Экологическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:04, сочинение

Краткое описание

способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности. Широкое распространение в общности людей Э.с. чаще всего связано с определёнными экологическими катаклизмами, которые заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для природного окружения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ekologicheskoe_soznanie.docx

— 46.05 Кб (Скачать документ)

Экологическое сознание

способность понимания неразрывной связи  человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей  от целостности и сравнительной  неизменности природной среды и  использования этого понимания  в практической деятельности. Широкое  распространение в общности людей  Э.с. чаще всего связано с определёнными  экологическими катаклизмами, которые  заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для природного окружения. Видимо, именно такие события были причиной сохранения в общественном сознании определяемых социологических (природоохранных) правил, или созологического этикета, запрещавших  членам сообщества те или иные природоразрушительные  действия, которые рассматривались  как преступление против общины.

 

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках Культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. 
 
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

 

 

  
Биоцентризм — идеология этическая концепция[2] или научный подход в природоохранном деле, ставящие превыше всего интересы живой природы в том виде, в каком они представляются человеку[3].

Биоцентризм противопоставляется антропоцентризму в том его наполнении, которое получило широкое распространение в XX веке и согласно которому человек — это хозяин природы, имеющий права изменять и использовать окружающий мир, сообразуясь лишь с собственными интересами.

Биоцентризм является одним  из ответвлений экоцентризма — течения биоэтики, исходящего из представлений о заведомом приоритете сохранности экологической сферы планеты (включая и её неживые элементы) над удовлетворением текущих нужд человека (причём в этом также оппонирующего антропоцентризму), и рассматривающего как самостоятельную ценность экосферу в целом. Основное отличие биоцентризма от собственно экоцентризма — наделение первичным приоритетом важности всех живых организмов (то есть, представителей биосферы), и рассмотрение как индивидуумов той их части, для которой это принципиально возможно, не акцентируя при этом особое внимание на проблемах сохранения неживой природы[4].

Одно из ответвлений — левый биоцентризм, имеющий антикапиталистическую, антииндустриальную и анархическую направленность[5], близкий идеологии антиглобализма, появившийся в середине 1980-х годов в Великобритании.

Ряд сторонников идеологии  биоцентризма в борьбе за свои идеи осуществляют на практике противоправную деятельность, расцениваемую в США  как экологический терроризм[6]

   

 

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки  зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. Вантичной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени[2].

Согласно  американскому медиевисту Линну Уайту (Lynn White Jr) антропоцентризм возник как результат двух исторических образований:

  • модели cовременного Западного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром.
  • иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле[3].

Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу[4]. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия[5].

Экоцентризм — идеология охраны окружающей среды, рассматривающая сохранность дикой природы как самостоятельную ценность, вне зависимости от любых человеческих критериев пользы, и предполагающая приоритет этой ценности над целями и потребностями человечества. Природа, экологическое равновесие воспринимаются как имеющие внутреннюю ценность. Сторонникам экоцентризма свойственно преклонение перед природой, близкое к религиозному [спорное утверждение], и восприятие природы как субъекта действия, имеющего собственные цели и обладающего моральными правами.

В рамках экоцентризма защита дикой природы проводится не для  достижения каких-либо целей, имеющих  ценность с точки зрения человечества, а ради самой природы. Таким образом, создание охраняемых природных территорий предполагает отсутствие научного, рекреационного или какого-либо другого контроля и использования этих территорий и предоставления природным процессам полной свободы.

Хотя биоцентризм определяется как одно из течений в экоцентризме[источник не указан 799 дней], термины экоцентризм и биоцентризм не являются строго разграниченными и могут быть использованы как синонимы.

Экоцентризм выходит за рамки  собственно природоохранного движения, и представляет собой ключевое понятие  философии глубинной экологии. Экоцентризм  противостоит антропоцентризму.

 

По нашему мнению можно  выделить следующие особенности  экологического сознания человека, так  и общества в целом в российском обществе: значительное преобладание утилитарно-потребительского и футуристического экологического сознания над ноосферным; низкий уровень развитости его экологической  культуры, образованности и воспитанности; недостаточная обеспокоенность  экологическими проблемами, низкая готовность противодействовать нанесению ущерба окружающей природной среде; недостаточная  активность экологических движений и организаций; неоднородность экологического сознания между различными группами населения и регионами России. Рассмотрим перечисленные особенности  подробнее.

1. Значительное преобладание утилитарно-потребительского и футуристического экологического сознания над ноосферным. Преобладание утилитарно-потребительского экологического сознания само по себе не является специфической особенностью России, но сам экологический утилитаризм в нашей стране имеет специфический характер, несмотря на то, что процессы перестройки и постперестроечной эпохи были связаны с частичным приведением его к западноевропейским образцам. Как известно, эти процессы в первую очередь были связаны с вхождением нашей страны в мировую рыночную систему, которая уже рассматривалась выше как фактор поддержания экологического утилитаризма. По-видимому, уже в последние годы существования Советского Союза в мотивации деятельности большинства россиян стали господствующими соображения экономической целесообразности. Свое участие в развитии экологического утилитаризма на российской почве приняло и приобщение России к массовой культуре «общества потребления». Можно с уверенностью сказать, что утилитарный тип экологического сознания стал господствующим в нашей стране уже к середине 90-х годов.

2. Низкий уровень развитости экологической культуры, образованности и воспитанности населения. Задача выработки экологической культуры в течение долгого времени не ставилась перед системами образования и воспитания в СССР и России. Это привело к утрате большей частью населения представлений о возможных последствиях своего вмешательства в природные процессы, а, следовательно, к утрате навыков регуляции своего экологического поведения в соответствии с ее состоянием. Попытки государства и природоохранных организаций изменить эту ситуацию до сих пор не привели к желаемым результатам. Так, действенность обязательного изучения основ экологии в школах и ВУЗах оказалась невысокой как из-за отсутствия четкого представления о целях и задачах этого курса, так и из-за недостаточного охвата им населения России. Основные принципы экологической политики государства, такие, как устойчивое развитие, экологические приоритеты, управление рисками ничего не говорят подавляющему большинству россиян, многие из которых даже не знают о существовании такого документа, как Экологическая доктрина Российской Федерации.

3. Недостаточная обеспокоенность населения экологическими проблемами, низкая готовность населения противодействовать нанесению ущерба окружающей природной среде. По данным А.С.Мартынова, доля населения, озабоченного экологическими проблемами даже в Москве и Санкт – Петербурге не превышает 32– 36,1%, тогда как в большей части страны она колеблется от 17,6 до 25%. Из списка проблем, используемого в опросах ВЦИОМ и включающего тринадцать различных беспокойств, экологическая стоит в среднем по России на седьмом месте [2]. По этим же данным, повышенное экологическое беспокойство проявляют те группы населения, которые обеспокоены кризисом морали и культуры, что указывает на тесную связь этих проблем в общественном сознании. Между тем, состояние окружающей среды в России способно вызывать гораздо большую озабоченность. Особенно большую тревогу вызывает снижение экологической озабоченности населения в конце девяностых годов прошлого века, не связанное с кардинальным улучшением экологической ситуации. По-видимому, это явление связано с общей ситуацией в стране, вызванной экономическим кризисом. Экологическая проблема, равно как и связанная с ней проблема морального и культурного кризиса, в сознании большей части населения оказываются оттеснены беспокойствами, непосредственно связанными с экономическим благосостоянием. Напрашивается вывод, что в современной России действенность основных факторов формирования экологического сознания находится в сильной зависимости от политической и экономической обстановки в стране. В сочетании с нестабильностью этой обстановки сложившаяся ситуация приводит к разрыву между состоянием массового экологического сознания и действительного состояния окружающей природной среды. Таким образом, формирование в России экологического сознания, соответствующего степени тяжести состояния природной окружающей среды, должно быть связано с решением других проблем современного российского общества.

Низкая степень экологической  обеспокоенности ведет и к  такой особенности российского  экологического сознания, как низкая готовность населения противодействовать нанесению ущерба окружающей природной  среде. Однако было бы ошибкой предполагать, что ее единственной причиной является равнодушие к проблемам окружающей среды, вызванное приоритетом в  общественном сознании экономических  и политических проблем. Не меньшую  роль в формировании этой характеристики экологического сознания сыграли и  упоминавшиеся выше факторы, такие, как недостаточность уровня экологической  культуры, недостатки экологического просвещения, малая вовлеченность  россиян в экологическую политику государства и деятельность природоохранных  организаций. Определенное значение имеет  и вызванное недостаточной экологической  грамотностью неумение своевременно распознать этот ущерб и просчитать его возможные  последствия. Нельзя обойти также и  устойчивый стереотип неисчерпаемости  природных ресурсов нашей страны, прочно укоренившийся в сознании многих граждан России. Все это  вместе взятое приводит к нежеланию  многих из них «связываться» с  проблемами охраны природы и противодействовать причинению ей ущерба. Наконец, активность экологических протестов зависит, помимо факторов, связанных с особенностями  собственно экологического сознания, от общей деятельной активности населения. В России наиболее активными оказываются  наименее многочисленные группы населения, такие как лица с высшим образованием и учащиеся высших учебных заведений, руководители, лица с высоким доходом, тогда как основная масса населения  проявляет социальный конформизм. Как  и экологическая обеспокоенность, готовность населения противостоять  экологической угрозе не зависит  напрямую от состояния среды обитания. Во многих российских регионах, которые  входят в число лидеров по нарушениям окружающей природной среды, большинство  населения предпочитает полагаться на действия властей, но не брать на себя ответственность за состояние природы. С другой стороны, в северных регионах, на северо-востоке страны, в Москве и Санкт-Петербурге уровень как социальной активности, так и экологической обеспокоенности населения выше, чем в среднем по России, что можно рассматривать как один из отличительных признаков экологического сознания.

4. Недостаточная активность экологических движений и организаций. Преобладание экологического утилитаризма над ноосферными элементами экологического сознания и низкий уровень экологической культуры, образованности и воспитанности населения неизбежно сказываются и на активности общественных организаций, занимающихся охраной окружающей среды. Так, из более чем трех миллионов сторонников «Greenpeace» на долю России приходится лишь около двенадцати тысяч человек [3]. Такова же картина деятельности и большинства других экологических организаций в нашей стране. Как и содержание экологической политики государства, деятельность экологических организаций остается малоизвестной большинству населения России.

5. Неоднородность экологического сознания между различными группами населения и регионами России. Межрегиональную дифференцированность общественного экологического сознания можно рассматривать как особенность любой большой страны, территория которой неоднородна как по физико-географическим условиям и хозяйственному использованию, так и по социальному и этническому составу населения. Но в России действие этих факторов дополняется целым рядом других, специфических именно для нее. Среди таких факторов можно упомянуть, во-первых, резкие различия в уровне жизни, как между различными регионами, так и между различными слоями населения в каждом отдельно взятом регионе, что неизбежно сказывается как на особенностях отображения экологическим сознанием взаимодействия общества и природы, так и на особенностях экологической активности. Разнообразие физико-географических условий в России дополняется неравномерностью распределения населения и затрудненностью сообщений между различными регионами, что усиливает межрегиональную дифференциацию общественного экологического сознания. Также можно указать, что экологическое законодательство в различных регионах России разработано далеко не в одинаковой степени, при этом, способы его обхода оказались очень быстро усвоены отечественным бизнесом, а в некоторых случаях – и местной администрацией.

В развитии неоднородности экологического сознания в России свою роль сыграло  и то, что перевес городского населения  над сельским является не столь существенным, как в большинстве промышленно  развитых стран мира, при меньшем  его отрыве от непосредственного  взаимодействия с естественной окружающей средой. Последнее особенно заметно  по малым городам, в которых в  настоящее время проживает большая  часть городского населения. Эта  особенность жизни россиян обусловлена  целым рядом предпосылок, сложившихся  в течение двадцатого века. Так, если в крупных городах и городских  агломерациях, особенно в европейской  части страны, все более и более  распространенным становится западный образ жизни, с интенсивной работой  в течение недели и относительно спокойным уик-эндом, то на большей  части российской территории население  придерживается более размеренного уклада. Такое относительно медленное  распространение западного образа жизни и профессиональной деятельности многими объясняется с этнопсихологической  точки зрения. При этом обычно указывается  на чуждость сознанию россиян идеала коммерческого успеха, являющегося  одним из главных идеалов современного западного общества. Сторонники такого объяснения, как правило, вслед за М. Вебером, связывают становление  этого идеала с принципами протестантской этики, расценивающей успех в  земной жизни как знак Божьего  благоволения. Признавая наличие  в такой точке зрения рациональное зерно, следует все же заметить, что  причины столь сложного явления  вряд ли могут быть целиком сведены  к этнопсихологическим или религиозным  особенностям России. Не менее важным представляется влияние особенностей хозяйственной жизни населения  малых, а отчасти и крупных  городов России. Наиболее важной ее особенностью является наличие у  большинства российских горожан  индивидуальных загородных участков, используемых, в зависимости от уровня жизни владельцев, самыми различными способами. Однозначно оценить влияние  этого фактора не представляется возможным именно благодаря различию способов использования таких участков. Еще относительно недавно большая  их часть служила одновременно местом загородного отдыха и некоторым  подспорьем в обеспечении продуктами садово-огородного хозяйства, но экономические  трудности последних лет привели  к тому, что вторая их функция  в ряде случаев стала все больше и больше вытеснять первую. При  этом если первоначальное использование  таких подсобных хозяйств способствовало смягчению утилитаризма в экологическом  сознании благодаря поддержанию  эстетического восприятия природы  и присутствию в работе горожанина на земле элемента удовольствия, то современные его формы, наоборот, усиливают экологический утилитаризм. Особенно это стало заметно в  связи с распространением подсобных  хозяйств, используемых или только для выращивания картофеля в  монокультуре, или в коммерческих целях. Вместе с тем, наблюдается  и обратный процесс превращения  подсобных загородных хозяйств в  исключительно дачные участки. Особенно это характерно для окрестностей крупных городов, население которых  в несколько большей степени  обеспечено продукцией растениеводства, но в гораздо меньшей степени  связано в своей повседневной жизни с окружающей природной  средой. Вообще стремление многих российских горожан обзавестись дачей для  «отдыха на природе» проявляется  в последнее время в различных  формах, например, таких, как приобретение заброшенных домов в «неперспективных»  деревнях. Наконец, не следует забывать, что в российских городах, особенно малых, весьма велико значение так называемого  частного сектора, представляющего  собой целые районы обычных деревенских  домов с подсобными хозяйствами  непосредственно в городской  черте. Все это способствует, благодаря  вышеприведенным факторам, стабилизации экологического сознания на значительной части территории страны и смягчению  процессов его утилитаризации, с  одновременным приближением экологического сознания отдельных регионов к современному европейскому.

Информация о работе Экологическое сознание