Географические аспекты миграционных процессов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Особенности процессов развития современной постиндустриальной цивилизации способствуют усилению миграционных потоков, которые в свою очередь вносят существенные изменения в развитие отдельных государств и регионов. Миграции вызывают изменение этнического состава населения, образование новых этнических общностей в нехарактерных для них регионах. Под воздействием миграций происходят изменения в отраслях народного хозяйства, поскольку миграции способствуют изменению количественного и качественного става трудовых ресурсов, во многом определяют способ ведения хозяйства.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 121.56 Кб (Скачать документ)

Всего с начала регистрации на 1 января 2003 г. в России насчи-тывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев, в том числе 492 тыс. вынужденных переселенцев и 13,8 тыс. беженцев.

Наибольшее число переселенцев и беженцев отмечалось в Ингуше-тии— 29,3 тыс.; Северной Осетии-Алании — 31,4тыс.; Ставрополь¬ском крае — 18,7 тыс; Оренбургской области — 23,7тыс; Алтайском крае — 22,2 тыс.; Новосибирской области — 23,4тыс.; Кемеровской области — 13,9 тыс.; Самарской области — 14,5 тыс.; Краснодарском крае — 15,5 тыс.; Воронежской области — 15,4 тыс. [9, С. 67].

Основную долю мигрантов, переселяющихся в Российскую Фе-дерацию из соседних республик, формируют русские,- численность которых в 1989 г. в этих республиках составляла 25,3 миллиона че¬ловек. По официальным данным, за период 1989—2002 гг. нетто-миграция русского населения в Россию из стран СНГ и Балтии со¬ставила около 3,3 млн. человек. Реальная миграция была намного выше [9, С. 68].

За годы реформ наша страна вошла в тройку ведущих миро¬вых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992—2007 гг. за год США «впитывали» 925 тыс. человек, Герма¬ния — 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 610 тыс. Основными факторами развития такой тенденции являются:

— геополитическое переустройство постсоветского простран¬ства, изменение национально-политической ориентации в госу¬дарствах старого и нового зарубежья;

— развал в республиках бывшего СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на кото¬рых работало в основном русскоязычное население;

— более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;

— развитие в результате экономических реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с рас¬ширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятель¬ности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.

Рост иммиграции для страны-реципиента, как показывает ми¬ровая практика, имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Для России такими положительными последствиями явились:

— за счет иностранных граждан в значительной мере решается нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содер¬жание и развитие инфраструктуры, строительство);

— миграционный приток населения из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать «естественную» убыль населения России в 1992-2007 гг.

Основной целью государственной миграционной политики яв¬ляется регулирование миграционных потоков, преодоление нега¬тивных последствий стихийно развивающихся процессов мигра¬ции, создание условий для беспрепятственной реализации прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая миграционная активность населения во внутренней и внешней миграции. На протяжении последних лет, при всех закономерных и неожиданных изменениях миграционной ситуации в России общая миграционная активность населения страны снижалась1. Однако суммарное число только внутренних миграционных актов (включая перемещения населения как между отдельными регионами страны, так и в пределах областей, республик и краев - между городами, поселками и сельскими районами) за 13 лет - с 1989 по 2001 год составило 41,1 миллиона человек. Кроме того, за этот период из-за пределов России за это время прибыло 9,6 миллиона человек, в т.ч. из стран СНГ и Балтии - 8,9 и из других стран - 0,7 миллиона человек. Выезд из страны составил 5,4 миллиона человек, в т.ч. в страны СНГ и Балтии - 4,1 миллиона, в другие страны - 1,4 миллиона.

Общее число миграционных актов, зафиксированных статистикой, составило, таким образом, 56,1 миллиона. Это не значит, что столько жителей страны (более 1/3) участвовали в миграции, так как один человек мог совершать миграционные перемещения за этот значительный промежуток времени не один раз, это - общий объем переселений. Чем более продолжителен рассматриваемый период, тем больше вероятность повторных, в т.ч. возвратных миграций, совершаемых одними и теми же людьми. Многие миграции осуществлялись между соседними городами, поселками и районами, а часть мигрантов преодолевала тысячи километров, переселяясь из одной части страны в другую.

Однако эти цифры не учитывают нерегистрируемую миграцию. Ее масштабы все это время оставались неясными. Понятие нерегистрируемой миграции очень широкое, она объединяет как иностранных граждан, находящихся на территории страны с нарушением действующих правил пребывания, так и граждан России, сменивших место жительства без регистрации по месту проживания. Вполне законопослушный гражданин может годами жить в другом населенном пункте или субъекте Российской Федерации и при этом иметь регистрацию по месту жительства в другом городе. В миграционную статистику он попадет только в том случае, если зарегистрируется по месту проживания.

Соотношение регистрируемой и нерегистрируемой миграции точно не известно, но есть основания полагать, что они тесно взаимосвязаны. Чем сложнее процедура регистрации (а она в России меняется не только во времени, но и в пространстве, т.е. условия регистрации в Москве могут быть иными, чем, скажем, во Владимирской области), тем больше латентная составляющая миграции, и наоборот. Считается, что наибольших масштабов нерегистрируемая миграция достигла в крупнейших городах, в некоторых приграничных регионах. Количественные оценки ее приводить не имеет смысла, т.к. какой-то внятной методики, позволяющей оценить масштабы данного явления, пока не существует. Существуют веские основания полагать, что в подавляющем большинстве случаев нерегистрируемая миграция направлена именно в те регионы и города, куда и регистрируемая. Данные, полученные автором в ходе исследования миграционной ситуации в трех регионах Приволжского федерального округа в 2002 году дают основания утверждать, что большая часть мигрантов, не имеющих должным образом оформленной регистрации и подвергавшихся в связи с этим штрафным санкциям в ходе проверок ОВД соблюдения паспортного режима, проживают в крупных городах, куда и направлены основные миграционные потоки.

Сразу оговоримся: снижение миграционной активности населения России все последние годы не следует считать следствием адекватного по масштабам увеличения нерегистрируемой составляющей, хотя некоторый ее рост, вследствие усложнения процедуры регистрации, несомненно, был. Особенно заметным было распространение на граждан стран СНГ и Балтии с октября 2000 года режима регистрации, применяемого к гражданам стран традиционного зарубежья, увязывающего получение регистрации по месту проживания с получением вида на жительство. Уже с октября регистрация прибытий из этих стран резко сократилась, а 2001 год по сравнению с 2000 характеризовался двоекратным снижением числа прибывших2. Проблема нерегистрируемости этого вида миграции, до этого существовавшая в основном локально, приняла всеобщий характер.

Для характеристики миграционной активности населения чаще всего используют показатель миграционного оборота, который рассчитывается как сумма чисел прибывших и выбывших для территории или страны в целом за какой-то промежуток времени. Применительно к внешней для страны миграции, в миграционный оборот включаются как прибывшие, так и выбывшие, т.к. это разные миграционные перемещения, они совершаются разными людьми. Для России же в целом миграционный оборот внутренней миграции рассчитывается как сумма чисел прибывших. Выбытия в данном случае не суммируются, т.к. прибывшие одновременно являются и выбывшими, и если эти цифры сложить, получится, что одно и то же миграционное перемещение посчитано дважды.

С 1989 по 2001 год общий миграционный оборот в России сократился с 6,5 миллиона до 2,5 миллиона человек, т.е. более чем вдвое. Тренды миграции по отдельным потокам (рисунок 1) показывают, что сокращение миграционной активности во внутренней миграции (как в миграции в пределах субъектов Федерации, так и в переселениях между субъектами) наиболее быстрыми темпами шло в 1989-1993 годах, затем, в 1994-1995 годах был отмечен даже небольшой рост, а затем - новое снижение, уже не такое резкое. С 1996 года объемы внутренней миграции сокращаются ежегодно на 6-8% в год. Стабильный темп сокращения миграционной активности удивляет, интересно и то, что внутри- и межсубъектная (межрегиональная) миграция сокращаются синхронно.

Источник: здесь и далее - данные Госкомстата России

Рисунок 1. Миграционный оборот внутренней и внешней миграции 
в 1989-2001 годах, тысяч человек

Масштабы же внешней миграции на протяжении конца 80-х - первой половины 90-х годов были стабильны, а затем стали сокращаться с темпом 10-20% в год. Стабильность объемов внешней миграции в начале 90-х годов обеспечивалась некоторым ростом числа прибывших в Россию, достигшего пика в 1994 году, когда в страну только из стран СНГ и Балтии прибыли 1146 тысяч человек при существенном сокращении числа выбывших. С 1995 года шло сокращение и числа прибывших в страну, и числа выбывших за ее пределы.

Внешняя миграция в России по своим объемам никогда не превосходила внутреннюю, даже в 1992-1994 годах на нее приходилось только треть всей миграции, а к 2001 году ее доля в совокупном обороте сократилась до 12,8%. Но в начале 90-х годов она приобрела наиболее драматичный характер, нередко принимала форму массового экстренного исхода тысяч людей из регионов вооруженных конфликтов в ряде республик бывшего СССР. Именно на первые годы после распада Советского Союза пришелся пик миграции в Россию русскоязычного населения из всех без исключения новых независимых государств. Когда этот пик был пройден, миграционный потенциал русских и других некоренных народов (т.н. "русскоязычных") в ряде государств - страны Закавказья, Таджикистан, отмеченные вооруженными конфликтами, практически исчерпался3, а в других выезд принял затяжной характер. Постепенно вынужденные стрессовые миграции уступили место социально-экономическим, и вплоть до последнего времени основным ограничителем миграции в Россию являлись сложности с обустройством, вызванные прежде всего диспаритетом цен на жилье в России и других странах СНГ.

"Разъезд" населения по своим  этническим квартирам после распада  СССР не состоялся, экономика  оказалась сильнее стремления  к этноцентризму. Благодаря этому никакого массового оттока из России титульных народов бывших республик не наблюдалось. Выезд русских в большинство стран, за исключением Украины и Белоруссии, фактически прекратился. Это привело к сильному - на порядок, с 692 тысяч в 1989 году до 62,5 тысяч в 2001 году - сокращению выезда из России в страны СНГ и Балтии. По масштабам он стал сопоставим с выездом в страны традиционного зарубежья, и не исключено, что в недалеком будущем будет еще меньше. А если принять во внимание, что эмиграция из России в страны Запада определенно больше, чем ее регистрируемые объемы4, то уже сейчас выезд в страны традиционного зарубежья превосходит по масштабам миграцию в страны СНГ и Балтии.

Все это подводит к выводу, что вряд ли внешняя миграция в России будет в ближайшие годы играть столь же важную роль, как в начале 90-х годов. Несмотря на то, что Россия остро нуждается в притоке населения для компенсации естественной убыли населения, нехватка трудовых ресурсов с особой остротой скажется через несколько лет. В таких условиях, а также при настороженно-неодобрительном отношении властей к иммиграции, росте ксенофобии в обществе, ожидать роста масштабов въезда в Россию пока не приходится. Явных посылок к росту эмиграции также ждать не следует.

Масштабы внутренних переселений. Этот вид миграции заслуживает более подробного рассмотрения. Оно предполагает, что миграция осуществляется между поселениями разных типов, расположенными в разных регионах страны. Так, если взять миграционную активность по четырем основным направлениям: город-город, село-город, город-село и село-село, видно, что динамика миграционной активности по каждому из них в отдельности имела определенную специфику.

В 90-е годы наибольшему сокращению подверглась миграция село-село (рисунок 2). Ее масштабы снизились с 523,5 тысячи прибывших в 1991 году до 218 тысяч в 2001 году, т.е. в 2,4 раза (все прибытия сократились с 3686 до 2141 тысячи, или в 1,72 раза). Когда в 1994-1995 годах наблюдалось увеличение общей миграционной активности, потоки из села в село, а также из города в село не увеличились, а лишь на некоторое время прекратили сокращаться. В то же время миграция город-город и село-город росла - в 1995 году к 1993 году на 12% и 37% соответственно.

Рисунок 2. Числа прибывших по основным направлениям миграции в России в 1991-2001 годах

Если в 1991 году на миграцию село-село приходилось 14% всех прибывших, то в 2001 году - только 10%. Напротив, доля миграции город-город увеличилась с 41% до 44%, село-город - с 23% до 25% (рисунок 3). Все это говорит не об изменении миграционной активности городского и сельского населения, а о снижении роли села в качестве места назначения миграции, снижении его привлекательности для мигрантов как из города, так и из села. Если в 1991 году 38,5% сельских жителей при миграции направлялись в село, то в 2001 году их доля снизались до 28,7%.

  

Рисунок 3. Структура миграции (число прибывших) по основным направлениям в России в 1991 и 2001 годах (%)

Основные миграционные потоки в России в последние десять лет совершались между городскими поселениями, и со временем роль этих потоков немного росла. Но все же следует отметить, что ни городское, ни сельское население в последнее десятилетие, что называется, не замкнулись в себе, между городом и селом идет миграционный обмен населением, менее интенсивный, чем ранее. Конечно, в сравнении с началом прошлого века, да и с его 60-70-ми годами миграционный потенциал и активность сельского населения сильно сократились.

Несомненно, есть регионы, в которых существует специфика направлений межпоселенной миграции. Так, в Москве и Московской области в 2001 году 80% прибывших из других регионов страны являлись выходцами из городских поселений и только 20% - из сельской местности, по городским поселениям страны в целом это соотношений выглядело как 63% и 37%. Большая доля "сельских" мигрантов в Москву являлись выходцами из Московской области, а это довольно специфическая "сельская местность". Поэтому миграция в столичный регион в меньшей степени зависит от потенциала сельско-городской миграции. Кроме того, это еще раз показывает "шаговый" характер миграции в современной России: миграция идет не напрямую из села в крупнейший городской центр, а сначала в малые и средние города.

Различия миграционной активности населения по федеральным округам.Определенные изменения произошли в миграционной активности в разрезе регионов страны. В России в целом интенсивность миграции в пределах субъектов федерации (т.н. "внутриобластной"5 миграции) сократилась с 18,2 человека на тысячу населения в 1989 году до 8,3 человека на тысячу в 2001 году. Если посмотреть изменение интенсивности внутриобластной миграции по федеральным округам, тренды были очень схожие, значения показателей уменьшались синхронно. Наибольшая интенсивность внутриобластной миграции была в Сибирском и Дальневосточном округах, наименьшая - в Центральном и Северо-Западном. По всем округам наиболее значительное сокращение интенсивности миграции в пределах субъектов федерации происходило вплоть до 1993 года, затем был небольшой рост частоты переселений, и снова снижение, но уже очень плавное.

Информация о работе Географические аспекты миграционных процессов в России