Блаженный Августин и Бернар Клервосский о свободе воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 02:04, реферат

Краткое описание

В данной работе, будут рассмотрены два сочинения на тему благодати и свободе воли, одно из них принадлежит Августину Гиппонскому, другое- Бернарду Клервосскому. Более восьми столетий отделяют одно сочинение о т другого, что, тем не менее, не так уж ощущается при прочтении. Основная тематика и той и другой работы благодать -т.е. одна из основополагающих частей христианского вероучения, то что отличает христианство от других религий и этических школ- и то насколько благодать соответствует свободной Оле и свободному выбору человека.

Прикрепленные файлы: 1 файл

бернард.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Августин Гиппонский и Бернард Клервосский о благодати  и свободе воли

В данной работе, будут рассмотрены два сочинения на  тему  благодати и свободе воли, одно из них принадлежит Августину Гиппонскому, другое- Бернарду Клервосскому. Более восьми столетий отделяют одно сочинение о т другого, что, тем не менее, не так уж ощущается при прочтении. Основная тематика и той и другой работы благодать -т.е. одна из основополагающих частей христианского вероучения, то что отличает христианство от других религий и этических школ- и то насколько благодать соответствует свободной Оле и свободному выбору человека. Насколько наша судьба определяется нами самими и какую роль играет промысел божий в нашей судьбе - вот основная идея сочинений, хотя, конечно же, этим они не исчерпывается.

Часто человек до обращения в  христианство и после являет  собой две абсолютно разные личности. Новое его состояние, может никак  не вытекать из старого, как это было у  апостола Павла, или у князя  Владимира. Порой такому превращению  нельзя найти рациональное объяснение и может быть названо чудом. С таким чудом и сравнивает свое обращение  бл. Августин.

Блаженный Августин, один из отцов церкви, сделал многое для создания западной патристики. Историю своего обращения он рассказывает в одной из пожалуй самых популярных своих работ- «Исповеди». Августин родился в Африке в городе Тагасте в 354 году. Его мать была христианкой, а отец язычником. По обычаю младенцев не принято еще было крестить, поэтому обращение Августина в Христианство растянулось на долгие годы. Начальное образование Августин получает в родном городе, чтобы получить высшее риторское образование он отправляется в столицу провинции -Карфаген, где не только продолжает блестяще учиться но и начинает  карьеру ритора и занимается преподаванием. В Карфагене же он становится членом секты манихеев - секты, истоки которой лежат в зороастризме, но, обосновавшись в империи, она впитала в себя многие христианские элементы. Как известно в основе манихейства лежит дуализм, признававший равную силу как доброго, так и злого начал, последнее из которых неизменно связывалось с плотью, доброе же находилось только лишь в духе. Разумеется, манихеи полностью отрицали человеческую природу Христа, равно как и «Ветхий Завет», поскольку бог-создатель неизменно был связан со злым началом. Учению манихеев Августин следовал на протяжении десяти лет, хотя многое в нем его смущало и на многое он так и  не смог получить ответ, например, если учесть что злое начало, может нанести ущерб светлому, то последнее не следует считать божественным. Кончина друга Алипия, заставляет Августина задуматься о смерти и он возненавидел смерть, хотя для манихея смерть была полным освобождением от злого начала. Так Августин постепенно разочаровывается в своей религии, но предпочитает остаться манихеем пока не найдет ничего лучше. К христианству в то время он относился очень снисходительно, поскольку не мог поверить в спасение на кресте, и не допускал воплощения Бога.

Благодаря своим манихейским связям Августин отправляется преподавать в Рим, однако, хотя ему там сулили найти более благодарных слушателей, оказалось, что римские студенты, обманывают профессоров и не платят им за лекции. Из-за этого, Августин бросает Рим и переезжает преподавать за  казенный счет в Милан. Там он переживает духовный кризис, не в последнюю очередь благодаря проповедям такого отца церкви как Амвросий Медиоланский, на проповеди которого Августин ходил из любви к риторике. Пример Амвросия доказал, что христианская церковь не настолько уж беспомощна, как он считал, и имеет сильных защитников. Но не это стало причиной обращения Августина. Разочаровавшись в манихействе он занимается философией, как Платона, так и неоплатоников. Платонизм ввел Августина в мир идей и мудрости, постигаемой разумом. Созерцание мудрости требовало от платоника отрешения от всего, что могло бы этому воспрепятствовать. «Этот духовный переворот подвел Августина к христианству»1.Также близка в платонизме Августину показалась идея отрицания зла, зло - лишь несовершенство, неполнота. Такая же идея есть и в христианстве

Интересен последний этап перехода Августиеа в христианство, который поможет понять предпосылки его учения о Благодати. Августин никак не мог решиться полностью изменить свою жизнь. Как он сам об этом пишет в исповеди: «Так говорил я и плакал в горьком сердечном сокрушении. И вот слышу я голос из соседнего дома, не знаю, будто мальчика ила девочки, часто повторяющий враспев: "Возьми, читай! Возьми, читай!" Я изменился в лице и стал напряженно думать, не напевают ли обычно дети в какой-то игре нечто подобное? нигде не доводилось мне этого слышать. Подавив рыдания, я встал, истолковывая эти слова, как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется. Я слышал об Антонии, что его вразумили евангельские стихи, на которые он случайно наткнулся: "пойди, продай всё имущество свое, раздай бедным и получишь сокровище на Небесах и приходи, следуй за Мной"; эти слова сразу же обратили его к Тебе. Взволнованный, вернулся я на то место, где сидел Алипий; я оставил там, уходя, апостольские Послания. Я схватил их, открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: "не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти"2. Таким образом Августин сам себе приписывает «чудесное» обращение, хотя ясно что к этом он был уже полностью готов после того духовного и интеллектуального пути, который ему пришлось пройти. Этой историей Августин сравнивает свою судьбу, с судьбой отца монашества Антонием и с апостола Павла, Хотя конечно же делает он это вовсе не из желания как-то превознести себя, но скорее прославит благодать Господа, которая наверное позволила бы ему сказать , подобно  апостолу Павлу: « …благодатью Божью есмь то, что есмь; и благодать его мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божья, которая со мною». (1 Кор.15.10)

Итак, обратившись, Августин переезжает в Африку и там ведет полумонашескую жизнь, став сначала пресвитером, а в 395 году получает полноправную епископскую кафедру.

Августин, как талантливый и  образованный человек, быстро становится признанным авторитетом в вопросах веры. Такой человек как он был в те времена особенно необходим, поскольку многие догматические вопросы раннехристианской церкви не были решены, что служило источником множества различных ересей, которые быстро находили себе поклонников. Августин помимо общих богословских работ оставил множество сочинений «против…» - против Манихеев, Донатистов,Ариан и Пелагиан, последнее интересно для нас в первую очередь.

Пелагий, монах-британец, был горячим поборником аскетического образа жизни, и людям далеким от христианства, наверное сложно  понять что же собственно еретического проповедовал Пелагий, однако его взгляды, как оказалось абсолютно противоречили христианскому вероучению. Пелагий, если можно так выразиться, слишком уж сильно верил в человека и его возможности. Точнее он утверждал, что своими силами и заслугами человек сам может «заработать» свое спасение. У человека  достаточно сил, чтобы бороться со страстями и самому победить грех. «Человек мог бы быть без греха и соблюдать заповеди божьи , если бы захотел3». Пелагий видел в христианстве лишь этическую сторону дела, и образец Христа был для него лишь образцом для нравственного подражания (такая оценка Христа вновь появляется в новое время и очень популярна в наше). Он конечно не отрицал ни богочеловеческую природу Христа ни воскресения, но христианину –Пелагианцу это было не очень важно.

Пелагианский подход, если бы его идеи получили развитие, делал бы ненужной саму церковь (впрочем, сам Пелагий вовсе не отвергал церковь). Что еще важнее - такое учение полностью отвергает первородный грех, воплощение и воскресение. И что также немаловажно, такой подход к человеку был вовсе не более гуманистическим (если учесть, что согласно ему человек может все), Но гораздо более жестким и даже жестоким к человеку, поскольку требует от него своими силами совершить слишком многое.

Тем не менее, проповедь Пелагия, который по сути дела пытался не провоцировать церковные власти, нашла много приверженцев сначала в Риме, а потом и в африканских и палестинских Епархиях. И хотя сам пелагий в итоге отрекается от большей части своего учения, с ним и с множеством его сторонников ведет открытую борьбу Августин, острота которой и самого его заставила впасть в некие противоречия.

Августин формирует  учение о благодати и свободе  выбора, которое могло бы полностью опровергнуть взгляды Пелагия. Собственно о свободе выбора Августин пишет не так уж много, просто доказывая, что он есть и, приводя ссылки из писания, и в первую очередь, указывая на заповеди. Заповеди были бы не нужны, если бы у человека не было свободы выбора. Для того чтобы исполнить или отвергнуть заповедь требуется воля. Тут у Августина следует интересное рассуждение - о том насколько виновны и будут наказаны те, кто не знал и, следовательно, не соблюдал заповеди. Здесь он говорит не вполне определенно, что никто не может спастись без Веры Христовой. Поэтому незнание в данном случае не избавляет от ответственности, хотя наказание будет менее суровым.

Однако само желание исполнить  заповеди является благодатью, (т.е. вызвано в нас Богом) не говоря уже о том, что само исполнение заповедей является еще большей благодатью и поэтому человек «ведущий жизнь добрую и творящий добро» не должен хвалиться собой, а приписывать все свои заслуги лишь Господу. Тут Августин приводит интересный и актуальный пример заповеди о целомудрии- «не прелюбодействуй». Известно, что сам Августин, до своего обращения, если и отличался более-менее постоянством в связях,  то никак не целомудрием, будучи не в силах вести  иной образ жизни. Между тем все изменилось с момента его обращения. То есть благодать помогла ему соблюсти заповедь. Не секрет, что сейчас эта часть учения церкви, как католической так и православной вызывает множество споров. Жесткая позиция церкви по заповеди «не прелюбодействуй» вызывает либо игнорирование, либо жесткое противодействие в современном обществе. Однако следует учесть, что церковь вовсе не требует такого соблюдение заповеди для неверующих или  для людей далеких от церкви., поскольку осознает, что благодать для исполнения этой заповеди не может быть дана людям вне церкви.

Впрочем, следует заметить еще одну интересную деталь, связанную с этим вопросом. О самой церкви, как Августин, так и Святой Бернард, сочинение которого будет рассмотрено ниже ничего не говорят впрочем, как и о таинствах, которые и являются главным источником благодати. В то же время современное богословие отводит этому вопросу очень важную роль.  Это легко объясняется, если учесть, что вопрос о регулярном посещении церкви тогда не стоял, все это воспринималось в эпоху ранней церкви и в средневековье, как само собой разумеющееся. Так же обычны были исповедь и причастие. Поэтому слова благодать и церковь были практически синонимичны, никто не понимал как можно вести христианскую жизнь без нцеркви, включая, кстати, и Пелагия.

Итак, защищая благодать Августин цитирует Писание. «Обратитесь ко мне и я обращусь к вам» Обратиться - принадлежит нашей воле, то же , что Он к нам обратиться к благодати. Однако здесь и в дальнейшем, полемизируя с Пелагием, Августин впадает в крайность: обращение к Богу - также является полностью его Благодатью. Это доказывает, что перед Богом у нас нет никаких заслуг и спасение наше принадлежит лишь его благодати. Здесь у Августина есть хороший пример-пример апостола Павл, который обращается к Богу в результате чуда, и это чудо произошло вовсе не за его заслуги, поскольку он был ярым гонителем христиан.

Не имея никаких заслуг перед  Богом, поскольку все наши добрые дела лишь его благодать, человек, понятно вовсе не за заслуги получает спасение, а даром по делам милости. Отсюда формула Августина- «Благодать на благодать»-то есть благодать Божьего Царства в итоге венчает ту благодать, что Бог нам дал в течении жизни. Невозможно, чтобы благодать давалась по заслугам, поскольку дар не может быт дан по заслугам , иначе это уже не дар, а «воздаяние по долгу»

В язи с этим Августин рассуждает, зачем нужен «закон»- то есть ветхозаветные заповеди. Законом познается грех, но делами закона мы не можем спастись -говорит Августин. «Буква убивает, а дух животворит»(II кор.3,6). Соблюдали закон, как известно, ветхозаветные фарисеи, но в них не было благодати, и не случайно их так часто обличал Христос. «Закон производит гнев»- действительно, фарисеи в итоге распинают Христа. Плагеане также рассчитывают получить благодать как воздаяние за соблюдение закона, однако мы спасаемся лишь верой, поскольку закон был и до пришествия Христа, и получается, что его жертва была напрасна. Но его заслуга была в том что сам исполнив закон, он этот закон преобразил, преобразил он и нашу человеческую природу своей смертью и воскресением и дал нам благодать, чтобы у нас были силы по-настоящему исполнить закон. По настоящему же мы его исполняем, не со страхом наказания, за возможное неисполнение, а с любовью, которая даруется нам от Бога. (Позднее Бернард Клерврсский, сочинения которого будут рассмотрены ниже, считал, что основной причиной воплощения было желание бога даровать свою любовь людям.) Любовь нам дается силой  Святого Духа.

Также Августин рассуждает о том через, что мы спасаемся – через веру или через добрые дела, нужны ли нам добрые дела, если уже есть вера. «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона». (Рим 3, 28) Этот вопрос вновь остро встает вновь во времена реформации, однако Августин дает вполне внятный ответ на него гораздо раньше : «дела от веры, а не вера от дел»-пишет Августин, но если кто думает, что достаточно иметь веру, но при этом вести неправедную жизнь, то тем мало отличается от Беса, который тоже «верует и трепещет». Вера должна действовать с любовью, а вот этого никак не может быть без добрых дел. Но не следует забывать что как вера так и добрые дела – не наши заслуги, а заслуги Бога

Итак бог действует нас через  благодать, но далеко не всегда, может  он действовать на человека и тогда  когда его воля склонена ко злу. Он может изменять человеческие наклонности  как в положительную, так и в отрицательную сторону, как это не кажется на первый взгляд парадоксально. Бог «ожесточил» сердце фараона, когда тот не выпускал израильтян из Египта. Также бог сотворил страх в душах израильтян когда они сражались жителями города Гая, ожесточил Он и Иду и израильтян, когда они распинали Христа. Значит ли это, что эти поступки людям не вменяются в вину и не заслуживают наказания. Вовсе нет, поскольку все эти поступки были сделаны добровольно ,и являлись пороком воли, склоненной ко злу, вовсе не Богом а самими людьми. Бог лишь использует этот их порок, чтобы возвысить праведников и явить свою славу, то есть по сути это происходит , поскольку соответствует, не всегда понятном нам промыслу Божью. Итак, Августин заключает : «Мы творили зло, и вышло добро; отныне будем творить добро, дабы в веке грядущем за добро добром воздалось нам, которым в веке нынешнем добром за зло воздается» ( «О благодати и свободном произволении» Гл XXII 44). Бог может воздать злом за зло, поскольку он праведен, добром за зло, поскольку благ, добром за добро, поскольку он и благ и праведен, но никогда не воздаст злом за добро

Информация о работе Блаженный Августин и Бернар Клервосский о свободе воли