Новая власть считала  восстановление и социалистическое переустройство имеющихся библиотек, а затем и их наращивание одной  из важных государственных задач. Еще в 1919 г. на съезде по внешкольному образованию Ленин призвал: «Мы должны использовать те книги, которые у нас есть, и приняться за создание организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каждую имеющуюся у нас книжку, не создавать параллельных организаций, а создать единую планомерную организацию» . В русле этого указания в 1920 г. Совнарком издал декрет «О централизации библиотечного дела в РСФСР», по которому следовало объединить все библиотеки в целостную иерархическую структуру, каждое звено которой должно управляться вышестоящим учреждением, а книжные фонды – использоваться сообща на основе выдачи книг из любой точки по читательским запросам.

Тем самым намечалось устранить ведомственную разобщенность и дублирование, ввести всестороннее межбиблиотечное взаимодействие, ориентируясь на сходную организацию филиальных библиотечных объединений в США.

Однако не были учтены многочисленные обстоятельства, препятствовавшие централизации: отсутствие сводных каталогов на фонды, телефонной связи, транспорта и надежных коммуникаций для обмена книгами; низкий уровень библиотечной техники, кадров и общей информационной культуры.

         Большой урон библиотекам нанесли тяжелые годы Гражданской войны, а затем новая экономическая политика (НЭП), когда они были лишены государственного финансирования, а местные бюджеты были нищенскими. По этим причинам в сельской местности с 1920 по 1923 гг. закрылись 90% изб-читален и 60% массовых библиотек. Но с отменой НЭПа к концу 1920-х гг. этот урон удалось преодолеть и быстро превысить довоенный уровень. Восстановлению сети и укреплению книжных фондов способствовало возвращение государственным библиотекам бюджетной поддержки, расширение выпуска недорогой печатной продукции, формирование в библиотечном деле системы методического руководства, опорными звеньями которой стали губернские и уездные библиотеки. Таким образом, в 1920-е гг. была в основном сформирована сеть научных и массовых библиотек – от всероссийских (в Москве и Петербурге) до губернских, уездных и волостных, а также сельских изб-читален. Открывались профсоюзные, красноармейские, школьные библиотеки, пункты выдачи книг, работали книгоноши. С 1928 г. развивается межбиблиотечный абонемент (МБА): в соответствии с Положением о его организации все библиотеки страны обязываются бесплатно обмениваться недостающими книгами по запросам читателей. В этот же период все более активно формируются сети научно-технических, медицинских и др. специальных библиотек. Крупнейшие из них стали научно-методическими центрами по своему профилю. Среди них такие известные, как Центральная политехническая библиотека (основана в 1864 г.), Всероссийская патентно-техническая (1896), Государственная научная педагогическая библиотека (1925), Центральная научная медицинская библиотека (1919). В 1924 г. при Российской публичной библиотеке им. В.И. Ленина (ныне – РГБ) был образован Институт библиотековедения, начавший изучение теории и технологии библиотечной деятельности. Одновременно складывалась система подготовки библиотечных кадров – при педагогических, политико-просветительных вузах и техникумах. В стране, где до революции более 80% населения не умели читать и писать, всепроникающая библиотечная сеть обеспечила полную ликвидацию неграмотности. Начавшаяся индустриализация страны, которой требовались не просто грамотные люди, а хорошо подготовленные специалисты, особенно ускорила создание библиотек разнообразной направленности. В 1934 г. ЦИК СССР принял постановление «О библиотечном деле в Союзе ССР», установив ежегодное увеличение расходов на развитие библиотек, что значительно повысило объем и качество комплектования их фондов.

Наряду с  этими положениями соблюдалась  политика диктатуры пролетариата. Ее выражением стало установление в 1922 г. цензуры издаваемых произведений, а также книг, ввозимых из зарубежных стран; все это контролировало Главное управление по делам литературы и издательств – Главлит. Главлит ввел в практику «Сводный список книг, подлежащих исключению из общественных библиотек и книготорговой сети», который периодически обновлялся. Например, в него включались произведения авторов, эмигрировавших или изгнанных из страны, затем – осужденных в результате политических процессов 1930-х гг., позднее – труды И.В. Сталина в связи с развенчанием культа личности и т.д. Одновременно была возрождена дореволюционная практика отправки изданий, содержащих государственную тайну, антимарксистские и антисоветские идеи, в так называемые отделы специального хранения – спецхран, где они были доступны при условии оформления доступа, мотивированного работой над той или иной темой.

           Вторжение в 1941 г. немецко-фашистских войск на территорию СССР нанесло огромный ущерб библиотечному делу: за годы Великой Отечественной войны погибло более 330 библиотек вузов, 605 библиотек научных учреждений, свыше 32 тыс. школьных, 43 тыс. (50%) общедоступных библиотек, свыше 100 млн экз. книг из их фондов; вывезены в Германию ценные коллекции книг и рукописей. О масштабах утрат ярче всего говорят факты, собранные Чрезвычайной государственной комиссией сразу после освобождения оккупированных немецкими войсками территорий. Полностью были уничтожены 180 библиотек Сталинграда и 10-ти районов области, в том числе 250 тыс. томов Областной библиотеки им. М.Горького. В Курской области не уцелело ни одной из работавших там 291 библиотеки. В Орловской области уничтожены и повреждены 115 библиотек, Областная библиотека утратила 55 тыс. томов. В Московской области оккупанты уничтожили более 200 библиотек и свыше 578 тыс. книг.

Не меньшие потери имели Краснодарский и Ставропольские края и большинство областей, по которым прошли захватчики, – Воронежская, Калининская, Ленинградская, Ростовская, Смоленская и другие. Восстановление библиотечного дела в пострадавших районах развернулось еще до окончания войны. В феврале 1943 г. был создан Государственный фонд литературы (Госфонд), в который для возрождения библиотек поступало 52 комплекта обязательного экземпляра всей печатной продукции страны, дары из фондов Наркомпроса, ВЦСПС, издательств, библиотек и книготорговых организаций, а также книги, собранные гражданами. Только за период с 1943 по 1947 гг. Госфонд направил в библиотеки освобожденных территорий свыше 13 млн экз. Особое внимание обращалось на восстановление сельских библиотек. К 1950 г. книжные фонды и библиотечная сеть были восстановлены, а в целом по стране даже превысили довоенный уровень.

Информация о работе История российского библиотечного дела дореволюционного периода (до 1917 г.)