Сибирский сепаратизм: Угроза территориальной целостности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в огромной значимости изучения проблем сепаратизма в нашей стране, поскольку стремление регионов к отделению порождает огромные социальные, экономические и политические проблемы, несет угрозу вооруженного противостояния, открытой конфронтации. Это приводит к человеческим жертвам, появлению беженцев, разрушению региональной хозяйственной инфраструктуры, социальных институтов, снижению эффективности территориальной власти. Очевидно, что сепаратистские процессы являются негативными и для государства в целом: нарушается механизм функционирования политической системы, падает легитимность центральной власти, общегосударственная идеология испытывает кризис. Сепаратизм, создавая угрозу государственному суверенитету, подрывает территориальную целостность, нарушает принципы геополитической безопасности государства, снижая его международный престиж.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Eremeev_Denis_kursavaya (1).doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

2.1. Параметры  распространенности сепаратистских настроений у населения Сибири

 

Сегодня эксперты сходятся во мнении, что если кто и захочет в обозримом будущем отнять у России Сибирь, то это будут сами сибиряки. На востоке уже выросло целое поколение людей, которые Москвы никогда не видели и мало что хорошего о ней слышали. А по итогам последней переписи населения слово «сибиряк» в графе «Национальность» побило все рекорды6.

Сотрудники региональных управлений Росстата, проводившие перепись, уже не скрывают, что сибиряками записалось внушительное количество жителей Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерова, Красноярска, Иркутска, Барнаула, Якутска. Как заметил в не­официальной беседе сотрудник красноярского Росстата, национальность «сибиряк» — это уже «не статистическая погрешность или "шутка юмора" вроде эльфов, орков и атлантов, а медицинский факт».

Отметим, что во время прошлой переписи большинство этих людей считали себя русскими. А спустя всего восемь лет они стали сибиряками, — говорит статистик. А если бы переписчики работали как положено, то было бы еще больше. Многие ведь вообще никуда не ходили, а заполняли анкеты, пользуясь данными из домовых книг. Вот у них вообще никаких сибиряков не было: либо русский, либо прочерк.

 Показательно, что  изначально идея записаться «сибиряками»  родилась в интернете и многими воспринималась как очередной флешмоб продвинутой молодежи, но неожиданно для инициаторов быстро вышла за рамки виртуального пространства и начала овладевать массами. Накануне переписи государственные СМИ многих сибирских территорий потратили массу эфирного времени и газетных полос, чтобы объяснить населению, что никаких сибиряков нет, а есть русские, украинцы, татары, евреи и далее по списку. Судя по предварительным данным переписи, на украинцев, татар, евреев «и далее по списку» пропаганда подействовала, а вот многие из тех, кого принято считать этническими русскими, все-таки предпочли записаться сибиряками.

Сибиряк — это более  конкретно. Тем не менее, сепаратистами эти люди себя не считают и говорят, что массовое явление сибиряков переписчикам — это не призыв отделяться от России, а попытка привлечь внимание федеральной власти к полуколониальному положению территорий, расположенных за Уральским хребтом.

Сами жители считают, что появление новой национальности — это реакция населения на происходящее. Нельзя вывозить из Сибири нефть, уголь, лес, руду, а ввозить всякие радиоактивные отходы, невзирая на интересы местных жителей.

«Сегодня Сибирь — это колония, как и в XVII веке. Просто сейчас пушнину заменили нефть, газ и уголь»,--такое мнение не редкость.

Сейчас у сибиряков уже присутствуют все черты субэтноса. Так же, кстати, как и у москвичей, ибо бытие определяет сознание. И от властей зависит, останемся ли мы региональной ветвью русских или окончательно превратимся в отдельную нацию. Ведь украинцы когда-то тоже были субэтносом великорусского народа. Я думаю, что люди, принимающие решения, должны уловить этот антимосковитский посыл, пока он касается лишь экономических вопросов. Образно говоря, пока еще не поздно просто перенести башню Газпрома из Питера в Новый Уренгой, и тогда все будет нормально. А Москва превратится в город Залесский, в котором тихо живут чиновники.

 

 

Конечно, из Москвы все эти движения сибиряков кажутся нелепыми и смешными. Там уверены, что никто никуда от России не убежит. Но опасность-то в другом. Человек, отказываясь быть русским, отказывается и от стереотипов поведения, присущих русским. Русский в массовом сознании кто? Правильно — алкоголик, курильщик и лентяй. Эту мысль нам прививали последние двадцать лет. Так вот, отказываясь быть русским, человек автоматически отказывается быть алкоголиком. В Новосибирске есть одна молодежная группа. Так после того, как они стали считать себя сибиряками, они перестали пить и даже курить. Вот эта перемена сознания — главный вызов для власти. Как управлять русскими, она понимает. А вот как управлять сибиряками? И вообще вопрос: согласятся ли сибиряки, чтобы ими управляли?

Показательно, что в  Сибири кроме интернет-балагуров  и идейных одиночек уже есть достаточно серьезные и хорошо организованные структуры, которые целенаправленно занимаются созданием нового государства за Уральским хребтом. Показательно также, что деятельность подобных организаций все чаще пользуется одобрением местных жителей, пока еще молчаливым.

Уже существуют люди, против которых заводят дела с формулировкой «подозревается в создании «экстремистского сообщества, ставящего своей целью вооруженное отделение Сибири от Российской Федерации»».

Впервые идеи отделения  Сибири от России были сформулированы полтора века назад представителями так называемого сибирского областничества. В качестве примера областники брали Соединенные Штаты Америки, за сто лет до этого успешно отвоевавшие независимость у Великобритании. Первые сепаратисты достаточно быстро приобрели популярность среди местного населения. В итоге царское правительство проблему решило кардинально: идеологи отделения Николай Ядринцев и Григорий Потанин были арестованы и приговорены к ссылке в северные губернии европейской части России. Обычно с революционерами и прочими экстремистами поступали наоборот.

Прошлым летом несколько «сибиряков» поставили российские власти в юридический тупик акцией, призывавшей к отзыву властных полномочий. Несколько сотен человек отправили в адрес Совета Федерации и Государственной Думы официальные письма, гласившие, что они не согласны с деятельностью высшего руководства страны и не видят для себя другого выхода, как отозвать у органов власти их полномочия. По мнению авторов письма, российская Конституция предполагает такую возможность.

Мотивация такая: «Согласно основному закону, народ — единственный источник власти в стране. Он вправе как делегировать часть своих властных полномочий своим представителям в лице президента, депутатов, мэров и так далее, так и управлять страной непосредственно. Раз чиновники не справляются, мы вправе управлять собой сами. Об этом мы их письменно и предупредили. Все строго по закону».

Итак, сибирский сепаратизм — это регулярная, как голод в старые времена, реанимация одной идеи про колониализм и империализм. На бытовом уровне такой сепаратизм — дурацкая и психопатическая идея7.

Доктор философских  наук Юрий Плюснин о сибиряках  говорит абсолютно не стесняясь: сам тридцать лет в Сибири прожил.

Но, критикуя сибирский  сепаратизм, Плюснин не подвергает сомнению его реальную опасность. Скорее наоборот — утверждает8.

 Народность «сибиряк» - не признак деградации образования. Людям просто не объясняют, кто они есть на самом деле. Хотя вопрос о национальностях сложный. В 60–70-е годы в СССР было, кажется, 100 национальностей, потом стало 130, сейчас, наверное, подбираемся к 150 — или даже больше? Да и национальность как проект тоже не новость: были уже проекты украинская «нация», белорусы. Сам воочию наблюдал формирование в Сибири трех новых алтайских «народов». И сейчас все эти «сибиряки» тоже могут стать чьим-то проектом. Духовно все живущие в России — один народ. С точки зрения культурологии, может, мы и различаемся, но народ-то все равно один. Возможно, можно утверждать что русский — это прилагательное, обозначающее принадлежность к территории. Все мы в России — русские: русские татары, русские чеченцы, русские сибиряки.

Население Центральной России элементарно  не знает Сибирь. Они там никогда  не бывали и не представляют, что  это такое.

История сибирского сепаратизма с XVIII века

XVIII век

 В 1721 году в Санкт-Петербурге  в присутствии Петра I был повешен  первый губернатор Сибири князь  Матвей Гагарин. В назидание  другим его тело на семь  месяцев оставили висеть на  площади перед Биржей. Официальные  судебные документы свидетельствуют,  что причиной государева гнева стало казнокрадство и родственный протекционизм. Другую версию изложил шведский географ Филипп Страленберг, 13 лет проживший в Тобольске, а вслед за ним и российский историк Петр Словцов в книге «Историческое обозрение Сибири» (1838): якобы «Гагарин злоумышлял отделиться от России, потому что верно им водворены в Тобольске вызванные оружейники и началось делание пороха». В том, что еще в 1719 году князь Матвей тайно объявил о грядущем отделении Сибири от России, после многодневных пыток якобы сознались и некоторые из приближенных губернатора.

 Середина XIX века

 В Санкт-Петербурге  образуется землячество сибиряков,  в деятельности которого активно  участвуют главные идеологи отделения  Сибири от России Николай Ядринцев, Григорий Потанин и Серафим Шашков. Идею сепаратизма поддерживают Герцен и Огарев. В 1863 году Ядринцев и Шашков публикуют прокламацию «Сибирским патриотам», в которой говорится, что Сибирь «должна отделиться от России во имя блага своего народа, создавши свое государство на началах народного самоуправления. Демократический состав общества особенно благоприятствует Сибири создать республику, состоящую из штатов, подобно Америке». Однако уже в 1865 году по «делу сибирских сепаратистов» начинаются аресты — Ядринцева, Потанина и других приговаривают к каторге.

 Начало ХХ века

Революционные настроения порождают новую волну сепаратизма. В мае 1917 года в Иркутске проходит собрание областников-автономистов, а  в августе Конференция общественных организаций Сибири принимает постановление об автономном устройстве региона. Делегаты утверждают проект сибирского флага — бело-зеленое полотно символизирует снег и тайгу.

В течение 1917 года сибирские  сепаратисты избирают областной  совет, начинают работать над созданием независимой судебной и административной системы, но оказываются меж двух огней. Они, с одной стороны, отказываются от сотрудничества с большевиками (и те разгоняют Сибирскую областную думу, а 20 депутатов арестовывают), с другой — к идеям сепаратизма негативно относится и адмирал Колчак. Поэтому «Декларация о государственной самостоятельности Сибири», принятая Временным Сибирским правительством, так декларацией и остается. С окончательным утверждением советской власти те из сепаратистов, кто не бежал из страны, были расстреляны или отправлены в лагеря.

 Конец ХХ – начало  ХХI века

 В 1989 году в Томске  создается комитет «Сибирь», который  ставит целью создание суверенной  Конфедерации Сибирских земель. Развал СССР только усиливает центробежные тенденции. В том же Томске появляется Партия независимости Сибири (ПНС). Ее лидер, местный депутат Борис Перов, публично заявляет, что «колониальные структуры власти» должны быть упразднены. Предлагается принять декларацию о независимости Сибири и признать ПНС «высшим органом государственной власти в Сибири на переходный период».

Неожиданную поддержку  оказывает сепаратистам местная  номенклатура. Региональные лидеры во главе с председателем Новосибирского облсовета Виталием Мухой создают межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение». В августе 1993 года на сессии Новосибирского облсовета звучит предложение сделать ассоциацию координационным центром для создания Сибирской республики.

В июне 1993 года председатель Красноярского краевого совета депутатов Вячеслав Новиков заявляет по местному радио, что приложит все усилия, чтобы сделать Красноярский край суверенным государством — Енисейской республикой9.

Но постепенно эта  волна борьбы за независимость сходит на нет. Организации вроде комитета «Сибирь» и ПНС прекратили свое существование из-за раздора среди лидеров, а конец номенклатурному сепаратизму положил ввод войск в Чечню.

 

2.2. Влияния сепаратистских  настроений сибиряков на социальную напряженность в России

 

Но может ли Сибирь реально стать независимой. Вопрос об особом, автономном, положении Сибири в составе России, вплоть до отделения края в самостоятельного государство, сегодня приобретает болезненную актуальность. В Иркутской области «воспряла»  областническая традиция ХIХ века, создано движение «Областническая альтернатива Сибири», активно действуют сайты в сети  Интернет, проводятся собрания, дискуссии, издаются листовки, публикуются статьи в прессе, кооптируются сторонники...  Почему новые областники выступают за «сибирский сепаратизм»? Сегодня Сибирь фактически находится на положении колонии по  отношению к федеральному центру. Хорошо известно, что до 80 % финансовых ресурсов страны, как через систему налогообложения  и всевозможных государственных сборов, так и в качестве доходов финансово-промышленных групп, активно «трудящихся» на  территории Сибири, аккумулируется в столице. Это, несомненно, самый сильный аргумент в арсенале областников, сомнению  который трудно подвергнуть. Нельзя ему и отказать в изрядной доле справедливости, хотя он и не совсем точен. Можно с  уверенностью утверждать, что Первопрестольная является не конечным пунктом, а промежуточной станцией на пути  перераспределения средств в пользу Нового Мирового Порядка (точнее, в пользу мирового капитала, представляющего в  первую очередь государства Запада). Здесь следует сделать пояснение: борьба за живительные соки земли – ресурсы,  которых в мире недостаточно, и рынки сбыта, – сегодня составляет сущность мировой геополитической игры. Игра эта тонкая,  умная. И представлена она часто очень «милыми» формами, борьбой за священные «общечеловеческие ценности» - демократию,  рынок, открытое общество, свободу, старый добрый капитализм. Советский Союз проиграл в цивилизационном противостоянии  Западу; победил капитализм, который торжествует на постсоветском пространстве. Эти новые частнособственнические  общественные отношения, которые, как декларировалось реформаторами, должны были привести к социально-экономическому  росту и благосостоянию граждан России, подобно произошедшему в послевоенных Германии и Японии или в «азиатских тиграх»  в 70-90 гг., сегодня работают, к сожалению, не на Россию. Один только факт: вывоз частных капиталов из РФ составил в 2004 г.  33 млрд. долларов США, достигнув при этом уровня 1997 г., когда деньги выводили в ожидании кризиса. За 1 кв.  2005 г. МЭРТ зафиксировало рекордный за новейшую историю отток средств из РФ в сумме 19 млрд. рубелей. И всё это – в годы относительной политической стабильности, экономического роста, и только по официальной статистике. Сколько денег  было вывезено, используя оффшорные схемы и в незаконной форме, неизвестно. Сколько денег вывезено в 2010-начае 2011, под прикрытием слова «кризис»?

Информация о работе Сибирский сепаратизм: Угроза территориальной целостности России