Законность, правопорядок, общественный порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:02, реферат

Краткое описание

Когда говорят о праве, то нередко под правом понимают широкий круг явлений, включая нормы права, отношение людей к действующему праву (правосознание), реализацию права в жизни правоотношение). Среди разнообразных способов проявления права в сфере его действия принципиально важное значение имеют такие понятия как законность и правопорядок. Законность и правопорядок – это важнейшие характеристики динамичного состояния правовой жизни современного демократического цивилизованного государства, нормой существования которого является обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Законность.docx

— 74.77 Кб (Скачать документ)

 

На XIII съезде РКП(б) Г. Зиновьев процитировал одного из выступавших на съезде инженеров в Ленинграде. Тот говорил: «Коммунисты, как материалисты, считают необходимым и нужным дать людям в первую очередь предметы первой необходимости, а мы интеллигенты, говорим, что в первую очередь нужны права человека… Интеллигент – это всякий человек, который ставит превыше всего права человека, считает, что человек – «высшая ценность в государстве». Приведя эти слова Зиновьев, тогда один из первых руководителей партии, сказал, что никаких таких прав инженер не получит, что все это «меньшевизм». Зиновьев и другие – сторонники и оппоненты Сталина – постарались низвести право, которое должно было обретать в новом обществе независимую социальную ценность, до уровня некоего прейскуранта цен, служащего сиюминутным потребностям. Поставив вне закона или по крайней мере в условия неравного для всех закона «классово чуждые элементы», они подорвали право как стержень государственности. И сами стали жертвами произвола и беззакония.

 

Провозглашенный и многократно провозглашаемый  лозунг «Все во имя человека все  для блага человека» оказался формальным и бессодержательным, не только потому, что не удалось обеспечить население бывшим комфортом, но прежде всего потому, что провозглашенные  права и равенство прав не стали  реальными, не утвердился режим подлинной  демократической законности. Но только при соблюдении этого условия  принцип «вся для человека» может  быть реализован на практике. Без подтверждения  законности, без понимания права  как самостоятельной социальной ценности, независимой от сиюминутных  целей, немыслимо утверждение самоценности гражданина.

 

В этом отношении  на рубеже 80-х – 90-х годов России пришлось ломать сложившиеся стереотипы.

 

Вместе с  тем необходимо иметь в виду относительно самостоятельный характер государства, права и закона, а стало быть и законности. Этот относительно самостоятельный характер государственности и права отмечали и классики марксизма. Однако в отечественном правоведении советского периода эта позиция хотя и отмечалась, однако сколько-нибудь подробной разработки не получила. Относительно самостоятельный характер законности и права выражается в том, что любое государство может существовать только в том случае, если оно удерживает в равновесии взаимно противоречивые интересы различных классов или социальных групп и главным средством достижения этого баланса являются законы. Поэтому мы считаем, что законность, также как и законодательство, право и государство хотя в значительной мере и предопределяется экономическими и классовыми условиями существования общества, но, тем не менее сама природа права и государства предопределяет в известной мере относительно самостоятельный, как бы надклассовый характер государства, права и законности, как важнейшей сферы реализации права. Это выражается и в соответствующем правопорядке любого общества, любой общественной формации.

 

Итак, законность представляет собой сложное и  многообразное общественное явление. Наиболее существенные признаки законности следующие:

 

всеобщность требования соблюдать и исполнять  законы государства;

 

осуществление всех государственных, властных функций  исключительно на основе законов  при строгом соблюдении должностными лицами в предусмотренном законодательством  порядке свобод личности, гарантии от необоснованного привлечения  граждан к ответственности или  незаконного лишения благосостояния;

 

решительное пресечение и предупреждение правонарушений откуда бы они ни исходили, обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законности;

 

Приведенные выше признаки законности характеризуют  ее и как принцип поведения  людей, должностных лиц, учреждений, предприятий, организаций, органов  государства и как метод деятельности государства.

 

Суть законности состоит в том, что она должна обеспечивать одинаковые условия для  решений юридический ситуаций.

   15.5. Основные  принципы (требования) законности 

 

Под принципами (требованиями) законности следует  понимать основные, исходные положения  правовой деятельности общества и государства.

 

В современном  отечественном правоведении в качестве принципов законности указывают  следующее:

 

всеобщность требований законности;

 

верховенство  закона;

 

единство (единообразие) законности;

 

гарантированность основных прав и свобод граждан;

 

неотвратимость  наказания за совершенное правонарушение;

 

недопустимость  подмены законности целесообразностью  их противопоставления;

 

связь законности и культуры.

 

Утверждение режима законности предполагает реализацию в общественной и политической жизни  принципа: закон для всех один, перед  законом все равны.

 

Однажды член Верховного суда США высказал коренную, на наш взгляд, мысль для становления  законности: «Права честных людей  могут быть соблюдены лишь в том  случае, если они обеспечены и самым  гнусным и отвратительным личностям».[20] Но принять и осуществить эту правовую аксиому оказывается не так просто.

 

О том, как  сложно в правосознании российского  народа идет утверждение этого принципа, свидетельствуют многочисленные факты  истории и современности.

 

Вот пример из редакционной практики недавнего прошлого.

 

В газету поступила  жалоба из деревни: на приусадебном участке  одной старой женщины председатель колхоза «отрезал сотки по самые  углы». Корреспондент выехал в деревню, все проверил, жалоба подтвердилась: отрезан участок незаконно. Подчеркнем – незаконно. Но какова аргументация в защиту этой женщины? Ее муж был  из первых организаторов колхоза, сама она – участница съезда колхозников-ударников, старший сын погиб смертью  храбрых на фронте. «И у такого человека незаконно отрезали участок!» - воскликнул автор статьи. Его спросили: если бы у этой бабушки муж был бы некогда подкулачником, а сын, допустим, власовцем, тогда бы, при такой ее биографии, можно было бы незаконно отрезать участок? Это смутило обсуждавших рукопись. Да, говорили, участок нельзя урезать и при «такой биографии». Но и выступать в защиту старухи было бы неприлично: «Народ бы нас не понял». Пожалуй, и не понял бы. Пришли бы сотни возмущенных откликов: «Кого под защиту берете, мать власовца?» И газете трудно было бы доказывать, что защищает она не «мать власовца», а законность и правопорядок. Корреспонденцию опубликовали с «сильными» биографическими аргументами. И, хотели того или нет, внушили читателям: возмутительно, когда беззаконно поступают с заслуженными людьми. Читатель неизбежно сам додумает: если человек не заслуженный, с ним, с его правами можно и не считаться… А это и есть отрицание равенства всех перед законом.[21]

 

Характеризуя  правосознание советского гражданина Г.П. Федотов, русский философ в  эмиграции, остро подметил:»…в итоге не будет преувеличением сказать, что вся созданная за 200 лет Империи свободолюбивая формация русской интеллигенции исчезла без остатка. И вот тогда-то под нею проступила московская тоталитарная целина. Новый советский человек не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет Божий из московского царства, слегка приобретя марксистский лоск. Посмотрите на поколение Октября. Их деды жили в крепостном праве, их отцы пороли самих себя в волостных судах. Сами они ходили 9 января к Зимнему дворцу и перенесли весь комплекс врожденных монархических чувств на новых красных вождей.

 

Вглядимся в  черты советского человека, конечно, того, который строит жизнь, не смят под ногами, на дне колхозов и  фабрик, в черте концлагерей. Он очень  крепок, физически и душевно, очень  целен и прост, живет по указке и по заданию, не любит думать и  сомневаться, ценит практический опыт и знания. Он предан власти, которая  подняла его из грязи и сделала  ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он очень честолюбив и  довольно черств к страданиям ближнего – необходимое условие советской карьеры. Но он готов заморить себя за работой, и его высшее честолюбие – отдать свою жизнь за коллектив: партию или Родину, смотря по временам. Не узнаем ли мы во всем этом служилого человека XVI века? (не XVII, когда уже начинается декаданс). Напрашиваются и другие исторические аналогии: служака времен Николая I, но без гуманности христианского и европейского воспитания; сподвижник Петра, но без фанатического западничества, без национального самоотречения. Он ближе к москвичу своим гордым национальным сознанием: его страна единственно православная, единственно социалистическая – первая в мире: третий Рим. Он с презрением смотрит на остальной, т.е. западный мир; не знает его, не любит и боится его».[22]

 

Законность  – строгое соблюдение конституции  и законов, а также изданных в  соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной  власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.[23]

 

Подобное  определение законности логически  вытекает из ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, где говорится об обязанности  соблюдения Конституции и законов  органами местного самоопределения, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

 

Важнейшее направление  осуществления законности – обеспечение  соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам.

 

С этим тесно  связан важный принцип Российской Федерации  – единого экономического и правового  пространства.[24]

 

В Преамбулу  Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) включено положение о необходимости  того, «чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения  того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства к восстанию против тирании и  угнетения…»

 

В Преамбуле  Всеобщей декларации прав человека констатируется, что «пренебрежение и презрение  к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть  человечества».

 

С категориями  законности и правопорядка неразрывно связаны положения о верховенстве федерального права и верховенстве закона.

 

Как отмечают М.В. Баглай и В.А.Туманов, верховенство федерального права – это один из основных принципов федеративного государственного устройства.[25] Согласно этому принципу федеральные законы обладают высшей силой по отношению к законодательству субъектов Федерации, которые должны соответствовать федеральным законам. В случае же противоречия действует федеральный закон.

 

Согласно  Конституции РФ одной из основ  конституционного строя РФ является верховенство ее Конституции и федеральных  законов на всей территории страны (ч. 2 ст. 4).

 

В соответствии с ч. 5 ст. 76 законы и иные нормативные  акты субъектов РФ не могут противоречить  федеральным законам, а при наличии  такого противоречия действует федеральный  закон.

 

Конституции РФ и федеральному законодательству должны соответствовать правовые акты субъектов Федерации, изданные по вопросам их исключительного ведения.

 

Следует подчеркнуть, что верховенство федерального права  обеспечивается и тем, что гражданские, уголовные, финансовые, коллизионные и  другие наиболее важные сферы законодательства в силу ст.71 Конституции РФ отнесены к ведению РФ. Это позволяет  формировать на федеральном уровне основы правовой системы.

 

Провозглашение  рядом конституций и уставов  субъектов Федерации верховенства их законодательства не соответствует  Конституции РФ.

 

Верховенство  права является важнейшим принципом  правового государства.

 

Единство (единообразие) законности состоит в установлении единообразного понимания законов  и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всех граждан, органов и организаций государства  нормативно-правовых актов; единстве юридической  основы законности. Единство законности следует понимать, что все законы государства имеют одинаковую силу на всей его территории. Широко известны слова В.И. Ленина: «Законность не может быть Калужская и Казанская, а должна быть единая всероссийская  и даже единая для всей Федерации  Советских республик».[26]

 

Вместе с  тем следует иметь в виду, что  нельзя не учитывать местных условий. Законность должна гарантировать определенную свободу действий субъектов Федерации, местных органов, способствовать развертыванию  творческой инициативы. Единообразное  понимание законности – есть свидетельство  высокой правовой культуры. Этот принцип  не должен сковывать инициативы субъектов  Федерации, местных органов самоуправления, в пределах полномочий, которыми они  располагают в силу законности.

 

Неотвратимость  наказания за совершение правонарушения состоит в том, что каждое совершенное  правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении подвергнуты  наказанию за содеянное. Ослабление борьбы с правонарушениями имеет опасные последствия. В России тенденция развития преступности вышла на уровень проблемы национальной безопасности. Исследователи проблем преступности отмечают, что ущерб причиненный преступностью вполне сопоставим с жертвами репрессий конца 30-х годов ХХ века. Преступность приобретает все более организованный и агрессивный характер.[27]

 

Предупредительное значение наказания обусловливается  не его жестокостью, а неотвратимостью. Наказание должно быть справедливым. Суд обязан при назначении наказания  учитывать все обстоятельства дела, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наказание – это  не просто мера предупреждения, сочетающее в себе кару и воспитание. Наказание  – это юридический институт и  одновременно социальный институт государства, средство обеспечения законности и  правопорядка. Государство заинтересовано в том, чтобы юридические и  социальные последствия наказания  могли помочь вернуться на правильные пути человеку, вновь стать полезным членом общества.

 

Связь законности и культуры состоит в том, что  уровень законности напрямую зависит  от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц. Связь  законности и культуры приобретает  особую актуальность в период строительства  демократичного, правового государства. Связь законности с культурным строительством проявляется в различных формах и направлениях, начиная с подготовки законопроектов, применения на практике принятых норм права и кончая правовым воспитанием и повышением правосознания населения. Законность служит важным средством развития и охраны завоеваний культуры. По мере повышения культурного уровня населения законность становится все более существенным фактором культурного строительства. Высокая культура образованных и организованных людей является главной предпосылкой строгого проведения в жизнь требований закона. Высокая правовая культура предполагает не только формально хорошее знание норм права но глубокое уважение к законам.

Информация о работе Законность, правопорядок, общественный порядок