Строительный подряд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Современное состояние правового регулирования отношений в сфере строительства и реконструкции объектов недвижимости вызывает большой интерес, как со стороны теории правовых наук, так и правоприменительной деятельности.
В настоящее время основной гражданско-правовой формой обеспечения выполнения строительно-монтажных работ является договор строительного подряда, закрепленный в параграфе 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее, если иное не оговорено, — ГК РФ), который в условиях рыночной экономики, в отличие от плановой экономики социализма, приобрел черты свободно заключаемого договора. Однако реформирование экономики, начавшееся в последнее десятилетие XX века, потребовало от законодателя и правоприменителей введения в гражданский оборот новых договорных конструкций (соглашение о разделе продукции, концессионные соглашения, договор управления многоквартирным домом), носящих смежный характер с договором строительного подряда в связи с включением в их содержание обязанностей по выполнению строительных работ. Включение элементов договора строительного подряда в смежные договоры приводит к возникновению проблемы соотношения положений параграфа 3 главы 37 ГК РФ с нормами, регулирующими заключение и исполнение смежных договоров.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и гражданско-правовая природа договора строительного подряда
1.1 Генезис института строительного подряда в российском праве
1.2 Понятие договора строительного подряда
Глава 2. Содержание и исполнение договора строительного подряда
2.1 Права и обязанности заказчика
2.2 Права и обязанности подрядчика
Глава 3. Правовое регулирование договора строительного подряда
3.1 Заключение, изменение и расторжение договора строительного подряда
3.2 Некоторые вопросы судебно-арбитражной практики по ответственности сторон в договоре строительного подряда
Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 358.50 Кб (Скачать документ)

Параллельно возникает  вопрос о юридической природе  обязанности подрядчика заключить  договор на выполнение дополнительных работ. Представляется, что данная обязанность не может не быть гражданско-правовой, поэтому обеспечение ее исполнения достигается гражданско-правовыми методами. В данном случае действует механизм заключения договора в обязательном порядке, предусмотренный ст. 445 ГК РФ. Юридическим фактом, влекущим возникновение обязанности подрядчика заключить договор на выполнение дополнительных работ, будет согласие заказчика на проведение и оплату дополнительных работ; уклонение подрядчика от заключения договора строительного подряда на выполнение дополнительных работ и срыв данных работ составляет гражданское правонарушение, формой ответственности за которое является возмещение убытков.

В связи с недостаточной  компетентностью заказчика в  вопросах организации и осуществления  тех или иных видов строительно-монтажных работ ст. 749 ГК РФ предоставляет ему право привлечь инженера (инженерную организацию) в целях обеспечения контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком. Данная норма создает формально-юридические условия для оказания так называемых консалтинговых и управленческих услуг в такой сложной отрасли национальной экономики, как строительство и базируется на опыте развитых стран в вопросах организации предпринимательской деятельности в национальном строительном комплексе. Одновременно возникают непростые вопросы юридической квалификации договора об оказании заказчику услуг такого рода и соотношения состоявшегося договора об оказании инженерных услуг с договором строительного подряда. В комментирующей литературе высказана точка зрения о том, что "отношения заказчика с инженером (инженерной организацией) основаны на договоре поручения, который, в свою очередь, является разновидностью договора возмездного оказания услуг, но регулируется в соответствии с п. 2 ст. 779 (см. коммент. к этой статье) специальными нормами главы 49 (см. коммент. к статьям этой главы)". Представляется, что отношения заказчика и инженера (инженерной организации) основаны не на договоре поручения, как утверждает М.И. Брагинский в комментарии данной правовой нормы, а на договоре возмездного оказания услуг, занимающего самостоятельное место в классификации гражданско-правовых договоров. Такое же самостоятельное место в системе гражданско-правовых договоров принадлежит и договору поручения, поэтому последний никак не может быть разновидностью договора возмездного оказания услуг. Признание договора поручения разновидностью договора возмездного оказания услуг, по меньшей мере, противоречит ст. 971 и 972 ГК РФ, моделирующим договор поручения как безвозмездный договор, а из наименования договора возмездного оказания услуг, безусловно, вытекает его меновый характер. Кроме того, правоприменительная практика ни при каких условиях не допускает применения к договору поручения правил, относящихся к договору возмездного оказания услуг, так как ч. 2 ст. 779 ГК РФ исключает такое правоприменение.

Взаимосвязь договора строительного  подряда и договора на оказание возмездных инженерных услуг выражается в том, что в случае привлечения инженера (инженерной организации) его функции  определяются в договоре строительного  подряда. В связи с этим неточно  разъяснение о том, что указания инженера (инженерной организации) обязательны для подрядчика только при условии, что это предусмотрено договором строительного подряда. В этом разъяснении все неверно, В ст. 749 ГК РФ речи не идет об условиях обязательности указаний инженера (инженерной организации) для подрядчика, поскольку в ней предусматривается возможность определения в договоре строительного подряда функций инженера (инженерной организации), а не условия обязательности его указаний для подрядчика. Кроме того, вопрос имеет более широкое значение: даже заказчик по договору строительного подряда не всегда и не во всех случаях имеет право давать обязательные указания подрядчику, тем более таким безусловным и неограниченным правом не наделен инженер (инженерная организация). Статья 749 ГК РФ не устанавливает каких-либо условий обязательности указаний инженера (инженерной организации) для подрядчика. Далее комментатор разъясняет, что договором (каким договором? — С.М.) должны быть установлены также пределы ответственности инженера (инженерной организации) за последствия его действий. Однако ст. 749 ГК РФ такого требования не содержит, поэтому данное разъяснение не может рассматриваться иначе как рекомендация деловой и договорной практике. Комментируя ст. 749 ГК РФ, автор не исключает варианта, при котором инженер — работник заказчика, и соответственно отношения между ними являются по своей природе трудовыми. Если инженер включен в персональный состав заказчика на основе трудовых отношений, то гражданско-правовые основы его деятельности меняются: инженер действует не как представитель и не на основе гражданско-правового договора, а как работник заказчика и на основе ст. 402 ГК РФ. Таким образом, содержание гражданско-правового регулирования не исключает выполнения функций инженера на основе трудовых отношений, но во взаимоотношениях с подрядчиком правовое положение инженера, действующего на основе трудового договора, будет определяться не заключенным трудовым договором, а источниками гражданского права, регламентирующими заключение и исполнение договора строительного подряда.

Основная проблема совершенствования  гражданско-правовых основ привлечения  инженера (инженерной организации) к  осуществлению функций заказчика  заключается, по нашему мнению, в отстранении  от такого привлечения подрядчика. В самом деле, с одной стороны, ст. 749 ГК РФ устанавливает право заказчика самостоятельно заключить договор на оказание инженерных услуг; с другой стороны, в ней же предусмотрено, что в этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации). Поскольку договор строительного подряда заключается между заказчиком и подрядчиком, подрядчик приобретает возможность влиять на функции инженера (инженерной организации), привлекаемой заказчиком. Вряд ли такое нормативно-правовое положение (и возникающее последствие) достаточно разумно и объяснимо. Получается, что сторона договора строительного подряда — подрядчик, за деятельностью которого инженер (инженерная организация) призвана осуществлять контроль и надзор, получает не только фактические, но и юридические возможности влиять на правовое положение инженера (инженерной организации), привлекаемой для обеспечения интересов другой стороны договора строительного подряда — заказчика.

2.2 Права и обязанности подрядчика

 

С гражданско-правовой точки  зрения права и обязанности подрядчика отражают существенные условия договора строительного подряда, а с организационно-экономической  — динамику создания и реконструкции  объектов недвижимости. После формирования всех формально-юридических предпосылок выполнения строительно-монтажных работ и заключения договора строительного подряда у подрядчика возникает наиболее значимая обязанность, ради исполнения которой стороны вступают в гражданские правоотношения, — выполнить определенный комплекс строительно-монтажных работ, обеспечивающий возведение или реконструкцию того или иного объекта недвижимости.

Анализ параграфа 3 главы 37 ГК РФ позволяет выделить следующие  обязанности подрядчика: осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (ст. 743 ГК РФ); сообщить заказчику о не учтенных в технической документации работах и возникающей в связи с этим необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства; исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если они не противоречат условиям договора строительного подряда и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика; при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ (ст. 751 ПС РФ); обеспечить строительство материально-техническими ресурсами; сотрудничать с заказчиком в целях достижения социально и экономически значимых результатов. Как видно, Гражданский кодекс РФ основное внимание уделяет регулированию процесса создания и реконструкции объектов недвижимости со стороны подрядчика, предъявляя к нему совокупность частноправовых и публично-правовых требований. Например, обязанность по соблюдению требований закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ является, по сути, не договорной, а публично-правовой, вытекающей из действующего конституционного и административного законодательства, регулирующего выполнение строительно-монтажных работ. Материально-техническая и правовая специфика выполняемых по договору строительного подряда строительно-монтажных работ такова, что неизбежно затрагиваются публичные интересы. Это обстоятельство обусловливает комплексность правового регулирования создания и реконструкции объектов недвижимости и, в частности, применение административно-правового регулирования в целях соблюдения публичных интересов. Соблюдение публичных интересов обеспечивается формированием надлежащих организационно-правовых предпосылок выполнения строительно-монтажных работ. В связи с этим можно сделать вывод о том, что содержание ст. 751 ГК РФ крайне узко: она запрещает подрядчику по договору строительного подряда выполнять строительно-монтажные работы только в случае нарушения обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ. На практике чаще встречаются случаи, когда подрядчик выполняет строительно-монтажные работы не с нарушением требований по охране окружающей среды и безопасности самих строительных работ, а в отсутствие административно-правовых разрешений и предписаний, что приводит к самовольному и неуправляемому строительству. Одной из мер "вытеснения" самовольного строительства должно быть согласование административного и гражданского законодательства: применительно к договору строительного подряда такое согласование должно выражаться в недопустимости исполнения не имеющего административно-правового обеспечения договора строительного подряда, как заказчиком, так и подрядчиком.

О.В. Макаров предлагает внести изменения в ст. 740 ГК РФ, указав в ней, что подрядчик выполняет строительно-монтажные работы, предусмотренные организационно-правовыми основаниями строительства. Однако с учетом социально-политической значимости проблемы такое предложение недостаточно: нужно сформулировать в Гражданском кодексе РФ специальную для этих целей норму путем изменения ст. 751 ГК РФ.

Необходимость проведения дополнительных работ по договору строительного  возникает довольно часто. В связи  с этим регулирование взаимоотношений  сторон при выявлении такой необходимости нуждается в совершенствовании и модернизации.

Согласно п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость  проведения дополнительных работ и  увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Данные правила вызывают определенные соображения. Несложно заметить, что положение подрядчика в случае выявления необходимости проведения дополнительных работ более спокойно и прочно, чем положение заказчика.

Выполняя строительно-монтажные  работы, подрядчик обязан обеспечить их надлежащее качество. Хотя в параграфе 3 главы 37 ничего не говорится об обязанности подрядчика обеспечить надлежащее качество возводимых или реконструируемых объектов недвижимости, ее существование не вызывает сомнений. Как справедливо указывается в исследовательской литературе, качество строительно-монтажных работ зависит от определенных факторов. С нашей точки зрения, качество строительно-монтажных работ зависит не от некоторых, а от всех материально-технических, интеллектуальных и организационно-правовых предпосылок предпринимательской деятельности в строительстве. Однако, не всегда и не во всех случаях подрядчик наделяется достаточными организационно-правовыми средствами воздействия на участников строительно-монтажного производства и обеспечения надлежащего качества строительно-монтажных работ. Видимо, это связано с тем, что в обеспечении качества материально-технических ресурсов применяется публично-правовое регулирование.

Одним из путей повышения качества проектно-сметной и технической  документации явилось предложение  о создании проектно-строительных организаций. Идея сводилась к тому, чтобы заказчик заключал один договор с проектно-строительной организацией, по которому последняя обязуется выполнить весь комплекс работ — от проектирования строительства до выполнения строительно-монтажных работ и их сдачи заказчику.

Выходом из создавшегося положения  представляется наделение подрядчиков  по договору строительного подряда  определенными правами в отношении  передаваемой заказчиком проектно-сметной  документации и установление порядка  приемки проектно-сметной документации от заказчика подрядчику для осуществления строительства. Ведь подрядчик является, по сути дела, потребителем продукции проектно-изыскательских организаций, и именно ему должны быть предоставлены достаточно широкие права и возможности для воздействия на изготовителей строительной документации. Кроме того, что доказывает практика осуществления различных видов строительства, недоброкачественность проектно-сметной документации наиболее часто обнаруживается именно в ходе реализации проекта.

Немаловажным резервом в улучшении  качества строительной документации выступает  повышение имущественной ответственности  проектно-изыскательских организаций  за результаты своей деятельности.

Общей обязанностью сторон по договору строительного подряда является сотрудничество и взаимодействие. Статья 750 ГК РФ предусматривает, что если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Согласно выводам Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ неисполнение стороной по договору строительного подряда обязанности по сотрудничеству может учитываться при применении меры ответственности за неисполнение договорного обязательства.

Заказчик обратился в арбитражный  суд с иском о взыскании  с подрядчика пеней за просрочку  завершения работ по договору подряда  на строительство жилого дома. Подрядчик, возражая против иска, сослался на то, что все работы по строительству и отделке дома окончены в срок, но заказчик не принимает результатов работ, поскольку дом не подключен к системе водо- и теплоснабжения, что не может быть сделано, так как администрация города отказывается временно отключить подачу тепла и воды для выполнения врезки коммуникаций дома в общегородскую систему ресурсоснабжения. Как установлено при рассмотрении дела, заказчику — муниципальному предприятию по эксплуатации жилья — неоднократно направлялись письма с просьбой оказать содействие в получении разрешения на указанные работы и согласовании их графика, которые оставлены без ответа. Заказчик приглашался подрядчиком на совещания с руководством города, где обсуждался вопрос о возможности изменения способа подключения объекта, но заказчик игнорировал эти приглашения. Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд отклонил доводы заказчика о том, что обязанность по подключению объекта возложена на подрядчика, и пришел к выводу, что заказчик должен нести ответственность независимо от действий третьих лиц, препятствующих исполнению обязательства. При этом суд сослался на ста. 750 ГК РФ, в соответствии с которой, если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по их устранению. Договором было предусмотрено участие заказчика в разработке графика производства работ по подключению дома к городским коммуникациям и в получении от администрации города разрешения на временное отключение этих коммуникаций. Неисполнение заказчиком обязательств по сотрудничеству явилось единственной причиной, по которой подрядчик не сдал объект в эксплуатацию. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что неисполнение заказчиком своих обязанностей по сотрудничеству и взаимодействию явилось основанием не для определения меры ответственности, а для освобождения подрядчика от ответственности за несвоевременное исполнение договора строительного подряда.

Информация о работе Строительный подряд