Древнерусский храм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Под древнерусской историей мы обычно понимаем период X-XVI вв. Это само по себе уже вызывает несколько вопросов.
Во-первых, этот период логичнее называть не древним, а средневековым, разумея под древней дохристианскую историю. Во-вторых, не все исследователи согласны с верхней границей этого периода, относя сюда же XVII век. Нам все же представляется, что XVII век знаменует собой настолько радикальное изменение культуры, образа жизни, мышления людей (все это отразилось в архитектуре, и в храмовой в том числе), что его нужно считать отдельной эпохой. По-хорошему следует рассматривать отдельно и XVI век, но там не происходит такого значительного перелома мировоззрения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1.doc

— 675.50 Кб (Скачать документ)

Андрей основал под Владимиром город-замок, за что получил прозвание  Боголюбского. Церковь Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165) отличается роскошью. Купол расположен не на столбах, а на круглых колоннах, завершающихся золочеными капителями. Стены были покрыты фресками, а над крепостной стеной возвышаются золотая главка и две лестничные башни двухэтажного белокаменного дворца. Интересно, что Боголюбово находится от Владимира примерно на таком же расстоянии, как Вышгород от Киева, что указывает еще на одну попытку Андрея приравнять Владимир к Киеву.

 
Успенский собор во Владимире

 
Дмитриевский собор во Владимире

 
Рождество-Богородицкая церковь Боголюбова монастыря Владимирской области


Дмитриевский собор (1194-1197) весь покрыт белокаменной резьбой: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между лопатками. Наверху, под арками колончатого пояса, стоят многочисленные святые, а в полях закомар изображены сюжетные сцены. Собор был расписан фресками; до наших дней дошли только два фрагмента — "Страшный суд" и "Рай".

Еще один памятник владимиро-суздальской  земли — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), построенный Святославом. Первоначально он тоже был весь покрыт резьбой — сочетание низкого рельефа с высоким, изображения на плоском ковровом фоне из растительных завитков. Храм имел сложную конструкцию: барабан стоял не прямо на сводах, а на выложенных под ними высоких арках. В XV веке верхняя часть храма рухнула, ее пытался сложить заново в прежнем порядке московский купец и строитель Василий Ермолин, но задача оказалась слишком сложной.

 
Церковь Покрова-на-Нерли

 
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

 
Портал Георгиевского собора в  Юрьеве-Польском


С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток с почти отрывавшимися от них колонками, резные ихзображения по сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок. Смысл изображения в центре композиции связан с пророчеством Давида о Богоматери.

Строились во Владимире интересные храмы и в более позднее  время. Так, первоначально возведенный  в 1200-1201 годах Успенский собор Княгинина монастыря до нас не дошел и был отстроен заново на рубеже XV-XVI веков, а в XVII веке украшен росписью, выполненной московскими мастерами. Храм небольшой, белокаменный, трехапсидный однокупольный, глава высится над горкой островерхих закомар и кокошников.

 
Фрагмент декора фасада церкви Покрова-на-Нерли

 
Фрагмент декора фасада Дмитриевского  собора во Владимире

 
Фрагмент резьбы фасада Георгиевского  собора в Юрьеве-Польском


 

Раннемосковское зодчество

В Москве не встретишь таких древних  памятников, как в Новгороде или  Владимире. Сооружений XII — середины XV века в Москве практически не сохранилось. Каменное строительство начинает вестись в 20-х годах XIV века (при Иване Калите): первый Успенский собор (трехапсидный храм, напоминал Георгиевский собор Юрьева-Польского), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь Иоанна Лествичника (1336), — ничего этого не сохранилось.

Древнейший сохранившийся памятник московской земли — Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400). Он напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.

Можно также упомянуть Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры — четырехстолпный храм, без хор, с типичными раннемосковскими капительками и еще более сильным смещением барабана к востоку.

Духовская церковь Троице-Сергиевой  лавры (1436) построена во владимирских традициях, но пояса уже не резные. Колокольная часть имеет псковский  облик. Колонны тяжелые с кокошниками.

 
Собор Спаса Преображения на Бору в  Московском Кремле

 
Общий вид Успенского собора, что  на Городке, в Звенигороде Московской области

 
Троицкий собор в Троице-Сергиевой  лавре

 
Святодуховская церковь в Троице-Сергиевой  лавре в Сергиевом Посаде Московской области


Яркий пример раннемосковской архитектуры  — Спасский собор Андроникова монастыря (1420-1427). Это первый дошедший до нас памятник на территории Москвы. Его отличают повышенные центральные прясла, повышенные подпружные арки. Раньше он был трехглавым.

В середине XV века почти ничего не строится, в связи с Большой  феодальной войной. В 1470 году Иван III женится  на Софье Палеолог, с которой в  Москву попадают греки-строители; также  Иван приглашает итальянских мастеров. В это время развивается теория Москвы как третьего Рима, в связи с чем, в частности, идет активное строительство и реставрация. Уже упоминавшийся нами подрядчик Василий Ермолин организует строительство в Московском Кремле, возобновляет храмы на Воздвиженке, на Торгу, а также во владимиро-суздальской земле. В целом начиная с этого времени можно говорить не об искусстве отдельных школ, как в предыдущий период, а о русском общенациональном искусстве.

С конца XV века итальянцы приносят новые приемы, детали, но не копируют Италию, а развивают русские традиции; также их приемы переосмысливают местные мастера. Для строительства храмов часто приглашают псковских зодчих, а декоративное убранство фасадов и барабана выполнялось в основном в традициях владимиро-суздальской школы. Отличительной московской деталью стали килевидные кокошники вокруг барабана главы, что придавало зданию динамичность и объемность; средняя арка фасада возвышалась над боковыми.

 
Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле

 
Собор Рождества Богородицы Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря  Московской области

 
Успенский собор в Архиерейском дворе Ростова

 
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Сергиевой лавре


В 1474 году Иван III велел строить  в Кремле Успенский собор по образцу владимирского, но шире и длиннее. Из Италии был приглашен Аристотель Фиораванти. Он возвел собор из белого камня и специального, особо прочного кирпича. Четырнадцать равных по ширине и высоте прясел завершались одинаковыми полукружиями закомар. Длина собора почти равна ширине и достигала 40 м. В храме не планировалось галереи. Храм был разбит на 12 равных квадратов, сторона которых равнялась ширине средней апсиды Успенского собора во Владимире. Апсиды были вдавлены в массив здания, боковые апсиды заполнялись пилонами, лишь среднее полукружие воспринимается как продолжение нефа. Элементы Успенского собора Московского Кремля затем часто цитируются, как в постороенном итальянцами Спасо-Преображенском соборе в Ярославле — там круглые окна, ордерные элементы на русской основе; Лужецком монастыре, Успенском соборе Дмитрова. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре (середина XVI в.) тоже типа московского, но колонны не круглые и имеется оригинальный пятичастный алтарь. ИлиУспенский собор в Ростове (шестистолпный, три прясла на центральном фасаде и на боковых, аркатурно-колончатый пояс), который отличает ясность и пропорциональность.

В 1484 году закладываются две церкви — Ризоположения и Благовещения, построенные псковскими мастерами. Ризоположенская церковь стоит на небольшом подклете. У нее три прясла, килевидные завершения стен и вытянутая, поставленная на восьмигранный пьедестал главка, декоративные пояса из терракотовых плиток. Благовещенский храм строился до 1489 года. Он трехглавый, среднюю главу обступают килевидные кокошники, все барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами. Между соборами заложена "Большая" палата, построенная Марко Фрязином, — почти квадратное в плане здание, нижний этаж представляет подклет, верхний — помещение с центральным столбом посередине, на который опирались крестовые своды. Внешний облик палате придал Пьетро Антонио Солари, облицовав ее белым граненым камнем (отсюда ее название — Грановитая). Венчала палату четырехскатная кровля, фасады были ярко раскрашены. По диагонали шла трехмаршевая лестница с площадками, украшенными головами львов.

 
Успенский собор Московского Кремля

 
Благовещенский собор Московского  Кремля

 
Архангельский собор Московского Кремля

 
Московская церковь Трифона в  Напрудной слободе


В начале XVI века сооружен Архангельский собор. Его создатель Алевиз Новый выделил центральный квадрат здания, как это делали русские зодчие. Сдвинутые к востоку купола перевешивают западную часть здания. Фасады богато украшены. Необычно выглядели круглые окна западного фасада, раковины в тимпанах и выточенные из камня сосуды на закомарах. Собор был обстроен с трех сторон арками-галереями.

Церковь Иоанна Лествичника 1505 — 1508 годов  возводилась под руководством Бона Фрязина. Достигавшая 70 метров в высоту церковь состояла из трех ярусов. Массивный барабан надстроен в 1600 году, после чего за церковью закрепилось название Иван Великий.

Во времена митрополита Алексия, Дмитрия Донского и Василия I ведется  строительство не только в самой  Москве, но и в Коломне, Серпухове, Звенигороде. Успенский собор на Городке (ок. 1400) напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры четырехстолпный, здесь еще более сильное смещение барабана к востоку, нет хор, типичные раннемосковские капители, три яруса резных поясов.

Одна из первых сохранившихся московских построек — церковь Трифона в Напрудной слободе (1492). Здесь новый свод — крещатый бесстолпный. Обломы (изменение толщины стены) и вертикальные элементы четкие в соответствии с итальянской школой. Однопролетная звонница на углу нарушает рациональность. Русский элемент — пояс кокошников у основания барабана, килевидные завершения прясел и портика; шлемовидный купол. Тем не менее это еще не собственно Москва, а копирование псково-новгородских мастеров.

К середине XV века территория Московского  княжества охватывает почти всю  Северо-Восточную Русь.

С XVI века искусство все больше подчиняется интересам государства, в нем все отчетливее прослеживается регламентация. Москва в это время — оплот русского православия. В мышлении человека появляется вера в разум, силу слова и убеждения, стремление к преобразованию общества на разумных началах, идея изначальной разумности мироустройства. Это создает почву для архитектурного новаторства.

С усилением Москвы идеал умеренно-гармонизированного "личного храма" исчезает, появляется архитектура, названная Лихачевым "вторым монументализмом". Можно отметить ренессансные архитектурные мотивы в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Возникает много посадских храмов, по форме близких к псково-новгородским, но с использованием ренессансных традиций. Есть и другие тенденции в архитектуре: сочетание московско-владимирских традиций плюс ориентация на собор Спасо-Андроникова монастыря; также сильно итальянское влияние. Это время характеризуется расцветом столпообразного и особенно шатрового типа храмов не только с ренессансными, но и готическими чертами, выражающими дух новаторства и национального подъема. Архитекторы отказались от прямоугольных оконных проемов, от угловых лопаток, заменив их более стройными ордерными пилястрами, использовали многопрофильные карнизы, отделяющие закомары от четверика.

Одним из сооружений нового типа стала церковь Вознесения в Коломенском. Она выстроена из кирпича, архитектурные детали — из белого камня. Вертикальный объем расчленен на три части — стоящий на подклете четверик, затем восьмерик и шатер с плоской главкой. По своей высоте в 62 метра она превосходила все сооружения русской архитектуры того времени. Церковь была квадратной в плане, имела выступы со всех сторон, равные по ширине половине стороны квадрата основания. Здание не имело апсид, внутреннее пространство незначительно, церковь окружала широкая терраса — гульбище.

Рядом с шатровым в культовом  зодчестве продолжает развиваться  тип крестово-купольного храма, причем подчеркнуто массивного, громадного по размерам (Софийский собор в  Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре).

Информация о работе Древнерусский храм