Недобросовестная конкуренция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 00:19, реферат

Краткое описание

В современных рыночных условиях все более значимой становится проблема конкурентного соперничества различных субъектов рынка.
В условиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства и хозяйствующих субъектов – конкурентов, но и нарушаются права потребителей.
Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определения рамок, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб отдельным участникам хозяйственных отношений.

Содержание

Введение_____________________________________________________2
Недобросовестная конкуренция________________________________3-10
Заключение__________________________________________________11
Список источников_________________________________________12-13

Прикрепленные файлы: 1 файл

содержание.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

содержание

Введение_____________________________________________________2

Недобросовестная конкуренция________________________________3-10

Заключение__________________________________________________11

Список источников_________________________________________12-13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          В современных рыночных условиях  все более значимой становится  проблема конкурентного соперничества  различных субъектов рынка.

В условиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства и хозяйствующих субъектов – конкурентов, но и нарушаются права потребителей.

Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определения рамок, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб отдельным участникам хозяйственных отношений.

Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, что позволяет найти равновесие между субъективными правами конкретного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц.

Частью 2 ст.34 Конституции РФ установлен конституционный запрет на недобросовестную конкуренцию, в соответствии с которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция может выражаться в нарушении условий конкуренции путем применения незаконных методов конкурентной борьбы.

Добросовестность хозяйствующего субъекта выражается в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью.

Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.

Объект данного исследования – комплекс правовых вопросов, связанных с понятием и содержанием недобросовестной конкуренции.

В работе использованы нормативные акты и литература в сфере правового регулирования недобросовестной конкуренции.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

 
 
 
 
 
 
 
 

Недобросовестная конкуренция         

  Недобросовестная конкуренция как  наиболее негативное проявление  экономического соперничества и право на защиту от ее приемов и методов сформировалось в определенный период развития мировой экономики и в особых специфических условиях.         

  Отправной точкой для формирования  законодательств европейских стран, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией, явилась Парижская конвенция 1883 года об охране промышленной собственности. Около 200 стран (в их числе все европейские страны) на сегодняшний день стали членами этого старейшего международного соглашения.

В Конвенции отмечается, что все страны-члены Парижского союза обязаны противодействовать недобросовестной конкуренции. Что стоит за этим положением, было уточнено на Гаагской конференции 1925 года по ревизии Парижской конвенции посредством введения в ее текст формулировки п.2 ст.10.bis: «Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых кругах». Кроме понятия «недобросовестная конкуренция» в указанной статье (п.3 ст.10.bis) были приведены примеры недобросовестной конкуренции.

В частности, запрету подлежат действия, способные вызвать смешение и ввести в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств товаров, их изготовителя, а также коммерческая деятельность, ведущая к дискредитации предприятия или выпускаемых им товаров. С данной статьей корреспондирует ст.10.ter Конвенции, в которой содержатся положения о том, что страны Союза обязаны обеспечить в отношении всех его участников законные средства для эффективного пресечения действий, относящихся к недобросовестной конкуренции.

В начале XX века вышеприведенными положениями Парижской конвенции руководствовались многие страны, не имеющие национального законодательства о недобросовестной конкуренции. В итоге положения Конвенции явились базой для разработки национальных законов. Так, положения п.2 ст.10.bis были включены в соответствующие законы Бельгии, Финляндии, Испании, Люксембурга и Португалии.

Изначально правовое регулирование в сфере борьбы с недобросовестной конкуренцией в европейских странах континентальной системы права, как правило, основывалось на деликтных обязательствах. Правонарушения рассматривались с точки зрения индивидуальных частных интересов. Подобной модели придерживаются Франция, Италия, Нидерланды, а также страны, имеющие самостоятельные законы о недобросовестной конкуренции (Германия, Австрия, Бельгия, Люксембург). В Англии – стране, относящейся к системе общего права, отсутствует законодательство «О недобросовестной конкуренции», а судебная практика опирается в основном на иски passing off (ведение дел под чужим именем).

Итак, в положениях Парижской конвенции для стран – участниц Парижского союза прописаны минимальные правовые стандарты, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции. Предпринятые во время ревизионных конференций неоднократные попытки более жесткого регулирования различных видов недобросовестной конкуренции, к сожалению, оказались безуспешными (последняя ревизия Парижской конвенции состоялась в 1979 г. в Стокгольме).

Тем не менее потребность в совершенствовании правового механизма по пресечению недобросовестной конкуренции на международном уровне оставалась насущной. Некоторые успехи в данном направлении, достигнутые с подписанием в 1994 году Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашения ТРИПС), не оказали существенного влияния на процессы гармонизации в области конкурентного права ни на международном уровне в целом, ни на европейском в частности.

Немного позднее, в 1996 году Всемирной организацией по интеллектуальной собственности (ВОИС) был сделан еще один шаг, направленный на уточнение положений ст.10.bis Парижской конвенции в рамках так называемого модельного кодекса ВОИС. Однако в силу различного уровня охраны интеллектуальной собственности в странах – членах Союза и эта попытка не оказалась успешной.

Таким образом, к середине 90-х годов ХХ века в европейских странах имела место ситуация, когда сложилось некое разногласие в правовом регулировании в данной области права: ряд европейских стран располагал законодательством о недобросовестной конкуренции, тогда как другие европейские страны не имели такового. Кроме всего прочего, не следует забывать о присоединении к Евросоюзу новых стран из Восточной Европы (в том числе Польши, Венгрии, Чехословакии), что привнесло дополнительные сложности для Евросоюза.

В связи с этим ряд европейских специалистов склонны идти по такому пути реформирования данной сферы права, чтобы большинство стран, придерживающихся континентальной системы права и имеющих самостоятельное законодательство в области конкурентного права, по крайней мере склонить к «интегрированной модели регулирования» борьбы с недобросовестной конкуренцией. Основная причина тому – отсутствие существенных различий между правовыми способами защиты интересов потребителей и защитой от недобросовестной конкуренции. Действительно, интересы потребителей находятся в одном правовом пространстве с честной конкуренцией.

Итак, до настоящего времени гармонизация в Евросоюзе осуществлялась двумя способами: на уровне первичного права ЕС и на уровне права вторичного: путем разработки Директив и Регламентов ЕС.

Вскоре после заключения Римского договора рабочая группа приступила к заданию по гармонизации конкурентного права ЕС. Процесс должен был проходить в русле основных положений Парижской конвенции. Планировалось провести сравнительный анализ патентного законодательства, законодательства о товарных знаках, промышленных образцах, учитывая, что область действия Парижской конвенции – это право промышленной собственности.

В качестве объединяющей основы теперь выдвигалась область правового регулирования рекламы. Первым шагом в таком поступательном продвижении было принятие в 1984 году Директивы 84/450/ЕЭС о сравнительной и вводящей в заблуждение рекламе. В п.1 ст.2 Директивы содержится положение, дающее определение рекламы как «всякого проявления деловой активности с целью продвижения товаров на рынок». Согласно ст.4 Директивы страны – члены Евросоюза с целью предотвращения и борьбы с рекламой, вводящей в заблуждение, должны использовать все правовые возможности. Общим положением для всех стран-членов является ст.1, в которой содержатся основные цели Директивы, базирующейся на «интегрированной модели». Данное положение означает, что Директива не проводит дифференциацию интересов потребителей и хозяйствующих субъектов. Так, в соответствии со ст.7 и п.2 ст.2 Директивы не допускается реклама, которая может обмануть ожидания адресата рекламы, ввести его в заблуждение, а также повлиять на коммерческую деятельность адресатов рекламы.

Помимо Директивы о сравнительной рекламе в Евросоюзе были приняты еще несколько Директив, относящихся к регулированию рекламы на рынках медиа-услуг. Так, Директива 89/552/ЕЭС о телевидении и последующая Директива 97/36/ЕС распространяют свое действие на телевизионную рекламу (в частности, посредством телемагазинов и спонсорства). Директивой 97/36/ЕС устанавливаются правовые рамки для понятия «скрытая реклама», которая может присутствовать в телевизионной программе. Урегулировано так называемое спонсорство, то есть финансовая поддержка какой-то телепрограммы с целью укрепления имиджа спонсора. Соответствующими положениями Директивы подобная поддержка может быть разрешена только при определенных условиях. В общем случае это возможно, когда спонсор позволяет редактировать программу независимым экспертам, к тому же в программе не должны присутствовать коммерческие предложения со стороны спонсора. Область специального регулирования рекламной деятельности на телевидении распространяется в отношении телерекламы сигарет, алкогольных напитков, отдельных медицинских препаратов, а также телерекламы для детей и с участием детей. И наконец, в ст.12 Директивы о телевидении содержатся общие требования, предъявляемые к телерекламе и к так называемому телешоппингу. В указанной статье находит отражение понятие соблюдения публичного порядка. В частности, в рекламном сообщении не допускается присутствие идеи насилия над личностью, дискриминации личности, оскорбление религиозных чувств и т.д.

Кроме вышеуказанных Директив в Евросоюзе была разработана и принята еще одна важная Директива, направленная на обеспечение правового регулирования в области электронной торговли (Директива 2000/31/ЕС). В этом документе европейским законодателем был впервые использован термин «коммерческие коммуникации». В контексте Директивы данный термин включает в себя сферу рекламной деятельности, продвижение товаров на рынок (sales promotion) и связи с общественностью (public relation), а также коммерческие коммуникации, осуществляемые в рамках свободных профессий (например, адвокатской деятельности). Указанные «коммерческие коммуникации» урегулированы положениями Директивы об электронной торговле таким образом, что положения ст.6 и 7 регламентируют передачу рекламных сообщений посредством Интернета определенным способом. Данный способ не совместим с передачей ненадлежащей рекламы. Те же положения действуют и в отношении продвижения товаров на рынок.

В 2001 году Европейская комиссия обнародовала еще два новых документа: Зеленую книгу о защите интересов потребителей в Европейском союзе и Предписание о продвижении товаров на рынке, разработанное на основе Зеленой книги о коммерческих коммуникациях на внутреннем рынке (1996 г.). Перечисленные документы разрабатывались разными ведомствами и во многом имеют разную направленность. «Зеленая книга о защите интересов потребителей» имеет дело не со всем комплексом проблем защиты потребителей, а только с той его частью, которая напрямую связана с коммерческой деятельностью хозяйствующих субъектов. Исходный пункт Предписания о продвижении товаров на рынке опирается на недопущение монопольного положения хозяйствующих субъектов на рынке. В частности, исходя из положений данного документа обеспечиваются единые условия для указания информации о продаваемом товаре, о проведении призовых лотерей и выигрышах и некоторые другие условия.

Следующим важным шагом на пути гармонизации европейского законодательства против недобросовестной конкуренции стала разработка Директивы Европарламента и Совета Европы 2005/29/ЕС против недобросовестной коммерческой деятельности. Новая Директива имеет своей целью создание в странах Европейского союза единого правового механизма, направленного на предотвращение недобросовестной коммерческой деятельности. Речь идет о различных видах подобной деятельности: это и реклама, вводящая в заблуждение, и сравнительная реклама, и реклама конкретной группы товаров (например, реклама пива), это и реклама на телевидении, в Интернете и с помощью других медийных средств. Разработка общих правовых рамок для вышеперечисленных видов рекламной деятельности, как полагают европейские специалисты, позволит существенно поднять уровень защиты потребителей и воспрепятствовать недобросовестной конкуренции.

Таковы основы международного и зарубежного регулирования вопросов конкуренции.

Для России же правовое регулирование недобросовестной конкуренции является достаточно новым явлением. Отказ от методов «командной экономики» в начале 90-х годов XX века в СССР вызвал необходимость разработки комплекса законов и подзаконных актов, направленных на содействие развитию эффективной конкуренции, и в частности на пресечение недобросовестной конкуренции.         

  Первые законодательные определения  недобросовестной конкуренции содержались  в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности в РСФСР» (п.9 ст.2), а также в Основах гражданского законодательства Союза СССР и республик от 31 мая 1991 года (п.3 ст.5).        

  В них недобросовестная конкуренция  рассматривалась как «использование  недобросовестных методов предпринимательства  и совершения недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей».        

  Данное понятие недобросовестной  конкуренции формулировалось настолько  широко, что под него могли попадать практически любые недобросовестные действия предпринимателя, в том числе и монополистическая деятельность, и другие нарушения собственно антимонопольного законодательства, которые также являются «ущемлением интересов, законных интересов» и «недобросовестными методами предпринимательства».        

  Первым специальным законом, содержащим  нормы пресечения недобросовестной  конкуренции, стал Закон «О конкуренции», принятый 22 марта 1991 года. Помимо общей  нормы, запрещающей недобросовестную  конкуренцию, которая носит название генерального деликта, ст.10 Закона также содержала перечень конкретных противоправных действий – так называемых сингулярных деликтов.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция РФ