Регулирование права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 20:34, дипломная работа

Краткое описание

Одним из важных институтов права собственности принято выделять – институт приобретения права собственности. Сегодня существует большое количество классификаций оснований приобретения права собственности, но общепризнанной и наиболее известной долгое время остается группировка оснований (способов) приобретения права собственности на первоначальные и производные.
Приобретательная давность является древнейшим механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование гражданского оборота. Достижение в интересах конкретных субъектов и общества в целом «определенности юридических отношений по фактическому владению посредством превращения владения в право собственности» - вот цель и предназначение института давностного владения. Другими словами, приобретательная давность является эффективным средством, позволяющим справляться с неопределенностью отношений в сфере имущественного оборота в ситуации разрыва между фактом и правом.

Содержание

Введение………….…………………………………………………………3
1. Историко-правовая характеристика приобретательной давности....................................................................................................................6 1.1. История института приобретательной давности..............................6
1.2. Понятие приобретательной давности….………………………….13
2. Содержание приобретательной давности и перспективы развития..................................................................................................................24
2.1. Содержание приобретательной давности….……………….........24
2.2. Перспективы развития института приобретательной давности..................................................................................................................37
3. Практика применения норм о приобретательной давности..…………………………………………………………………………42
3.1. Общие правила применения норм о приобретательной давности………………...………………………………………………………...42
3.2. Приобретение права собственности по приобретательной давности на земельные участки….……………………………….……….…....47
Заключение…………………………………..………….………………...51
Список источников и литературы………………...……..…..…………...57

Прикрепленные файлы: 1 файл

lbg.docx

— 123.89 Кб (Скачать документ)

Следует сделать вывод, что по российскому дореволюционному законодательству для того, чтоб владение вещью превратилось в право собственности, закон также требовал соблюдения пяти условий:

-необходимо, чтоб владение было в виде собственности, т.е. необходимо владение с намерением обладать вещью как своей, не признавая ее хозяина;

-владение должно быть спокойным и неоспоримым;

-владение  должно быть непрерывным;

-владение должно быть обладанием таких имуществ, которые могут быть по закону приобретаемы по давности. Не могли приобретаться по давности «дворцовые имущества, межи генерального межевания, заповедные имущества и вообще вещи, изъятые из гражданского оборота»;

-срок  давности - 10 лет [17; c. 222].

Подводя же результат историческому развитию на дореволюционном этапе, необходимо отметить его двоякую роль. С одной стороны, практическая выгода приобретательной давности состояла в том, что она ликвидировала тот разрыв права и факта, который непрерывно воспроизводился в реальной жизни ввиду массового уклонения населения от соблюдения предусмотренной процедуры права собственности на недвижимость.

С иной стороны очевидны негативные последствия применения норм о давности, например, в данных условиях вполне стали возможны произвольные захваты и длительное незаконное удержание чужой собственности. Порой на практике ситуация складывалась таким образом, что формальные юридические документы не играли никакой роли в вопросе о том кто является собственником: давностный владелец или собственник по документам.

Таким образом, можно заключить, что дореволюционная приобретательная давность, лишенная таких реквизитов как добросовестность и правооснование, часто оказывалась орудием легального и злонамеренного присвоения чужого имущества, и, во всяком случае, ее конструкция и сфера применения весьма сильно отличались от западноевропейских образцов. В итоге к моменту падения Российской империи этот институт был во многом дискредитирован.

В советском праве институт приобретательной давности отсутствовал, хотя дискуссии о необходимости его восстановления временами возобновлялись.

Затем приобретательная давность снова была легализована Законом от 24.12.1990 № 443-1 « О собственности в РСФСР». В ч. 3. ст. 7 данного акта указывалось: «Гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно и открыто владеющее как собственник недвижимым имуществом не менее пятнадцати лет либо иным имуществом не менее пяти лет, приобретают право собственности на это имущество». Анализируя данную норму, можно сделать вывод, что реквизиты, которые отсутствовали в дореволюционном гражданском праве все же были включены (добросовестность и правооснование), а также были изменены и уточненные сроки: для недвижимого имущества – 15 лет, для другого имущества (прим. движимого) – 5 лет.

Что же касается современного развития правового регулирования приобретательной давности, то нужно отметить, что 30.11.1994 был принят действующий Гражданский кодекс Российской Федерации, где в части 1, разделе II, главе 14, статье 234 содержатся нормы о приобретательной давности, а именно:

1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником  имущества, но добросовестно, открыто  и непрерывно владеющее как  своим собственным недвижимым  имуществом в течение пятнадцати  лет или иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и другое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, обладающее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

3. Лицо, ссылающееся на давность  владения, может присоединить ко  времени своего владения все  время, в течение которого этим  имуществом обладал тот, чьим правопреемником это лицо является.

4. Течение срока приобретательной  давности в отношении вещей, находящихся  у лица, из владения которого  они могли быть истребованы  в согласовании со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Как можно заметить, положения о приобретательной давности в действующем законодательстве представлены в несколько расширенном виде (чем это было в дореволюционном и советском законодательстве), что позволяет нам утверждать, исследуемый институт в истории российского права развивался, в каждом новом правовом акте, касающемся его регулирования, появлялись нормы, которые восполняли недочеты предшествующего акта. Надо отметить, что на сегодняшний день есть концепции и проекты нормативных актов концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации и Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

1.2. Понятие приобретательной давности

Основным направлением исследования в рамках настоящей работы является определение понятия приобретательной давности.

Надо отметить, что законодатель описывает приобретательную давность как:  «Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность)».

В рамках настоящего исследования мы считаем необходимым наиболее детально рассмотреть природу понятия приобретательной давности.

Итак, на наш взгляд, прежде всего, необходимо определить место приобретательной давности в системе гражданского права. Если исходить из того, что «приобретение права собственности» - это один из институтов гражданского права, то выходит, что приобретательная давность - это субинститут гражданского права. Но, по нашему мнению, все же приобретательная давность – это самостоятельный институт гражданского права. Надо отметить, что, исходя из положений теории права, под правовым институтом понимают «относительно обособленную группу взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений» или «основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений». Таким образом, действительно, можно предполагать, что приобретательная давность – это институт гражданского права, так как его нормы регулируют однородную группу общественных отношений, возникающих по поводу приобретения права собственности по давности владения. Надо отметить, что в данный институт следует включать не лишь в ст. 234 ГК РФ, но и ст. 301 и ст.305 ГК РФ. Кроме этого, в данном случае следует применять нормы права, связанные с регистрации приобретенного права собственности (Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).  В связи с чем, возникает вопрос: не является ли рассматриваемый институт межотраслевым, так как нормы данного закона относятся к отрасли административного права. Все же в ходе проводимого исследования мы пришли к выводу, что приобретательная давность (также в соответствии с историко-правовой чертой) следует признавать классическим примером института гражданского права. Кроме этого, это материальный, сложный (так как можно выделить субинститут государственной регистрации приобретенного права собственности), регулятивный институт гражданского права.

В связи с тем, что мы отметили необходимость признания приобретательной давности самостоятельным институтом цивильного права, необходимо указать на его соотношение институтом исковой давности. Эти два правовых института, непременно, взаимодействуют друг с другом, поскольку законодатель в п.4 ст.234 ГК прямо связывает начало течения срока приобретательной давности с окончанием срока исковой давности. Главной проблемой здесь является неопределенность: когда буквально истекает исковая давность (прим. обозначенная проблема более подробно будет рассмотрена в главе II настоящей работы), в связи с чем, на практике нередко возникают неопределенные и порой несправедливые ситуации.

Следующий аспект, который нужно рассмотреть, по нашему мнению, для определения понятия «приобретательная давность» - это отнесение данного института к юридическим фактам.

В науке не раз вставал вопрос о том, что под приобретательной давностью понимался не юридический факт, а установленный срок. Обычно под приобретательной давностью понимается определенный временной промежуток, с окончанием которого закон связывает возникновение права собственности. Любой временной промежуток, имеющий юридический смысл, в правоведении принято называть сроком. Таким образом, считается, что основанием приобретения права собственности по давности является юридический срок. Еще Д.И. Мейер обращал внимание на то, что «у нас нередко даже разумеют под давностью именно давностный срок. Говорят, например: «Прошла давность, прошли две, три давности и т.п.». В качестве срока определял приобретательную давность и В.А. Рясенцев. «Приобретательная давность, - писал он, - установленный законом срок, по истечении которого право собственности возникает на чужое имущество у лица, владевшего им добросовестно и открыто как своим собственным» [19; с. 21].

В целом следует согласиться, что давность вообще - это отдаленность во времени, т.е., другими словами, срок. Вместе с тем давность определяется и как длительное существование чего-либо. В последнем случае срок не составляет сущности какого-нибудь явления, а лишь характеризует его во времени, определяет его продолжительность.

На наш взгляд, последняя характеристика будет наиболее уместна в определении приобретательной давности. По нашему мнению, под рассматриваемым явлением не следует воспринимать лишь срок как временной промежуток. Поскольку срок (определенный период времени) – это лишь одно из условий, один из пунктов, который должен быть соблюден и учтен, чтобы в конечном итоге возникло право собственности. Абсолютно верно, на наш взгляд, подметил Ю.С. Гамбаров: «Время - есть необходимый спутник всех без различия юридических отношений, но оно влияет на них не само по себе, а через те или иные юридические факты, которые им обуславливаются или ограничиваются».

Иными словами, само по себе, независимо от иных юридически значимых обстоятельств, время не способно вызвать те или другие правовые последствия. Поэтому и правообразующая сила приобретательной давности лежит не в самом сроке, а в факте непрерывного, добросовестного и открытого владения имуществом как своим собственным в течение этого срока.

Таким образом, мы точно определили, что приобретательная давность – это юридический факт, а не срок.

Следующий момент, который следует уточнить: какое именно место занимает приобретательная давность в классификации юридических фактов. Напомним, что юридические факты – это такие сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений. Традиционно юридические факты принято разделять на действия и события. В основе данной классификации лежит волевой признак. Так, события как основание возникновения, изменения, прекращения правовых отношений не зависят от воли человека, действия же напротив – полностью зависят от проявления воли участника (-ов) правоотношений. Однозначно, что приобретательная давность не относится к юридическим событиям, так как, исходя из природы владения, можно сделать вывод, что в основе этого действия, безусловно, лежит волевое желание субъекта правоотношений.

Институт приобретательной давности (в смысле непрерывного, открытого и добросовестного владения), по нашему мнению, невозможно отнести ни к правонарушениям (неправомерные действия), ни к юридическим актам (так как чаще всего юридические акты представляют собой распорядительные действия органов государственной власти или сделки).

Таким образом, остаются лишь юридические поступки, под которым в теории права понимают «действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц». Но даже, если закон признает юридическим поступком не единовременный акт, а некоторую совокупность действий (к примеру, создание произведения науки, литературы или искусства), каждое из таких действий влечет определенные правовые последствия (в приведенном примере - возникновение авторских прав на незаконченное произведение), т.е. является уже само по себе юридическим фактом (поступком). Давностное владение также состоит из целого ряда взаимосвязанных действий, представляя собой, таким образом, некую длительную юридически значимую деятельность, однако его правовой эффект (приобретение права собственности) наступает лишь по истечении срока такой деятельности. Следовательно, давностное владение отличается и от тех действий, которые принято рассматривать в качестве юридических поступков.

В литературе неоднократно высказывалось мнение о необходимости расширения устоявшейся классификации юридических фактов за счет включения в нее такой категории, как факты-состояния [20; c. 629].

Однако сторонники данной точки зрения вкладывали в понятие юридического состояния различное значение. Так, К.А. Стальгевич к этим юридическим фактам относил состояние в браке, положение в гражданстве определенного государства, состояние на военной или иной службе. О.С. Иоффе считал, что в эту группу нужно выделить «такие неволевые явления, которые существуют постоянно или в течение длительного времени, порождают непрерывно или периодически определенные правовые последствия и не погашаются в единократном акте правового действия». К этим «неволевым явлениям» он, в частности, относил свойства вещей, такие как делимость и неделимость, потребляемость и непотребляемость, определенность родовая и индивидуальная и т.п. Не останавливаясь на оценке данных суждений, следует заметить, что давностное владение не соответствует предложенным в литературе определениям факта-состояния, хотя, как представляется, и является таковым по своей сути.

Таким образом, в рамках имеющейся классификации юридических фактов давностному владению не находится места. Поэтому вопрос о его правовой природе остается открытым. Мы согласны с мнением, что владение следует воспринимать именно как юридическое состояние - длительно существующий юридический факт, единовременно вызывающий правовые последствия по истечении определенного срока существования и по механизму своего действия близкий юридическому поступку (поскольку так же, как и поступок, влечет правовые последствия независимо от направленности воли действующего лица).

Информация о работе Регулирование права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности