Квалифицирующие признаки терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение терроризма как посягательства на общество.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие терроризма;
- Исследовать уголовно-правовую квалификацию терроризма;
- Ознакомится с содействием террористической деятельности;
- Рассмотреть терроризм при отягчающий обстоятельствах;
- Раскрыть отграничение терроризма от смежных составов.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика терроризма 5
1.1. Понятие терроризма 5
1.2. Уголовно-правовая квалификация терроризма 7
1.3. Содействие террористической деятельности 14
2. Квалифицирующие признаки терроризма 17
2.1. Терроризм при отягчающих обстоятельствах 17
2.2. Разграничение терроризма со смежными составами 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Тероризм.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

При применении радиоактивных  веществ (например, полония, прометия, радия) возможно причинение смерти или  вреда здоровью как одного, так  и множества лиц, радиоактивное заражение местности.

Незаконное приобретение либо хищение ядерных материалов или радиоактивных веществ, предшествующее совершению террористического акта, подлежит квалификации по совокупности со ст. ст. 220, 221 УК РФ.

Пунктом "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ установлена ответственность за совершение террористического акта, повлекшего умышленное причинение смерти человеку.

Данная новая редакция закона фактически означает, что совершение убийства при террористическом акте не требует теперь, как ранее, дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ и не образует совокупности преступлений. Согласно действующей редакции ст. 205 УК РФ умышленное причинение смерти человеку (а это состав убийства) охватывается комментируемой частью этой статьи. При таком подходе два умышленных деяния, предусмотренных самостоятельными нормами УК РФ, объединяются в одно. С нашей точки зрения, подобное решение вопроса представляется дискуссионным с позиции учения о составе преступления, но, кроме того, данный подход законодателя, думается, не будет способствовать усилению противодействия преступлениям террористического характера хотя бы потому, что теперь наказание в виде смертной казни (хотя оно и не применяется) не включено в диспозицию ч. 3 ст. 205 УК РФ. В этой связи необходимо отметить наличие определенной парадоксальной ситуации, когда санкция статьи Особенной части УК РФ за убийство при отягчающих обстоятельствах предусматривает наказание в виде смертной казни, а за такое же убийство, имевшее место при совершении террористического акта, и плюс за сам террористический акт такое наказание не предусмотрено.

Статья 205 УК РФ содержит примечание, предусматривающее возможность  освобождения от уголовной ответственности  лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, если оно  своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Это поощрительная норма, направленная на предупреждение и предотвращение террористических актов.

Первое условие освобождения от уголовной ответственности - это  своевременность сообщения о  готовящемся террористическом акте. Данное условие означает то, что  сообщение должно быть сделано заблаговременно, с тем чтобы у органов власти имелось время для принятия соответствующих мер для предотвращения преступления. Следующее условие заключается в предупреждении указанного в законе адресата, т.е. в предупреждении именно органов власти. Формально закон не ограничивает виды органов власти, которые следует предупредить о готовящемся преступлении. Поэтому выполнением данного условия следует считать обращение в любые органы власти. Последние же должны или сами предпринять соответствующие меры, или при отсутствии такой возможности сообщить о преступлении в те органы власти, которые такие меры могут предпринять. В то же время при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности следует учитывать и конкретные обстоятельства осуществления предупреждения. Так, если виновный обращается с предупреждением о готовящемся преступлении в поселковый совет, заведомо зная, что это не приведет к предотвращению преступления, так как сам совет не обладает возможностью предотвратить преступление, а передать информацию в компетентные органы он не в состоянии, поскольку отсутствует связь, такое предупреждение нельзя будет признать своевременным.

Форма и способ предупреждения не имеют правового значения. Оно  может быть сделано письменно  или устно, по телефону, с использованием третьих лиц и т.д. Но в этом аспекте важно то обстоятельство, что виновный должен быть уверен в доставлении сообщения адресату.

И наконец, последнее  условие, установленное рассматриваемой  нормой, - предотвращение акта терроризма. Это условие означает, что предупреждение, сведения, представленные лицом, участвовавшим в подготовке террористического акта, оказались полезными и позволили не допустить совершения указанного акта. Таким образом, предотвращение террористического акта следует понимать не как процесс, а как положительный результат действий лица. В противном случае, если, несмотря на усилия лица, акт терроризма был совершен, речь могла бы идти лишь о смягчении наказания. Освобождение от уголовной ответственности возможно при одновременном наличии и второго условия - в действиях лица не должно быть иного состава преступления.

Иное способствование  предотвращению акта терроризма может  быть выражено в других действиях  или бездействии лица: недоставление  в условленное место взрывного  устройства, передача участникам террористического акта информации о его отмене, разоружение участников террористического акта и т.п.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения  примечания к ст. 205 УК РФ могут быть реализованы в тех случаях, когда  террористический акт готовится  несколькими лицами и одно из них принимает решение об отказе участвовать в совершении преступления. Если же террористический акт готовился одним лицом, освобождение от уголовной ответственности при отказе от преступления может быть осуществлено на основании ст. 31 УК РФ.

2.2. Разграничение терроризма со смежными составами

 

Наиболее сложным представляется разграничение терроризма с убийством лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга или совершенным общеопасным способом (п. «б», «е», ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Представляется, что разграничение составов в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно – в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.9

Как уже отмечалось, при терроризме действия совершаются с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органом власти. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используются как средство достижения таких целей и адресуются обществу в целом.

При убийстве, подпадающем под п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, цель - отомстить за законно осуществляемую служебную или общественную деятельность конкретного человека – жертвы или его близких, либо воспрепятствовать этой законной деятельности. Выбор жертвы при терроризме не определен, т.е. ею может стать любое лицо, в том числе и любое из выполнявших свой служебный или общественный долг (случайная, «невинная» жертва).

Что касается вида вины по отношению к смерти жертвы, то по п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ это может быть прямой или косвенный умысел.

По ч. 2 ст. 205, как установлено в самой статье, к смерти возможна лишь неосторожная вина.

Также сложным представляется разграничение диверсии и терроризма, поскольку по законодательной обрисовке действий (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации (ст. 281 УК РФ)) они почти полностью совпадают.

Однако, если в ст. 281 УК РФ, говорящей об ответственности за диверсию, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к терроризму относятся, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, еще самые разнообразные иные действия. Кроме того, в диспозиции ст. 205 УК РФ предусмотрено не только действие, но и угроза такими действиями.

Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной составляющей которого является материальный ущерб, терроризм же окончен в момент создания опасности общественно опасных последствий.

Целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных объектов, чтобы непосредственно таким путем подорвать мощь государства, терроризм не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное – запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу «достаточно» создания опасности, хотя, как ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности.

Существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при терроризме.10

Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства – общественная безопасность при терроризме (спокойствие, ощущение защищенности населения) и экономическая безопасность России – при диверсии.

Терроризм и другие преступления с признаками терроризирования следует отличать от политических и заказных убийств. Если убийство террористической направленности служит средством создания обстановки страха, напряженности и одновременно способом воздействия на третьих лиц, то политическое или заказное убийство без элементов терроризирования является способом решения каких-либо вопросов самим фактом его совершения; здесь нет необходимости в понуждении кого-то к чему-то, все разрешается в результате самого наступившего последствия.

Оценивая уголовно – правовое значение угрозы для квалификации конкретных действий как терроризма, необходимо видеть различие между угрозой при терроризме и угрозой убийством или причинением тяжких телесных повреждений (ст.119), угрозой или насильственными действиями в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296). Различия можно обнаружить как в характере самих действий, их масштабах, так и особенно в целях поступков.

Более детальное разграничение терроризма со смежными преступлениями возможно на основе изучения признаков соответствующих составов, существующих в уголовном законодательстве, а это, в свою очередь, предъявляет особые требования к вновь вводимому в уголовные кодексы составу терроризма, который в полной мере должен отразить сущностные характеристики терроризма и органически присущие ему составные элементы и не содержать в своей конструкции признаков иных преступлений, уже нашедших закрепление в действующем уголовном законодательстве.

Исследования в этом направлении нередко опираются лишь на национальное уголовное право, которое при сравнении различных нормативных источников между собой, а также с законодательством других государств обнаруживает больше различий, чем сходства, при этом таким категориям, как «терроризм», «террористический акт», «террористическая акция», «преступления террористического характера (террористической направленности)» в различных странах придается далеко не идентичная интерпретация и не одинаковое смысловое наполнение.

Такое положение настоятельно диктует необходимость осмысления новых аспектов проблемы, проведения сравнительного анализа антитеррористического законодательства различных государств и поиска путей к единообразному употреблению указанных категорий в национальных источниках, а также к сближению национальных законодательств. Это особенно важно в современных условиях, когда активно происходит интернационализация преступности, что требует в свою очередь , и интернационализации уголовного права.

Это требует формирования нового научного направления, базирующегося на сравнительно-правовом исследовании антитеррористического законодательства и предлагающего пути и средства по его сближению и унификации.

 

Заключение

 

Структура и направленность функционирования организованных преступных групп, использующих террор для поддержания  своих финансовых основ в той или иной форме, неоднозначны. Считаем, что необходимо выделить следующие формы организованной преступности, использующие терроризм как вид деятельности:

1. Международные террористические  организации, осуществляющие финансирование  терроризма (Аль-Каеда).

2. Транснациональные  организованные преступные группы, осуществляющие террористическую  деятельность на основе незаконных  доходов от наркобизнеса, - наркотерроризм.

3. Локальные организованные  преступные группы, использующие  финансовую "подпитку" для террористической деятельности от иных форм преступной деятельности (торговля людьми, оружием). Например, Исламское движение Узбекистана; Абу-Сайяф - радикальная исламистская группировка, действующая на Филиппинах и в Малайзии.

4. Иные виды организованных преступных групп, опосредованно связанные с финансовыми структурами и террористическими организациями.

Терроризм как разновидность  деятельности организованной преступности существует еще и потому, что реально  проявляет себя организованная преступность. Террористические акты совершают как преступники-одиночки, так и преступные террористические организации. Есть крупные и устойчивые организации, действуют и мелкие криминальные группы. Последние, как и террористы-одиночки, всегда находятся под определенным влиянием "больших боссов". Но в любом случае главным является организация, а потому терроризм всегда есть организованная преступность.

Экстремистские формы  организованной преступности, использующие терроризм как основной вид деятельности, получили весьма широкое распространение. Их активность особенно проявляется в регионах, где сохраняется напряженность, ведутся боевые действия, имеют место кровавые столкновения с проявлениями особой жестокости, захвата заложников, глумления над людьми, наблюдается устойчивый дисбаланс в экономической системе.

Преступления террористического  характера, совершаемые организованными  преступными формированиями, террористическими  организациями, неизбежно склоняют к рассуждениям на тему взаимосвязи  организованной преступности и терроризма. С целью различения организованной преступности на фоне других форм групповой преступности надо обратиться к явлению терроризма. Следует отметить, что многие признаки организованной преступности могут служить определению свойств терроризма. Оба явления характеризуются сложной криминальной активностью, в состав которой входят преступления с применением насилия. Несмотря на некоторые сходства, стоит обратить внимание на различия. Самым важным является целенаправленность действия. При терроризме основной целью чаще выступают политические цели, нежели экономические, или он мотивирован такими целями. Организованная преступность обычно направлена на достижение корыстной цели. Но в некоторых случаях бывает так, что и терроризм ориентирован на достижение корыстной цели, на получение прибыли, также и организованная преступность, которая может быть ориентирована на политические цели. Таким образом, у них могут быть схожими и мотивы посягательств. Например, наиболее опасным проявлением терроризма в республике, где большинство населения подвержено религиозному влиянию, стал так называемый религиозный экстремизм, когда уголовники и террористы, прикрываясь лозунгами борьбы за создание "Исламской Республики Дагестан", а фактически преследуя политические и корыстные цели, стали насаждать на Северном Кавказе чуждую народу идеологию ваххабизма. Следует отметить, что ни религиозный экстремизм, ни исламский терроризм, ни ваххабизм не имеют ничего общего с исламской религией. Многовековой ислам, проповедуемый во всем мире, не приемлет насилия, тем более вооруженного. Под этими терминами понимаются только преступные проявления, прикрываемые религиозными лозунгами.

Информация о работе Квалифицирующие признаки терроризма