Мировая геополитическая концепция Х. Маккиндера – теория Хартленда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Идея о том, что географические факторы определяют внешнюю и военную политику государства, возникла едва ли не с образованием первых государств древней цивилизации. Однако на рубеже ХIХ - ХХ вв., когда борьба за переустройство мира вступила в новую фазу - фазу насильственного передела, политическая география формировалась как самостоятельная область науки и начала интенсивно развиваться. В политической географии, университетской дисциплине, произошло информационно-теоретическое приращение: в качестве аналитического материала ввели элементы теории международных отношений, военный, технологический аспекты и возникла геополитика как политико-географический взгляд на теорию международных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Исходные положения теории Маккиндера 4
1.1 Географическая ось истории по Х. Маккиндеру 4
1.2 Содержание и характер мировой геополитики по Маккиндеру 5
2. Геополитические закономерности исторического развития в теории Маккиндера 8
2.1 Геополитические цели государств 8
2.2 Идеи Маккиндера о геополитическом положении России 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 16

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ТЕОРИЯ МАККИНДЕРА.doc

— 512.50 Кб (Скачать документ)

 

  1. пояса, совпадающего с береговыми пространствами евразийского континента (Coastland), где сосредоточена большая часть населения Земли (океаническая кайма Европы, Аравийский полуостров, Индостан, прибрежные районы Китая). Именно здесь, согласно утверждениям английского учёного, находится зона наиболее интенсивного развития цивилизации. Он первым сформулировал вывод о том, что в регионах пересечения водных и сухопутных пространств концентрируется энергия, способная возвышать народы и государства.

 

Следовавший за внутренним «внешний полумесяц» включал в себя островные  государства - Великобританию, Японию - и «острова открытого моря» - Северную и Южную Америки, Австралию.

Механизм «сцепления» всех видов  отмечаемых геополитических пространств историческим процессом описывается с помощью дихотомии, противоборства «разбойников суши» и «разбойников моря». Первые, представляя собой народы, вышедшие в мировое пространство из Хартленда (скифы, гунны, аланы, монголы и др.), оказывают давление на народы и страны «внутреннего полумесяца». Сюда же, в эту цивилизационно-географическую зону, устремлены и импульсы со стороны «разбойников моря», жителей «островного полумесяца».

Маккиндер стал автором первой глобальной геополитической концепции, рассматривавшей нашу планету как единое целое с «историей людей, неотделимой от жизни всемирного организма». Он писал: «…Весь мир, вплоть до его самых удалённых и малознакомых уголков, должен рассматриваться как объект полного политического присвоения». Земной шар английский географ рассматривал как пространство, 9/12 которого занимают моря и океаны - Атлантический, Индийский, Тихий и Ледовитый, - которые на самом деле являлись составными частями Мирового океана. Остальные 3/12 части Земли заняты сушей, из которых 2/12 приходится на мировой остров, состоящий из Европы, Азии и Африки. Последнюю, 1/12 часть суши составляют, по Маккиндеру, периферийные острова, в число которых он включил Северную и Южную Америки, Австралию. Он прочно связал географию с человеческой историей, справедливо полагая, что людские амбиции не только подвержены влиянию пространственных факторов и используют их в своих интересах, но и сам человек постоянно переделывает географическую среду благодаря появлению новых технических и технологических возможностей и новым социально-экономическим.

Маккиндер неоднократно критиковал ранее высказывавшиеся им идеи и оценки. В 1943 г., в разгар Второй мировой войны, редактор журнала «Форин Аферс» пригласил престарелого Маккиндера (ему было уже 82 года) порассуждать в духе его идей о положении вещей в мире. В статье «Круглый мир и завоевание мира» В некоторых источниках название данной статьи переводится как «Земной шар и достижение мира»., которая была опубликована журналом, английский геополитик подверг значительной критике свою первоначальную концепцию, включив в Хартленд, помимо громадного массива суши Северного полушария, Сахару, пустыни Центральной Азии, Арктику и субарктические земли Сибири и Северной Америки. Северная Атлантика в новой модели стала «Срединным океаном».

Североатлантические прибрежные страны он начал рассматривать как опорную  точку Земли, отделённую от другой такой  же точки - муссонных территорий Индии  и Китая. По мере наращивания мощи этот регион, утверждал Маккиндер, может стать противовесом Североатлантическому. Предложенную в статье новую геополитическую модель он назвал «второй географической концепцией». В данной концепции автор отказался от прежнего, жесткого дихотомического противопоставления сухопутных и морских держав. Это и не удивительно, если учесть, что в обеих мировых войнах континентальные и морские державы находились в обеих противоборствовавших коалициях. Итак, схватка, борьба сил моря и суши определяют, по Маккиндеру, содержание и характер мировой политики.

2. Геополитические  закономерности исторического развития  в теории Маккиндера

2.1 Геополитические  цели государств

 

Маккиндер полагал, что  «группирование земли и морей, а  также изобилия и естественных магистралей, является такой, что даёт возможности роста империй и, в конце концов, создания единой Мировой империи» (Маккиндер, X. Географическая ось истории. - С. 48). Самым богатым местом потенциальной мощи был для него Евразийский субконтинент, и он рассматривал контроль над его внутренней областью - Хартлендом - как ключ к доминированию над «Мировым островом». Поскольку в центральной и восточной Европе Германия была единственной индустриальной, высокоорганизованной державой с большой военной мощью и историей экспансии на восток, Макиндер чувствовал, что она была наиболее вероятным кандидатом для попытки доминирования над Хартлендом. Он придерживался такого взгляда, когда писал в 1904 и 1919 годах свои работы, хотя следует подчеркнуть, что он делал все возможное чтобы отделить изложение своих основных принципов от способов, которые, как он думал, будут использоваться в международной борьбе за власть.

Маккиндер пришел к выводу о необходимости для морских  народов и народов окраинных  земель, сдерживать народы «срединной земли».

Маккиндер приходит к выводу, что зона кочевых цивилизаций является хребтом Евразии. Центральная Азия, будучи евразийским Хартлендом, представляла из себя объект соперничества между Россией и Великобританией, которые были соответственно сухопутной и морской державами.

Маккиндер в работе «Географическая ось истории» писал, что государства подразделяются на северную и южную группы политических систем. Описывая географию евразийского континента, Маккиндер отмечает разнообразие населяющих его народов, уровень развития, существование цивилизаций. При этом Великобритания, Канада, США, Южная Африка, Австралия, и Япония являются кругом внешних и островных баз для морской державы и торговли, недоступной сухопутным державам Евразии.

Между этим континентальным массивом и океанами простирается смежная  зона, «периферический кордон», окраинные  земли: страны средиземноморья, Западная Европа Средневековья, Средний Восток, Индийский субконтинент и Китай. В этом «периферийном кордоне» расположены родины урбанизированных народов и зоны смешанной культуры.

Комплексу, создаваемому «срединной землей», и окраинными землями, противостоит островной комплекс - Америка, Австралия, Океания и Великобритания. По мнению Макиндера, это место - родина торгового либерализма, то есть современного Карфагена.

Великобритания в начале XX века еще представляла из себя крупную  и доминирующую морскую державу, обладавшей огромными колониальными  владениями. Однако Британская империя  шла к своему медленному закату.

Рост национально-освободительного движения в Британской жемчужине - Индии, заметно подрывал господство Великобритании на морях. Маккиндер пишет: «Актуальный баланс политической силы в данное время, конечно, представляет с одной стороны, продукт географических условий, как экономической, так и стратегической, а с другой - соответствующего числа, зрелости, оснащения, и организации конкурирующих народов».

Великобритания уже не могла  быть царицей морей, т.к. на смену  ей постепенно приходили США. «Соединенные Штаты недавно стали восточной державой, воздействуя на европейский баланс не прямо, а через Россию, и собираются построить Панамский канал для того, чтобы соединить свои Миссисипи и атлантические ресурсы с Тихим океаном. С этой точки зрения реальный раздел между востоком и западом будет найден на Атлантическом океане» - писал Маккиндер. К началу XX в. США уже имели свое явное присутствие на Тихом океане. Поскольку мировые дела решались в Европе как метрополии, а также в Евразии как периферии, то США все больше нуждались в проникновении в Евразию. К 1945 г. США обосновались в Западной Европе. В последующие годы послевоенного периода американская политика была направлена на освоение побережья Индийского океана.

Концепция материковой сердцевины, выдвинутая и обоснованая Маккиндером, стала краеугольным камнем множества геополитических теорий. Причины этого были «схвачены» британским геополитиком в следующих суждениях:

- «материковая сердцевина - это  район, к которому при современных  условиях морская держава не может иметь доступа»;

- «недоступность хартленда - это  факт географии, и в этом  заключается наибольшее стратегическое  преимущество континентальной державы  над морской»;

- «материковый хартленд - это реальный  географический факт, это цитадель мирового острова… Шторм начинается с материковой сердцевины»

Итак, Маккиндер, создавая и первую, и вторую свои геополитические модели, выступал с позиций интересов  «морских государств», хотя и помещал  «географическую ось истории» или  иначе Хартленд в центр Евразийского континента.

2.2 Идеи Маккиндера о геополитическом положении России

 

Россия, по выражению Маккиндера, - «земля сердцевины». Он сравнил давление России на соседние государства с исходившими из одного центра набегами степняков. По мнению Маккиндера, Россия, расположенная в центре осевого региона, заменила Монгольскую империю.

Согласно логике рассуждений Маккиндера, преимуществами в борьбе за мировую  гегемонию обладали государства, контролирующие Хартленд, то есть Россия и Германия как «цитадели сухопутной мощи». В своём докладе «Географическая ось истории» он писал: «Россия занимает в целом мире столь же центральную стратегически позицию, как Германия в отношении Европы. Она может осуществлять нападения во все стороны и подвергаться им со всех сторон, кроме севера. Полное развитие её железнодорожных возможностей - дело времени».

Из всего массива работ Маккиндера ясно, что он считал современную  ему Германию в качестве намного  более вероятного источника опасности, чем Россия. То, что Маккиндер не считал Россию такой же большой потенциальной угрозой, как Германия в то время, когда были написаны «Демократические идеалы и действительность», может легко быть продемонстрировано путем прочтения его известного параграфа: «Тот, кто управляет Восточной Европой, управляет Хартлендом; Кто управляет Хартлендом, управляет Мировым Островом; Кто управляет Мировым Островом, управляет Миром». Такое заявление имеет смысл только тогда, когда вы хотите удержать Германию вне Хартленда, блокируя её вход через Восточную Европу. Россия в то время контролировала Хартленд и продолжила бы контролировать его независимо от того, что было бы решено в Версале посредством создания новых государств в Восточной Европе.

Исходя из своей концепции, Маккиндер  опасался усиления позиций России на Евразийском континенте, создания коалиции с Германией. Такое развитие событий было бы способно, во-первых, ослабить мощь стран «внешнего полумесяца» и, во-вторых, создать угрозу их морским коммуникациям. Оценивая геополитические перспективы Германии, Маккиндер считал, что она может стать доминирующей силой в мире лишь в том случае, если в ее распоряжении окажутся российские ресурсы. Это позволило бы ей соединить достоинства континентальной и морской державы.

Маккиндер в 1919 г. ставил вопрос: «Что станет с силами моря, если однажды великий континент политически объединится, чтобы стать основой непобедимой армады?». Поэтому главными геополитическими задачами он считал недопущение образования континентального союза вокруг России или Германии, раздробление Хартленда, расширение позиций «морских государств» в зоне «внутреннего полумесяца» c тем, чтобы ограничить стратегическую инициативу стран, владеющих Хартлендом. По его мнению, государства «внешнего полумесяца» должны стремиться оторвать от Хартленда максимум береговых пространств и поставить их под свой.

После назначения лордом Дж. Керзоном в 1919 г. на пост представителя Британской империи в Южной России Маккиндер  в течение двух лет пытался  осуществить план дробления России на множество отдельных государств. Таким путем, считал он, можно было бы остановить «долгую историю российского экспансионизма». Маккиндер сравнивал стремительное распространение идей большевизма по евразийскому континенту с пожаром в прерии, который стремительно движется к границе Индии, и пророчил, что Россия под властью большевиков сделает мир «неудобным местом для демократических государств». Исходя из этого, он и предлагал британскому правительству план, нацеленный на создание новых государств, чтобы сократить потенциальную советскую мощь.

План Маккиндера, по его замыслу, должен был способствовать реализации идеи создания «санитарного кордона» вокруг Советской России, выдвинутой лордом Дж. Керзоном в период заключения Версальского мира. В осуществлении  этой идеи значительная роль отводилась территориям, ранее входившим в Российскую империю.

Маккиндер исходил из того, что:

  1. «Россия является “осевым государством”»;
  2. понятия «Хартленд» и «Россия» совпадают;
  3. «перераспределение баланса силы в пользу осевого государства, которым является Россия, результируется в ее экспансии по всему Евразийскому континенту».

 

Из этого он делал вывод, что  в конечном счете Россия использует обширные континентальные ресурсы  для построения флота и «последующего  формирования мировой империи». Предотвратить доминирование России - Хартленда в мире можно было, согласно Маккиндеру, только не допустив ее союза с Германией, сближения «осевого государства» с арабскими народами, а также исключив захват им Китая и Индии.

Маккиндер защищал дальнейшее разделение Восточной Европы и Кавказа в дополнение к новым национальным государствам, созданным согласно версальскому миру. Согласно его политике необходимо было создать ряд буферных государств, предположительно Белоруссию, Украину, Юг России, Грузию, Армению, Азербайджан и, возможно, Дагестан. Кроме того, он не исключал идею относительно создания государства в Белоруссии. Исторический процесс, вследствие которого Россия расширилась из своей колыбели и поглотила много отдаленных независимых национальных групп, должен был частично «возвращен» назад, а опасность мощной державы в Хартелнде, стремящейся доминировать во всей Евразии была бы сильно уменьшена.

К завершению своей миссии Маккиндер  был полностью осведомлен, что  Красная Россия могла стать вполне способной использовать геостратегические активы Хартленда. Можно сказать, что Макиндер видел опасность возвышения «нового российского царства пролетариата».

Информация о работе Мировая геополитическая концепция Х. Маккиндера – теория Хартленда