Природные зоны Евразии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:55, доклад

Краткое описание

Ряд островов на юго-востоке Евразии расположен в Южном полушарии. Евразию омывают океаны: на западе – Атлантический, на севере – Северный Ледовитый, на юге – Индийский, на востоке – Тихий, и их окраинные моря. На юго-востоке австрало-азиатские моря отделяют Евразия от Австралии, на северо-востоке – Берингов пролив от Северной Америки, на юго-западе – Гибралтарский пролив, Средиземное и Красное моря от Африки, с которой Евразия соединяется Суэцким каналом. Непрерывность массива суши, современная тектоническая консолидированность материка, единство многих климатических процессов, значительная общность развития органического мира и др.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Природные зоны Евразии.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)
  1. Физико-географическая характеристика Евразии
    1. Географическое положение и геологическое развитие Евразии

     Евразия  – самый большой материк Земли,  состоящий из двух частей света  – Европы и Азии. Вместе с  островами Евразия занимает площадь  около 53,4 млн. км2, из них на острова приходится около 2,75 млн. км2. Крайние материковые точки Евразия:

на севере –  мыс Челюскин (770 43 с. ш., 104018 в.д.);

на юге –  мыс Пиай (1°16 с. ш., 103030 в.д.) ;

на западе –  мыс Рока (38048 с.ш., 90 31 з. д.);

на востоке  – мыс Дежнева (660 05с.ш., 169°40" з. д.)

     Ряд  островов на юго-востоке  Евразии  расположен в Южном полушарии.  Евразию омывают океаны: на западе  – Атлантический, на севере  –  Северный Ледовитый, на  юге – Индийский, на востоке  – Тихий, и их окраинные  моря. На юго-востоке австрало-азиатские моря отделяют Евразия от Австралии, на северо-востоке – Берингов пролив от Северной Америки, на юго-западе – Гибралтарский пролив, Средиземное и Красное моря от Африки, с которой Евразия соединяется Суэцким каналом. Непрерывность массива суши, современная тектоническая консолидированность материка, единство многих климатических процессов, значительная общность развития органического мира и др. проявления естественно исторического единства, а также необходимость учёта значения территориальной целостности для оценки социально-исторических явлений вызвали потребность в названии, объединяющем весь материк. Удобнее всего оказалось введённое Э. Зюссом в 1883 в геологию и географию понятие «Евразия». 
     Евразия – арена древнейших цивилизаций. Тысячелетия сельскохозяйственной  культуры преобразили природный ландшафт низменных равнин Южной и Восточной Азии, оазисов Центральной, Средней и Западной Азии, южных побережий Европы. Коренным преобразованиям подверглась территория большей части Европы, освоена значительная часть Азии. Современный культурный ландшафт преобладает на территории большей части Европы, равнинах  Великой Китайской, Индо-Гангской, полуострове Индокитай, островах Ява и Японского архипелага. 
     Евразия отличается значительной сложностью геологической истории и мозаичностью геологического строения. Остов Евразии сращен из фрагментов нескольких древних материков: на северо-западе – Лавренции, восточная часть, которой после кайнозойских опусканий в области Атлантического океана отделилась от Северной Америки и образовала Европейский выступ Евразии; на северо-востоке – Ангариды, которая в позднем палеозое была сочленена с Лавренцией складчатой структурой Урала, в результате чего образовалась Лавразия, существовавшая до середины мезозоя; на юге – Гондваны, после распада которой к Евразии причленились Аравийская и Индийская платформы. 
     Структурный план современного рельефа Евразия был заложен ещё в мезозое, однако образование основных черт поверхности обусловлено новейшими тектоническими движениями, охватившими Евразия в неоген-антропогене, причём эти движения проявились здесь интенсивнее, чем где-либо на Земле. Это были вертикальные перемещения большого размаха – сводово-глыбовые поднятия гор и нагорий, опускания впадин с частичной перестройкой многих структур. Поднятия охватили не только альпийские складчатые структуры, но омолодили, а нередко и возродили горный рельеф в более древних структурах, испытавших выравнивание в кайнозое. Интенсивность новейших движений обусловила преобладание в Евразии гор (средняя высота материка 840м) с образованием высочайших горных систем (Гималаи, Каракорум, Гиндукуш, Тянь-Шань) с вершинами, превышающими 7-8 тыс. м. На значительную высоту были подняты массивные Переднеазиатские нагорья, Памир, Тибет. С этими поднятиями связано возрождение гор в обширном поясе от Гиссаро-Алая до Чукотки, гор Куньлуня, Скандинавских и многие др. Омоложение в ходе новейших поднятий испытали среднегорья Урала, Средней Европы и др. и в меньшей степени – обширные плоскогорья и плато (Среднесибирское плоскогорье, Декан и др.). С востока материк окаймлен окраинными поднятиями (Корякское нагорье, горы Сихотэ-Алинь и др.) и сопровождается горно-островными дугами, среди которых различаются Восточно-Азиатские и Малайские. Большую роль в рельефе Евразия играют и рифтовые структуры – Рейнский грабен, впадины Байкала, Мёртвого моря и др. Молодым складчатым поясам и структурам возрожденных гор свойственна особенно высокая сейсмичность – по интенсивности и частоте разрушительных землетрясений с Евразией может сравниться только Южная Америка. Нередко в создании рельефа молодых поднятий участвовал и вулканизм (лавовые покровы и вулканические конусы Исландии и Армянского нагорья, активные вулканы Италии, Камчатки, островных дуг на востоке и юго-востоке  Азии, потухшие вулканы Кавказа, Карпат, Эльбруса и др.). 
     Новейшие опускания привели к затоплению многих окраин материка и обособлению примыкающих к Евразия архипелагов (Дальний Восток, Британские острова, бассейн Средиземного моря и др.). Моря не раз наступали на разные части Евразии в прошлом. Их отложениями были сложены морские равнины, подвергавшиеся впоследствии расчленению ледниковыми, речными и озёрными водами. Наиболее обширные равнины Евразии – Восточно-Европейская (Русская), Среднеевропейская, Западносибирская, Туранская, Индо-Гангская. Во многих районах Евразии распространены наклонные и цокольные равнины. Значительное влияние на рельеф северных и горных районов Евразии оказало древнее оледенение. В Евразия находится крупнейшая в мире площадь плейстоценовых ледниковых и водноледниковых отложений. Современное оледенение развито во многих высокогорьях Азии (Гималаи, Каракорум, Тибет, Куньлунь, Памир, Тянь-Шань и др.), в Альпах и Скандинавии, а особенно мощное - на островах Арктики и в Исландии. В Евразии обширнее, чем где-либо в мире, распространено подземное оледенение – многолетнемёрзлые породы и жильные льды. В областях залегания известняков и гипсов развиты карстовые процессы. Для засушливых районов Азии характерны пустынные формы и типы рельефа [1].

 

 

    1. Понятие природные зоны и причины их формирования

         Зоны физико-географические –  природные зоны суши, крупные  подразделения географической (ландшафтной)  оболочки Земли, закономерно и  в определенном порядке сменяющие друг друга в зависимости от климатических факторов, главным образом от соотношения тепла и влаги. В связи с этим смена зон и поясов происходит от экватора к полюсам и от океанов в глубь континентов. Обычно вытянуты в субширотном направлении и не имеют резко выраженных границ. Каждой зоне присущи типические особенности составляющих её природных компонентов и процессов (климатического, гидрологического, геохимического, геоморфологического, почвенного характера, растительного покрова и животного мира), свой тип исторически сложившихся между ними взаимосвязей и господствующий тип их сочетаний — зональных природных территориальных комплексов. Многим физико-географическим зонам название традиционно даются по наиболее яркому индикатору — типу растительности, отражающему важнейшие особенности большинства природных компонентов и процессов (лесные зоны, степные зоны, зоны саванн и др.). Название этих зон нередко присваивается и отдельным компонентам: тундровая растительность, тундрово-глеевые почвы, полупустынная и пустынная растительность, почвы пустынь и др. Внутри зон, обычно занимающих обширные полосы, различают более узкие подразделения — физико-географические подзоны. Например, зона саванн в целом отличается сезонным ритмом развития всех природных компонентов, обусловленным сезонным поступлением атмосферных осадков. В зависимости от количества последних и продолжительности дождливого периода внутри зоны различают подзоны влажных высокотравных, типичных сухих и опустыненных саванн; в зоне степей — сухие и типичные степи; в зоне лесов умеренного пояса — подзоны тайги (часто её считают самостоятельной зоной), смешанных и широколиственных лесов и т.п [2].

     Природные  зоны, если они формируются в  более или менее сходных геолого-геоморфологических (азональных) условиях, повторяются в общих чертах на разных материках при аналогичном географическом положении (широте, положении по отношению к океанам и др.). Поэтому различают типы зон, которые являются типологическими единицами территориальной классификации географической оболочки (например, тропические западно-приокеанические пустыни). В то же время местные особенности той или иной территории (рельеф, состав пород, палеогеографическое развитие и др.) придают индивидуальные черты каждой зоне, в связи с чем конкретные природные зоны рассматриваются как региональные единицы (например, пустыня Атакама, высокогорная страна Гималаи, пустыня Намиб, Западно-Сибирская равнина.). В физико-географическом атласе мира за 1964 принято выделение 13 географических поясов, основывающееся на климатической классификации Б. П. Алисова: экваториальный пояс и по два (для обоих полушарий) субэкваториальных, тропических, субтропических, умеренных, субполярных и полярных (сторонники термического фактора, как основного в формировании зональности, ограничиваются выделением лишь пяти и даже трёх поясов). Внутри поясов возможно выделение подпоясов, или полос.

     Каждому  поясу и каждому его крупному  долготному отрезку — сектору (приокеаническим, континентальному и переходным между ними) свойственны свои зональные системы — свой набор, определенная последовательность и простирание горизонтальных зон и подзон на равнинах, свой набор (спектр) высотных зон в горах. Так, зона лесотундры присуща только субполярному (субарктическому) поясу, подзона тайги — умеренному, "средиземноморская" подзона — западно-приокеаническому сектору субтропического пояса, подзона муссонных смешанных лесов — его восточно-приокеаническому сектору, лесостепные зоны существуют только в переходных секторах. Лесотундровый спектр высотных зон характерен только для умеренного пояса, а гилейнопарамосный — только для экваториального. В зависимости от положения в том или ином секторе или на той или иной морфоструктурной основе внутри зон и подзон могут быть выделены более мелкие таксономические единицы — типологические: западно-приокеаническая темнохвойная тайга, континентальная светлохвойная тайга и т.д., или региональные: Западно-Сибирская тайга, Центральноякутская тайга, Западносибирская лесостепь и т.п.

     Поскольку  природные зоны определяются  в основном соотношением тепла  и влаги, постольку это соотношение  может быть выражено количественно  (впервые физическую и количественную  основу зональности сформулировали  в 1956 А. А. Григорьев и М. И. Будыко). Для этой цели используют различные гидротермические показатели (чаще всего показатели увлажнения). Применение этих показателей помогает прежде всего разработке теоретических вопросов зональности, выявлению общих закономерностей, объективному уточнению характеристик зон и их границ. Например, при значениях радиационного индекса сухости Будыко менее 1 (избыточное увлажнение) господствуют влажные зоны лесов, лесотундры и тундры, при значениях более 1 (недостаточное увлажнение) — сухие зоны степей, полупустынь и пустынь, при значениях, близких к 1 (оптимальное увлажнение), — зоны и подзоны лесостепей, лиственных и светлых лесов и влажных саванн. Определение и дальнейшее уточнение количественных показателей имеют и большое практическое значение, например, для применения различных агрокультурных мероприятий в различных секторах, зонах, подзонах. При этом очень важно учитывать не просто сходство итоговых показателей, но и из каких именно величин в данных условиях они складываются. Так, устанавливая "периодический закон зональности", А. А. Григорьев отмечал периодическое повторение одинаковых значений радиационного индекса сухости в зонах различных поясов (например, в тундре, субтропическом гемигилее и экваториальных лесных болотах). Однако при общности индекса и годовой радиационный баланс, и годовая сумма осадков в этих зонах резко различны, как различны и все природные процессы и комплексы в целом[3].

     Наряду  с зональными факторами на  формирование и структуру зональных  систем большое влияние оказывает  и ряд азональных факторов (помимо  первичного распределения суши  и океанов, обусловливающего в значительной степени циркуляцию, течения и перенос влаги). Прежде всего существует полярная асимметрия ландшафтной оболочки Земли, выражающаяся не только в большей океаничности Южного полушария, но и в наличии, например, свойственной только ему субтропической подзоны гемигилей и, напротив, в отсутствии в нём многих зон и подзон Северного полушария (тундры, лесотундры, тайги, широколиственных лесов и др.). Кроме того, значительную роль играют конфигурация и величина площади суши в каких-либо широтах (например, широкое распространение тропических пустынь в Северной Африке и Аравии или Австралии и их ограниченная территория в занимающих меньшую площадь тропических поясах Северной Америки или Южной Африки). Весьма влияет и характер крупных черт рельефа. Высокие меридиональные хребты Кордильер и Анд усиливают континентальность и обусловливают наличие соответствующих полупустынных и пустынных зон на внутренних плоскогорьях субтропических и тропических поясов. Гималаи способствуют непосредственному соседству высокогорных пустынь Тибета и влажнолесного зонального спектра южных склонов, а Патагонские Анды даже являются первопричиной наличия на востоке умеренного пояса зоны полупустынь. Но обычно воздействие региональных факторов лишь усиливает или ослабляет общие зональные закономерности.

     Разумеется, зональные системы претерпевали  существенные изменения в процессе  палеогеографического развития. Поясные  и секторные различия установлены  уже для конца палеозоя. Позднее  происходили изменения в распределении  суши и моря, макроформах рельефа, климатических условиях, в связи с чем в формировавшихся зональных системах одни зоны исчезали и замещались другими, варьировалось простирание зон. Современные зоны разновозрастны; вследствие огромной роли, которую сыграло в их формировании плейстоценовое оледенение, наиболее молодыми являются зоны высоких широт. Кроме того, усиление контраста температур между полюсами и экватором в плейстоцене увеличило число физико-географических зон и значительно усложнило их систему. Большое влияние, в частности на границы зон, оказывало и воздействие человека.

     На карте в приложении наглядно показано распределение зон по поясам и секторам и различия в проявлении зональности в высоких и средних широтах Северного и Южного полушарий. В поясах высоких широт (полярных, субполярных и северной части северного умеренного пояса — бореальном подпоясе, отсутствующем на суше в Южном полушарии) наблюдаются относительно небольшие изменения в соотношениях тепла и влаги и почти повсеместно избыточное увлажнение. Природная дифференциация связана, главным образом, с изменениями тепловых условий, то есть с увеличением радиационного баланса с уменьшением широты. Следовательно, и зоны полярных пустынь, тундры, лесотундры и тайги простираются субширотно, а секторные различия выражены слабо (ледяные пустыни в Атлантическом секторе Арктики обусловлены в основном региональными особенностями). Вместе с тем наиболее резко выступает полярная асимметрия зональных спектров, вызванная контрастами в распределении суши и океанов в разных полушариях. В суббореальных подпоясах при ещё более увеличивающемся поступлении тепла возрастает и роль влаги. Её увеличение определяется преобладанием западных ветров, а на востоке — внетропическими муссонами. Индексы увлажнения существенно изменяются как по широте, так и по долготе, с чем связано и разнообразие зон и подзон и различия в их простирании. Приокеанические секторы заняты влажными лесами, переходные — лесами, лесостепями и степями, континентальные — преимущественно полупустынями и пустынями. Наиболее яркое проявление указанных зональных особенностей наблюдается в субтропических поясах, внутри которых ещё велики широтные различия радиационных условий, а влага поступает и с запада (только зимой) и с востока (преимущественно летом). В поясах низких широт (тропических, субэкваториальных и экваториальном) асимметрия полушарий сглажена, радиационный баланс достигает максимальный показателей, причём различия его по широте выражены слабо. Ведущая роль в изменениях соотношения тепла и влаги переходит к последней. В тропических (пассатных) поясах поступление влаги происходит только с востока. Этим объясняется наличие относительно влажных зон (тропических лесов, саванн и редколесий), простирающихся субмеридионально в восточных секторах, полупустынь и пустынь, заполняющих континентальные и западные секторы. Субэкваториальные пояса получают влагу преимущественно с экваториальными муссонами, то есть её количество быстро уменьшается от экватора к тропикам[4].

 

 

 

 

 

  1. Природные зоны материка Евразия
    1. Размещение природных зон на материке Евразия и их характеристика

     Географическая  зональность – закономерность  дифференциации географической (ландшафтной)  оболочки Земли, проявляющаяся  в последовательной и определённой  смене географических поясов  и зон, обусловленной, в первую очередь, изменениями количества лучистой энергии Солнца, падающей на поверхность Земли, в зависимости от географической широты. Такая зональность присуща и большинству компонентов и процессов природных территориальных комплексов — климатическим, гидрологическим, геохимическим и геоморфологических процессам, почвенному и растительному покрову и животному миру, отчасти образованию осадочных пород. Уменьшение угла падения солнечных лучей от экватора к полюсам вызывает выделение широтных радиационных поясов — жаркого, двух умеренных и двух холодных. Формирование аналогичных тепловых и тем более климатических и географических поясов связано уже со свойствами и циркуляцией атмосферы, на которые большое влияние оказывает распределение суши и океанов (причины последнего — азональны). Дифференциация собственно природных зон на суше зависит от соотношения тепла и влаги, изменяющегося не только по широте, но и от побережий вглубь материков (закономерность секторности), поэтому можно говорить о горизонтальной зональности, частным проявлением которой является широтная зональность, хорошо выраженная на территории материка Евразии.

     Каждому  географическому поясу и сектору  присущ свой набор (спектр) зон  и их последовательность. Распространение природных зон проявляется и в закономерной смене высотных зон, или поясов, в горах, что также первоначально обусловлено азональным фактором — рельефом, однако и определенные спектры высотных зон свойственны определенных поясам и секторам. Зональность в Евразии характеризуется большей частью как горизонтальная, с выделением следующих зон (название их происходит от преобладающего типа растительного покрова):

- зона арктических  пустынь;

- зона тундры и лесотундры;

- зона тайги;

- зона смешанных и  широколиственных лесов;

- зона лесостепей и  степей;

- зона полупустынь  и пустынь;

- зона жестколистных  вечнозеленых лесов и кустарников  (так называемая  

  «средиземноморская»  зона);

- зона переменно-влажных  (в том числе муссонных) лесов;

Информация о работе Природные зоны Евразии