Актуальные вопросы защиты прав несовершеннолетних наследников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. Вопросы защиты имущественных прав и законных интересов являются актуальными для современной юридической науки, в частности гражданского, семейного, жилищного и наследственного права. Они являются значимыми и для всего российского общества, государства. Значительное ухудшение положения детей и возможностей семьи и государства по их жизнеобеспечению, развитию и социализации побудили общество к определению приоритетных направлений социально-экономической защищенности детей, обеспечения их конституционных прав и свобод.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Актуальные вопросы защиты прав несовершеннолетних наследников.doc

— 94.34 Кб (Скачать документ)

В названных правовых нормах проявляется взаимосвязь публичных  и частных интересов при регулировании  наследственных правоотношений. Вместе с тем, если говорить об интересах  ребенка в наследственном правоотношении, получается, что их защита зависит  от поведения его законных представителей, от того, насколько добросовестно  они исполняли свои обязанности.

Однако, наряду с положительными моментами существующей нормативной  базы, касающейся защиты интересов  несовершеннолетнего в наследственном праве, есть и отрицательный, о которых  мы будем говорить далее.

2.2. Проблемы реализации  прав несовершеннолетних наследников.

Анализируя современное  гражданское законодательство в  области реализации прав несовершеннолетнего  в качестве субъекта гражданских  правоотношений, а так же работы ряда авторов, мы пришли к выводу о  том, что положение несовершеннолетнего  в  вышеуказанной области законодательства имеет ряд проблем и нуждается  в некоей доработке.

К тому же можно сказать, что правовые механизмы реализации и защиты прав детей при разделе  наследства, закрепленные в ст. 1167 Гражданского кодекса Российской Федерации  далеки от тех, что признаны эталоном в международных  правовых актах.

Рассмотрим наиболее актуальные и требующие по нашему мнению законодательного урегулирования вопросы.

Прежде всего, мы можем  отметить, то законодатель все же предусматривает  особые гарантии, которые защищают интересы несовершеннолетнего при  разделе наследственного имущества. Ребенок может наследовать как  по закону так и по завещанию, он имеет установленную законом  обязательную долю в наследстве, существует возможность вмешательства  органов  опеки и попечительства при возникновении  вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетнего. Подробнее эти  нормы  были рассмотрены  нами выше. Однако в гарантиях подобного  рода есть некие нюансы.  

Одним из вопросов, возникающим  при обращении к ст. 1167 ГК РФ, которая  как раз таки и устанавливает  обеспечение охраны законных интересов  несовершеннолетних, недееспособных и  ограниченно дееспособных граждан при разделе наследства, является вопрос распространения данной нормы на детей, являющихся полностью дееспособными, но не достигшими 18 лет, а значит являющимися несовершеннолетними. Такой формулировкой, которая употреблена в статье 1167 ГК РФ законодатель вносит некоторую неясность в  вариативность трактовки данной нормы.  Согласно комментарию к части третьей ГК РФ под редакцией М.В. Телюкиной,  в данном контексте закон относит к несовершеннолетним граждан, не достигших 18-летнего возраста, независимо от того, являются ли они полностью дееспособными. 44 Авторы одного из известных учебников гражданского права по редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, поддерживают данную точку зрения. Но наряду с мнениями этих авторов существуют и противоположное мнение, из которого следует, что нормы ст. 1167 ГК РФ не применяются к полностью дееспособным, хотя и несовершеннолетним лицам. Авторы этой позиции аргументируют свое мнение тем, что доводы, касающиеся того, что такие лица не могут в полной мере осознавать своих поступков, являются несущественными.  В этом случае следовало бы вовсе отвергнуть возможность приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия, чего закон не делает. Кроме того, такое толкование вызвало бы необходимость в установлении попечительства над полностью дееспособными гражданами - институте, который действующему законодательству неизвестен.45

Мы придерживаемся той  точки зрения, что интересам несовершеннолетних лиц отвечает толкование указанной  нормы таким образом, что раздел наследства осуществляется с соблюдением  правил ст. 37 ГК РФ при наличии среди наследников несовершеннолетних - лиц, не достигших 18 лет, независимо от того, признаны ли они полностью дееспособными. К этому выводу мы пришли проанализировав условия приобретения полной гражданской дееспособности несовершеннолетними.           Как мы знаем, несовершеннолетний может приобрести полную дееспособность при вступлении в брак до достижения 18 лет в случае, когда это допускается законом (ст. 21 ГК РФ) и в результате эмансипации (ст. 27 ГК РФ). СК РФ устанавливает минимальный брачный возраст - 18 лет. Законодатель допускает возможность снижения брачного возраста органами местного самоуправления при наличии уважительных причин до 16 лет, а при наличии особых обстоятельств и более, если такое право установлено законом субъекта РФ. В семейном законодательстве субъектов РФ нет единого подхода к установлению обстоятельств, при которых возможно снижение брачного возраста. По статистике, основной причиной вступления в брак до достижения совершеннолетия является беременность несовершеннолетней. Однако здесь мы можем сказать, что достижение определенной степени физиологической зрелости не говорит о том, что указанное лицо в состоянии самостоятельно принимать решения по гражданско-правовым вопросам. Относительно второго основания приобретения полной дееспособности несовершеннолетним - эмансипации заметим следующее. Во-первых, согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 эмансипированный несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности, за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз.46 Во-вторых, исходя из анализа материалов гражданских дел, мы приходим к выводу, что суды относятся формально к исследованию условий эмансипации. Факт о психофизиологической и социальной зрелости подростка устанавливается на основании справок из наркологического и психоневрологического диспансера, в которых подтверждается лишь факт того, что данный несовершеннолетний не состоит на диспансерном учете в этих учреждениях.

Таким образом, по нашему мнению, приобретая полную гражданскую дееспособность, несовершеннолетнему зачастую еще  не хватает жизненного опыта и  он еще не всегда в состоянии решать вопросы гражданско-правового характера  самостоятельно. Однако стоит заметить, что нет необходимости установления попечительства над полностью дееспособным несовершеннолетним лицом, поскольку абз. 2 ст. 1167 ГК РФ предписывает, что в целях охраны законных интересов несовершеннолетних граждан о составлении соглашения о разделе наследства и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства должен быть уведомлен орган опеки и попечительства. В этом случае, по нашему мнению представитель органа опеки и попечительства и должен будет защищать права и законные интересы полностью дееспособного лица, не достигшего совершеннолетия.

Наследование относится  к разновидности универсальных  юридических фактов, т.е. в результате наследования происходит универсальное  правопреемство: наследуется не только имущество, но и все имеющиеся  обязательства в отношении наследуемого имущества (п. 1 ст. 1175, п. 2 ст. 1152 ГК). Поэтому ребенок в результате принятия наследства становится не только собственником определенного имущества, но и должником по обязательствам наследодателя в тех случаях, когда имущество обременено правами третьих лиц (например, находится в залоге).

Исходя из этого возникает  следующий вопрос: возможно ли предъявление кредиторами требований имущественного характера в отношении имущества, наследником которого выступает  несовершеннолетний?  В тех случаях, когда у ребенка есть родители, которые являются его законными  представителями, требования имущественного характера в отношении наследуемого имущества должны предъявляться  именно родителям или иным законным представителям ребенка. Такой вывод основан на положениях действующего законодательства: защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (п. 1 ст. 64 СК РФ).

Есть трудности в случаях, когда у ребенка нет родителей. Например, после их смерти ребенок  наследует имущество, в связи  с чем возникает вопрос: каким  образом обеспечить защиту его прав и интересов? Полагаем, что она  должна быть возложена на органы опеки  и попечительства (п. 1 ст. 145 СК РФ, ст. 8 ФЗ "Об опеке и попечительстве"), однако на оформление соответствующего статуса ребенка (статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка-сироты) необходимо время. Вместе с тем защита имущественных прав ребенка должна быть обеспечена независимо от того, обладает он соответствующим статусом или нет. По смыслу п. 1 ст. 145 СК РФ опека (попечительство) устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в связи с чем можно предположить, что речь идет лишь о детях, которые обладают соответствующим правовым статусом. Как обеспечить надлежащую защиту прав и интересов ребенка в таких ситуациях, когда правовой статус ребенка не определен или на это требуется время? Летова Н. В. предлагает предусмотреть в законе понятие "приобретение статуса в чрезвычайных обстоятельствах или чрезвычайной ситуации" по аналогии со ст. 1129 ГК РФ "Завещание в чрезвычайных обстоятельствах", что позволит защитить интересы несовершеннолетнего наследника, находящегося в трудной жизненной ситуации и не обладающего соответствующим правовым статусом.47

Мы согласны с мнением  этого автора, так как считаем, что это действительно позволит облегчить процедуру вступления в наследственные права несовершеннолетнего,  интересы которого до получения им особого правового статуса представлять некому.

 

Далее мы бы хотели обратить внимание на процедуру наследования усыновленными несовершеннолетними.

В юридической литературе справедливо поднимается вопрос: могут ли усыновленные дети, у которых  сохранились отношения не с родителями, а с другими родственниками (например, бабушками, дедушками), наследовать  после них?  Проблема состоит в  том, что ГК РФ, допускающий наследование после других родственников по происхождению, делает отсылку к Семейному кодексу РФ, который, в свою очередь, такой возможности не предусматривает.

В результате многие авторитетные авторы делают вывод о том, что п. 3 ст. 137 СК РФ следует толковать буквально, и не допускают возможность сохранения родственных отношений с родственниками, не являющимися родителями ребенка. В частности, А.Л. Маковский считает, что "закон совершенно определенно устанавливает возможность сохранения родственных отношений с родителями ребенка, но не с родственниками по линии этого родителя. Поэтому и наследование в таких случаях возможно для усыновленного и его потомков после смерти родителя (но не других его кровных родственников)...".48 Между тем, по нашему мнению, более убедительными представляются аргументы О.Ю. Шилохвоста в пользу расширительного толкования п. 3 ст. 137 СК РФ: "...санкционируя сохранение отношении усыновленного с одним из своих родителей, суд тем самым санкционирует и сохранение всех тех родственных и семейных связей, участником которых данный усыновленный являлся в качестве ребенка своего родителя".49

 

Еще одной, на наш взгляд серьезной проблемой в защите прав несовершеннолетних наследников, стала тенденция уменьшения его  обязательной доли в наследстве.

Размер обязательной доли уменьшился по сравнению с прежним  законодательством. Так, согласно ст. 535 ГК РСФСР 1964 г. он составлял не менее двух третей законной доли. А по ГК РСФСР 1922 г. - не менее трех четвертых законной доли. Стремление законодателя к снижению размера обязательной доли принято объяснять необходимостью расширения свободы завещания. Вместе с тем очевидно, что интересы необходимых наследников, в т.ч. несовершеннолетних, теперь в меньшей степени защищены законом.

Кроме того, действующий  ГК РФ в определенных случаях допускает  в судебном порядке уменьшение размера  обязательной доли и даже отказ в  ее присуждении (п. 4 ст. 1149). Прежнее законодательство такой возможности не предусматривало.

Таким образом, можно констатировать более жесткий правовой режим (по сравнению с ранее действовавшим  законодательством), установленный ГК РФ в отношении необходимых наследников, к числу которых относятся несовершеннолетние.

Следующим моментом, на котором  следует остановиться, является вопрос о завещательной правосубъектности  несовершеннолетнего.

Как известно, граждане в  возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными. В соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ такие лица вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные для малолетних.

Поскольку распорядиться  имуществом можно в т.ч. путем  совершения завещания, на основании п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетним должно быть предоставлено право распоряжения заработком, стипендией, иными доходами, а также внесенными ими вкладами в кредитные учреждения. Не только рассмотренное нами выше французское законодотательство, но и законодательство многих зарубежных стран допускает совершение завещания несовершеннолетними. Так, в Испании завещание может составить любое лицо, достигшее 14 лет, в Словении и Черногории - 15, в Германии, Сербии и Хорватии - 16 . И только в большинстве постсоветских государств отмечается тенденция нежелания законодателя снижать возраст завещательной дееспособности, несмотря на многочисленные предложения и обоснования в специальных исследованиях.

Подводя итоги всего вышеизложенного, мы можем говорить о том, что хотя законодателем и предложены специальные  гарантии защиты прав несовершеннолетних в области наследственных правоотношений, существует еще много аспектов, в  направлении которых следует  работать. Необходимо максимально обеспечить охрану наследственных прав ребенка, поскольку  он, в силу своего возраста и отсутствия полной гражданской дееспособности не может  отстаивать свои интересы самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги работы. Осуществленный нами анализ правоприменительной практики последних лет показал, что понятие, виды и содержание наследственных прав играют важную роль в существующем гражданском обороте, а так же становятся предметом рассмотрения различных судебных инстанций. В частности, понятие имущественных прав кладется судами в основу определения возможности отнесения спорных экономических отношений к предмету гражданского права. Предметом судебных , разбирательств являются и проблемы определения формы защиты отдельных имущественных прав, соотношения государственных и частных интересов в области защиты имущественных прав.

Информация о работе Актуальные вопросы защиты прав несовершеннолетних наследников