Расселение населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Исторически создание предпосылок для разделения поселений на городские и сельские связано с общественно-территориальным разделением труда, которое приводит, прежде всего, к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни. Это обусловливает развитие двух основных типов поселений — городских (города) и сельских (села, деревни, хутора и др.).
Городские поселения — населенные пункты, выполняющие следующие народнохозяйственные функции (одну или несколько в различных сочетаниях): 1) промышленную; 2) транспортную; 3) организационно-хозяйственную, культурно-политическую и административную; 4) функции организации отдыха и лечения (курорты). Для определения городских поселений необходимо исходить из совокупности признаков: численности населения, его занятости, экономического и культурного значения населенного пункта — с учетом местных особенностей различных стран и районов.

Содержание

Введение
1 Теоретически аспекты городского и сельского расселения
1.1 Понятие и типы зон расселения
1.2 Методы расчета расселения
1.3 Типы расселения населения
2 Формы территориальной организации населения в России
2.1 Городское население
2.2 Сельское население
3 Современные тенденции городского и сельского расселения в России
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

_Особенности городского и сельского расселения в России.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

       Опираясь  на ряд исходных категорий (целостность, множество, элемент, связь), значение слова  «система» трактуется как специфически выделенное из окружающей среды целостное  множество элементов, объединенных совокупностью внутренних связей или  отношений. Наиболее общей и фундаментальной характеристикой системы является наличие жестко детерминированных и вероятных признаков в строении и поведении сложного объекта. Только их совместное действие исчерпывает его полную системную сущность. В таком объекте (сложной системе) обычно удается выделить часть (систему), изменяющуюся жестко детерминированным образом, и часть, преобразующуюся вероятностным образом.

       Определяющая  черта жестко детерминированных  систем — строго однозначный характер упорядоченной закономерной связи элементов, организующих единство. Каждый предыдущий объект входит на правах элемента в последующий синтезированный объект, а этот последний включается на правах элемента в следующий, более сложный агрегат. Такие системы характеризуются интегрированностью элементов множества (централизации), их взаимной согласованностью в рамках целого (координацией) и иерархическим соподчинением (субординацией).

       Не  меньшего внимания заслуживает идея автономности систем. В отличие от жестко связанных систем со строго однозначным типом связей иерархически соподчиненных элементов, в автономных системах в качестве определяющей черты рассматривается множественный (массовый) характер связей относительно равнозначных элементов. Со стороны предметной — множество вещественных элементов, а со стороны про-цессивной — это множество случайных событий. Временная последовательность случайных событий определяется как стохастический процесс, в ходе которого каждое из них осуществляется с некоторой частотой или вероятностью. И если стохастический процесс — это специфический тип функции автономных систем, то специфической структурой, лежащей в основе осуществления данных функций, является распределение элементов по системе.

       При развитии подобных систем некоторое  исходное распределение элементов трансформируется стохастическим процессом в функциональное распределение вероятностей между случайными событиями разного типа, что определяет внутри системы процесс «размешивания». Такое состояние характеризуется множеством равноправных элементов, их относительной самостоятельностью и зыбкостью, «облако-образностью» структуры, лишенной строгой пространственной упорядоченности, поэтому возникает вопрос о ее устойчивости.

       Устойчивость  автономных систем достигается за счет внутренней и внешней регуляции. Внутренняя регуляция проистекает из собственной (вероятностной) природы таких систем. В процессе неравномерного развития вместе с ростом численности элементов складываются условия для их дифференциации. При этом некоторые из них выступают по отношению к остальным в роли регуляторов, а их усиление ведет к росту упорядоченности и уменьшению стохастичности внутри системы.

       В процессе количественного возрастания  элементов численность их достигает  некоторого порога, за которым начинается регуляция внешними факторами. Система становится насыщенной настолько, что приходит в соприкосновение с некоторой стационарной, жестко детерминированной системой высшего уровня, выступающей в этих условиях как внешние сдерживающие границы.

       В результате автономные системы оказываются как бы нанизаны на систему более высокой целостности, а ее детерминированные элементы, в свою очередь, на низших ступенях взаимодействия входят в состав автономных систем. Такое генетическое единство в сложных системах, при котором одни и те же элементы присутствуют в разное время и в жестко связанных системах, и в автономных (как следствие двух различных состояний объекта), порождает «конфликтную» ситуацию, вследствие чего сложная система находится в процессе постоянного становления. Изложенные положения, лежащие в основе системного подхода к описанию реальных объектов, имеют много общего с рядом идей, получивших за последнее время распространение в моделировании градостроительных объектов. Применительно к градостроительной деятельности понятия «система», «структура», «функция» конкретизируются в терминах: «система расселения», «планировочная структура», «функциональное зонирование», из которых исходным является «система расселения».

       Проблема  расселения, с одной стороны, в  самом общем виде может быть охарактеризована как размещение и развитие сети населенных мест (поселений), края, области (региона); а с другой — как размещение населения на территории и в границах этих поселений. Таким образом, выступая на двух уровнях, «система расселения» на верхнем уровне предполагает территориальную организацию сети поселений, объединенных прежде всего экономическими связями. В границах этого уровня первопричиной расселения является взаимодействие сторон «территория — поселение», выступающее на верхней его ступени в качестве каркаса расселения страны либо экономического района, т. е. макрорегиона, а на нижней ступени — в виде региональных систем: краев, областей, что является результатом выделения в едином каркасе расселения страны специфических районов расселения.

       Решение общегосударственных задач средствами градостроительной практики обусловило два принципиально отличных подхода  к созданию региональных систем расселения. В основе первого подхода лежит  гипотеза создания в рамках региона  единой системы поселений (ЕСП). Наиболее существенный признак ЕСП — ее иерархическая организация из ряда промежуточных систем (локальных систем поселений, характеризующихся значительной степенью общности повседневной жизни их населения). При этом каждая из них представляет собой элемент системы более высокого порядка и, в свою очередь, сама состоит из элементов, высупающих как система более низкого порядка.

       Основной  действующий принцип формирования ЕСП — дробное административно-хозяйственное  районирование территории региона. Он выражается в том, что определение иерархии локальных систем предшествует выделению иерархии соответствующих им районов. Как целостную систему ЕСП формируют «структурные цепи». Это упорядоченные регулярные межселенные связи, обусловленные структурно-функциональным подчинением поселений с различной по уровню и характеру развития градообразующей и градо-обслуживающей базой региональному центру. Центром единой системы, как правило, является крупнейший или крупный город — узловой центр страны, объединяющий все поселения региона в экономическом, организационно-хозяйственном, административно-политическом и культурном развитии. Выделение ЕСП целесообразно производить по числу и дальности эпизодических (деловых и культурно-бытовых) поездок населения к городу — региональному центру. Общее число таких поездок в рамках ЕСП должно быть меньше, чем в отдельных локальных системах, но больше, чем за ее пределами, — от 1 до 10 поездок на 1 жителя в год. Число ступеней развития в различных системах может быть неодинаковым и зависит от общего уровня хозяйственного развития региона.

       Таким образом, данная схема определяет разветвляющуюся  подобно дереву систему территориальной  организации поселений региона. Она проста, логична и характеризуется  интегрированностью своих элементов (локальных схем), их связанностью (наличием структурных цепей) и многоуровневым иерархическим соподчинением одному городу — региональному центру.

       Но  не все поселения региона укладываются в эту схему. Особенно это относится  к новым городам — индустриальным центрам, возникающим в ходе его  интенсивного хозяйственного развития. Отражением такой тенденции стала  предложенная градостроителями идея создания на базе территориально-производственных комплексов систем группового расселения (СГР).

       Выделение ЕСП и СГР имеет важное теоретическое  значение: каждая из них по-своему учитывает  пространственные и временные сдвиги, происходящие в распределении поселений  на территории региона. Их совместное действие должно обеспечить региональной системе возможность градостроительного маневра при сохранении ее пространственно-планировочной определенности. Требование быть структурой региона накладывается на региональную систему с самого начала. Поэтому в рамках общей социально-экономической модели можно утверждать, что вопросы качественного соотношения ЕСП и СГР решаются разновременностью их преимущественного действия на трех стадиях развития региональной системы.

       Изучение  данной проблемы позволяет сделать следующие выводы.

       Стремительные темпы и широкие масштабы урбанизации  вызывают необходимость градостроительного анализа систем расселения, которые  по своим размерам превышают площади  существующих схем (проектов) районной планировки. Предлагается ввести в общий процесс проектирования новую стадию — градостроительный анализ региональных систем расселения. Основная цель данной стадии — осуществление методологического перехода от хозяйственного планирования к районной планировке.

       Исследование  общей стратегии формирования и  развития региональных систем показало, что региональная система расселения, возникшая как иерархическое  образование — ЕСП (первый этап), в процессе своего развития проходит стадию интегрированных комплексов — СГР (второй этап) и преобразуется в систему с единой полицентрической структурой (третий этап).

       Первый  этап (современное состояние) характеризуется доминирующим развитием ЕСП как исходной структуры региона и представляет собой трехуровневую организацию районных, узловых и единой систем поселений. Решение данной задачи связано с необходимостью структурного районирования территории региона (выделения узловых районов и районов-секторов).

       Второй  этап (до 2015 г.) — бурное развитие территориально-производственных комплексов и создание на их базе СГР. Этот этап можно охарактеризовать как процесс многоступенчатой территориальной интеграции хозяйства и расселения от границ территориально-производственного комплекса к границам узлового района и далее — СГР, в результате чего узловые моноцентрические системы развиваются в групповые полицентрические.

       Третий  этап (2015 г. и далее) будет сопровождаться обратным влиянием СГР на окружающую территорию, в ходе которого реконструкции подвергнется ЕСП. Единый региональный центр дополнится сетью центров — СГР, а общая иерархическая структура центров перейдет в иерархию сетей центров с более непрерывной последовательностью связей между ступенями.

Заключение

 

     Характер  расселения населения – его распределение  на городское и сельское – определяет степень урбанизированности территорий и распространения городского образа жизни, занятий и является одним из показателей качества населения, измеряя степень продвижения от традиционного аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному.

     По  данным переписи населения 2002 года, 73% россиян – городские жители, 27% – сельские. Таким же было это соотношение по данным предыдущей переписи населения 1989 года. Одна из основных особенностей демографической ситуации последних десятилетий в стране – концентрация городского населения в небольшом количестве густонаселённых центров. Более 60 процентов населения России сосредоточено в трёх федеральных округах – Центральном (26%), Приволжском (22%) и Южном (16%). Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ – 4,6% населения. Треть жителей России сосредоточена в крупнейших «городах-миллионерах»: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе. Москва входит в число 20 самых крупных городов мира.

     Главное отличие сельских поселений от городских  – занятие их жителей преимущественно  сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством нзанимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непрпоизводствееной сфере и других «городских» отрослях экономики. В начале 21в. в России насчитывается примерно 150 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживает около 39 млн. чел. (27% всего населения страны).

     В России используется сочетание преобладающих  экономических функций и размера. В городских поселениях сельским хозяйством должно быть занято не более 15% работников. При этом разновидностями являются: 1) города, в которых должно проживать не менее 12 тыс. чел.; 2) поселки городского типа, в которых должно проживать не менее 3 тыс. чел. Таким образом, сельские поселении в России – это те, в которых или проживает менее 3 тыс. чел., или более 15% занятых работает в сельском хозяйстве, поэтому они подразделяются также на две разновидности: 1) сельскохозяйственные 2) несельскохозяйственные.

Информация о работе Расселение населения России