Виды мер пресечения, порядок применения, отмены или продления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека.
Эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие мер пресечения
Глава П. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения
Глава III. Виды мер пресечения
§ 1. Подписка о невыезде и надлежащем поведении
§ 2. Личное поручительство
§ 3. Наблюдение командования воинской части
§ 4. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым
§ 5.Залог
§ 6. Домашний арест
§ 7. Заключение под стражу
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Виды мер пресечения, порядок применения, отмены или продления.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

Строгость данной меры пресечения характеризуется не только обширным объемом ограничиваемых прав и длительными сроками своего действия. Человек, заключенный под стражу на время проведения следствия и суда, практически выпадает из общества, кардинально меняется его статус, условия быта, сфера деятельности, круг общения, он лишается целого ряда социальных благ. Негативные последствия заключения не исчезают полностью и после его возвращения на свободу.

Кроме того, не всегда лишение свободы, даже только на срок следствия и суда, действует "отрезвляюще" на лиц, совершивших преступление, вызывая у них решимость встать на путь исправления. Известны случаи, когда пребывание в СИЗО и общение с соответствующим контингентом, наоборот, формируют у них решимость мешать ходу расследования и продолжать преступную деятельность. Особенно пагубно сказываются аресты на несовершеннолетних. Попав в следственный изолятор и стремясь адаптироваться в экстремальной ситуации, несовершеннолетние очень быстро обучаются тюремным традициям и нравам, усваивают жаргон, стараются походить на "бывалых" преступников и линию поведения выбирают нередко под воздействием сокамерников. При этом, перенимая опыт преступного мира, они обучаются различным приемам противодействия не только администрации, но и расследованию. Так что из тюрем и СИЗО общество чаще всего получает озлобленных и готовых к новым преступлениям людей, у которых отнято самое главное - здоровье и вера в справедливость.

Как отмечают процессуалисты, среди лиц, осужденных к лишению свободы за одинаковые преступления, значительно больше тех, кто до суда находился под стражей. Стремясь подтвердить содержание под стражей, номинально независимый судья назначает наказание в виде лишения свободы, хотя подсудимый не виновен или не столько виновен.

Помимо прочего, содержание под стражей обеспечивает возможность помещения обвиняемого (подозреваемого) в медицинский и психиатрический стационар для производства экспертизы без специального на то решения суда (см. положения п.З ч.2 ст.29 и ч.2 ст.203 УПК РФ).

19

 

В связи с тем, что заключение под стражу настолько серьезно ограничивает права личности, данная мера пресечения засчитывается в срок назначенного судом наказания (ст.72 УК РФ и п.2 ч.б ст.302 УПК РФ). "Тюремное заключение, лишая человека свободы, уже само по себе является наказанием" (п.64 Европейских пенитенциарных правил).

Все вышесказанное свидетельствует о возможности применения заключения под стражу лишь в исключительных случаях. В общее понятие исключительности вкладывается смысл, согласно которому заключение под стражу используется в судопроизводстве как крайняя мера при условии должного учета интересов расследования предполагаемого преступления и защиты общества и жертвы.

Помимо этого, закон указывает на три конкретизированных вида исключительности применения заключения под стражу:

  1. в отношении подозреваемого (ст. 100 УПК РФ). Согласно п.6.2. ст.6 Стандартных 
    минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, на 
    ранних стадиях уголовного судопроизводства по возможности должны использоваться 
    альтернативы    предварительному    заключению    под    стражу.    Подозреваемый    же 
    присутствует именно в такой стадии.
  2. в отношении лиц, обвиняемых в преступлениях, за которые максимальное наказание, 
    установленное законом, не превышает 2 лет лишения свободы (ч.1 ст. 108 УПК РФ). Тем 
    не менее, учитывая сроки возможного содержания под стражей, очевидно, что позиция 
    УПК РФ лучшим образом удовлетворяет требованиям принципа общей исключительности 
    применения рассматриваемой меры пресечения.
  3. к сожалению, УПК РФ ослабил такую гарантию, как общую исключительность 
    применения заключения под стражу к несовершеннолетнему (ст. 393 УПК РСФСР), 
    оставив ее лишь в случае обвинения либо подозрения его (несовершеннолетнего) в 
    совершении преступления средней тяжести, тогда как содержание под стражей подростка, 
    обвиняемого (подозреваемого) в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления, 
    видимо, нужно считать нормой (ч. 2 ст. 108 УПК РФ). Согласно же Правилам ООН, 
    касающимся   защиты   несовершеннолетних,  лишенных   свободы,   следует   всячески 
    стремиться к применению альтернативных мер. В тех же случаях, когда такая мера, как 
    превентивное    содержание   под   стражей,    все   же   применяется,    суды   по    делам 
    несовершеннолетних и следственные органы должны уделять первоочередное внимание 
    максимально быстрому рассмотрению дел, с тем, чтобы период содержания под арестом 
    был как можно менее продолжительным.

Помимо общих оснований, наличие которых обязательно для применения любой меры пресечения, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу требует

20

 

наличия одного специального основания. Это основание находит официальную формулировку в ч.1 ст. 108 УПК РФ. Нужно сказать, что оно имеет решающее значение для определения возможности заключения лица под стражу. Этим основанием является невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения. Понятие невозможности складывается из достаточной совокупности достоверных доказательств, свидетельствующих о высокой степени вероятности (приближающейся к достоверности) совершения обвиняемым (подозреваемым) действий, для предотвращения которых созданы меры пресечения.

УПК РФ содержит и специальные условия, применяемые к этой мере пресечения: 1. Совершеннолетнее лицо должно обвиняться (подозреваться) в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (ч.1 ст. 108). 2. Несовершеннолетнее лицо должно обвиняться (подозреваться) в тяжком или особо тяжком преступлении (ч.2 ст. 108). Однако, как мы уже отмечали выше, в исключительных случаях эти условия могут быть проигнорированы.

Заключению под стражу соответствует специальный порядок применения. В настоящее время в соответствии с новым уголовно-процессуальным законодательством, ориентированным на Конституцию РФ (ч.2 ст.22), только суд правомочен принимать решения по применению заключения под стражу. Путь к практической реализации данного положения не был легким. Федеральным законом № 177 "О введении в действие УПК РФ" от 18.12.2001г. вступление в силу соответствующей нормы одновременно принятого УПК РФ было отложено на два года: ч.2 ст.29 УПК, предусматривающая судебные решения по упомянутым вопросам, должна была вступить в силу, начиная с 1 января 2004 года. Однако Конституционный Суд в своем Постановлении от 14.03.02г. предложил Федеральному Собранию незамедлительно внести в законодательство изменения с тем, чтобы обеспечить введение в действие норм, предусматривающих судебный порядок применения заключения под стражу, содержания под стражей, а также задержания подозреваемого на срок свыше 48 часов, с 1 июля 2002 года.

Такая постановка ситуации, когда суду делегировались функции по применению мер пресечения, ограничивающих индивидуальную свободу личности, а практическая реализация этого положения откладывалась на более или менее продолжительный срок, не нова. Начало было положено в 1992 году, когда в Конституцию РСФСР Верховным Советом РФ было внесено изменение, согласно которому заключение под стражу допускалось только на основании судебного решения. Реализация этого положения откладывалась до создания необходимых организационно-технических условий и принятия соответствующих законодательных актов. Следующим этапом стало принятие

21

 

всенародным референдумом в 1993г. Конституции РФ (предусматривающей соответствующее положение в ч.2 ст.22), заключительные и переходные положения которой в ст. 6 сохраняли, тем не менее, прежний (прокурорский) порядок заключения под стражу впредь до приведения в соответствие уголовно-процессуального законодательства. Попытки привести уголовно-процессуальное законодательство в соответствие с Конституцией РФ предпринимались и до принятия в 2001 году УПК РФ. Так, 5 января 2001г. Президент РФ внес в Государственную Думу законопроект о поправках к УПК РСФСР, основная из которых сводилась к тому, чтобы арест лиц, подозреваемых в совершении преступлений, происходил только на основании судебного решения. 19 января 2001 г. данный законопроект Президентом был отозван. Основной причиной отзыва послужило отсутствие необходимого для реализации поправок финансового, технического и организационного обеспечения. Нельзя сказать, что отсрочки вступления в силу судебного порядка были случайными. Несмотря на демократичность данного института, он неоднозначно воспринят как учеными, так и практиками. Высказываются предположения, что это может привести к ослаблению гарантий законности и снижению эффективности уголовно-процессуальных мер в борьбе с преступностью. Об этом свидетельствует ряд факторов. Во-первых, как отмечается практиками, надзор должен носить постоянный характер, а в некоторых ситуациях требуется, чтобы эта деятельность была оперативной и конфиденциальной. Трудно себе представить, чтобы суд мог обеспечить эти требования. Во-вторых, на сегодняшний день в России почти 40% односоставные суды, значит, судья, давший санкцию на арест, через два месяца может рассматривать данное дело по существу, "давая санкции на арест, судебная система наделяется правом вершить всю судьбу процесса от подозрения до осуждения". В-третьих, судебная деятельность еще сама не избавилась от многочисленных нарушений в сфере применения мер пресечения, в том числе ареста, а, следовательно, не может выступать жестким гарантом обеспечения прав граждан, и в этом качестве в настоящее время немногим отличается от прокурорского надзора. По словам Президента РФ В.В. Путина, "отечественная судебная система отстает от жизни... Для многих людей, пытающихся законно отстоять свои права, суд так и не стал "ни скорым, ни правым, ни справедливым". А ведь "одно дело, когда национальная конституция изящно формулирует гарантии индивидуальной свободы. И совсем другое дело - когда правовая система решениями своих судов немедленно представляет эффективное средство правовой защиты от действий любого официального органа, лишившего кого-либо свободы". Тем не менее, если отвлечься от отмеченных выше проблем, то необходимо признать, что компромиссный (двухуровневый) порядок заключения под стражу, за

22

 

который высказывались многие ученые и практики, является крупным достижением на пути совершенствования законодательства.

Индивидуальный порядок заключения под стражу при проведении предварительного следствия определяется п.п.3-11 ст. 108 УПК РФ, особенности избрания этой меры пресечения при дознании отражены в ст. 224 УПК РФ. Кроме того, УПК РФ предусматривает особый порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении отдельной категории лиц (ст. 450).

Важное значение имеет определение срока содержания под стражей, который, с одной стороны, должен позволять органам расследования без искусственных помех искать, находить и изобличать виновных, с другой - он должен разумно соизмеряться с тяжестью предусмотренного законом наказания. Общий срок превентивного содержания под стражей можно разделить на два периода.

Первый период - содержание под стражей до направления уголовного дела в суд (ст. 109 УПК РФ).

По общему правилу, срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. Однако он может быть продлен. При этом основания (причины) продления срока не всегда одинаковы. Условно можно выделить первичные и вторичные основания: первичные - это необходимость принятия мер превенции негативного поведения обвиняемого на всем этапе предварительного следствия (если имеются соответствующие основания); вторичные основания - те обстоятельства, которые влияют на продолжительность срока предварительного следствия вплоть до направления прокурором уголовного дела в суд. Первичные основания всегда идентичны, в любом случае они служат интересам органов, осуществляющих уголовное преследование (и поэтому продление срока содержания под стражей всегда происходит по ходатайству этих органов), а вот вторичные могут иметь различную природу:

А. Если вторичное основание - невозможность окончания предварительного следствия в связи с тем, что этого требуют интересы стороны обвинения - органы уголовного преследования не выполнили всех следственных действий, а собранные доказательства недостаточны для составления обвинительного заключения (конечно, здесь могут играть роль и интересы стороны защиты, например, производство длительных экспертиз по ее ходатайству и т.п., но эти интересы проявляют себя в данном случае не напрямую, а опосредовано):

1 в случае  невозможности закончить предварительное  следствие в два месяца - до 6 месяцев (судьей районного суда или судьей военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, вынесенному с согласия прокурора)

23

 

2 в   случае   особой   сложности   уголовного   дела   только   в   отношении   лиц, 
обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений - до 12 месяцев 
(верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города 
федерального значения, судом автономной области или автономного округа или 
военным    судом    соответствующего    уровня    по    ходатайству    следователя, 
вынесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему 
военного прокурора)

3 в исключительных случаях только в отношении лиц, обвиняемых в совершении 
особо тяжких преступлений - до  18 месяцев (судьей суда субъекта РФ или 
военного    суда    соответствующего    уровня)    по    ходатайству    следователя, 
вынесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя)

Б. Если вторичное основание - невозможность составления обвинительного заключения и направления его прокурору в связи с тем, что этого требуют интересы стороны защиты - обвиняемый и его защитник не успели ознакомиться с материалами уголовного дела:

1   если  материалы оконченного расследованием  уголовного дела предъявлены

обвиняемому  и  его  защитнику  не  позднее,  чем  за  30  дней до  окончания

предельного срока содержания под стражей, однако 30 суток для ознакомления с

указанными материалами им оказалось недостаточно, то срок содержания под

стражей может быть продлен - до момента окончания ознакомления обвиняемого

и его защитника с материалами дела (верховным судом республики, краевым или

областным судом,  судом города федерального  значения,  судом  автономной

области или автономного округа или военным судом соответствующего уровня

по ходатайству следователя с согласия прокурора субъекта РФ).

Такое   деление   продления   сроков   содержания   под   стражей   по   вторичным

основаниям объясняет позицию законодателя, который в первом случае (А) устанавливает

четкие временные границы продления сроков (6, 12, 18 мес.), а во втором случае (Б) - нет.

Ибо если в первом случае существует опасность злоупотребления органами уголовного

преследования продлением рассматриваемых сроков в своих интересах, то во втором

случае такая опасность объективно отсутствует. Таким образом, отсутствие в законе

общего предельного срока досудебного содержания под стражей в целом не противоречит

Информация о работе Виды мер пресечения, порядок применения, отмены или продления