Кровопятнистая болезнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:20, доклад

Краткое описание

Кровопятнистая болезнь (Morbus maculosus) — заболевание инфекционно-аллергической природы. Оно проявляется образованием обширных и симметричных отечных инфильтратов и появлением многочисленных кровоизлияний в коже, подкожной клетчатке, мышцах, под слизистыми оболочками и во внутренних органах.Болеют лошади преимущественно старше 2 лет, главным образом весной и летом. Реже заболевают рогатый скот, свиньи и собаки.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кровопятнистая болеснь2.doc

— 47.00 Кб (Скачать документ)

Кровопятнистая  болезнь

Кровопятнистая  болезнь (Morbus maculosus) — заболевание инфекционно-аллергической природы. Оно проявляется образованием обширных и симметричных отечных инфильтратов и появлением многочисленных кровоизлияний в коже, подкожной клетчатке, мышцах, под слизистыми оболочками и во внутренних органах.Болеют лошади преимущественно старше 2 лет, главным образом весной и летом. Реже заболевают рогатый скот, свиньи и собаки.

Этиология. Этиология точно не выяснена. Болезнь незаразительна: совместное нахождение больных лошадей со здоровыми не приводит к заболеванию последних. При бактериологическом исследовании внутренних органов и крови павших животных чаще находят представителей группы стрептококков и кокков.

У лошадей болезнь появляется после переболевания: мытом, контагиозной плевропневмонией, при фарингитах, гайморитах, фронтитах, тромбофлебитах. У крупного рогатого скота - после переболевания маститом, эндометритом, вагинитом, у свиней он нередко отмечается при крапивнице, у собак — после чумы и при гельминтозах.

К факторам, предрасполагающим  к болезни, относятся действие холода, переутомление, гипоавитаминозы.

Патогенез. Динамика изменений, происходящих в сосудах, сводится к спазму, параличу, повышенной проницаемости, транссудации плазмы и кровоизлияниям.

Патологоанатомические изменения. В коже, слизистых и серозных оболочках, подкожной и подслизистой соединительной ткани, мышцах и во всех внутренних органах отмечаются кровоизлияния. В этих же тканях обнаруживают обширные желтые и геморрагические студенистые инфильтраты, очаги воспаления и некроза. Отдельные участки мышц в области отеков в состоянии жирового перерождения и распада имеют серо-бурую или глинистую окраску. Мышцы ломкие и жирные на ощупь.

Стенки желудка и кишок  вследствие геморрагически-студенистой инфильтрации утолщены. Слизистая оболочка в местах значительных кровоизлияний нередко изъязвлена. Язвы иногда проникают до брюшины и прободают кишечную стенку с последующим развитием гнойного или гнойно-ихорозного перфоративного перитонита. Подобный язвенный процесс иногда разрушает носовую перегородку и раковины.

Симптомы. Ранние признаки заболевания — кровоизлияния, сначала мелкоточечные, затем более обширные на слизистой оболочке носа, конъюнктиве глаз и в других местах. На поверхность слизистой оболочки выделяется серозно-геморрагическая кровянистая жидкость, засыхающая в желтые или грязно-бурого цвета струпья. В дальнейшем слизистая оболочка на местах кровоизлияния некротизируется и изъязвляется. Слизистое двустороннее истечение из носа по мере отторжения омертвевшей ткани становится более обильным, грязно-кровянистым, с ихорозным запахом.

Одновременно с кровоизлияниями  или вслед за ними в коже и подкожной  клетчатке формируются множественные  мелкие припухания серозно-геморрагического характера, сливающиеся впоследствии в огромные, плотные, симметрические, резко отграниченные от здоровой ткани отеки.

Диффузные припухания локализуются на конечностях, в области морды, подгрудка, вентральной части живота, в особенности на препуции, мошонке  и вымени. Быстро увеличивающиеся припухания, сглаживая контуры соответствующих частей тела, обезображивают животное.

Опухание ноздрей, губ, щек  и спинки носа чрезвычайно изменяет форму головы: последняя приобретает  сходство с головой лося (рис. 40). Часто в это же время опухают и веки: при раздвигании их из глазной щели вытекает кровянистая жидкость, а на конъюнктиве видны кровоизлияния.

Болезненные, горячие, быстро сливающиеся отеки постепенно становятся тестоватыми, холодными и нечувствительными. Кожа над опухшими местами напряжена, а на ее поверхности выделяется желтоватая клейкая серозная жидкость, засыхающая в виде желто-бурых корочек. В местах значительных отеков и сильного напряжения кожи (сгибательная поверхность суставов, внутренняя поверхность бедер, выдающиеся бугры костей) наблюдается гангренозный распад тканей, нередко распространяющийся в глубину до мышц и костей. Процесс заканчивается септикопиемией. Диффузное припухание создает помехи функционированию пораженных органов. Из-за сужения просвета дыхательных путей дыхание затрудняется (иногда до явлений асфиксии), становится сопящим, особенно при вдохе.

По мере вовлечения в процесс  органов пищеварения прием корма, его пережевывание и проглатывание  сильно затрудняются. Больные животные, сохраняя аппетит, испытывают голод и жажду; они охотно тянутся к корму и воде, но часто не могут их захватить. Постепенно усиливаются признаки голодания и обезвоживания организма. Нередко возникает геморрагический гастроэнтероколит, временами сопровождающийся приступами колик и выделением жидкого кала с примесью крови. Как осложнение отмечается перитонит и реже инвагинация кишок, при которых быстро наступает смерть. Вследствие опухания препуция мочеиспускание часто затруднено. Моча, вытекая через узкое отверстие, вызывает раздражение и некроз ткани препуция и кожи. Иногда развивается фимоз и парафимоз либо паралич полового члена.

В зависимости от тяжести  процесса моча водянистой или слегка слизистой консистенции, бурого, иногда интенсивно желтого цвета, щелочной или слабокислой реакции, с плотностью 1,026—1,050. В ней находят белок, гемоглобин и повышенное количество уробилина, а в осадке при поражении почек — эритроциты, лейкоциты, цилиндры и клетки почечного эпителия.

Температура тела при осложнениях (некрозы) дает субфебрильные колебания, снижается или достигает значительной высоты (40—41 °С); лихорадка ремитирующего типа.

Отмечаются  сердечно-сосудистые расстройства: в  первый период усиление и учащение работы сердца, тоны громкие с наличием систолических шумов; пульс большой  волны и хорошего наполнения; границы  сердечного притупления нередко  расширены. По мере ухудшения процесса тахикардия нарастает, сердечный толчок и тоны слабеют, возникает экстрасистолическая аритмия.

Если болезнь  протекает легко, без осложнений, картина крови не дает резких изменений (незначительный лейкоцитоз, нейтрофилия  и эозинофилия).

При тяжелом  течении отмечаются признаки постгеморрагической анемии, которая при пониженной регенеративной способности костного мозга может перейти в гипопластическую; СОЭ повышена.

Сыворотка при  тяжелых формах желтого цвета. Для  легких форм характерны невысокие показатели непрямого билирубина (3,2—6,4 мг% у лошадей), для тяжелых — высокие (12,8—51,2 мг%).

Резистентность  эритроцитов сохраняется в норме  или несколько понижена. Количество кровяных пластинок резко колеблется (иногда число их снижается до 60 тыс. в 1 мкл).

Течение болезни отличается большим разнообразием и атипичностью. В легких случаях кровоизлияния на слизистой оболочке носа и отеки кожи исчезают без рецидивов в течение 2—3 дней, в других случаях образование геморрагических инфильтратов и отеков продолжается 8—14 дней, после чего начинается постепенное рассасывание их и наступает улучшение общего состояния.

Кровоизлияния во внутренние органы, отеки и воспаления последних большей частью приводят к смерти. Если же изменения сосредоточиваются  в слизистой оболочке носовой полости, коже и подкожной соединительной ткани, то даже тяжелые формы заболевания могут закончиться выздоровлением. Иногда смерть наступает на 3—5-й день от удушья или сепсиса.

Диагноз. Формирование в симметричных местах на обеих половинах тела отечных припухлостей, отграниченных валиком от здоровой ткани, одновременное появление кровоизлияний на слизистых оболочках при нормальной или несколько повышенной температуре  являются достаточными признаками для диагностирования этого заболевания. При атипично протекающем поражении прежде всего обращают внимание на анамнез (предшествующие заболевания), состояние крови, а также на ломкость кровеносных капилляров.

Дифференциальный диагноз. Кровопятнистую болезнь необходимо отличать от других заболеваний с клиническими признаками геморрагического диатеза (гемофилия, тромбоцитопения, цинга, апластическая анемия, лейкозы, лучевая болезнь). Кроме того, необходимо иметь в виду случаи симптоматической пурпуры и отечных инфильтратов, сопровождающих карбункулезную форму сибирской язвы, злокачественный отек, геморрагическую септицемию. Их отличают от кровопятнистой болезни по отсутствию симметричности опуханий и резкой границы между пораженными и здоровыми тканями.

Лечение. Больное животное помещают в просторное, хорошо вентилируемое помещение с обильной подстилкой. В теплое время и в хорошую погоду животное ставят под навес.

Для уменьшения ацидоза и  воспалительной реакции, а также  с целью десенсибилизации и нормализации ферментативных процессов организуют ощелачивающую диету. В стойловый период травоядным следует давать хорошее луговое сено (лошадям и крупному рогатому скоту не менее 5— 8 кг в сутки), корнеплоды — кормовую свеклу или морковь (крупному рогатому скоту до 8 кг в сутки) в измельченном виде, постепенно вводя их в рацион.

Концентрированные корма  дают в дробленом виде или заменяют болтушкой из яровой муки или пшеничных  отрубей.

Если прием корма затруднен, прибегают к искусственному кормлению. При удушье показана немедленная  трахеотомия. Затем используют средства, регулирующие деятельность нервной системы и противоаллергические.

Десенсибилизация организма  достигается применением салицилатов, димедрола и аутогемотерапией. В  связи с осложнением болезни  инфекцией ряд авторов предлагают использовать противострептококковую сыворотку. Серотерапия снижает смертность до 15%. С успехом применяется подкожно поливалентная антистрептококковая сыворотка в дозе 80—100 мл двукратно. Чтобы понизить проницаемость и ломкость капилляров, а также улучшить свертывание крови, назначают внутривенно 100—150 мл 10%-ного раствора глюконата или кальция хлорида с 20%-ным раствором глюкозы и 1 % аскорбиновой кислоты, повторяя их через день до исчезновения петехий. К питьевой воде примешивают 20 г кальция хлорида и столовую ложку люголевского раствора.

Положительный терапевтический  эффект получается от внутривенных инъекций камфорной сыворотки (3—4 раза в дозе 250—500 мл), этилового спирта (спирта 30 мл и воды 60 мл), глюкозоалкоголя (спирта этилового 75—100 мл, глюкозы 35—50 г, воды 150—200 мл)  в течение 3—4 дней.

В целях борьбы с инфекцией  необходимо систематически применять  сульфаниламидные препараты (норсульфазол и др.), антибиотики (пенициллин и  др.). Для повышения свертываемости крови используют филлохинон, подкожно — стерильный 10%-ный раствор желатина в дозе 400— 600 мл и 20—100 г внутрь с болтушкой. Иногда для лечения достаточно трех инъекций желатина с промежутками в 24 ч.

Для обезвреживания кишечных токсинов назначают адсорбенты —  активированный уголь (карболен) и др. Для быстрейшего удаления содержимого из кишечника и как детоксикатор можно применять внутривенно 200—400 мл 5—10 %-ного раствора натрия хлорида.

Сердечную деятельность поддерживают камфорой и кофеином. Образующиеся на коже язвы и гнойнички лечат  в соответствии с правилами хирургии.


Информация о работе Кровопятнистая болезнь