Активные процессы в синтаксисе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:57, курс лекций

Краткое описание

Синтаксис относится к такому ярусу языковой системы, который характеризуется сравнительно небольшой восприимчивостью к внешним влияниям и медленной изменяемостью. С одной стороны, синтаксис как часть грамматики в высшей степени устойчив и стабилен, с другой стороны, в отличие, например, от морфологии, он более вариативен и подвижен.

Содержание

10.1.Расчлененность и сегментированность синтаксических построений
10.1.1. Присоединительные члены и парцеллированные конструкции
10.1.2. Двучленные конструкции
10.2. Предикативная осложненность предложения
10.3. Активизация несогласуемых и неуправляемых словоформ
10.4. Рост предложных сочетаний
10.5. Тенденция к смысловой точности высказывания
10.6. Синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция
10.7. Ослабление синтаксической связи
10.8. Соотношение аффективного и интеллектуального в сфере синтаксиса

Прикрепленные файлы: 1 файл

Активные процессы в синтаксисе.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Активные процессы в синтаксисе

Синтаксис относится  к такому ярусу языковой системы, который характеризуется сравнительно небольшой восприимчивостью к внешним  влияниям и медленной изменяемостью. С одной стороны, синтаксис как часть грамматики в высшей степени устойчив и стабилен, с другой стороны, в отличие, например, от морфологии, он более вариативен и подвижен.

Тенденция к аналитизму в современном  русском языке затронула всю  грамматику - от морфологии до синтаксиса. Тенденция к аналитизму становится очевидной и возможной в строе предложения. Почему, например, оказываются излишними указания на падеж в самой словоформе, с помощью окончания? Потому что позиция словоформы в предложении и связи ее с другими словоформами определяют ее функцию, роль и значение.

Грамматические значения появляются в результате разнообразного употребления, в употреблении они шлифуются (путь от речи к языку, системе). Значит, они  познаются в синтаксисе, но не остаются в нем, а выходят на морфологическую  «поверхность» языка. Социальные факторы влияют на синтаксис путем активизации разговорных синтаксических конструкций.

Синтаксические построения становятся все более расчлененными, фрагментарными;

Современный синтаксис, в отличие  от классической своей формы, сложившейся  к началу XX в., с преобладающими эксплицитными связями и отношениями, меняет свой общий ритмико-мелодический облик: резко сокращается длина предложений-высказываний; все большее место занимают синтаксические построения.

 

10.1.Расчлененность  и сегментированность синтаксических построений

Одной из тенденций в  современном русском синтаксисе является расширение круга расчлененных и сегментированных синтаксических построений. Основная причина данного явления - усиление влияния разговорного синтаксиса на письменную речь. Все более активизируется и «захватывает позиции» в литературе синтаксис актуализированный - с расчлененным грамматическим составом предложения, с выдвижением семантически значимых компонентов предложения в актуальные позиции, с нарушением синтагматических цепочек, с тяготением к аналитическому типу выражения грамматических значений.

Разговорный синтаксис как достаточно своеобразный феномен устной речи не поддается адекватному воспроизведению в речи

 Исстари существуя,  в принципе, параллельно, разговорный  и книжный синтаксис наконец-то  встретились по-настоящему, дав вполне  заметный результат - некое гибридное явление. Классический книжный синтаксис под мощным воздействием живой устной речи освободил себя от жесткости традиционных правил сочетаемости компонентов высказывания.

Таким образом и возникла проблема выявления путей вхождения  разговорных конструкций в книжную  письменную речь.

В современной письменной речи можно отметить два факта:

разговорные конструкции  составляют больший или меньший  процент синтаксических структур; сплошь разговорная речь в письменном тексте маловероятна;

конструкции эти явно вторичны, воспроизведены не в первозданном виде; в любом случае это имитация.

На смену единому  развернутому высказыванию приходит тип высказывания расчлененный.

Часто расчлененность письменной речи создается именно за счет прерывания синтагматической цепочки путем увеличения длительности пауз между компонентами синтаксического построения

 «Классическое» предложение с однородными членами и обобщающим словом в русле общей тенденции к расчлененности утрачивает свой обычный «нормативный» вид (запятые, тире или двоеточие, запятые):

Сухое чистое белье... Мягкие шлепанцы, застиранный теплый халат... Веселая музыка из репродуктора... Клиническая  прямота и откровенность быта. Все это заслоняло изолятор, желтые огни над лесобиржей, примерзших к автоматам часовых (С. Довлатов).

Тенденция к подобной расчлененности возросла именно под  влиянием живой разговорной речи.

В тенденциях к «разговорности обнаруживается и внутреннее стремление синтаксиса к аналитизму через ослабление синтаксических связей, имплицитности их представления, через сжатие и опрощение синтаксических конструкций, через расчлененность синтагматической цепочки.

В связи с Расширением  сферы распространения разговорной  речи значительно меняется и статус литературного языка в целом - в сторону его демократизации.

Ориентируясь на эти  общие тенденции в синтаксисе, можно наметить и пути вхождения  разговорных структур в литературный синтаксис и шире - в письменную речь.

Основной путь - расчленение высказывания, прерывание синтагматических последовательностей.

Второй путь - включение  в высказывание компонентов, утративших свои «классические» грамматические связи, переставших их реализовывать.

 

10.1.1. Присоединительные члены и парцеллированные конструкции

Расчлененность синтаксиса хорошо передается с помощью присоединительных  и парцеллированных конструкций.

Присоединение в чистом виде обнаруживается в рамках самого базового предложения, парцеллированное присоединение позиционно более самостоятельно (стоит после точки).

1. Присоединительные члены предложения:

Утро началось довольно скоро - с  будильника, с торопливых маминых  сборов (Р. Зернова);

 2. Парцеллированные конструкции:

Девушка говорила без умолку. Про  Сибирь, про счастье, про Джека  Лондона (В. Шукшин); Этот год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов. Горьким от кофе и старых пластинок.

Отрыв от основного предложения, прерывистый  характер связи в парцеллированных конструкциях, функция дополнительного  высказывания, дающая возможность уточнить, пояснить, распространить, семантически развить основное сообщение, - вот проявления, усиливающие логические и смысловые акценты, динамизм, стилистическую напряженность.

Встречается и иной тип расчлененности, когда фрагментальность в подаче сообщений превращается в своеобразный литературный прием - расчленению подвергаются однородные синтаксические единицы, предваряющие основное суждение. Это могут быть придаточные или даже обособленные обороты:

Если мы не знаем о каждодневных предметах. Если мы не знаем о душе человеческой. Если мы не знаем, что  такое электричество, то нам ли знать о значении и пределах искусства? 

Конечно, подобный тип расчленения  нетипичен, он скорее иллюстрирует окказиональное употребление явления. Однако на общем  фоне современного свободного, актуализированного синтаксиса он может быть объясним.

И, наконец, возможен и такой, правда, редкий случаи, когда парцеллированным оказывается подлежащее, выдвинутое в постпозицию:

...Погодка наконец выдалась - сено  ворошить. А мне - сено не ворошить. Я - на свой чердачок-с. У  меня творческий процесс-с. А только чего - не знаю. Разве вид из окна, в который раз, не суметь описать. Там-то как раз сено и ворошат. Баба и мужик. Костерочек в стороне развели. Отсюда не видно - кто (А. Битов).

Расчлененность и одновременно утрата вербальных средств подчинительной связи создают специфический образ разговорности: А Енакаева там за пригорочком закопали. Потом лейтенант говорил из нашего полка. В госпитале встретились (В. Быков).

 

10.1.2. Двучленные конструкции

Расчлененность структур сказывается  и в усиленном использовании двучленных (сегментных) конструкций, явно имитирующих разговорную непринужденность, иллюстрирующих отсутствие специальной структурной заданности, свойственной книжному синтаксису. Это прежде всего функционально разнообразные номинативы - препозитивные и постпозитивные.

Особенно большую группу составляют изолированные именительные (не реализующие  ни одну из обычных схем простого предложения  и не включающиеся в эти схемы  в качестве составной части).

Изолированные номинативы - это слова в именительном падеже, а также именные словосочетания с главным словом в форме именительного падежа. Они не выполняют коммуникативной функции, т.е. всегда стоят при другом предложении, связываясь с ним логически и интонационно. Однако, сохраняют свою собственную форму неизменной.

Такие построения относятся  либо к следующему за ним предложению, либо к предложению впереди стоящему. Таким образом, можно различать препозитивные номинативы и номинативы постпозитивные.

Наиболее четки и  определенны по своей функции  номинативы в препозиции - это именительный представления, или именительный темы. В принципе,препозитивные номинативы однозначны; их назначение - назвать тему последующего сообщения.

 Появление именительного  представления прямо связано  с актуальным членением речи. Ах, икра! Ем, ем и никак не съем (А. Чехов); 

 Изолированный номинатив, и в частности именительный представления, - конструкция разговорного синтаксиса. Именно в непосредственной речи, без специальной подготовки важную роль играют всевозможные эмфатические (выделительные) интонации и позиции. Одним из распространенных средств выделения важного слова (или части высказывания) является вынесение его в актуальную позицию. Речь идет о своеобразной форме подачи мысли, когда она преподносится как бы в два приема: «сперва выставляется напоказ изолированный предмет; в следующий момент высказывается самая мысль». Получается следующее: говорящему еще недостаточно ясно, как он оформит свою мысль, но он знает твердо, о чем он будет говорить.

Обязательная пауза  после такого именительного - естественный момент для оформления говорящим  следующего высказывания.

Двучленные построения проявляются не только в употреблении именительного темы, но и инфинитивных компонентов в позиции именительного, в позиционных перемещениях частей сложного предложения с фиксированным порядком компонентов.

Телепатия. Сколь различную  реакцию вызывает это слово у  разных людей («Наука и жизнь»); 

 Активность именительного падежа проявляется еще и косвенно. В строе современного синтаксиса уже отработались специальные синтаксические позиции. На месте именительного в сегментном построении может быть инфинитив, целое предикативное объединение или иные словоформы, приобретающие функцию представления, например: Лежать на траве и смотреть на звезды - что может быть прекраснее и слаще! (В. Солоухин); 

 Сегментность обнаруживается в вопросно-ответных построениях: Но что приводит в истинный восторг - так это лаконизм пушкинской прозы (В. Солоухин); 

 Часты сегментированные построения с вопросительной частью во второй позиции: Талант!А что же он по сути такое? (И. Снегова); 

Имитация разговорности особенно ощущается в сегментных построениях  с подхватывающим именительный местоимением: Жизнь, она все-таки, в общем-то, ничего. В ней то клюет, то не клюет (В. Астафьев); 

 Такие конструкции квалифицируются в работах по практической стилистике как стилистически дефектные, с плеонастическим местоимением.

Постпозитивные номинативы, замыкающие двучленное экспрессивное построение, могут иметь значение определительно-конкретизирующее, причинное, пояснительное, оценочное, объектное и др., например: Рисунок пошел по рукам. Там и говорить оказалось не о чем: портрет как портрет. Мужик с очками. Очки со стеклами. (Все правильно и понятно. Искусство!) Стекла очков с бликами. Блики, само собой, с игрой света, а свет с намеком на Жизнь... (В. Маканин); 

Довольно распространенным в современном русском языке синтаксическим построением является конструкция с изолированным именительным в назывной функции, подхватываемым далее местоименным наречием так. Такие построения всегда однотипны в структурном отношении: это вынос в акцентируемую позицию части предикативного члена, употребленного в независимой форме с функцией называния, далее следует указывающее на данный предмет наречие так и остальная часть предложения с неизменной структурной схемой. Примеры: «Острова среди ветров» - так назвал свою книгу о Малых Антильских островах известный шведский исследователь и путешественник Бенгт Шегрен («Вокруг света»); 

Итак, препозитивный номинатив в принципе функционально однозначен - это «именительный представления» и близкий ему по значению «именительный называния». Что же касается номинативов постпозитивных, то они функционально богаче, разнообразнее. Некоторые постпозитивные номинативы функционально повторяют номинативы препозитивные, т.е. называют тему сообщения, но поскольку они располагаются после сообщения, то, естественно, служат цели раскрытия содержания подлежащего, данного в общей, неконкретной форме: Какая это огромная и сложная дистанция - двенадцать месяцев... («Неделя»).

Номинатив, завершающий предложение (обычно оформленный как синтаксическая единица, стоящая после длительной паузы - на письме после точки), более  емок по содержанию, нежели номинатив в препозиции: препозитивный номинатив функционирует в качестве темы последующего сообщения, тогда как постпозитивный номинатив не только тема предшествующего сообщения (в обобщенном виде), но и часто толчок к последующим суждениям.

Информация о работе Активные процессы в синтаксисе