Терроризм и экстремизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить об «экстремизме», «политическом терроризме», трактуя это «как Бог пошлет», а чаще — как выгодно говорящему. Отчасти это вызвано беспокойством власти за свои (начавшиеся шататься) политические позиции, отчасти — желанием превентивно политически «уничтожить» возможных политических противников. Естественно, политика — не математика, и абсолютно точно выверенных определений тут ждать не приходится. И все же — попробуем хоть немного разобраться.
Филологически слово «экстремизм» происходит от латинского «extremus» — «крайний».

Прикрепленные файлы: 1 файл

терроризм.docx

— 75.91 Кб (Скачать документ)

Современный политический террор представляет собой «акты насилия, совершаемые отдельными лицами, организациями  или правительственными органами, направленные на устранение нежелательных государственных  или политических деятелей и дестабилизацию государственного правопорядка в целях  достижения определенных политических результатов».8

Необходимо отличать политический терроризм от политического экстремизма, — схожего, но не тождественного явления. Понятие экстремизма значительно шире: террористические методы нередко используются экстремистскими организациями для осуществления их целей. Истоки экстремизма, так же как и терроризма, коренятся в одних и тех же предпосылках: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформация и кризис самой власти, неспособной решать вопросы общественного развития, тоталитарный характер режимов (в том числе и «псевдодемократических»), подавление властями оппозиции, преследование любого инакомыслия, национальный гнет, стремление социальных (политических) групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и т. д.

В политической сфере экстремизм выступает против сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами. Для этого используются зажигательные лозунги и призывы, откровенная демагогия и организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акты, методы партизанской войны и т. п. При этом экстремисты отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений, основанных на взаимных уступках. В своих действиях экстремисты руководствуются лозунгом «всё или ничего».

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Доведенная до крайности, идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе. Для экстремистов характерно стремление к охлократии, господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов. Экстремизм неотделим от тоталитаризма, культа вождей — носителей высшей мудрости, чьи идеи должны восприниматься массами исключительно на веру.

Массовую базу экстремизма, как правило, составляют выходцы  из мелкобуржуазных и маргинальных слоев, а также часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения, разочаровавшиеся в существующих порядках.

Из многочисленных форм экстремизма  следует выделить экстремизм политический. Он направлен на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного «порядка» «левого» или «правого» толка. Политический экстремизм — это в целом антиконституционная деятельность. Он опасен, в первую очередь, для самой государственности. Его конечной целью является приобретение власти, необходимой «для установления режима монопольного правления силы, которая генетически не терпит никакой оппозиции и будет подавлять мешающих ей "оппонентов" посредством неправового насилия».9

Политический экстремизм — сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков. В современных условиях в связи с усилением противоречий в обществе, кризисным состоянием общественных отношений происходит резкая активизация политического противоборства, использование в практике разрешения политических конфликтов, наряду с цивилизованными, правовыми методами, антиконституционных форм политической борьбы. Политический экстремизм сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящее время системный характер приобретают такие действия экстремистов, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы государственным и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия. Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирований, проведение террористами широкомасштабных боевых операций в Буденновске и Кизляре, осуществление целой серии террористических акций, в том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей.

Некоторые авторы отдельно выделяют криминальный политический экстремизм, т. е. применение насилия со стороны  субъектов политики для достижения их политических целей или обеспечения  их деятельности как во внешней, так и во внутренней политике. Во внешней политике криминальный политический экстремизм проявляется через международную политическую преступность и международный политический терроризм; во внутренней — в форме тоталитарной преступности, внутригосударственного политического терроризма, бунтовской преступности, политического бандитизма, политического рэкета, политического вандализма.10

Большую опасность политический экстремизм представляет в сфере  межнациональных и религиозных  отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России, влияние исламского фундаментализма дают мощный импульс развитию политического экстремизма, совершаемого на этноконфессиональной основе, создают угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю.

Политический экстремизм — явление международного масштаба. Среди известных своей активностью  экстремистских организаций левой  ориентации за рубежом имеются такие, как «Красные бригады» (Италия), «Фракция Красной армии» — РАФ (ФРГ), «Аксьон директ» (Франция), ЭТА (Испания) и другие. К правым относятся «Национал-социалистический фронт действий» (ФРГ), «Группа Пайпера» (Италия), «Партия новых сил» (Франция), «Международная лига победы над коммунизмом» (Япония) и др. Несмотря на различие их идейных платформ, формы и методы экстремистской деятельности этих организаций схожи.

Вышедший за рамки государственных  границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, политический экстремизм представляет угрозу для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, международной безопасности в целом, поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой. Политический экстремизм относится к наиболее многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. В последние годы активно проходят научные дебаты относительно его сущности и содержания, связи с другими явлениями общественной жизни.

В философской и политической литературе отсутствует общепринятое строгое определение политического  экстремизма. Толкование его чрезвычайно широко и зачастую объединяет разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением политического насилия, до преступлений, совершаемых безответственными полууголовными элементами, политическими проходимцами или наемными агентами и провокаторами. Политический экстремизм часто понимается и как политическая установка (или позиция), отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта; и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях; и как метод политической борьбы, отвергающий согласование и сотрудничество с политическими оппонентами или противниками; и как негативный социальный протест, возникающий на уровнях — общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы в различных территориальных пределах и на различной идейно-психологической и политической основах.

Специальные работы, посвященные  непосредственно политическому  экстремизму, весьма немногочисленны. Данное явление еще не стало предметом комплексного научного осмысления. До середины 1980-х годов в СССР тема политического экстремизма не подвергалась какому-либо анализу применительно к внутренней ситуации в виду неактуальности самой проблемы. Изучение же зарубежного материала носило преимущественно узкий характер в силу существенных идеологических затруднений, что делало их в большей степени публицистическими, нежели строго научными, содержащими конструктивный анализ явления политического экстремизма.

Многие исследователи, занимавшиеся проблемой политического экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой адекватного теоретического определения данного явления, что объясняется, во-первых, сложностью самого феномена: исторической изменчивостью и многочисленностью вариантов комбинаций по линии субъект-объект; во-вторых, идеологической насыщенностью, идейно-политическими и социально-философскими установками и предпочтениями исследователя, определенной тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью в трактовке этого понятия; в-третьих, релятивностью, возможностью инверсии исследуемого понятия; наконец, в-четвертых, присутствием нравственного критерия, морального компонента. Политический экстремизм — понятие аксиологическое, оно не только отражает определенный тип деятельности политических субъектов, но и содержит его сугубо негативную оценку, подчеркивает деструктивность и отождествление со злом в его социально-политическом измерении. Естественно, что каждый исследователь оставляет за собой право на собственное этическое истолкование фактов политической жизни. В связи с многообразием толкований некоторые исследователи предлагают рассматривать понятие «политический экстремизм» в узком и широком смыслах. Для характеристики текущего момента часто достаточно узкой трактовки политического экстремизма как незаконной деятельности политических движений и партий, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленной на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни.

Для политического экстремизма  в таком понимании характерны следующие черты: нелегитимная политическая деятельность, прежде всего незаконное насилие; крайние формы национализма, расизма или социально-классового антагонизма; простота и общедоступность идеологии, умение предложить «простые» способы и пути решения сложнейших проблем общественной жизни и убедить массы в возможности их успешного осуществления на практике. Широкое толкование понятия «политический экстремизм» основано на общеязыковом употреблении слова «экстремизм» (от лат. extremus — крайний): приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Расширительная трактовка политического экстремизма означает его характеристику как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического явления, представляющего собой систему идеологических положений и установок, а также практических действий, для которых характерно использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти и управления, противостоящих политическим образованиям, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Под политическим экстремизмом понимается такая активность политических субъектов, которая выражается в стремлении определенных политически активных индивидов, общественных групп, властвующих элит и контрэлит воплотить в жизнь свои политические идеалы и реализовать поставленные задачи всеми доступными средствами, включая различные формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы, международные организации, а также обосновывающие и оправдывающие это насилие идеологии.

В Шанхайской конвенции о  борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. как экстремизм расценивается «...какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».11

До 2002 г. в российском законодательстве не было определения экстремизма. В утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации особо подчеркивалось, что во внутриполитической сфере России приоритеты состоят в «сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий, — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов».12 Однако до настоящего времени феномен экстремизма не получил в российском законодательстве должной правовой оценки. Не случайно проблема дефиниции терроризма в юридической науке часто увязывается с отсутствием четкого научно обоснованного разграничения экстремизма и терроризма.

Невозможно построить  механизм защиты от террористической опасности, не изучив ее природы, генезиса. Для того чтобы эффективно противодействовать терроризму, предупреждать его акции, нужно выявить, тщательно проанализировать и уяснить первопричины терроризма.

По мнению большинства  исследователей, политический экстремизм — исторически и социально  обусловленное явление, его появление  и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера. Применительно к российской ситуации наиболее существенными называются такие причины, как распад единого государства и усиление сепаратизма и национализма; глубокий системный кризис, охвативший все сферы жизни, и как следствие — ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение доли маргинализированных и люмпенизированных слоев общества, нарастание социального напряжения в обществе; борьба за власть политических партий и движений; криминализация общества и политизация уголовной преступности; правовой нигилизм граждан.13

Информация о работе Терроризм и экстремизм