Юридические лица как субъекты гражданско-правовых отношений.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение института юридических лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для успешного написания работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность юридического лица;
2) проанализировать виды юридического лица;
3) рассмотреть признаки юридического лица;
4) исследовать проблемы реализации организационного единства юридических лиц на современном этапе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы юридического лица как субъекта гражданско-правовых отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и сущность юридического лица. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды юридического лица . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Признаки юридического лица. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 3. Проблемы реализации организационного единства юридических лиц на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Республика Беларусь не отвечает и по обязательствам административно-территориальных единиц. Равным образом административно-территориальные образования не отвечают как по обязательствам друг друга, так и по обязательствам государства. Однако эти правила не распространяются на те случаи, если государство приняло на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы или юридического лица, либо если указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь.

Таким образом, в зависимости от вида юридического лица и наличия у него самостоятельного имущества наступает и соответствующий вид имущественной ответственности. Однако главным является то, что во всех случаях первоначальные требования предъявляются непосредственно к юридическому лицу, а к учредителям (участникам) только лишь в части, не погашенной юридическим лицом [8, с. 13]

Юридические лица заключают сделки от собственного имени. Своими юридическими действиями они приобретают для себя и осуществляют имущественные и неимущественные права, несут обязанности, создают возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Наличие возможности выступать от собственного имени является обязательным индивидуализирующим признаком участника гражданского оборота.

Для вступления в договоры и другие обязательственные отношения согласие вышестоящего органа не требуется. Не требуется от него и доверенности на совершение сделок. Юридическое лицо может быть носителем целого ряда абсолютных прав (права собственности и др.).

При возникновении споров юридические лица сами выступают в качестве истцов или ответчиков в суде, хозяйственном суде.

Резюмируя выше изложенное, отметим, что юридическое лицо – не любая организация, а лишь та, которая характеризуется определенными признаками. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие признаки юридического лица: организационное единство, обособленное имущество, самостоятельная имущественная ответственность, выступление в гражданском обороте от своего имени.

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЕДИНСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Организационное единство, как признак юридического лица, предполагает, что претендующее на получение статуса юридического лица образование состоит из совокупности физических лиц (для упрощения исследования абстрагируемся от возможности выступления организаций в качестве учредителей таких же субъектов), являющихся учредителями, директора, бухгалтера, трудового коллектива, отделов, цехов и т.п., соподчиненных и взаимосвязанных между собой, т.е. является организацией. Указанное состояние позволяет достичь необходимого единства в процессе координации действий группы лиц, достичь единства их воли и волеизъявления.

Как утверждает А.В. Поляков, только те коллективные субъекты, которые обладают указанной психосоциальной организацией, под которой понимается единство организации и волеизъявления, могут выступать субъектами права, или правовыми деятелями [12, с. 551]. С этим утверждением, безусловно, следует согласиться по той причине, что для успешного участия в общественных отношениях группы хотя бы из двух субъектов в качестве единого целого указанные субъекты в обязательном порядке должны достичь организационного единства, т.е. единства целеполагания и целедостижения. Это, в свою очередь, возможно при достижении единства воли и волеизъявления субъектов, участвующих в общественных отношениях как единое целое, от общего имени. В противном случае участие данной группы в общественных отношениях в качестве единого целого будет невозможно.

В связи с изложенным возникает вопрос - а все ли образования, которые могут в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь получить статус юридического лица, соответствуют приведенной характеристике организации, т.е. такому признаку юридического лица, как организационное единство, все ли участвующие в современном гражданском обороте организации могут фактически выполнить требования такого признака юридического лица, как организационное единство в том контексте, в котором он рассматривается цивилистической доктриной.

Так, современное гражданское право Республики Беларусь предусматривает возможность создания организации со статусом юридического лица в форме унитарного предприятия, каковым в соответствии с нормой ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь признается "...коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество" [2]. Учредителем названной организации является одно лицо.

Следовательно, организация со статусом юридического лица может быть учреждена одним физическим лицом, которое, что допускается нормами права, будет являться директором данного субъекта хозяйствования, одновременно исполнять обязанности бухгалтера, что для руководителей белорусских унитарных предприятий предусмотрено правовыми нормами о бухгалтерском учете и отчетности, а также самостоятельно выполнять трудовую функцию, например, оказывать консалтинговые услуги - осуществлять консультирование производителей, продавцов, покупателей в области экспертной, технической и производственной деятельности. В данном случае у организации со статусом юридического лица фактически отсутствуют как трудовой коллектив, так и структурные подразделения, в силу чего отсутствует связь (соподчиненность) между вышестоящими и нижестоящими органами, соподчиненность структурных подразделений и структурных единиц. По всей вероятности, не будет и правил внутреннего трудового распорядка. Организацией со статусом юридического лица управляет один человек, являющийся одновременно и учредителем, и директором, и трудовым коллективом данного субъекта гражданского права.

Однако следует указать, что в Республике Беларусь организации со статусом юридического лица создаются не только в правовой форме унитарного предприятия, но и в иных правовых формах, требующих наличия не менее двух учредителей. Кроме того, многие организации со статусом юридического лица в полной мере соответствуют тому содержанию признака юридического лица организационное единство, которое раскрывается учеными в юридической литературе, т.е. имеют трудовой коллектив, структурные подразделения и т.п. Смоделируем ситуацию, при которой учредителями организации со статусом юридического лица с тем же или иным профилем деятельности, не связанным с непосредственным производством продукции, будут выступать два или три физических лица. При создании организации со статусом юридического лица двумя учредителями один из них, как правило, будет исполнять функции директора, а второй вполне может исполнять функции бухгалтера, и оба учредителя будут, например, оказывать консалтинговые услуги сторонним организациям. В данном случае в созданной организации со статусом юридического лица выделяются орган управления - директор и подчиненный ему орган - бухгалтер, однако их соподчинение будет являться формальным, закрепленным только на бумаге. Фактически, учредитель, выполняющий функции бухгалтера, будет претендовать на управление данным субъектом хозяйствования в равном с директором объеме. Трудовой коллектив и иные составляющие  признака юридического лица организационное единство могут отсутствовать, также как и в первом случае, что не повлияет на способность такой организации участвовать в экономической,  
деятельности [11, с. 42].

Конечно же, существует множество организаций со статусом юридического лица, у которых признак организационное единство в существующей интерпретации ярко выражен во всей его полноте. К таким субъектам гражданского права относятся все организации, осуществляющие производство продукции, достаточно большое количество организаций, оказывающих консалтинговые, юридические и иные услуги, имеющих соответствующий штат сотрудников, филиалы и представительства в других городах и даже государствах, однако в достаточном количестве существуют и такие, которые указаны в приведенных примерах, что ставит под сомнение достоверность содержания анализируемого признака юридического лица применительно к современному уровню развития права и существующим в Республике Беларусь экономическим отношениям.

Между тем наличие такого признака юридического лица, как организационное единство, предоставляет обеспеченную нормами гражданского права возможность применить правовую категорию "юридическое лицо" К одному или группе физических лиц, провести грань между указанными и иными физическими лицами, что влечет соответствующие правовые последствия в виде государственной регистрации одного или группы физических лиц в качестве организации со статусом юридического лица, применения к ним соответствующих правовых норм (например, гражданского и налогового права), позволяет допустить их к участию в общественных отношениях, связанных с производством и реализацией продукции с целью систематического получения прибыли, т.е. к осуществлению предпринимательской деятельности. Как известно, в Республике Беларусь физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя или не организованные указанным образом, не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность под страхом применения к нарушителям мер административной или уголовной ответственности.

Следовательно, организационное единство является тем обязательным признаком, наличие которого позволяет допустить к участию в гражданском обороте определенных лиц в качестве единого самостоятельно субъекта и применять к данному субъекту соответствующие правовые нормы, включая специфические меры гражданско-правовой ответственности.

В юридической литературе Богданов Е.В. высказывается мнение о том, что "...признак организационное единство доказал свою несостоятельность. В компаниях одного лица, где и учредителем, и директором (органом) является одно и то же лицо, вообще нет никакой организации, тем более никакого организационного единства ...следует отказаться от указанного признака, поскольку нельзя в норме права устанавливать признак, не являющийся всеобщим" [3, с. 98]. Автор приведенного предложения при анализе данного признака упустил его главное предназначение - отграничить физических лиц, не являющихся участниками предпринимательской деятельности, от лиц, которые в соответствии с нормами права имеют возможность осуществлять деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, не увидел за организационным единством ею основного предназначения – создание специфической системы отношений, в результате чего в гражданский оборот включается новый самостоятельный субъект права. Однако в одном Е. В. Богданов прав: в том случае, если организация со статусом юридического лица создана одним лицом, признак организационное единство, означающий наличие у организации обособленных подразделений и других составляющих данного признака, не соответствует современному уровню развития гражданского и административного права, определяющих процедуру создания и деятельности организаций со статусом юридического лица.

Организационное единство как признак юридического лица в первую очередь отражается в уставе и (или) учредительном договоре организации, где и указывается на то, что организация имеет орган управления, который будет от имени организации выступать в гражданском обороте, на наличие у данной организации филиалов и представительств, определяется правоспособность организации отражаются осуществляемые ею виды деятельности. В учредительном документе закрепляется порядок принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности организации со статусом юридического лица, указывается юридический адрес, то есть место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются) и документации организации, а также место, по которому будет возможно предъявлять претензии к деятельности данного субъекта хозяйствования, отражается размер уставного фонда – минимальной денежной суммы, на которую могут рассчитывать кредиторы, а также некоторые другие необходимые для самостоятельного участия в гражданском обороте составляющие. Причем наличие устава и (или) учредительного договора обязательно как для "компаний одного лица", так и для организаций созданных группой лиц. Таким образом, именно по наличию учредительного документа (устава и (или) учредительного договора), оформленного в установленном нормами главы 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь и нормами Положения о государственной регистрации порядке, т.е. формально, можно судить о том, является ли новое образование организацией, готовой для ее признания самостоятельным субъектом права или же нет, что и происходит на практике при осуществлении государственной регистрации. 

В целях устранения разногласий подобного рода, а также применительно к современным условиям хозяйствования дефиницию анализируемого признака целесообразно сформулировать следующим образом: организационное единство как признак юридического лица предполагает наличие у одного лица или группы лиц, претендующих на присвоение созданной ими организации статуса юридического лица, предусмотренных правовыми нормами учредительных документов (устава или учредительного договора), в которых закреплена специфическая система отношений, позволяющая разделить обязательства организации, ее учредителей и входящих в ее состав лиц и присвоить организации свойства самостоятельной юридической личности — субъекта гражданского права [9, с. 50].

Организационное единство как признак юридического лица с указанным содержанием будет в равной степени применим к любой организации независимо от количества ее учредителей и наличия иных составляющих данного признака.

В заключение настоящей главы отметим, что в юридической литературе высказывается мнение о том, что признак организационное единство доказал свою несостоятельность, в связи с чем предлагается отказаться от указанного признака. Действительно, если организация со статусом юридического лица создана одним лицом, признак организационное единство, означающий наличие у организации обособленных подразделений и других составляющих данного признака, не соответствует современному уровню развития гражданского и административного права, определяющих процедуру создания и деятельности организаций со статусом юридического лица.

В целях устранения разногласий подобного рода, а также применительно к современным условиям хозяйствования дефиницию анализируемого признака целесообразно сформулировать следующим образом: организационное единство как признак юридического лица предполагает наличие у одного лица или группы лиц, претендующих на присвоение созданной ими организации статуса юридического лица, предусмотренных правовыми нормами учредительных документов (устава или учредительного договора), в которых закреплена специфическая система отношений, позволяющая разделить обязательства организации, ее учредителей и входящих в ее состав лиц и присвоить организации свойства самостоятельной юридической личности — субъекта гражданского права.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании данной курсовой работы ставилась цель – изучить институт юридических лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели был проведен анализ правового статуса юридических лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Юридические лица как субъекты гражданско-правовых отношений.