Женщины - химики в России и мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цели факультативных занятий:
повышение качества образования учащихся;
углубление изучения отдельных учебных предметов;
подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
подготовка одаренных детей к олимпиадам;

Содержание

Общие сведения о факультативных занятиях 3
Пояснительная записка 6
Тематическое планирование и содержание курса 8
Содержание некоторых занятий 10
Библиографический список 33
Приложение 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

курс.раб по методике потапова- копия (Автосохраненный).doc

— 1.15 Мб (Скачать документ)

В 1748 г. по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова в России была создана первая химическая лаборатория, предназначенная для  научных и учебных целей. В  течение всего XVIII в. развитие химических знаний получало действенную поддержку со стороны руководства Академии наук, особенно со стороны первой женщины-директора Екатерины Романовны Дашковой, которая успешно руководила Академией в период 1783—1796 гг.

В XVIII веке, в период, когда отечественная наука являлась только прерогативой мужчин, во главе отечественной науки России находилась женщина, которая была назначена указом Екатерины II от 24 января (4 февраля) 1783 года директором Петербургской Академии наук при президентстве графа К.Г. Разумовского.

Е.Р. Дашкова  стала первой женщиной в мире, управлявшей  Академией наук. Она оказалась  на высоте своей трудной задачи, органично вписалась в мужской  коллектив выдающихся исследователей и уверенно взяла в свои руки бразды правления академией. Е.Р. Дашкова принимала активнейшее участие в научной и в хозяйственной работе академии — делала все возможное для создания материальной базы исследовательской работы, содействовала строительству новых зданий, расширению библиотек, типографий, созданию новых научных кабинетов, лабораторий и т. д. Вклад Е.Р. Дашковой в развитие науки в России весьма значителен и заслуживает самой высокой оценки.

Российского Императорского Двора статс-дама, Святой Великомученицы Екатерины ордена кавалер, Императорской Академии наук директор, Российской Императорской Академии президент, Римско-Императорско-Эрлангенской, Королевских Стокгольмской и Дублинской академий член, обществ — Берлинского испытателей природы, философического в Филадельфии, Цельского земледелия, Санкт-Петербургского экономического и Московского университета — член. Таков неполный список титулов и заслуг княгини Екатерины Романовны Дашковой.

Петербургская академия наук, в которой в XVIII в. была сосредоточена практически  вся российская химия, не потеряла своего значения и в последующее столетие. На рубеже XVIII—XIX вв. произошли изменения и в системе подготовки специалистов и организации научных исследований. В период развивающихся капиталистических отношений расширение торговли, оснащение армии и флота, рост металлургических производств и химических промыслов во многом зависели от наличия собственных специалистов: горных инженеров, химиков, геологов и др.

С этой целью  создавались специальные учебные  заведения, как Горное училище, Инженерное кадетское училище и др. В начале XIX в. в различных городах России открываются новые университеты и создаются научные общества. К 40-м годам XIX в. в России сформировалось несколько химических центров, самыми крупными из которых были петербургский, московский и казанский.

Вторая половина XIX в. представляла собой особый период в истории отечественной науки, в том числе и химии . Если в первой половине столетия достижения ученых прокладывали первые пути от аналитических исследований естественных богатств страны к фундаментальным изысканиям, то во вторую половину на первый план вышли работы фундаментального характера. Эпохой в истории мировой науки стали открытие в 1869 г. Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834—1907) Периодического закона химических элементов и разработка в 1861—1870 гг. А.М. Бутлеровым (1828—1886) теории химического строения веществ.

Со второй половины XIX в. в развитии химии четко наметилась дифференциация на три основные отрасли  — неорганическую, органическую и  физическую, а затем на множество других ветвей, более точно отражающих многосторонность предмета этой науки. Первое место по объему изучаемого материала заняла органическая химия, и неудивительно: уже тогда насчитывалось более миллиона индивидуальных органических соединений, тогда как неорганических было известно не более 60—70 тысяч. Это обстоятельство вызвало необходимость упорядочения классификации органических соединений и создания теоретических основ, объясняющих их бесконечное разнообразие при крайне ограниченном составе. Достижения химической науки второй половины XIX в. во многом были обусловлены работами петербургских ученых. Академия наук, Петербургский университет, Горный институт, Технологический институт, Земледельческий (Лесной) институт образовали крупнейший научный центр, оказавший огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой науки.

В каждом из этих учреждений сложилась своя школа  химиков, характерная индивидуальностью  и направленностью исследований и руководимая такими блестящими учеными, как Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, А.А. Воскресенский, Н.Н. Зинин, А.Е. Фаворский и др.

В последней  четверти XIX столетия в период интенсивной  разработки кавказских месторождений  осуществлялось широкое исследование нефтей,благодаря которым в последние  три десятилетия XIX в. были сформированы новые перспективные направления развития химической технологии и технологии переработки нефти.

 

Викторина «Из истории развития химии в России».

 

Урок  №2 «Первые женщины – химики в России. Лермонтова Ю. В.»

 

Огромную пользу науке о нефти принесли женщины технологи. Одна из них — выдающаяся личность, первая русская женщина химик-технолог, стоявшая у истоков глубокой переработки нефти Юлия Всеволодовна Лермонтова.

В 1874 г. она окончила в Германии Геттингенский университет, защитила диссертацию и получила ученую степень доктора химии первой степени.

В Гейдельбергском  университете Ю.В. Лермонтова по рекомендации Менделеева выполнила свое первое научное  исследование — сложное разделение редких металлов, спутников платины

В 1871 г. в Берлине Лермонтовой была выполнена одна из ее лучших работ — «О составе дифенина». Она была доложена на заседании Немецкого химического общества, а затем опубликована в 1872 году. В научных кругах эта работа вызвала большой интерес.

С 1875 года имя  Лермонтовой официально занесено в список членов Русского химического общества. В сентябре 1876 года она принимала участие в работе химической секции V Варшавского съезда. По возвращении в Россию Ю.В. Лермонтова сначала работала под руководством А.Н. Бутлерова в химической лаборатории Петербургского университета, а в 1881 г. продолжила работу в химической лаборатории Московского университета под руководством профессора В.В. Марковникова, где выполнила и опубликовала исследование «О получении нормального бромистого пропилена».

В 1880 году Марковников  начинает свои знаменитые исследования кавказской нефти. Под его руководством Ю.В. Лермонтова приступила к исследованиям, направленным на глубокое разложение нефти. Она доказала, что нефть  — лучшее сырьё для получения  ароматических углеводородов, и изучила основные факторы этого процесса: температурные условия, скорость подачи сырья.

В 1880-е годы Лермонтова достигла зенита своей славы: среди  химиков и нефтяников, ее имя называлось рядом с именами крупных ученых и инженеров.

В 1881—1882 гг. Ю.В. Лермонтова в лаборатории Московского университета разработала лабораторный прибор для непрерывной перегонки нефти с водяным паром, о необходимости создания которого Д.И. Менделеев говорил еще в начале 1870-х годов.

Аппарат для  непрерывной перегонки нефти, предложенный Лермонтовой, представлял собой перегонный куб непрерывного действия, соединенный с погоноразделительным устройством. И в том отношении приближался к аппарату Шухова и Инчика. В отличие от ранее описанных аппаратов непрерывного действия, в аппарате Лермонтовой была применена подача в куб перегретого водяного пара, что способствовало большему выходу целевых продуктов и незначительного количества остатков. Это был один из лучших аппаратов для непрерывного процесса перегонки нефти. О нем писали многие научные журналы и газеты. Лермонтова первая смогла доказать преимущество перегонки нефти с применением пара. При помощи этого аппарата можно было получать из нефти пять фракций: вазелин, смазочное масло, соляровое масло, керосин и бензин.

Аппарат Лермонтовой, как и другие аппараты, созданные  в те годы русскими учеными и инженерами для непрерывной перегонки нефти, были совершенными конструкциями. Однако русские инженеры и конструкторы не раз убеждались в том, что их открытия и изобретения сначала появлялись за рубежом, а потом через много лет возвращались на родину под другим авторством.

К научным заслугам Лермонтовой относятся и ее работы, сыгравшие важную роль в технике катализа. Лермонтова впервые осуществила глубокое разложение нефти в присутствии металлических катализаторов, а используя в качестве катализатора древесный уголь, она получила из нефти 48 % смолы, содержащей 17 % бензола, заменив уголь медными стружками, она получила 50 % смолы, содержащей 20,8 % бензола.

Она также установила, что катализатор не только увеличивает выход смолы, но и уменьшает процесс коксообразования. Эти работы обогатили науку о каталитических процесса переработки нефти. Работы Лермонтовой, как и других наших ученых, успешно занимавшихся каталитическим разложением нефти и нефтепродуктов, были высоко оценены в научном мире.

Исследования, проведенные Лермонтовой, способствовали возникновению первых нефтегазовых заводов в России. Большой интерес  вызывает и ее эпистолярное наследие.

Лермонтовой Ю.В. посчастливилось лично знать таких крупных русских ученых и поборников высшего образования для женщин, как Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, А.М. Бутлеров, К. Кирхгоф, В.В. Марковников, братья А.О. и В.О. Ковалевские, а также видных немецких ученых-химиков, среди которых Роберт Бунзен, Август Гофман, Карл Шорлеммер.

Она дружила  с первыми русскими женщинами-учеными, в числе которых: первая в мире женщина, опубликовавшая исследования по химии, Анна Волкова; первая в России и Европе женщина-математик Софья  Ковалевская; первая в России женщина врач-окулист Мария Бокова-Сеченова; первая русская женщина-врач, ставшая доктором медицины Надежда Суслова.

 

Урок  №3 «Волкова А. Ф., Богдановская В. Е.»

 

Первой в  мире женщиной, опубликовавшей свои исследования по химии, была Анна Федоровна Волкова (год рождения неизвестен, умерла в 1876 г.). С 1869 г. она работала в химической лаборатории Петербургского земледельческого института у А.Н. Энгельгардта. Под руководством Д.И. Менделеева вела практические занятия со слушательницами Владимирских женских курсов. За выдающиеся исследования в области химии была принята в члены Русского химического общества, редактировала журнал этого общества. В 1876 г. на Всемирной промышленной выставке в Лондоне экспонировались препараты, синтезированные русскими учеными. Среди них были вещества, полученные Волковой.

В 1867 году у профессора Медико-хирургической академии Е.И.Богдановского  родилась дочка, которую назвали  Верой. Евстафий Иванович был замечательным  человеком. Он родился в Могилевской губернии, окончил семинарию, однако его влекла не духовная стезя, а медицина. В 1853 году он приехал в Петербург, в 1858 окончил Медико-хирургическую академию (с золотой медалью), в 1861 защитил докторскую диссертацию, и после двухлетней командировки за границу вернулся в свою alma mater и вскоре занял профессорскую кафедру. Это было время расцвета русской хирургии, ведомой Н.И.Пироговым и его учениками, и Е.И.Богдановский по праву занимал место в числе лучших ее деятелей. Преподавательская деятельность и научные исследования основывались на огромном практическом опыте. Богдановский постоянно оперировал, среди его пациентов были С.П.Боткин и Н.А.Некрасов. В 1877-1878 годах, во время Русско-турецкой войны, он работал в госпиталях Красного Креста, в 1881 году он был вызван к смертельно раненому императору Александру II… За свои работы Е.И.Богдановский был избран почетным членом нескольких медицинских обществ, а в 1880 году стал академиком.

В четырехэтажном каменном доме по Саперному переулку, где жили Евстафий Иванович и Мария Алексеевна Богдановские, часто бывали гости — земляки-белорусы, коллеги главы семейства по Академии, врачи, ученые, друзья студенческих лет (среди них, между прочим, Г.И.Вильмс, служивший врачом в Петропавловской крепости). Дети (у Веры были старший брат Александр и младшая сестра Ольга) росли в атмосфере уважения к науке, к знанию, с самых юных лет у них развивался интерес к окружающему их миру, к природе и к человеку. Дети много читали, с детства освоили иностранные языки.

В 1878 году обе сестры Богдановские были определены в Смольный институт. Вера всегда была на хорошем счету — легко сошлась с подругами по классу (с некоторыми из них сохранила отношения на всю жизнь), успешно занималась. С юных лет проявлялось в ней замечательное качество — везде, где бы ты ни был, ты можешь научиться чему-то важному, что пригодится тебе в дальнейшей жизни, и воздержаться от не нужного, второстепенного. В институте Вера приучилась к самостоятельности, привыкла к строгому (даже суровому) режиму и распорядку, к непоколебимому регламенту, по которому была расписана вся жизнь смолянок. В 1883 году Вера Богдановская окончила курс Смольного института «с первым шифром» (т. е. была лучшей в своем классе).

Осенью того же 1883 года Вера поступила на Высшие женские (Бестужевские) курсы. Она избрала физико-математическое отделение и решила специализироваться по химии, в то время одной из приоритетных дисциплин. Ничего удивительного — химия переживала эпоху великих открытий и бурного развития. Чуть больше десяти лет прошло с тех пор, как Дмитрий Иванович Менделеев обнародовал периодический закон химических элементов, выстроивший в систему первоосновы химической науки и открывший широчайшие перспективы. И именно Менделеев заложил основы и традиции преподавания химии на Бестужевских курсах. Курс органической химии читал выдающийся ученый и педагог Александр Михайлович Бутлеров. Он всегда старался в преподавании опираться на совместную опытную и экспериментальную работу со слушателями. В 1884 году, когда Вера Богдановская училась на втором курсе, ВЖК строили для себя собственное здание на 10-й линии Васильевского Острова (центральный корпус нынешнего здания факультета географии и геоэкологии). Несмотря на возраст и чрезвычайную занятость, Бутлеров лично составил проект химической лаборатории и следил за строительством. Учебный год 1885/86 Бестужевские курсы начали в своем здании. Для химиков это была двойная радость — они получили не просто дом, а целый комплекс, состоящий из двух лабораторий, соединенных винтовой лестницей, аудитории с амфитеатром на 300 человек и оборудованным столом для опытов, профессорского кабинета и двух препараторских. Оборудование (по мнению современников — образцовое) было осуществлено на средства, пожертвованные О.Н.Рукавишниковой. Впрочем, и сам Бутлеров, и его коллеги-преподаватели не разделяли своих учеников на мальчиков и девочек (почти все они работали, помимо Бестужевских курсов, еще и в университете, и в Технологическом институте и пр.), и проводили совместные занятия — то в лаборатории одного учебного заведения, то другого, а то и в лабораториях Академии наук.

Информация о работе Женщины - химики в России и мире