Сущность и значение договоров в регулировании гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:28, статья

Краткое описание

Статья посвящена теоретической разработке концепции гражданско-правового договорного регулирования, базирующейся на понимании гражданско-правового договора как регулятивного правового акта.

Содержание

1. Введение
2. Юридическая природа гражданско-правового договора:
I. Значение договора.
II. Факт заключения договора.
III. Юридико-фактическое свойство договора.
3. Понятие гражданско-правового договорного регулирования.
4. Предмет гражданско-правового договорного регулирования.
5. Гражданско-правовое договорное регулирование в правовой системе.
6. Заключение.
7. Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

сущность и значение договоров в регулировании гражданских правоотношений.docx

— 39.92 Кб (Скачать документ)

Гражданско-правовой договор (как и сделка вообще) по своей юридической природе является правовым актом и в этом своем качестве регулирует правовые отношения сторон между собой или также с другими (третьими) субъектами права (лицами), наделенными правами по отношению к сторонам.

В настоящее время значение гражданско-правового договора как юридического регулятора отмечается на страницах многих научных и учебных изданий. Однако тенденция восприятия гражданско-правового договора (как, впрочем, и других подобных договоров, в частности трудовых) сквозь призму юридического факта в науке и практике далеко не преодолена. При этом содержание договора как совокупность условий, на которых он заключен, раскрывается в контексте договора как юридического факта. Однако, как показано ранее, это следует делать через его понимание как правового акта. Содержание договора как правового акта составляют условия договора.

Особенностью договора как правового акта регулятора общественных отношений является то, что он упорядочивает отношения между сторонами договора и выступает как средство саморегулирования отношений сторон. В отличие от договора односторонний (особенно директивный) правовой акт направлен на регулирование отношений других лиц (в отдельных случаях с участием лица, издавшего односторонний правовой акт). Указанная особенность регулятивных свойств договора позволяет более четко отграничить договор от односторонних правовых актов, изданных двумя или более субъектами. Последние, как и договор, выражают согласованную волю двух или более лиц, издавших совместный односторонний правовой акт. Однако договор заключается сторонами для урегулирования своих взаимоотношений, его воздействие направлено на внутренние взаимоотношения, на их саморегулирование. Между тем такое воздействие одностороннего правового акта, принятого двумя или более субъектами права, направлено вовне, т. е. на регулирование отношений, как правило, других лиц между собой. При этом то обстоятельство, что субъектами регулируемых односторонними правовыми актами отношений могут быть и сами субъекты, издавшие эти акты, не меняет существа дела, так как не меняется внешняя направленность регулятивного воздействия одностороннего правового акта.

Регулирование договором взаимоотношений заключивших его сторон черта договора, наиболее отвечающая его природе. Но она не исключает участия в регулируемых договором правоотношениях третьих лиц, например, в случае с договором в пользу третьих лиц. Здесь договор упорядочивает отношения между заключившими его сторонами и, кроме того, отношения одной или обеих сторон с третьими лицами, в пользу которых заключен договор. Третье лицо по такому договору имеет только права в отношении стороны (сторон) договора. Конструкция договора в пользу третьего лица несколько размывает чистоту договорной доктрины, согласно которой договор определяет взаимоотношения между заключившими его сторонами, но эта конструкция не колеблет одно из главных начал договорной теории договор не может создавать обязанности для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Как регулятивный правовой акт гражданско-правовой договор может быть как ненормативным, так и нормативным.

Примером ненормативного договора договора, рассчитанного на однократную реализацию (т. е. содержащего только ненормативные условия), может служить договор розничной купли-продажи, исполняемый в момент его совершения.

Нормативные гражданско-правовые договоры также имеются, и таких договоров немало (больше, чем может показаться на первый взгляд). Например, договор поставки, предусматривающий помесячную поставку товаров в течение года и неустойку за недопоставку (просрочку поставки) товаров носит нормативный характер. В самом деле, условие о неустойке в таком договоре рассчитано на неоднократное применение. Оно используется всякий раз, когда поставщик допускает просрочку поставки (юридический факт), и не исчерпывается однократной реализацией. Здесь могут возразить, что гражданско-правовой договор не является общеобязательным и поэтому не может быть нормативным. Данное возражение будет справедливо, если существенным признаком нормативности считать общеобязательность правового акта (положения). Это, однако, не верно. Для признания правового акта нормативным достаточно того, что такой правовой акт рассчитан на неоднократную (иными словами, неопределенно многократную) реализацию. При подобном подходе нормативные правовые акты могут быть как общеобязательными, хаки не общеобязательными, в том числе индивидуальными (свойства индивидуальности и не нормативности не тождественны). Преобладающая в настоящее время юридическая позиция, согласно которой общеобязательность является существенным признаком правовой нормы, рано или поздно будет пересмотрена. Иначе, оставаясь на логической почве, невозможно объяснить нормативный характер положений, содержащихся в уставах юридических лиц, локальных правовых актах, иных подобных нормативных правовых актах, которые трудно рассматривать в качестве общеобязательных.

 

Понятие гражданско-правового договорного регулирования.

Итак, гражданско-правовой договор как правовой акт имеет регулятивную сущность. Парадоксально, но до сих пор эта сущность договора остается почти неизученной. Между тем для понимания договора как правового феномена необходимо выявить его регулятивные свойства. В этом одна из важнейших задач науки гражданского права, выполнение данной задачи требует введения в научный оборот и активного использования понятия «гражданско-правовое договорное регулирование» (или кратко «договорное регулирование»). Указанное понятие раскрывает договор с динамической стороны как действенное средство правового регулирования взаимоотношений сторон договора. Договорное регулирование, его механизм позволяют выявить такие свойства договора, которые не видны при рассмотрении договора в его статике с позиции юридического факта. Например, взаимодействие договора и закона (другого важнейшего правового регулятора) правильно могут быть поняты только в результате изучения их регулятивных свойств.

Термин «договорное регулирование» не часто, но встречается в юридической литературе, а в последнее время он стал использоваться и в нормативных правовых актах, в том числе законах. Однако за редким исключением понятие договорного регулирования не раскрывается.

Уже сам термин «правовое договорное регулирование» указывает на связь обозначаемого им понятия с категорией «правовое регулирование». В юриспруденции эта категория является узловой, краеугольной наряду с такими категориями, как норма права, правовой акт, правоотношение. Она часто употребляется в юридической литературе, причем чаще всего как некая данность, как само собой разумеющееся. Между тем общее понятие правового регулирования юридической наукой разработано слабо, во всяком случае не в той мере, в какой следовало бы, исходя из значения данной категории в науке и практике.

Правовое регулирование это социальное регулирование, осуществляемое правовыми средствами.

Правовое регулирование лишь один из факторов, под воздействием которых складываются фактические общественные отношения. Кроме правового регулирования, на общественные отношения воздействуют иные виды социального регулирования (моральное регулирование, политическое регулирование и др.), а также различного рода экономические, социально-бытовые, психические, иные объективные и субъективные факторы. Важнейшие свойства правового регулирования особенно проявляются через рассмотрение субъекта правового регулирования, средства правового регулирования, предмета правового регулирования, механизма правового регулирования.

В зависимости оттого, каким средством осуществляется правовое регулирование, последнее можно подразделять на виды, в ряду которых стоит и гражданско-правовое договорное регулирование.

Гражданско-правовое договорное регулирование это правовое регулирование, осуществляемое посредством гражданско-правового договора.

Наряду с гражданско-правовым договорным регулированием на договорные отношения воздействуют общенормативное правовое регулирование, административное правовое регулирование и судебное правовое регулирование.

Общенормативное правовое регулирование это правовое регулирование, осуществляемое посредством нормативных правовых актов (норм права).

Административное правовое регулирование это правовое регулирование, осуществляемое посредством ненормативных административных правовых актов.

Судебное правовое регулирование это правовое регулирование, осуществляемое посредством судебных правовых актов.

В правовом регулировании договорных отношений общенормативное правовое регулирование участвует всегда, взаимодействуя с договорным регулированием, в то время как административное и судебное правовое регулирование лишь в отдельных случаях.

Помимо очерченного «аналитического» (раздельного) взгляда на правовое регулирование договорных отношений последнее можно рассматривать и «синтетически», как целостное явление, включающее в качестве регулятивных компонентов договорное правовое регулирование, общенормативное правовое регулирование, административное правовое регулирование и судебное правовое регулирование.

Соотношение (взаимодействие) договорного и общенормативного компонентов правового регулирования (в привычных выражениях соотношение договора и закона) есть главный юридический аспект правового регулирования договорных отношений как в теоретическом, так и в практическом плане. Это соотношение характеризуется следующими основными чертами.

I. Договорный и общенормативный компоненты правового регулирования договорных отношений (иными словами, договорное и общенормативное правовое регулирование договорных отношений) неразрывны. Договорное регулирование может осуществляться только во взаимодействии с общенормативным.

Общие нормы договорного права устанавливают правовой режим договора, в том числе порядок его заключения, изменения, расторжения. Содержание договорного правоотношения обусловливается условиями договора и нормами договорного права. При этом нормы договорного права (как императивные, так и диспозитивные) определяют содержание договорного правоотношения непосредственно, не трансформируясь в договорные условия. Это утверждение не распространяется на случаи, когда нормы договорного права определяют не собственно содержание договорного правоотношения, а предопределяют содержание договора как правового акта, в том числе путем наложения на стороны обязанности включать те или иные условия в договор, а также установления параметров содержания договорных условий.

II. С точки зрения юридической  силы общенормативное регулирование доминирует над договорным. Общенормативное регулирование (закон) обозначает пределы договорного регулирования. Однако в отдельных случаях в допускаемых законом пределах договорное регулирование (договор) может быть сильнее закона. Так, если после заключения договора принят закон, устанавливающий для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе прописано, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ).

III. По общему правилу правовое  регулирование договорных отношений  инициируется договорным регулированием. Именно договор выступает непосредственным  регулятором отношений сторон. Именно  по своей воле, выраженной в  договоре, стороны вступают в  договорные отношения. И лишь  постольку, поскольку стороны заключили  договор, к регулированию их отношений  подключается закон (общенормативное регулирование). В отдельных случаях договор может влиять на круг правовых норм, распространяющих свое действие на отношение сторон, например, в случае, когда стороны своим соглашением исключают применение к своим отношениям диспозитивной нормы (ст. 421 ГКРФ).

IV. Соотношение удельного веса (интенсивности) договорного и o6щенормативного компонентов  правового регулирования договорных  отношений является различным  применительно к отдельным видам  договора. Так, для типизированных (предусмотренных  законом) договоров общенормативное регулирование гораздо интенсивнее, чем для не типизированных, правовой режим которых определяется в основном только общими нормами договорного права. В свою очередь типизированные договоры могут значительно отличаться друг от друга по соотношению общенормативного и договорного компонентов правового регулирования. Например, удельный вес общенормативного регулирования для договора железнодорожной перевозки значительно выше, чем для договора простого товарищества. В договоре перевозки объем договорного регулирования ограничивается условиями, выраженными в транспортной железнодорожной накладной, в то время как общенормативный компонент насчитывает сотни, если не тысячи, правил, содержащихся в Транспортном уставе железных дорог, правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте, тарифных руководствах.

V. Регулятивное значение договора  сопоставимо с регулирующей ролью  закона. Это качество договора  нашло отражение в формуле  ст. 1134 Французского гражданского  кодекса, которая гласит: «Законно  заключенные соглашения занимают  место закона для тех, кто их  заключил». Более того, в отличие  от закона договор выступает  как конкретный, непосредственный  регулятор взаимоотношений сторон. Так, сотни правовых норм о  купле-продаже пребывают в бездействии, пока своей волей и в своем  интересе стороны посредством  договора купли-продажи не вступают  во взаимоотношения, урегулировав  их характеристики (объект купли-продажи, цену товара и др.). При таком взгляде именно договор является основным исходным правовым регулятором, а закон дополнительным правовым регулятором, призванным обеспечить полноту правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет гражданско-правового договорного регулирования.

Рассмотрение регулятивных свойств договора в плоскости договорного регулирования позволяет со всей определенностью поставить вопрос о предмете гражданско-правового договорного регулирования (или, иными словами, о предмете регулирования гражданско-правового договора).

Предмет правового регулирования это волевые общественные отношения и поведение их участников, подвергаемые правовому регулированию.

Общественные отношения и поведение тесно связанные, но не тождественные явления. Конечной целью правового регулирования является побуждение социальных субъектов либо к желательному положительному поведению, либо к воздержанию от нежелательного поведения. Такая цель достигается путем формирования с помощью правовых средств различного рода правовых отношений (прав и обязанностей субъектов). С учетом этого в общем случае правовые отношения можно рассматривать как промежуточный предмет правового регулирования (или элемент предмета правового регулирования), а поведение как конечный предмет правового регулирования (элемент предмета правового регулирования). В результате правового регулирования правовых отношений и поведения складываются фактические общественные отношения.

Информация о работе Сущность и значение договоров в регулировании гражданских правоотношений