Экспертиза отравлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 20:25, реферат

Краткое описание

В случаях отравления для установления причины смерти или связи расстройства здоровья с действием ядовитых веществ проводится судебно-медицинская экспертиза. Категоричность выводов эксперта во многом зависит от собранных следователем данных об обстоятельствах происшествия и характере предполагаемого ядовитого вещества, времени, прошедшего от момента приема яда и наступления смерти, характера оказанной медицинской помощи, правильности изъятия и хранения объектов из трупа, направляемых на судебно-химическое исследование, и др. В одних случаях эксперт приходит к категорическому выводу об отравлении определенным ядом, в других — лишь не исключает возможность отравления определенным ядом или определенной группой ядовитых веществ, сходных по своему воздействию на организм человека (клинические и морфологические проявления).

Содержание

Введение
1.Общие понятия о ядах и отравлениях
1.1 Источники отравлений
1.2 Классификация ядов
2. Течение и исход отравления
Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

судебная медицина Word.doc

— 556.00 Кб (Скачать документ)

Для признания действий виновного истязанием необходимо установить систематический характер таких действий. По мнению Верховного Суда РФ, совершение трех и более преступных действий при истязании следует считать систематическими. Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 21.12.93 г. разъяснил, что неоднократное нанесение легких телесных повреждений или побоев не может рассматриваться как истязание, если по одному или нескольким эпизодам обвинения, дающим право для квалификации действий лица как систематических, истек срок давности для привлечения к уголовной ответственности, либо лицу за эти действия ранее уже были применены меры административного взыскания и постановления о применении этих мер не отменены.

Не рассматривается  как истязание причинение психических  страданий путем унижения систематически человеческого достоинства, оскорблений, угроз. Указанные действия образуют иные составы преступлений против личности (ст.130,ст.119 УК РФ).

Субъективная сторона  преступления выражается в форме  умышленной вины (прямой или косвенный  умысел), при этом лицо сознает, что своими действиями причиняет физические или психические страдания потерпевшему, либо сознательно допускает причинение такого вреда потерпевшему и желает причинить боль. Сознанием виновного должно охватываться не только нанесение побоев или причинение физической боли потерпевшему, но и то, что эта боль носит исключительно сильный характер или, что потерпевший испытывает сильные физические страдания. Мотив и цель преступления могут носить различный характер, мотивом могут быть - ревность, месть и другие. Целью преступления может быть причинение физических, психических травм потерпевшему.

Обязательным признаком  субъективной стороны данного преступления является особая жестокость, безжалостность, бессердечность, бесчеловечность.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.117 УК РФ, признается вменяемое лицо достигшее 16 лет.

 

 

3. Уголовно-правовой анализ истязания

 

3.1 Истязание  и пытка: уголовно-правовой анализ

 

Большую часть всех посягательств  на общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье человека, составляют насильственные преступления, совершаемые с применением физического, а в отдельных случаях и психического насилия. Неслучайно Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации открывает глава 16 "Преступления против жизни и здоровья", в которую помещен состав об ответственности за истязание (ст. 117 УК РФ). Деяния, совершаемые с применением насилия, являются наиболее опасным видом преступной деятельности. "На фоне бытового, ситуативного характера современной насильственной преступности увеличивается доля организованных, заранее приготовленных преступлений, отличающихся особой дерзостью, вооруженностью, изощренностью, жестокостью". В юридической литературе немного уделялось внимания проблемам уголовной ответственности за истязание.

Существующее понятие  этого преступления, на наш взгляд не достаточно полно раскрывает его содержание и не удовлетворяет потребностям законодательной и правоприменительной практики. Такое положение, обуславливает актуальность представленного состава преступления.

В ч. 1 ст. 117 УК РФ, истязание  понимается как причинение физических или психических страданий путем  систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных  в ст.ст. 111,112 УК РФ. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, истязание предполагает, что виновный неоднократно совершает акт побоев, причиняя особые мучения и страдания потерпевшему. Однако, уголовно-правовое понимание истязания не нужно смешивать с обыденным, житейским, согласно которому и сильные нравственные переживания могут входить в его содержание.

Так, п. 51.2 ранее действующих  Правил производства судебно-медицинских  экспертиз от 10 декабря 1996 г. определял  истязание как "причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями (длительное причинение боли щипанием, сечением, причинением множественных, в том числе небольших повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов и другие аналогичные действия)". Аналогичное по содержанию понятие истязания сформулировано в действующих Правилах.

Так, С. И. Ожегов слово "истязать" объясняет как "очень жестоко  мучить (физически или нравственно)".12 Р.Д. Шарапов, под истязанием понимает продолжительное, как правило, силовое воздействие при непосредственном контакте с кожным покровом человека, причиняющее острую физическую боль (щипание, сечение, прижигание, многочисленные поражения электрозарядами, колющими предметами и т.д.), а также воздействие седативными и стимулирующими средствами на нервную систему человека.13 П. Константинов определяет истязание как "умышленное причинение особых физических и (или) психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями или бездействием, если это не повлекло последствий, указанных в ст. ст. 111, 112 УК РФ".14

И. Самолюк пишет, что  истязание состоит в умышленном посягательстве на здоровье путем причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.15 По действующему уголовному законодательству обязательным признаком истязания является "систематичность" нанесения побоев. По мнению А. Д. Тартаковского, "именно систематичность создает необходимую аккумуляцию физических и психических страданий, переходящих в истязания".16 Судебная практика поддерживала позицию о том, что под систематичностью, как необходимом признаке истязания, следует понимать совершение более двух преступных действий, т.е. три и более раза. Однако, в период действия УК РСФСР 1960 года систематические преступления представляли собой случаи множественности общественно опасных деяний, что по мнению автора является оправданным.

Применительно к истязанию  систематичность нанесения побоев означает не просто многократность периодически совершаемых насильственных действий, но их взаимосвязь, внутреннее единство, образующие определенную линию поведения виновного в отношении одной и той же жертвы, при которых последней причиняются не просто физическая боль, но и психические страдания, она унижается, над ней глумятся. Поэтому не всякое насилие, совершенное три раза и более, может квалифицироваться как истязание. Поскольку зачастую истязание состоит из ряда тождественных, однородных действий, охватываемое единым умыслом, то такое деяние следует отнести к разряду продолжаемых преступлений. И. П. Портнов считает, что для истязания характерен небольшой промежуток времени (день, неделя) между эпизодами избиения, когда у потерпевшего еще свежи болевые ощущения, не зажили следы побоев17. В редких случаях, как обращает на это внимание В. Б. Боровиков, "судебная практика признает наличие состава истязания, когда между фактами нанесения потерпевшему побоев существовали более длительные временные отрезки, при условии его внутреннего единства и взаимосвязи".18 Для признания состава преступления должно быть доказано, что все эпизоды связаны внутренним единством, представляют определенную линию поведения преступника, который, действуя с прямым умыслом, преследует цель причинить физические или психические страдания потерпевшему. Н. И. Загородников писал, что "в исключительных случаях, когда и однократное легкое телесное повреждение способно вызвать особо мучительную боль (например, при ожоге), действие может квалифицироваться как истязание".19 Истязание характерно тем, что при физическом воздействии на потерпевшего причиняет ему такие страдания, которые отличаются от однократного нанесения побоев. Поэтому автор полностью поддерживает позицию Н.И. Загородникова о том, что физические и психические страдания можно причинить и в результате какого-либо единичного действия.

Т. Караев20 пишет, что "при систематичности отдельных преступных актов, подчиненных единому замыслу, их будет не менее трех, причем каждый из них должен содержать признаки состава 20 преступления, на которое указано в законе". Применительно к рассматриваемому преступлению это должно быть три состава побоев. Поэтому вполне оправдано мнение Т. Г. Дауровой о том, что неопределенность термина "систематичность", да и вообще его наличие в диспозиции ст. 117 УК РФ является главной причиной ошибок при квалификации данного преступления и основным фактором, способствующим исчезновению истязаний из квалифицированной практики следственных и судебных органов.

По нашему мнению, признак  систематичности из понятия "истязание" следует исключить. Не имеет значения один, два или три раза причинялись побои потерпевшему, а важно, что данные действия сопровождались с целью причинения длительных физических или психических страданий потерпевшему. Это облегчит правоприменительную деятельность сотрудников и предупредит возможность искусственно подвести действия виновного под истязание. Исключение систематичности позволит квалифицировать побои (ст.116 УК РФ) по совокупности преступлений. Подобная позиция, в свете ранее действующей ст. 113 УК РСФСР, поддерживалась И. П. Портновым. Мы считаем, что признаком истязания, носящего единовременный характер и представляющего непрерывный процесс, является значительная длительность преступных действий, а не совокупность разорванных во времени эпизодов. В случае, если причинение страданий имело место в течение короткого промежутка времени, оно не могло бы считаться истязанием, так как страдания потерпевшего вследствие их кратковременности не были бы достаточно серьезными.

Из содержания ст. 117 УК РФ следует, что истязание может быть совершено не только путем систематического нанесения побоев, но и иными насильственными действиями, содержание которых в уголовном законе не раскрывается. В уголовно-правовой литературе к иным насильственным действиям относят длительное причинение боли щипанием, сечением, нанесением множественных, в том числе небольших, повреждений, другие аналогичные действия. Под насильственными действиями в смысле ст. 117 УК РФ, П. Константинов понимает не только применение физической силы к другому человеку (путем мускульной силы, каких-либо предметов, животных), но и воздействие на внутренние органы потерпевшего при даче, например, различного рода лекарств, наркотиков и других веществ, вызывающих у потерпевшего физические и психические страдания. Для наличия состава истязание, необходимо, чтобы такие препараты вводились с целью причинения потерпевшему особых мучений и страданий. А. Д. Тартаковский под иными насильственными действиями рассматривает и способы психического насилия.

Приведенные точки зрения вызывают научный интерес, однако, мы считаем, в понятии "истязание" необходимо отказаться не только от признака систематичности, но и от указанных в законе способов воздействия, и обобщить их словосочетанием "...насильственных действий или бездействий, ..." что позволит более четко понимать содержание закона и облегчит его применение. Противоправные действия виновного, исходя из диспозиции статьи, должны сопровождаться только физическим насилием, которые являются следствием физических и психических страданий. Существует множество точек зрения по поводу понимания страданий и его видов, однако они носят разносторонний характер, поскольку эти последствия физического насилия напрямую зависят от способа истязания. Физические и психические страдания могут быть причинены и при нанесении побоев, но в таком случае они носят единовременный характер и продолжаются недолго. Поэтому для квалификации деяния по ст. 117 УК РФ необходимо условие, согласно которому физические и психические страдания должны носить исключительно длительный характер, что является оценочным понятием, находящимся во взаимосвязи с качественным содержанием деяния, когда потерпевший постоянно, беспрерывно испытывает тревогу и страх перед виновным, а возможно и физическую боль. При истязании преступник не позволяет жертве расслабиться, постоянно держит ее в напряжении либо физическим, либо психическим насилием или издевательством. Об истязании могут свидетельствовать и такие действия, когда виновный причиняет физическую боль или наносит удары в тех местах, где они наносились ранее, вследствие чего потерпевший испытывает особые мучения.

Обусловливает необходимость  включение в диспозицию ст. 117 УК РФ такого признака субъективной стороны, как цель причинения физических и  психических страданий, а так же признака объективной стороны материального по конструкции состава - наличие последствий в виде легкого вреда здоровью. Это позволит правильно применять правила квалификации с учетом особенностей Общей части УК РФ. Так, например, в случае отсутствия возможности доказать цель, указанную в диспозиции, содеянное будет квалифицироваться по ст. 116 УК РФ - побои, в соответствии с требованиями ст. 17 УК РФ, т.е. по совокупности преступлений, а в случае не наступления последствий в виде легкого вреда здоровью следует квалифицировать истязание как неоконченное преступление с учетом требований ст.ст.29,30 УК РФ.

Таким образом, нами сформулировано новое понятие "истязание", которое  предлагается и для изменения  диспозиции ч.1 ст. 117 УК РФ и по нашему мнению должно облегчить правоприменительную практику:

"Истязание, то есть  совершение умышленных насильственных  действий или бездействий с  целью причинения физических  и психических страданий потерпевшему, а равно причинившие такие  страдания длительного характера и повлекшие последствия, указанные в ст. 115 УК РФ, но не повлекшие последствия, указанные в ст. ст. 111, 112 настоящего Кодекса, - наказывается...".

Пытка — причинение мучений с целью получения информации либо показаний. Пытка является разновидностью истязаний. Истязание есть любая процедура, причиняющая человеку мучения и боль, независимо от обстоятельств и целей, независимо от того, заканчивается ли наказание этой процедурой или за ней следует лишение человека жизни

Статья 21 Конституции Российской Федерации прямо запрещает пытки: « 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.»21

Российская Федерация  РФ является участником вышеуказанной  Конвенции 1984 г., однако не все её положения  должным образом нашли своё отражение в российской правовой системе.

В частности, не было воспринято общепризнанное международно-правовое определение пыток. Вместо этого, с 2003 г. в законодательстве РФ появилось  собственное определение понятия  «пытка». Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. к ст. 117 УК РФ «Истязание» добавлено примечание, согласно которому под пыткой в данной и других статьях УК РФ понимается «причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях».

Информация о работе Экспертиза отравлений