Административная юстиция в Украине: становление и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений и норм права, в разные периоды существования, на которых основываются принципы административной юстиции, сравнение их между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций административной юстиции, основы построения органов административной юстиции, изучение их правового статуса.
Основной задачей работы является описание института административной юстиции, через последовательное изложение материала, что позволяет выявить проблемные вопросы, возникающие на разных этапах истории, из-за недоработок законодательства и общих теоретических положений по данному вопросу.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1. Административная юстиция в царской России и Украинской Народной Республике...................................................................................................................5
2. Административная юстиция в УССР..........................................................15
3. Административная юстиция в независимом Украинском государстве. Перспективы развития..............................................................................................20
Заключение.........................................................................................................31
Список использованной литературы...............................................................32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Копия чистовик АЮ.docx

— 62.45 Кб (Скачать документ)

Что же касается присутствий, как первой инстанции  системы административной юстиции, то их состав также далеко не всегда удовлетворял требованиям надлежащего образовательного ценза, зависел от администрации, в большинстве случаев непосредственно участвовал в управлении и часто являлся судьей в собственном деле3.

Обращает  на себя внимание и недостаточная  разработанность в законодательстве того времени процессуальных форм обжалования решений и действий административных органов, порядка рассмотрения такого рода дел. Ряд имевшихся положений, безусловно, свидетельствует о тенденции наибольшего благоприятствования органам администрации, выступавшим в качестве стороны в деле.

В частности, жалобы на постановления административных учреждений должны были приноситься  в высшие инстанции через те нижние инстанции, на действия которых приносилась  жалоба; жалобы на распоряжения министров  приносились в 1-й Департамент  Сената только через эти министерства.

С другой стороны, неоправданно усложнилась  и возможность быстрого и оперативного исправления ошибочного решения  самим органом администрации.

Так, в  соответствии с общими правилами  производства по административным делам присутственные места не вправе были своей властью изменять свои постановления, а в случае необходимости такого изменения по вновь открывшимся обстоятельствам должны были испрашивать на это разрешение у вышестоящих инстанций.4

Некоторые требования, касавшиеся порядка подачи жалобы, имели расплывчатую формулировку, на основании которой они могли толковаться по усмотрению лица, рассматривавшего жалобу, и служили основанием для ее возврата лицу, ее подавшему. Например, жалобы не принимались и возвращались лицу, ее подавшему, если в ней «помещены укорительные выражения».

Еще одним  фактором, характеризующим процессуальную сторону деятельности органов административной юстиции в дореволюционной России, является множество правил, отдельно регламентирующих порядок подачи жалоб в каждое из учреждений, составляющих низшую инстанцию этого института.5

С учетом изложенного можно сделать вывод  о том, что для института административной юстиции в дореволюционной России было характерно:

1) несовершенство  построения системы ее органов,  проявлявшееся в отсутствии четкого распределения компетенции между ними, что приводило к нарушениям инстанционности рассмотрения дел;

2) отсутствие  присущих судопроизводству начал  гласности, состязательности, устности в деятельности этих органов, а также недостаточная разработанность процессуальных форм их деятельности, что, по существу, превращало эти органы из органов административной юстиции в органы административного произвола;

3) участие  в значительном числе случаев  в рассмотрении дел представителей активной администрации, т.е. игнорирование принципа о том, что нельзя быть судьей в собственном деле, а также неудовлетворительное решение вопроса о составе этих органов с точки зрения профессиональной пригодности и образовательного уровня.

Таким образом, существовавшая в дореволюционной  России система административной юстиции не соответствовала в значительной степени прогрессивным тенденциям, получившим к тому времени разработку в теоретических исследованиях ученых-юристов, и не решала важнейшей задачи защиты на должном уровне субъективных публичных прав и интересов граждан.

Попыткой  реформировать систему административной юстиции было введение постановлением Временного правительства от 30 мая 1917г. судов по административным делам и принятие соответствующего Положения о них6.

К сожалению, всестороннего анализа этого  акта, позволяющего отметить его положительные  и отрицательные стороны, в последующие  годы, вплоть до настоящего времени, не проводилось по вполне понятным причинам .

Впервые за всю историю существования  Российского государства был  сделан шаг в преобразовании громоздкой и малоэффективной системы административной юстиции с целью действительного ограждения граждан от неправомерных действий административных органов и защиты их интересов.

Выделим основные моменты, характеризующие  этот важный нормативный акт.

Во-первых, судебная власть по административным делам подразделялась на три инстанции: административный судья, окружной суд  и 1-й Департамент Правительствующего Сената;

Во-вторых, по своему служебному статусу административный судья приравнивался к членам окружного суда, пользовался правом несменяемости и не мог быть переведен без его согласия для рассмотрения уголовных и гражданских дел; за каждым из административных судей закреплялся секретарь для осуществления делопроизводства по делу.

В-третьих, административные судьи и члены  административного отделения окружного суда должны были назначаться из лиц, имеющих высшее юридическое образование и обладающих достаточным юридическим опытом.

В-четвертых, была четко определена компетенция  административных судей и окружных судов. Так, им были подведомственны дела по протестам комиссаров на постановления, распоряжения, действия учреждений и должностных лиц городского, уездного, губернского и волостного управления, дела по жалобам правительственных учреждений и должностных лиц на постановления, распоряжения и действия иных государственных учреждений в пределах губернии, уезда, волости, города, а также дела по жалобам частных лиц на такого же рода постановления, распоряжения, действия.

В-пятых, было установлено достаточно полное процессуальное регулирование производства по административным делам на началах гласности, состязательности и устности процесса.

Одним из существенных моментов данного Положения, направленных на защиту прав граждан, было закрепление возможности принесения устной жалобы, которая при отражении ее в протоколе служила основанием для возбуждения производства по делу.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что законодатель учитывал реальное положение дел, принимая во внимание значительный процент неграмотного населения в тогдашней России.

Время не позволило проверить на практике действенность административных судов, и одним из первых декретов новой, Советской власти, а именно Декретом от 22 ноября 1917 г. № 1 о суде их деятельность была прекращена, как и деятельность всей старой судебной системы в целом.

Законодательство  кратковременного периода существования  самостоятельного Украинского государства (1917-1920 гг.) не обходило своим вниманием и вопросы деятельности органов административной юстиции. Конституция Украинской Народной Республики 1918 г. установила, что судебная власть в рамках гражданского, уголовного и административного законодательства осуществляется исключительно судебными органами. При этом административно-юрисдикционная деятельность административных органов ограничивалась рамками закона.7

В период правления гетмана П.Скоропадского  свое законодательное закрепление получили положения, в соответствии с которыми Генеральный Суд Украинской державы представлял собой высший суд по административным делам.8

Наиболее  широко деятельность судебных органов  по административным делам регламентировал  проект Основного Государственного Закона УНР в период существования Директории (1920 г.). Несмотря на то, что этот проект не был претворен в жизнь, его положения свидетельствуют о значительном внимании тогдашнего правительства Украины к вопросам деятельности органов административной юстиции. В частности, предусматривалось введение в судебную систему Украины Высшего Административного Суда. Этот суд должен был рассматривать и разрешать, придерживаясь судебного порядка, вопросы о законности распоряжений административных органов и органов самоуправления, а также споры между административными органами и органами самоуправления. О роли, которая отводилась Высшему Административному Суду в системе судебных органов Украинского государства того времени, свидетельствует тот факт, что в качестве административных судов низшей инстанции должны были выступать общие суды, которым предоставлялось право решать, соответствуют ли распоряжения местных органов требованиям закона и не превысила ли местная власть своей компетенции.

Анализ  законодательства Украины 1918-1920 гг. позволяет  сделать вывод, что, несмотря на весьма небольшой временной промежуток, система органов административной юстиции получила значительное развитие и уверенно ориентировалась на формирование самостоятельных административных судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Административная юстиция в УССР

На начальном  этапе существования Советского государства, в условиях гражданской  войны вопросы формирования новой  системы административной юстиции, безусловно, не являлись первоочередными. На первый план выдвигались задачи формирования и усиления репрессивных органов.

Однако  проблему контроля над деятельностью  административных органов нельзя было игнорировать. Поэтому постепенно начали создаваться правовые предпосылки  рассмотрения дел, в которых проверялась  законность действий органов государственного управления.9 В частности, это проявилось в закреплении подведомственности земельных споров волостным, уездным и губернским земельным комиссиям, возможности обжалования в суд неправильности записей в книгах актов гражданского состояния. Постепенно стали формироваться и основы процессуальной формы рассмотрения жалоб граждан на действия должностных лиц государственных органов. Так, постановление VI Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов (ноябрь 1918 г.) «О соблюдении законности» содержало положение о необходимости «вменять в обязанность всем должностным лицам и советским учреждениям по требованию любого гражданина республики, желающего обжаловать их действия, волокиту или чинимые ему в его законных притязаниях затруднения, составление соответствующего краткого протокола. В протоколе должны быть указаны время, место и имена должностных лиц или название учреждения и сущность дела. Копия протокола тут же выдается жалобщику...»10.

Значительным  шагом на пути обеспечения законности в управлении было образование Центрального Бюро жалоб и заявлений, а также  местных отделений этого Бюро. Постановление Народного Комиссариата Государственного Контроля «О Центральном Бюро жалоб и заявлений», а также Положение «О местных отделениях Центрального Бюро жалоб и заявлений» достаточно детально регламентировали порядок подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, исполнения решений по ним. Однако анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что наряду с положительными сторонами (обособление от органов активного управления, коллегиальность в принятии решения, введение порядка рассмотрения жалоб в определенные процессуальные рамки) в них имелись также положения, не позволяющие рассматривать названные бюро в качестве административных судов. Прежде всего, это касается характеристики состава этих органов, порядка их образования. В частности, п.2 указанного Положения определяет, что «местные Бюро при губернских контрольных отделениях образуются как самостоятельный подотдел, во главе которого ставится специальный заведующий из лиц, рекомендуемых местными, партийными, профессиональными организациями, а за отсутствием таковых – из лиц, соответствующих требованиям партийных или профессиональных организаций. Для ближайшего участия в работе Бюро заведующий последним обязательно приглашает представителей местных рабочих и крестьянских организаций»11.

Ясно, что  при таком положении вещей  вряд ли может идти речь о несменяемости, независимости и надлежащей профессиональной подготовке членов Бюро. Игнорировался и принцип состязательности при рассмотрении и разрешении жалоб.

Недостаточно  четко был определен и круг обжалуемых действий. Так, одним из оснований для обжалования признавалась «несогласованность обжалуемых действий... с общими направлениями политики центральной власти».

В целом  же практика законодательства первых лет Советской власти давала основания предполагать, что процесс развития административной юстиции пойдет по пути создания системы именно административных судов, тем более, что такая тенденция складывалась в теоретических разработках ученых-правоведов12.

Однако  этого не произошло. Зарождавшийся  тоталитаризм требовал сильной, неподконтрольной никому административной власти. Начала формироваться всемогущая административно-командная система, не нуждавшаяся в контроле извне, особенно судебном. Вследствие этого вопросы судебного обжалования действий административных органов отошли на второй план. Складывалось положение, при котором практически все вопросы о законности действий органов управления разрешались в недрах самой административной системы. Судебному контролю подлежали лишь некоторые категории дел, в частности, дела по жалобам на неправильности в списках избирателей по выборам в Советы народных депутатов, дела о недоимках и штрафах, дела о жалобах на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия, а также по жалобам на неправильность записей в книгах актов гражданского состояния.

Введение  в 1927 г. Административного кодекса  Украины было крупным шагом в  развитии административного законодательства. Вводился административно-процессуальный порядок рассмотрения жалоб на действия местных административных органов. Однако и в этом законодательном акте не предусматривалось судебного обжалования, за исключением жалоб на неправильное производство описи, оценки имущества, предназначенного на продажу в случае неуплаты необходимых платежей, а также неправильное распределение полученных от продажи имущества сумм.13

Административный  кодекс Украины упорядочил систему  органов и должностных лиц, которые были уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, ввел в определенные процессуальные рамки рассмотрение этих дел. При этом суды в число органов, рассматривающих дела об административных проступках, введены не были.

Законодатель  пошел по пути предоставления функций  рассмотрения жалоб и привлечения  к административной ответственности  большому количеству исполнительно-распорядительных органов, что негативно отражалось на качестве рассмотрения конкретных дел и приводило к сужению гарантий защиты гражданами своих прав и законных интересов.

Информация о работе Административная юстиция в Украине: становление и перспективы развития