Советское право в период гражданской войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:11, лекция

Краткое описание

В период гражданской войны законодательная и правотворческая деятельность Советского государства претерпевает значительные изменения. Наиболее важным из них являются: 1) подготовка и принятие первых кодексов; 2) решительный разрыв с прежним законодательством; 3) попытки разработки процедуры разрешения коллизий между различными актами; 4) разработка мер, призванных обеспечить реализацию законов в конкретных отношениях. Одновременно проявились и такие негативные тенденции, как расширение круга органов (не предусмотренных Конституцией), принимающих законодательные акты: это Президиум ВЦИК, Малый СНК, Совет Обороны, переименованный затем в Совет Труда и Обороны, Реввоенсовет Республики. В отдельных случаях законодательные акты принимались даже наркоматами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 37.82 Кб (Скачать документ)

Разработка нового судебного права осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых обобщался опыт судебной практики, обсуждались проекты новых правовых актов.

Уже Декрет о суде № 1 параллельно с местными судами учреждал особые суды «для борьбы против контрреволюционных сил» - революционные трибуналы, в компетенцию которых входила борьба с врагами революции, саботажем, мародерством и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». В состав этих органов входили председатель и шесть заседателей, избираемых губернскими и городскими советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. Система ревтрибуналов начала формироваться уже в январе 1918 г, и наличие общей и трибунальской судебных систем обусловило различия в процессе. Закон не раз менял соотношение подсудности между судами и трибуналами, но при всех условиях к ведению трибуналов относились более тяжелые преступления, прежде всего контрреволюционные.

Порядок производства дел в трибуналах определялся Положением о революционных трибуналах, принятым в феврале 1919 г. Положение закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов. Трибуналы состояли из председателя и двух членов, заседатели здесь не предусматривались, но весь состав трибунала должен был по закону избираться не из профессионалов, а из ответственных работников губернии и притом на короткий срок - на месяц. Устанавливался и месячный срок производства следствия. В марте 1920 г. ВЦИК принял новое положение о ревтрибуналах, которое установило единый процессуальный порядок для всех видов трибуналов (общих, военных, железнодорожных). Оно изменило взаимоотношения трибуналов с органами ВЧК. Закон указывал, что «Революционные трибуналы республики учреждаются со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним Чрезвычайными комиссиями, Особыми отделами и Комиссиями по борьбе с дезертирством...». Соответственно органы ВЧК лишались судебных функций и «внесудебных полномочий» т.е. права применения внесудебной репрессии. Однако устанавливалось, что одним из членов трибунала должен быть представитель ЧК. Состав трибунала стал избираться на 3 месяца.

Чрезвычайный характер трибуналов определил ограничения в процессуальных гарантиях: участие обвинителя и защитника зависело от усмотрения трибунала, можно было не вызывать свидетелей, допрошенных на следствии, и т.д. Закон устанавливал оригинальное правило, по которому протест на мягкость приговора и оправдательный приговор мог быть принесен любым гражданином республики. Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями гражданской войны. Ускоренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии, ярко выраженные социальные критерии при назначении наказать - все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органом. При переходе к нэпу (1921-1923 гг.) система ревтрибуналов была существенно реорганизована, а большая часть ревтрибуналов упразднена.

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. Еще 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской Чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

К июлю 1918 г. ЧК существовали повсеместно. Им предоставлялось исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиций, конфискаций. Месяцем раньше Первая Всероссийская конференция ЧК разработала общие принципы организации и деятельности Чрезвычайных комиссий. Система Чрезвычайных комиссий включала специализированные органы: пограничные ЧК, транспортные органы ВЧК, особые отделы ВЧК в армии и флоте. При наличии разветвленной сети органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. Фактически уже вскоре после революции контроль над карательными органами осуществлялся лишь Политбюро, а затем - только первым лицом в государстве и партии. По сути, ЧК получила индульгенцию на безгрешность, став едва ли не главным атрибутом государства. Н.В. Крыленко позже писал, что ВЧК быстро превратилась в наркомат, «страшный беспощадностью своей репрессии и полной непроницаемостью для чьего бы то ни было взгляда всего того, что творилось в ее недрах»1. Столь высокие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918 г. до февраля 1919 г., известный как период «красного террора». В феврале 1919 г. ВЦИК принимает положение о ВЧК, в котором право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам. Однако в особых случаях органы ВЧК по-прежнему могли применять внесудебную расправу.

Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных распределительных органах в октябре 1919 г. при ВЧК создается Особый революционный трибунал, состоящий из председателя и двух назначенных ВЧК членов.

В конце 1921 г. Девятый Всероссийский съезд принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях Чрезвычайный орган «борьбы с контрреволюцией» трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

Фактический брак был приравнен к зарегистрированному. Устанавливались следующие условия для признания фактического брака: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других документах.

Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак -- 18 лет. В 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год.

Определялись условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие брачующихся, отсутствие близкого родства между ними, отсутствие другого зарегистрированного брака и др.

Имущество супругов, нажитое в браке, признавалось совместным (общим). Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии.

Кодекс предоставил суду право выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Подробно регламентировались права и обязанности опекунов и попечителей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет, над слабоумными и душевнобольными. Кодекс возобновлял действие института усыновления.

 


Информация о работе Советское право в период гражданской войны