Человек как объект изучения в этиологии и социологии.Биологическое и социальное в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 08:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: показать наличие биологического начала в человеке и сравнить степень развития этого начала в разных возрастных периодах человеческой жизни. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Сравнить восприятие человека с позиции этолога и социолога;
Познакомиться с помощью литературных источников с различными подходами ученых на проблему соотношения биологического и социального в человеке;
Провести исследование и доказать наличие биологического начала в человеке;
Провести сравнение как проявляется биологическое начало в разные возрастные периоды человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

Глава 1.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
6
1.1. Человек, как объект изучения в этологии и социологии
6
1.2. Исторический экскурс в проблему соотношения биологического и социального

10
1.2.1. Точка зрения западных ученых
1.2.2. Точка зрения советских ученых
17
1.2.2.1. Биологический подход
1.2.2.2. Социальный подход
21
1.2.2.3. Биолого – социальный подход
28
1.3. Современный взгляд на проблему соотношения биологического и социального
30

Глава 2.
МАТЕРИАЛ и МЕТОДИКА
33

Глава 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ и ОБСУЖДЕНИЕ
42
3.1. Анализ результатов тестирования детей старшей возрастной группы
42
3.2. Анализ результатов наблюдения за детьми младшей возрастной группы
46
3.3 Сравнительный анализ полученных результатов
51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
54

Прикрепленные файлы: 1 файл

Биологическое и социальное.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Сейчас известно много  случаев появлений детей –  Маугли.  На северо-востоке Камбоджи найдена 27-летняя девушка, пропавшая в джунглях 19 лет назад. За эти годы она разучилась говорить, но родной отец смог узнать ее по шраму на руке. Девушка исчезла, когда ей было 8 лет (рис. 9). Соседи характеризуют ее поведение, как дикое. Она спит целый день и бодрствует по ночам.

Рис.9. 27-летняя девушка – маугли

 

В конце XVIII века в лесах  юга Франции был обнаружен  мальчик приблизительно 12-ти лет. Мальчика специально исследовали ученые в рамках дискуссии эпохи Просвещения о разнице между человеком и животным.

В 1954 г. в Индии был найден 6-летний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей, ребенка в младенчестве похитил волк. После возвращения домой мальчик пил молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 году.

В 1962 г. в Туркмении нашли маленького мальчика. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые его нашли. В 1991 году ему было 37, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом, он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.

Современные ученые согласны с тем, что что-то разительно меняется в человеке, когда он вынужден жить вдали от людей, в полном одиночестве. Он заметно дичает, и происходит это быстрее, чем думалось. В Финляндии, стране озёр и лесов, нередки случаи, когда дети, забредя в чащу, путаются, теряются, идут наугад, делают круги, всё сильнее запутываясь. Финские спасатели говорят, что боязливые, замкнутые дети, потерявшись, испытывают сильный шок. Боясь каждого шороха, они умолкают. Часто они не отзываются, даже когда их окликают спасатели. Стремясь найти безопасное место, они забираются в непроходимую чащобу и прячутся. Вот с этого первородного страха, загоняющего ребенка в логово из валёжника, возможно, и начинается одичание.

Точно известно одно: чем раньше ребёнок потеряет связь с обществом, — тем труднее ему будет туда вернуться. Навыки социального общения надо усваивать в самом раннем возрасте, иначе можно вырасти маргиналом, как все перечисленные выше дети. «Маугли» будет отличаться от обычного человека не только своими повадками, но даже внешне. Сложение его тела и особенно развитие его органов чувств будут не похожи на человеческие. Таким образом, многие способности, которые считались заведомо присущими Homo sapiens (Человеку разумному), на самом деле являются приобретёнными, а не врождёнными. Человек дикий и человек социальный по-разному воспринимают окружающий мир.

При культурном развитии человека, в  данном случае ребенка, на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того или иного культурного приема, и здесь внутренне подготовленный организм нуждается непременно в определяющем воздействии среды для того, чтобы это развитие могло совершиться. Так, на известной стадии своего органического развития ребенок усваивает речь, на другой стадии он овладевает десятичной системой. Хотя активная роль и здесь выпадает на долю организма, который овладевает представленными в среде средствами культурного поведения, но органическое созревание играет скорее роль условия, чем двигателя процесса культурного развития, потому что структура этого процесса определена извне (Выготский, 1991).

Говоря о детях, растущих в полной изоляции, нужно отметить, что они отличаются обострённым развитием некоторых чувств (зрение, слух, обоняние), но в целом ущербны «от одиночества», можно сказать, слабоумны. Все их поведение характеризуется проявлением чего-то животного – не человеческого. Чувства дикаря сохраняют его: он видит опасность во тьме, слышит её вдали. Он думает только о том, как выжить; он не отвлекается на посторонние размышления – он чувственный зверь, а не рассуждающий человек; он весь реакция, а не рефлексия (Волков, 2003).

Человек воспитывается и вырастает  полноценным человеком только в  общественной среде. Лишь с ее помощью  он овладевает языком, сознанием, культурой, навыками общественного поведения, способностью трудиться и преобразовывать мир. Разумеется, определенные биологические задатки и наследственные биологические признаки присущи человеку, как любому живому существу, но и они являются не только результатом биологической эволюции, но и следствием нескольких миллионов лет социального развития.

Естественная среда обитания, законы природы, в том числе и биологические, влияют на человека и общество не прямо, а опосредствованно, через способ производства и вырастающие на его основе общественные отношения. По мере развития материального производства человек переделывает окружающую его природу и создает искусственную среду обитания, являющуюся продуктом его жизнедеятельности. Искусственная среда обитания включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания не сводится к данной вещественной основе. Человек может жить и действовать лишь в системе определенных общественных отношений.

По мере развития общества, роль искусственной среды обитания непрерывно возрастает. Ее удельный вес в жизни человечества постоянно увеличивается. Чтобы убедиться в этом, обратимся к фактам. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов в живых организмов называется техномассой. Масса всех живых организмов, существующих в естественных природных условиях, еще не подвергшихся очеловечению, называется биомассой. Расчеты показывают, что техномасса, производимая современным человечеством за один год, составляет примерно 1013–1014 тонн, а биомасса, производимая на суше, – 1012 тонн. Из этого следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду обитания, которая в десятки и сотни раз продуктивнее естественной среды. Это, конечно, не означает, что люди могут обойтись без природы, без естественной среды обитания. Природа навсегда останется предпосылкой и основой человеческого общества. Сама искусственная среда обитания может существовать и развиваться лишь при наличии естественной среды. Однако в настоящее время значительную часть своих материальных и духовных потребностей человечество удовлетворяет за счет искусственной среды обитания (Ракитов, 1988).

Главная цель развития человека – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Рост круга потребностей, закон  возвышения потребностей, развитие потребностно–мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств человека - личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Перечисленный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно, этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись, как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества (Давыдов, 1986).

 

Биолого-социальный подход. У других советских ученых сложилась иная точка зрения на проблему соотношения биологического и социального в человеке. Н.П. Дубинин (1981), А.А. Малиновский (1977), Б.Ф. Ломов (1977) убеждены в том, что каждый человек развивается под действием слитых воедино двух программ. Благодаря социальной программе личность человека влияние всей истории человечества, образованной в той социальной среде, в которой он живет. Это показывает, что именно воздействие на среду, повышение жизненного уровня и культуры людей является прямым путем для облагораживания человеческого рода. Хотя биологическая жизнь человека и опирается на генетическую программу, при социальном развитии человечества внутренним мотивом этого движения выступает социальный прогресс.

Нельзя забывать, что  каждый человек, располагая уникальной генетической информацией, обладает своей  нормой реакции, т. е. единственным в  своем роде личным способом реагировать  на социальные и физические влияния  среды. Кроме того, до сих пор не известны психофизические основы восприятия самой социальной программы, здесь возможно применение принципов органического детерминизма, т. е. случайных сдвигов, способных изменить развитие личности не всегда адекватно общей программе воспитания.

Все это свидетельствует о том, что значение биологического начала не подлежит сомнению, в процессе становления личности очевидно влияние поведенческих и психических черт, детерминированных генотипом. Идея об управлении биологическими законами, лежащими в основе развития человека, является одной из важнейших, возникших за всю историю цивилизации.

Исследования в области  индивидуального развития человека показали, что личные качества любого индивида зависят как от генотипа, полученного от родителей, так и  от той социальной и физической среды, в которой происходит его развитие. Даже однояйцевые близнецы, имеющие тождественный генотип, в разных социальных условиях при сохранении физического сходства могут формироваться в различные духовные личности.

В начале 80-х годов  многие психологи, социологи, антропологи наравне с этологами обратились подходу, рассматривающему поведение человека как итог взаимодействия индивидуальной человеческой конституции и окружающей среды. Было признано, что поведенческая норма реакции у человека исключительно велика. Находясь в рамках культуры, он не просто слепо подчиняется ее законам и правилам (усвоив их в процессе социализации), но и сам творит эту культуру, активно ее видоизменяет. Человек по природе своей социальное (общественное) существо, как и его ближайшие родственники – человекообразные обезьяны. Именно человеческая биология служит необходимым фундаментом для освоения культуры - языка, верований, обычаев, морали (Панов, 1989).

 

 

 

 

1.3. Современный взгляд на проблему соотношения биологического и социального

 

Современные ученые продолжают изучение поведения человека. Перед  учеными стоит принципиальный вопрос – установить, чем именно вызваны различия в поведении человека: факторами окружающей среды или действием генов. Сравнительно новое направление генетики поведения – «генетика личности» (genetics of personality) изучает влияние генов и окружающей среды на три основные группы поведенческих особенностей людей на:

- познавательные способности;

- психологические черты;

- психопатологию.

Достоверно установлено, что преимущественно генами определяется множество психологических и интеллектуальных характеристик человека. Например, такие фундаментальные качества, как активность и пассивность, мнительность и тревожность, экстравертность и интровертность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность (Эрман, Парсонс, 1984).

В одном из обзоров  журнала «Science», где рассматриваются основные положения генетики личностных характеристик, в значительной мере генетически детерминируемыми считаются и такие, казалось бы, социально обусловленные особенности человека, как: отношение к смертной казни, консерватизм, либерализм, радикализм и музыкальные предпочтения (классическая, легкая или электронная музыка), патологическая азартность, алкоголизм, предпочтительный вид отпуска, маниакально – депрессивные психозы и шизофрения, криминальное поведение. Более того, в обзоре утверждается, что при исследовании развития поведенческих характеристик близнецов, начиная от их рождения и до 15 лет, оказалось, что «развитие поведения управляется генетической программой аналогично биологическому развитию». Разумеется, это не означает, что существует, скажем, ген «предпочтения органной музыки» или ген «отпуска на Эвересте». Подобные личностные характеристики в значительной степени предопределяются взаимодействием многих генов, формирующих целостный тип личности, в котором отдельные ее черты, как правило, взаимно не противоречивы. Трудно представить, например, что интровертный консерватор, имеющий два высших образования и степень доктора наук по ранневизантийской поэтике, будет регулярно слушать «Фиалку Монмартра» И. Кальмана, а экстравертный радикал, дважды исключенный из университета за участие в беспорядках, найдет утешение в «Мифе о Сизифе» А. Камю (Вельков, 2003).

Показано, что одни генетические факторы  приводят к количественно малым  поведенческим или когнитивным  различиям между людьми, тогда  как другие – к весьма значительным. Влияние «поведенческих» генов накладывается друг на друга, какие-то действуют независимо. Например – проявление агрессии. Были изучены 2 племени: бушмены Канг Южной Африки, миролюбивые люди, живущие охотой и собирательством; и племя индейцев Яномамо Южной Америки, члены которого регулярно облачаются в воинские наряды, наносят на лицо боевую раскраску и встают на тропу войны. Такая разница в поведении, как недавно выяснилось, вызвана тем, что в гене, кодирующем так называемый рецептор нейротрансмиттера допамина (DRD4), у индейцев Южной Америки есть особая мутация 7R, которая делает их весьма энергичными, возбудимыми, импульсивными и несговорчивыми. У бушменов такой мутации нет (Ding, 2002).

На данном этапе, ученые этологи  говорят, что поведение человека необходимо рассматривать с точки  зрения единого начала. Недостаточно анализировать поведение отдельно с биологических и гуманитарных позиций, необходимо взаимопонимание между специалистами этих наук (Бутовская, 2003). Этология человека может продуктивно развиваться лишь в теснейшем контакте с максимально возможным числом дисциплин, традиционно связанных с темой индивидуального и социального в человеческом обществе, например с психологией развития и такими социальными дисциплинами, как, скажем, социолингвистика (Панов, 1989). С другой стороны, справедливо рассматривая многие черты поведения новорожденного ребенка как «панмаммальные» (т.е. общие человеку и всем прочим млекопитающим), едва ли будет разумно заключить на этой основе об отсутствии качественного перерыва между поведением животных и человека (Scarr, 1983).

Социальная среда для всех животных и человека является своего рода оболочкой, которая окружает отдельных особей и опосредует воздействие на них физической природы (Бутовская, Файнберг, 1993). По этой причине социальность рассматривается многими учеными в качестве универсальной адаптации. Чем социальная организация гибче и сложнее, тем большую роль она играет в защите особей данного социума. Хотя только человек обладает свободой воли, имеет речь, культуру, создает произведения искусства, руководствуется в своих действиях моралью и чувством ответственности, а его социальная организация столь пластична и разнообразна по своим проявлением, что далеко превосходит таковую у любого другого вида животных. Данные последних лет из области приматологии показывают, что все эти качества в зачаточной форме уже представлены у высших человекообразных обезьян. Эксперименты с обучением шимпанзе, горилл и бонобо языку глухонемых свидетельствуют о том, что когнитивные способности у этих видов достаточны для усвоения символов и оперирования знаками. Освоение языка человекообразными обезьянами происходит у них в ходе общения – как и у детей, а не путем формирования условных рефлексов. Чтобы понять человеческую сущность, нужно понимать, что гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции (Wilson, 1998).

Информация о работе Человек как объект изучения в этиологии и социологии.Биологическое и социальное в человеке