Архитектура древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:47, реферат

Краткое описание

Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Памятники архитектуры содержат в себе произведения изобразительного искусства – рельефы, статуи, мозаики, фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность.
Архитектура имеет три характерные особенности – функциональную, эстетическую и конструктивную.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Республиканский период 5
1.1. Эпоха царей (753—510 гг. до н. э.) и период ранней Республики (V — IV вв.) 5
1.2. Эпоха республики. III – II век до н.э. 8
1.3. Эпоха Суллы (начало I века до н.э.) 11
Глава II. Имперский период 14
2.1. Эпоха Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.) 14
2.2. Династия Юлиев-Клавдиев (15 — 68 г. н. э.) 20
2.3. Эпоха Флавиев (69—96 гг.) 21
2.4. Эпоха Траяна (98—117 гг.) - Адриана (117—138) 25
2.5. Эпоха Антонинов (138 — 192) 31
2.6. Эпоха Северов (193 — 217) 33
2.7. Заключительный этап (270 — 337) 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

семестровая работа по культурологии.docx

— 68.46 Кб (Скачать документ)

К началу I в. до н. э. относятся два храма в Тибуре (Тиволи): псевдопериптер и круглый. Первый, по-видимому посвященный Сибилле, был сооружен из травертина и туфа и покрыт штукатуркой. Он стоял на невысоком подии и представлял собой небольшой храм ионийского ордера, имевший по фасадной стороне четыре колонны. Находящийся за этими колоннами глубокий портик храма был обрамлен с обеих сторон выдвинутыми на один интерколюмний от стен целлы антами, заканчивавшимися неполными колоннами. Остальную часть храма занимала большая однонефная продолговатая целла, стены которой с наружной стороны были украшены полуколоннами: по заднему фасаду их было четыре, по боковым сторонам (включая анты) — по пяти.

В этом псевдопериптере мы уже можем наблюдать одну характерную особенность, которая в дальнейшем получит большое распространение в римском зодчестве: использование колонны, которая в эллинском зодчестве выполняла чисто конструктивные задачи, лишь в качестве декоративного элемента, расчленяющего и оживляющего поверхность стены.

Второй храм, по-видимому посвященный Весте, представлял собой также небольшую (диаметр около 14 м) круглую постройку, стоявшую на подии и обрамленную восемнадцатью колоннами коринфского ордера. Легкий антаблемент состоял из узкого архитрава, украшенного рельефным орнаментом фриза, и простого и строгого карниза. Круглая целла храма имела с юго-западной стороны широкую дверь, по обе стороны которой находилось два узких окна. К двери на подъем подия вела неширокая лестница. По типу здание очень близко круглым греческим постройкам IV в., но отличается большей легкостью пропорций коринфской колоннады. Вместе с тем в круглом плане этой постройки нельзя не отметить наличия местной традиции, восходящей к примитивным круглым хижинам.

На облицовку подия, на колонны, антаблемент, обрамления двери и окон был употреблен травертин; что же касается остальных частей, т. е. основной массы подия и стен целлы, то последние были сооружены из мелких нерегулярных обломков туфа и травертина на известковом растворе. Эта техника сооружения стен на растворе получает в последующее время в римском зодчестве широкое распространение.

I в. до н. э. был временем романизации Италии. Старые местные италийские культуры в эту эпоху оказались окончательно сломленными. Но вместе с тем все более и более усиливался уже ранее начавшийся процесс восприятия Римом эллинистической культуры, которая проникает шире и глубже, чем это было двумя столетиями раньше. Лукреций и Цицерон переносят на римскую почву греческую философию, Варион — науки, Катулл — поэзию.

В эту эпоху в Риме воздвигается ряд зданий, причем многие из них сооружаются с исключительной роскошью. В 78 г. до н. э. был построен Табулярий (сенатский архив), в котором арочные перекрытия сочетались с колоннадой — прием, получивший самое широкое применение в дальнейшем и ставший одной из самых характерных особенностей римского зодчества. По всей вероятности, сочетание этих двух элементов имело место во внешнем облике начатой в 54 г. базилике Юлия, стоявшей на Forum Romanum. Распланировка зданий на Форуме отличалась сравнительной свободой.

К I в. до н. э. относится небольшой ионийский псевдопериптер — храм Mater Matuta (Fortuna Virilis) в Риме. По типу этот храм близок псевдопериптеру в Тибуре; он имел довольно глубокий шестиколонный портик, обрамленный с фасада четырьмя колоннами, антов в портике не было, и боковые стороны его были совершенно открыты. Остальную часть храма занимала целла, стены которой были с наружной стороны украшены полуколоннами: на задней стене их было четыре, на боковых — по пяти.

Храм стоял на невысоком подии. Он представлял собой любопытное сочетание структуры старого италийского храма с глубоким портиком и отодвинутой назад целлой с формами постройки ионийского ордера. Очертания его носили простой и строгий характер, отвечавший стилю римской скульптуры этого времени (школа Паситэля).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Имперский период

2.1. Эпоха Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.)

30 г. до н. э. открывает новый этап римской истории: это — время начала принципата. Вместе с тем в том же году последнее из оставшихся еще самостоятельными эллинистических государств — Египет— вошел в состав римской державы. В эпоху Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.) развивается интенсивное строительство в Риме; реставрируются и сооружаются десятки роскошных зданий, в которых широко применяется ранее почти не употреблявшийся мрамор. Август гордится тем, что он принял Рим глиняным, а оставил мраморным.

Ряд сооружаемых в эту эпоху памятников непосредственно связан с императором и имеет своим назначением прославить его деятельность.

Во 2 г. до н. э. была окончена постройка храма Марса Ультора (Temple of Mars Ultor). Этот довольно большой храм коринфского ордера имел по переднему фасаду восемь колонн. Передний портик храма был очень глубок. Отодвинутую назад целлу с боков обрамляли колоннады. С задней стороны храм замыкался глухой стеной, образовывавшей против входа в целлу довольно большую абсиду.

Храм Марса был главной постройкой форума Августа. С трех сторон его обрамляли пышные колоннады, причем против боковых сторон храма за ними находились полукруглые пристройки. Эллинистический прием организации внутреннего пространства площади посредством колоннады проведен здесь с исключительной симметрией, которая, как увидим в дальнейшем, является характерной особенностью распланировки архитектурных ансамблей Римской империи.

Исключительно четкое представление о храмовом зодчестве эпохи Августа может дать сооруженный в 4 г. н. э. храм в Ниме, известный под наименованием Maison Carree. Этот стоящий на высоком подии коринфский псевдопериптер имеет глубокий десятиколонный портик, причем шесть колонн стоят по переднему фасаду. Большая целла храма с наружных сторон украшена полуколоннами. Легкий архитрав венчает колоннаду, фриз покрыт рельефными орнаментами, карниз тщательно разукрашен.

Стремление придать архитектурному памятнику пышный характер было, видимо, причиной господства в римском зодчестве, начиная с эпохи Августа, коринфского ордера. С этим также может быть поставлено в связь столь частое использование колонны, как чисто декоративного элемента.

Римское общество этого времени рассматривало искусство как предмет роскоши и самого утонченного комфорта; такому пониманию искусства вполне отвечает сосредоточение исключительного внимания в архитектуре на декорировании здания, стремление сделать его возможно более изукрашенным, и самое широкое использование декоративной, нередко гедонистической по содержанию (статуи сатиров, Вакха, Венеры и т. д.) скульптуры в домах, виллах, парках и т. д.

Вместе с тем такие сооружения, как храм в Ниме, несмотря на всю близость их греческому храму, в корне отличаются от него отсутствием характерного для эллинского периптера ступенчатого постамента, дающего целому «героические масштабы», о которых мы говорили выше. Столь характерное для эллинской культуры мифологическое миросозерцание было чуждо римлянам даже и после восприятия ими эллинской мифологии и религии Олимпийского пантеона.

Обычная лестница, ведущая к храму в Ниме, наоборот, подчеркивает чисто антропичный характер постройки, что в полной мере отвечает учению Эпикура.

Достоин внимания также в корне отличный характер орнаментов, украшавших эллинские и римские постройки. Условный геометризованный плоскостной орнамент греческого храма если и заключает в себе некоторые мотивы, взятые из растительного мира, то дает их в столь сильно переработанном виде, что они принципиально не отличаются от линейных элементов украшений. В римском же орнаменте растительные мотивы в полной мере сохраняют живые органические формы, что явно свидетельствует о более реалистическом характере римского декоративного искусства. Этот более реалистический характер, всецело отвечающий трезвому практицизму римлян, получил выражение и в статуарной пластике: скульптурный портрет занимает в римском искусстве такое же господствующее положение, как и типизирующая статуя атлета в греческом; соответствует этому и характер римской религии, где в отличие от свойственного Греции трансцендентного анимизма длительно держался имманентный анимизм.

В 13—9 гг. до н. э. был сооружен алтарь Мира Августа (Ara Paris Augustae), представлявший собой небольшую прямоугольную постройку (11,6x10,6 м), обнесенную высокой стеной, сплошь покрытой богатой декорацией; на стенах внизу были широкие пояса рельефного орнамента, а вверху—рельефный зофор (по углам находились коринфские пилястры). С востока и запада стена прерывалась широкой дверью, к которой вела небольшая лестница. В центре сооружения помещался самый алтарь. Вся постройка была исполнена из мрамора Луны.

Задача сооружения алтаря Мира Августа близка той, которую разрешали строители грандиозного пергамского алтаря; но достаточно самого беглого взгляда, чтобы убедиться, насколько различны оба памятника. Внешнее оформление пергамского алтаря строится еще по принципу периптера, хотя колоннада и помещена на высокий, украшенный горельефами постамент. Алтарь Мира ограничен сплошной, богато украшенной стеной. Этот принцип акцентирования стены, часто совмещаемой не с прямым, а со сводчатым перекрытием, — одно из самых характерных явлений в римском зодчестве. Яркое выражение он нашел в триумфальных арках, ряд которых был сооружен в эпоху Августа.

В триумфальной арке, помимо характерного для римского зодчества акцентирования стены и сводчатого перекрытия, может быть отмечено другое не менее типичное явление: низведение колонны и поддерживаемого ею антаблемента, игравших столь важную конструктивную роль в эллинском зодчестве, на степень чисто декоративных элементов, долженствующих лишь расчленять и оживлять поверхность стены.

Сооружались в эпоху Августа и галереи-колоннады, столь характерные для эллинистического зодчества. Об одной из них, обрамлявшей храм Марса Ультора, мы уже упоминали. Особенно грандиозными размерами отличался поставленный еще во II в. до н. э. и заново перестроенный при Августе «портик Октавии»; в нем было до трехсот колонн коринфского ордера и большое количество произведений скульптуры и живописи.

В 11 г. до н. э. был построен дошедший до нас в сильно поврежденном виде исполненный из травертина театр Марцелла. В отличие от греческих театров, которые, в сущности говоря, представляют собой лишь приспособление под зрительный зал удобного для данной цели склона холма, перед которым воздвигались соответствующие сценические постройки, римский театр представляет собой архитектурный памятник обычного типа, внутри которого находятся сценические сооружения и постепенно повышающиеся места для зрителей.

Весьма монументальный по формам театр Марцелла имел характерный для римских гражданских построек наружный вид: ритмически повторявшиеся, расположенные в два яруса могучие столбы перемежались с высокими полуциркульными арками сводов. Столбы и находившиеся над ними части стен были украшены имевшими чисто декоративное назначение колоннами, поддерживавшими антаблемент: в первом ярусе — дорийского ордера (с карнизом, украшенным дентикулом) и во втором — ионийского.

Несомненный интерес представляют надгробные памятники эпохи Августа, отличающиеся большим разнообразием форм. По-видимому, своеобразным отголоском включения Египта в римскую державу и связанного с этим приобщения художественных ценностей (ср., например, третий помпейский стиль) является надгробный памятник Цестия, умершего в 12 г. до н. э. Он имеет форму четырехгранной довольно высокой пирамиды. Памятник был сооружен из кирпича и облицован мрамором.

В надгробном памятнике Юлиев в St. Remy сконцентрированы все характерные особенности архитектуры эпохи Августа. На квадратном уступчатом постаменте поднимается цоколь, облицованный рельефами; на нем стоит тетрапилон — ворота, открывающиеся во все четыре стороны. К углам тетрапилона приставлены коринфские колонны, поддерживающие антаблемент; наконец, все здание увенчивает ротонда коринфского ордера.

Находящийся на Via Appia мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella)представляет собой массивное, напоминающее башню, сооружение цилиндрической формы. Нерасчлененные гладкие стены этого памятника производили впечатление непреодолимой мощи. В мавзолее Августа и его семьи мы находим близкий мотив большого (88 м в диаметре), массивного, башнеобразного сооружения из мрамора, которое здесь служит крепидой обсаженного деревьями кургана.

Наряду с пышными мавзолеями, служившими могилами императору и общественным верхам, до нас дошли и более скромные подземные склепы-колумбарии, представлявшие собой прямоугольные помещения, стены которых сплошь были покрыты небольшими нишами, куда ставили урны с прахом умерших.

Из жилых домов этого времени упомянем о доме Ливии на Палатине, украшенном росписью, соответствующей второму помпейскому стилю (архитектурному), применявшемуся в эпоху поздней республики и начала принципата. Характерной особенностью этого стиля является оживление поверхности стены посредством нанесения архитектурных деталей (колонны, пилястры и т. д.). Основная гладь стены имитирует облицовку; кроме того, вкомпоновываются отдельные картины.

Наряду со вторым стилем в эпоху Августа применяется при росписи домов и третий помпейский стиль. Он отличается преобладанием орнамента, в духе которого перерабатываются и архитектурные элементы росписи; характерно также в этом стиле обилие египтизирующих мотивов.

Следует, наконец, отметить, что в эпоху Августа сооружается ряд построек чисто утилитарного назначения. Примером может служить грандиозный акведук Агриппы около Нима (известный под наименованием Pont du Gard), длина которого достигает 269 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Династия Юлиев-Клавдиев (15 — 68 г. н. э.)

От архитектуры времени ближайших преемников Августа (династия Юлиев-Клавдиев) до нас дошло немного памятников. Остановимся на главнейших из них.

В 21 г. н. э. была посвящена Тиберию (возможно, сооруженная ранее) триумфальная арка в Оранже. Довольно значительная по размерам (высота ее 18 м, ширина 19,5), она имеет три пролета, из коих средний больше боковых. Арка украшена приставными неполными коринфскими колоннами, по четыре на каждой стороне, простым и строгим антаблементом, сложной профилировкой архитектурных частей и многочисленными рельефными украшениями.

Информация о работе Архитектура древнего Рима