Порядок исчисления и уплаты водного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Одним из способов возмещения затрат, а также мерой по стимулированию рационального водопользования является налогообложение, в частности водный налог.
Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение экономической необходимости водного налога, порядка его исчисления и уплаты, выявление существующих на сегодняшний день проблем в практике применения водного налога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОДНОГО НАЛОГА 8
1. 1 Жизнеобеспечивающая и экономическая роль воды 8
1.2 Введение водного налога в налоговую систему Российской Федерации, его экономическая необходимость 9
1.3 Основные положения по водному налогу. Водный кодекс 12
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, СОСТАВЛЕНИЕ И СДАЧА ОТЧЕТНОСТИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ 20
2.1 Оценка водных ресурсов 20
2.2 Порядок исчисления водного налога на примере ЗАО «Домстрой» 24
2.3 Порядок и сроки уплаты водного налога 31
2.4 Структура налоговой декларации и общие требования по ее заполнению 31
2.5 Порядок заполнения и представления декларации на примере ЗАО «Домстрой» 34
3 ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 43
3.1 Проблемы в сфере водных отношений, водного законодательства и уплаты водного налога в бюджет 43
3.2 Пути устранения проблем практики применения водного налога 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58

Прикрепленные файлы: 1 файл

Порядок исчисления и уплаты водного налога(1).docx

— 103.89 Кб (Скачать документ)

     Чтобы нормально  вести водное хозяйство Российской Федерации, ежегодно нужно вкладывать примерно 50 млрд. рублей. Ведь водное хозяйство  состоит из десятков тысяч объектов − плотин, дамб, каналов, шлюзов. Стоимость этих сооружений составляет сотни миллиардов рублей. На поддержание в работоспособном состоянии водного хозяйства нужны большие ресурсы − не менее 30 миллиардов рублей ежегодно. И еще около 20 миллиардов рублей в год нужно на расчистку рек, укрепление берегов, строительство новых гидротехнических сооружений. А в 2010 году водное хозяйство страны получило всего около 20 миллиардов рублей и примерно столько же запланировано на 2011 год. В связи с этим необходимо искать новые источники финансирования.

     Ведомство предлагает поэтапное увеличение ставок в течение 2011-2013 гг. В целях приведения в соответствие положений Кодекса с законодательством Российской Федерации в области использования водных объектов в 2010 году предполагается подготовка предложений в части уточнения плательщиков водного налога, объекта налогообложения и размера ставок.

     Учитывая  фактическую динамику изменения  индекса потребительских цен  за 2006-2009 годы и их прогноз на 2010-2013 годы: 1,097 (2006 год), 1,09 (2007 год), 1,141 (2008 год), 1,1166 (2009 год), 1,061 (2010 год), 1,074 (2011 год), 1,069 (2012 год), 1,065 (2013 год) ставки водного налога с 2011 года необходимо увеличить в 1,74 раза. 

     Однако  значительное одномоментное увеличение размера ставок водного налога окажет негативное влияние на  экономическое  состояние хозяйствующих субъектов  и экономики Российской Федерации  в целом.

     В связи с этим законопроектом предусматривается  поэтапная индексация  ставок водного  налога: с 1 января 2011 года с учетом коэффициента 1,25 к ставкам водного налога, действующим в 2010 году, с 1 января 2012 года – с учетом коэффициента 1,26  к ставкам, действующим в 2011 году, и с 1 января 2013 года – с учетом коэффициента 1,27 к ставкам водного налога, установленным на 2012 год.

     В целях  предотвращения роста тарифов  ЖКХ для населения  предлагается в 2011 году не индексировать ставки водного  налога и ставки платы за пользование  водными объектами  за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и  хозяйственно-бытового водоснабжения. Повышение ставок водного налога и ставок платы  за пользование  водными объектами предлагается с 2012 года  в 1,26 раза и с 2013 года в 1,27 раза.  Общий коэффициент  индексации ставок платы за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения населения  составит  1,6 раза.

     Дифференциация  коэффициентов индексации ставок водного  налога  и ставок платы за пользование  водными объектами для различных  категорий водопользователей  необходима для  более объективного отражения  особенностей ведения деятельности различными категориями водопользователей, учета различий в уровне фискальной нагрузки на водопользователей, различий в уровне конкурентоспособности  предприятий различных отраслей, а также  в целях недопущения  роста тарифов за водопользование  и водоотведение для населения.

     С учетом опережающих темпов роста  средних отпускных цен предприятий  гидроэнергетики (за последние 3 года средние  отпускные цены на электроэнергию, вырабатываемую ГЭС,  выросли в 1,3 – 2,8 раза) ставки водного налога и  ставки платы за пользование водными  объектами для предприятий гидроэнергетики  предлагается повысить в 2,5 раза  (1,34 (2011 год), 1,36 (2012 год), 1,38 (2013 год)). 

     Коэффициент индексации ставок водного налога и  ставок платы за пользование водными  объектами в отношении использования  акватории водных объектов, за исключением  лесосплава в плотах и кошелях, устанавливается  на уровне 10 (2,15 (2011 год), 2.16 (2012 год), 2,17 (2013 год)).

     Причина – объективно низкий текущий уровень  ставок. [6]

     Также предлагается установить ставку налога при заборе воды для рыболовства (заполнения рыбоводных наливных судов) в размере 100 руб. за 1 тыс. кубометров с 1 января 2011 года, 126 рублей с 1 января 2012 года и 160 рублей в 2013 году.

     Кроме того, законопроект конкретизирует налогообложение  при добыче лечебных грязей. Так, Минфин предлагает выделить лечебные грязи в отдельный вид добытых полезных ископаемых. При этом, если они используются налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару), то применяется нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых. Однако если лечебные грязи направляются непосредственно в продажу, то ставка, как и для минеральных вод, составит 7,5 процента. [13]

     Минфин  оценивает размер поступлений в  бюджет от повышения ставок в 1,513 млрд. рублей в 2011 году, 2,629 млрд. рублей в 2012 году и 4,574 млрд. рублей в 2013 году. [15]

     С 2011 года будут облагаться водным налогом  подземные водные объекты, а также  водозабор рыбоводческих хозяйств. «Поскольку подземные бассейны и водоносные горизонты являются государственной собственностью, в налоговые инспекции будут представляться сведения об имеющихся скважинах на земельных участках и о колодцах на дачах и огородах, чтобы взимать водный налог с полученной из этих источников воды», − пояснил Дмитрий Липатов, юрист московской компании «Налоговик».

     По  словам эксперта, в бюджет 2011-2013 годов  был плановым порядком установлен дефицит, который, похоже, будут компенсировать ресурсные налоги. «Это слишком рискованное решение − производители благ будут вынуждены поднимать расценки на свои услуги, а это может привести к активизации инфляционных процессов, − считает Дмитрий Липатов. − Единственный плюс в таком подходе − не поднимаются ставки на налоги с оборота (на прибыль, НДС), а значит, нет излишнего давления на производителей реальных товаров и услуг, образующих ВВП». [9]

     Водное  хозяйство живет на деньги, которые  платят в региональные бюджеты предприятия  за пользование водой. В общей  сложности это 12-13 миллиардов рублей. По закону, половина этих денег должна идти на поддержание водных объектов. Однако реально, утверждает Рустэм Хамитов, губернаторы отдают водникам лишь 1,5-2 миллиарда рублей. Поэтому первая задача, которую ставит перед собой новый руководитель водного агентства Селиверстова Марина Валерьевна, − добиться, чтобы все положенные деньги доходили до водного хозяйства.

     В схожей схеме финансируется водное хозяйство во всех цивилизованных странах. Но в России платежи низкие. Даже 13 миллиардов рублей в масштабах российской экономики − маловато. А потому, по мнению Селиверстовой, повышения ставок не миновать.

     В европейской части России пользователи платят по 12-20 копеек за кубометр воды. В других регионах несколько больше. Самая дорогая вода − на Байкале: 32-37 копеек. Поднять ставки сразу в 40 и даже в 20 раз нереально. Для начала достаточно, считает руководитель водного агентства, и в 1,5-2 раза: каждый вложенный рубль «гасит» несколько рублей возможного ущерба. Кроме того, ставка не должна быть одинаковой для всех. Пусть плата за водопровод в квартире будет минимальной. Главная тяжесть должна лечь на промышленные предприятия, причем прежде всего на те, которые используют воду в больших количествах или загрязняют ее. Однако выяснить, кто потребляет больше воды, не так просто, как кажется.

     По  мнению Р. З. Хамитова, нынешняя система контроля неэффективна. Теоретически пользователь отчитывается, сколько он берет воды и сколько сбрасывает. То есть он заполняет декларацию по водному налогу. А вот насколько эти цифры точны − проверить практически невозможно. Поэтому сейчас в Министерстве природных ресурсов и создается независимая служба контроля в сфере экологии и природопользования, которая должна навести порядок в этом деле.

     Главный потенциальный плательщик уже избран − это энергетика. Для примера Хамитов указывает на Волгу: реки в традиционном смысле этого слова уже почти нет, она давно превратилась в каскад восьми водохранилищ, созданных исключительно для нужд энергетики.

     Гидроэлектростанции России, по словам Рустэма Хамитова, продают на 100 миллиардов рублей электричества ежегодно. А себестоимость киловатт-часа там всего 5 копеек: в 6 раз ниже, чем у атомных станций, и в 10 раз ниже, чем на тепловых станциях. «Сверхприбыли» ГЭС могли бы помочь «залатать дыры» в водном хозяйстве. Однако на скорое их получение Хамитов не рассчитывает: вопрос сложный и, можно сказать, политический. Повышение водных платежей повлечет за собой рост цен на электричество, вырабатываемое ГЭС. А цена на электричество так или иначе входит в цену почти всех товаров. Поэтому благие намерения водников могут обернуться инфляционным скачком, который почувствует все население страны.

     Понимая это, вновь созданное водное агентство  ищет другие пути. Уже есть опыт Татарии, Башкирии и Удмуртии. Там договорились с энергетиками поднять уровень  воды на Нижнекамском водохранилище на один метр, а прибыль от «сверхпланового» электричества, выработанного благодаря «сверхплановой воде», направить на укрепление берегов и другие нужды водного хозяйства.

     Помимо проверенных методов Министерство водных ресурсов и экологии собирается использовать некоторые западные ноу-хау. Типичная для Европы картинка: увидел проезжающий человек, что кто-то моет в реке машину, − обязательно позвонит в полицию и сообщит две цифры. Номер автомобиля-нарушителя и... номер своего банковского счета − на него государство перечисляет вознаграждение за бдительность. Однако приживется ли эта практика в России, трудно сказать. По мнению Хамитова, она несколько противоречит российскому менталитету. Но главный вопрос в том, станет ли наше государство, как на Западе, награждать «экологических информаторов»? И насколько велика будет награда? Если сумма окажется существенной, то от сообщений, надо полагать, не будет отбоя. И тогда экологической службе придется параллельно решать другую проблему: как отделить правдивый донос от ложного?

     Купаться  в реках, озерах, прудах в Европе можно бесплатно. Однако европейцы  оставляют немалые деньги на берегу: здесь платные пляжи, а рядом с ними − рестораны, кафе, аукционы. Владельцы всех этих увеселительных заведений и платят водный налог. Так же, по мнению Хамитова, должно быть и в России. Но в тайге или тундре нет пляжей. А реки есть. Поэтому львиная доля водных платежей так или иначе ляжет на промышленность.

     В кабинетах водного ведомства  разрабатывается сразу несколько проектов экспорта российской воды за границу, разработчики которых убеждены, что за воду можно выручить не меньше, чем за нефть. Но, поясняет руководитель службы, не все так просто: наши ближайшие потребители − страны Средней Азии. Но смогут ли они платить за воду дорого и, главное, регулярно? Специалисты сомневаются. Наиболее реальный вариант − бартер: наша вода в обмен на их полезные ископаемые. Но все переговоры о таких глобальных проектах сталкиваются с трудностями на самой начальной стадии. [10]

     В интервью «Российской газете» Рустэму  Хамитову был задан вопрос по поводу увеличения сборов за сброс загрязненной воды, на то он ответил, что «плата за сброс так называемых нормативно очищенных стоков составляет порядка 500 миллионов рублей в год со всей страны. Еще примерно 2,5 миллиарда собирают с тех, кто сбрасывает воду с превышением установленных нормативов. У нас в стране возможно и такое. То есть если  нет возможности очищать, водопользователь может сказать: я строю очистные сооружения, и получить временно согласованный норматив и строить очистные годами».

     Доклад  министра природных ресурсов, который  предложил соединить все функции  управления водными ресурсами в  одном федеральном органе исполнительной власти, поддержали абсолютно все  министры. Есть пока протокольное решение − до 15 декабря в установленном порядке МПР внести в правительство РФ предложения об усовершенствовании системы управления водохозяйственным комплексом.

     С максималистской позиции хочется, чтобы до 15 декабря принять решение, а с 16 декабря начать новую жизнь. Но реально начнется только сложный  и долгий процесс обсуждений и  согласований, который может идти сколь угодно медленно, пока не произойдет какое-нибудь чрезвычайное происшествие на водном крупном объекте или пока не отравят какой-нибудь водоем, как обычно бывает в российской практике. При этом ни одно из этих ведомств у нас в стране в конечном итоге не отвечает в целом за сохранение водных ресурсов. Отвечают фрагментарно: одно следит за фоновым состоянием реки, другое дает разрешение на сброс стоков, третье контролирует, четвертое что-то там строит, пятое ремонтирует и т.д.

     Необходима  властная структура, которая отвечает за состояние водных ресурсов. Ясно, что скорее всего это МПР РФ, потому что министерство координирует работу контрольно-надзорной службы − Росприроднадзора и хозяйствующего агентства − Росводресурсов. И еще в структуре министерства есть агентство по недрам, которое ведает подземной водой. А вот контроль технического состояния гидросооружений − это, конечно, уже не дело природоресурсного министерства. Это уже скорее Ростехнадзор.

     «Как человеку мне, конечно, очень хочется, чтобы ситуация с чистотой рек, озер, морей решилась как можно быстрее. В то же время как чиновник я понимаю, что предстоит долгая межведомственная работа с переговорами, с борьбой за финансирование, за властные полномочия. Но главное − процесс совершенствования управления в этой области начат» − говорит Рустэм Хамитов. [19]

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты водного налога