Академик живописи В.В. Максимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить и проанализировать творчество Василия Максимовича Максимова
Предметом исследования курсовой работы является творчество Василия Максимовича Максимова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Жизненный путь Василия Максимовича Максимова……………….4
Раздел 2. Художник Василий Максимов и коллекционер Павел Третьяков...............................................................................................................25
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа по краеведенью.docx

— 926.94 Кб (Скачать документ)

        Во второй половине XIX века в Петербурге почти было крупных меценатов и коллекционеров. Покупателями картин и основателями частных коллекций становились купцы, главным образом москвичи. Среди  них самой заметной фигурой был Павел Михайлович Третьяков, который, по словам того же И. Репина, «вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи».

         Свою коллекцию картин П. М.  Третьякову начал  собирать  в 1856 году. Она быстро увеличивалась и через несколько лет приобрела широкую известность. Достаточно сказать, что на Всемирной выставке в Лондоне          (1862 г.) среди картин, отражавших изобразительное искусство России, три произведения принадлежали Третьякову. Обладая безошибочной интуицией, он приобрёл всё наиболее значительное и талантливое, что появлялось на художественных выставках в Москве и Петербурге. И скоро сами художники стали ценить выбор Третьякова не только как материальный успех, но и как успех творческий. К примеру, В. Максимов в одном из писем к московскому собирателю признавался: «…Во сто раз приятнее продать картину тому лицу, которое принимает в этом деле чуть ли не больше специалистов»32.                

          Первой картиной Василия Максимова,  которую купил П. Третьяков  для своей галереи, была картина  «Бабушкины сказки». Художник  закончил её 27 ноября 1867 года и  показал на выставке в Петербурге. Полотно затронуло сердца зрителей, лестный отзыв также дала Академия  художеств. Художник А.Г. Горановский, который входил в круг помощников и советчиков Павла Третьякова в приобретении новых картин, сообщил ему из Петербурга: «Максимов вполне отличился своим произведением. Молодой ещё художник, работал всё с натуры». И Третьяков немедленно телеграфировал из Москвы: «Максимова покупать».

 

Бабушкины сказки

         С тех пор между Максимовым  и Третьяковым установились отношения,  которые перешли в сердечную  дружбу. Их взаимопонимание способствовало  то, что оба были ярыми приверженцами  реализма в живописи. Не случайно, начиная с 1870-х годов, П. Третьяков  стал пополнять своё собрание преимущественно произведениями художников-передвижников проповедавших реалистический стиль в искусстве. 26 ноября 1872 года по предложению И. Н. Крамского в Товарищество передвижных художников выставок был единогласно принят Василий Максимов.

        Окрылённый успехом картины «Бабушкины сказки», он начинает развивать одну из главных тем искусства передвижников – крестьянскую.

        Его  «приютом трудов и вдохновений»  становится родная деревня Чернавино  на берегу Волхова, а главными  персонажами картин – местные  крестьяне. Понимая, что степень  искренности – всегда залог  успеха, Максимов, сам сын русского  крестьянина, очень правдиво изобразил  знакомые ему с детства нравы  и обычаи простых людей, внутренний  мир крестьянина, сцены деревенского  быта.

         В 1875 году художник заканчивает  почти пятилетний труд над  картиной «Приход колдуна на  крестьянскую свадьбу», которая станет не только самым большим по размеру (188 x 168 см), но и центральным полотном творчества Максимова.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

        Достоинства «Колдуна» сразу оценили современники. Отзыв Ильи Репина: «Это великолепно! Вот натуральная русская картина!». Владимир Васильевич Стасов, наш знаменитый художественный и музыкальный критик, безоговорочно отнёс картину к капитальным творениям русской живописи, а имя автора поставил с Перовым и Репиным в первом ряду национальных талантов.

        Почти сразу же после показа «Приход колдуна» приобрёл Павел Третьяков. Московский коллекционер не оставил без внимания и следующее значительное полотно Василия Максимова – «Семейный раздел», написанное в 1876 году. Поздравляя Третьякова с новым приобретением, В.В. Стасов писал ему: «Меня сильно радует покупка «Раздела» Максимова. Хорошая вещь и хорошенькое место займёт в Вашей великолепной галерее33».

Семейный раздел

        Обе  картины принесли художнику всеобщее признание и в 1878 г., экспонировались в Русском художественном отделе на Всемирной выставке в Париже. В том же году Академия художеств «за отличные познания в живописи» присвоила Максимову звание академика.

        В  1881 году он закончил картину «Больной муж», сюжет которой навеян детскими воспоминаниями художника о ранней смерти родителей: в борьбе с болезнью нет доктора, ни лекарств, вся надежда - на милосердие Всевышнего. И эту последнюю надежду крестьянской жены, которая, стоя на коленях, горячо молится перед иконой, Максимову удалось передать с потрясающей достоверностью.

Больной муж

        Всё тот же знаменитый критик В.В. Стасов 27 июня 1882 года писал П.М. Третьякову: «Эта картина – одно из высших произведений всей новой русской школы по правде, простоте и чувству. Признаюсь, считал бы себя счастливым, если бы эта прелестная картина попала в отечественный музей».

         Вскоре так и произошло: произведение Василия Максимова оказалось в галерее Павла Третьякова.

        К тому времени художника и коллекционера связала сердечная дружба. О теплоте их отношений друг к другу говорит обширная переписка и свидетельства современников. По мнению исскуствоведа А.Леонова, «взаимное уважение П.М. Третьякова и В.М. Максимова было основано на общности их взглядов на искусство, на пламенной любви к своему родному, русскому».

         Дочь Максимова, Ариадна Васильевна, вспоминала, что «отец часто ездил в Москву и, возвращаясь, с восхищением рассказывал матери о Павле Михайловиче и его семье».

         Подробнее об одной из таких  поездок летом 1877 года рассказала в книге о жизни и творчестве П.М. Третьякова его дочь А.П. Боткина: «Павел Михайлович, - пишет она, - и весь его дом близко подружились с В.М. Максимовым, которого Павел Михайлович уже высоко ценил как задушевного и правдивого художника. Я помню Кунцево, наши прогулки с ним, беседы; помню его голос, смех, его вихрастые кудри, его рябинки на лице. Помню, какая радость его видеть».

         Тогда же, летом 1877 года, Максимов  выполнил с натуры две живописные  работы («Двор дома Третьяковых» и «Сад при доме Третьяковых») и подарил их жене коллекционера, а вернувшись из Москвы в Петербург, написал им обоим: «Много, много отрадных воспоминаний навсегда сохранится в моей душе. А, ведь как я привык к Вам, словно жил целые года. Не будь у меня своего тёплого угла, я приходил бы хоть изредка отдохнуть в Вашу семью».

          Вновь обратимся к книге А.П. Боткиной. Дочь Третьякова запомнила два существенных момента. Во-первых, «из всех знакомых с Павлом Михайловичем художников сравнительно немногие бывали у него в доме». Во-вторых, «в отношениях между ними (Максимовым и Третьяковым) было ценно то, что художник шёл к Павлу Михайловичу не только, чтобы продать свои произведения, он очень дорожил их духовной близостью и дружеским, ласковым отношением к нему в семье Павла Михайловича».

         Максимов искренне считал Третьякова  «лучшим ценителем и образователем»  русской школы живописи. Когда  в 1892 году коллекционер подарил  своё богатейшее собрание картин  Москве, Василий Максимович отозвался  проникновенным письмом: «Нам, русским,  можно гордиться, что ещё ни  в одной земле не было такого  беспримерного по бескорыстной  любви к просвещению человека  как Вы, наш художественный подвижник».

         Последним произведением Максимова,  которое приобрёл П.М. Третьяков,  стала картина «Всё в прошлом». Художник работал над ней около  двух лет. Весной 1889 года картина  появилась на XVII-й передвижной выставке в Санкт-Петербурге и имела грандиозный успех.

Всё в прошлом

 

          Максимову удалось вновь тронуть  сердца зрителей, мастерски передав  ностальгию старой помещицы о  безвозвратно ушедшей молодости  и былом богатстве. Для неё  уже всё позади, всё безысходно…

         Картина «Всё в прошлом» стала  очень популярной, и художник, по  желанию заказчиков, сделал 42 её  авторских повторения!

         Но, увы, это полотно принесло  Максимову заслуженную славу и признание в последний раз. Вся его дальнейшая жизнь – это годы постепенного творческого угасания, болезней и материальной нужды.

         Менялась страна, в искусстве  появились новые течения, другие  эстетические идеалы. В русской живописи вырвались вперёд такие художники, как Левитан, Врубель, Нестеров, Валентин Серов. Картины Максимова на крестьянскую тему, которой он остался верен, с трудом находили покупателя.

         Основным источником существования  художника в этот период становятся  средства от продажи копий,  которые он делал со своих  лучших произведений. «Нет ничего  безотраднее, - признавался Максимов  в одном из писем 1895 года, - как  не участвовать в товарищеской  выставке, и всё из-за проклятых  денег». В моменты тяжёлой нужды, Третьяков, пока был жив, никогда в ней не отказывал.  4 (16) декабря 1898 года знаменитый коллекционер скончался, посвятив созданию национальной художественной галереи более сорока лет.

           В.М. Максимов и его жена, преданный друг и единомышленница Лидия Александровна вырастили четырёх детей (Лидию, Ариадну, Вячеслава и Ювеналия). Была в семье Максимовых ещё и воспитанница. М.В. Алтаева вспоминает, когда старшие дети выросли, Максимовы «остались только с Ювеналием и Леночкой, воспитанницей-подростком из Ладоги». Для Василия Максимова занавес жизни опустился в ночь на 18 ноября (1 декабря по новому стилю) 1911 года.

           Свой последний приют  художник  нашёл на берегу Волхова, в  родной деревне Чернавино. Таким  было его желание.

          После смерти мужа Лидия Александровна  была принята в только что  открывшийся на средства П.М.  Третьякова приют для вдов  художника при Третьяковской  галерее. В письме к художнику  И.С. Остроухову она спрашивает, можно ли ей жить в приюте, имея при себе девочку-сиротку,  которую они воспитывали ещё  с Василием Максимовичем. В приюте  вместе с приёмной девочкой  она прожила год и по семейным  обстоятельствам замужней дочери, она покидает приют. До 1919 года  живёт в Петрограде, а затем  переезжает в Кострому и вскоре  умирает от воспаления лёгких.

         А как же сложилась жизнь её воспитанницы Елены Андреевой из Новой Ладоги? Она закончила Петербургскую учительскую семинарию, и с 1921 по 1958 год учила детей в Новоладожской средней школе. Елена Васильевна Андреева не была прямой наследницей, у неё не было подлинных работ Максимова, но до конца своих дней она с благодарностью вспоминала семью, в которой воспитывалась, бережно хранила репродукцию с картины Максимова «Всё в прошлом» и монографию Леонова, посвящённую художнику. Вещи из семейного архива Е.В. Андреевой находятся в Новоладожском музее.

           Дальним родственником В.М. Максимова по линии матери приходится и замечательный новоладожский художник Г.А. Кузьмин, картины которого представлены в музее Новой Ладоги.

           Любимая поговорка Василия Максимовича Максимова: «Живи просто, проживёшь лет со сто». До ста лет художник не дожил, он скончался на 68 году жизни, но жил просто и о своих говорил скромно: «Как сумел, так и выразил мою любовь к простым людям».

 

 

Заключение

         Подводя итоги, хочется добавить. Символично, что не в Санкт-Петербурге, где Максимова совсем забыли, а в Москве, где в Третьяковской галерее находились, и продолжают находиться все его лучшие работы, через месяц после смерти художника прошёл вечер его памяти. В Московском обществе любителей художеств собралось 120 человек, среди них был и гениальный Илья Репин, поделившийся воспоминаниями о своём старом товарище. Речь Репина запомнилась многим, особенно его слова о том, что творения Максимова были плодом глубокого наблюдения, в них выразилась душа русского народа. «Как бы я был рад, - заключил Илья Ефимович своё выступление, - если бы хотя половина успеха, выпавшего на мою долю, когда-нибудь порадовала покойного Максимова, который всегда видел больше горя в жизни, нежели радостей»34.

         Павел Михайлович Третьяков, обладая  особым даром чувствовать настоящий  талант, собрал лучшее из современного  ему русского искусства. В его  галерее крестьянские картины  передвижников – Максимова, Савицкого,  Мясоедова – находятся в одном  зале, что позволяет почувствовать  каждого из мастеров. «Не будет  преувеличением, что Максимов, - пишет  современный исследователь его  творчества Альбина Лазуко, - ближе  к сердцу, чем его коллеги, принимал  «живые надежды» и «живой плач»  своего народа. Его образы отличает  трепетная и взволнованная душевность, глубокая человеческая сердечность живёт в его лучших картинах. Из первого поколения передвижников Максимов глубже понимал поэтический склад русской натуры, ближе всех стоял к народным представлениям о красоте и народному творчеству»35.

Информация о работе Академик живописи В.В. Максимов