История головного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:28, доклад

Краткое описание

Причины преступности - такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. Причины и условия преступности в разных источниках называются по-разному (детерминанты, факторы и пр.).
Под причинами преступности понимаются социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность и преступления как следствие своего действия. Это базовый, основный

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 ПОНЯТИЕ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ.docx

— 62.99 Кб (Скачать документ)

Противоречия между групповыми интересами внутри общества – реальность, которую игнорировать нельзя. Конечно, вовсе не всегда эти конфликты  рождают преступность, но наиболее острые формы их – безусловно. Причем нередко ненависть одних слоев  населения к другим разжигается  искусственно, например с помощью средств массовой информации. Лозунги типа: “Бей коммунистов!”, как и бездумные призывы к расправам с буржуями (действительными или мнимыми) или с кулаками, как было в конце 20-х гг., и т. п., которые привели страну к столь печальным последствиям, будоражили общество. Социальный климат в обществе, разогретый подобными призывами, приводит к неустойчивому, конфликтному положению между различными социальными слоями и неизбежно ведет к преступлениям.

Нельзя при этом игнорировать неприязнь одних слоев общества к другим, например, по поводу большей  заработной платы, наличия дач или  больших квартир, возможностей ездить за рубеж и т. д. Людям веками вбивали  в головы идеи равенства (вбивают, вопреки  тому, что происходит в обществе и сейчас), хотя абсолютного равенства  нет и быть не может. Но следует добиваться в обществе наиболее полного соблюдения принципа социальной справедливости и обеспечения нормального, обеспеченного в правовом отношении существования людей.

Вот почему, когда подростки  совершали акты вандализма (и кражи) из дач, скажем, представителей творческой интеллигенции, они говорили, что  грабят советских буржуев, а когда  воры очищают квартиры торговых работников (или отъезжающих за границу), они  говорят, что восстанавливают социальную справедливость, ибо крадут у тех, кто сам обкрадывает государство  и людей. Так или иначе, но эти  действия (как и их объяснение) приоткрывают нам завесу (причины) конфликтов между  различными социальными группами и  причины многих проявлений преступности. Кстати, и характер совершаемых преступлений, и их мотивация также проистекают  из принадлежности лиц, совершивших  преступления, к той или иной социальной группе. Выявлена одна общая криминологическая  закономерность: чем ниже уровень  культуры, воспитанности и образованности преступников, тем грубее по характеру  и примитивнее по мотивации совершаемое  ими преступление. Чем выше образование, социальный статус преступника, тем  изощреннее способы совершения преступлений, хотя, в конечном счете, они столь  же, если не более, опасны, чем все  другие виды преступности либо преступлений. При всем этом преступность, как  проявление групповых конфликтов в  обществе, есть реальность.

Низшим звеном в причинах преступности, определяемых социальным бытием человека, являются межличностные  отношения (конфликты) – в семьях, между близкими и знакомыми, наконец, случайно возникающие на почве конкретной ситуации, когда сталкиваются между  собой интересы людей, не нашедших иного  способа разрешения конфликта, кроме  как через преступление.

Статистика показывает, что  такой вид преступности, как насильственная, есть в значительной части следствие  межличностных столкновений.

Первая и основная ячейка социального бытия человека –  семья. В этой ячейке – сила и  слабость государства. Благополучие и  социально полезная деятельность семьи  в значительной степени зависит  от экономических, материальных условий. Обеспеченность или необеспеченность семьи, особенно положение главы  ее – мужа, определяет в большинстве  случаев нравственную и социальную ситуацию в ней. В то же время климат в семье определяют не только материальные условия, но и степень социальной воспитанности ее членов, нравственные установки. Не секрет, что немало конфликтов и преступлений происходит и совершается  там, где процветают склоки, клевета, анонимки, подсиживание, карьеризм, что  в значительной части случаев  есть не что иное, как выражение  психологической несовместимости  людей.

В недалеком прошлом в  советской криминологии в качестве положительного фактора отмечалось, например, то, что, в отличие от большинства  стран Запада, где убийства совершаются  в значительной части в результате действий террористов, гангстеров, на улицах и в общественных местах, с применением огнестрельного оружия и т. д., в нашей стране подавляющее  большинство убийств – результат  бытовых конфликтов (муж – жену, жена – мужа, любовник – сожительницу и т. п.). Вряд ли, однако, это можно считать большим достижением, ибо то, что называется бытом, есть не что иное, как деморализация микросоциальных отношений, показатель существующего в обществе неуважения людей друг к другу, в том числе людей близких, социальной невоспитанности и низкой культуры населения. А если к этому прибавить широкие масштабы хулиганства – преступления весьма специфического и более всего присущего нашей стране, в комплексе причин которого нередко лежат те же “бытовые” мотивы или неприязнь (оборотная сторона психологической несовместимости) людей друг к другу (“Мне не понравилось, как он на меня посмотрел!”), то становится очевидным, что подобная ситуация в качестве криминологически положительной оцениваться не может. Но теперь появился и терроризм.

Межличностные конфликты, возникающие  на почве неудовлетворительного  социального бытия человека и  отношений, складывающихся вследствие этого, опасны тем, что возникают  либо неожиданно, но как результат  “накопления” недовольства в течение  длительного периода времени  и потому трудно распознаваемы и  тем более предупреждаемы, либо начинаются практически с первых дней совместной жизни и с каждым последующим  днем (периодом) становятся все более  невыносимыми, приводя, в конечном счете, к взрыву, преступлению. В последнем случае вмешательство общественности или правоохранительных органов нередко не предотвращает печальных последствий, но даже ускоряет их наступление (что, конечно, не означает, что в подобных ситуациях в них не следует вмешиваться, – здесь равно может быть успех или печальный исход). Сугубо личностное восприятие человеком социальной жизни, как на макро-, так и на микроуровнях, создает дополнительные трудности для выяснения влияния социальных условий на поведение его, в том числе преступное. То, что мы называем стрессами (и что вовсе не всегда означает наличия психической болезни), возникает, как правило, именно на почве неудовлетворенности социальным бытием. Очевидно одно: микросоциальные и межличностные конфликты есть выражение негативного течения социальной жизни людей, и именно в ней и в этих конфликтах коренятся причины значительного процента преступности в общей ее массе. Надо иметь в виду, что социальные конфликты весьма многообразны и подавляющее большинство их может выявляться в процессе практической деятельности как обществом и его социальными ячейками на разном уровне, так и правоохранительными органами, в первую очередь милицией и следствием. Однако меры предупреждения преступлений в подобных случаях должны по преимуществу носить общесоциальный характер.

6. Политические интересы и преступность

Стоит отметить, что после  распада СССР именно идеологические просчеты особенно болезненно отразились на молодежи. Отдельные ее слои оказались  подвержены чрезмерному влиянию  западной субкультуры, нередко проповедующей  жестокость, насилие, сексуальную распущенность  и социальный пессимизм. Здесь важно  учитывать очень существенную закономерность: образующийся в обществе духовный вакуум всегда заполняется чем-то иным, и  не всегда общественно полезным содержанием. Например, с утратой влияния на молодежь комсомольской организации  сразу же появились неформальные молодежные объединения типа «металлистов», «панков», «люберов», «фанатов», «рокеров» и т.д. Сами по себе эти молодежные формирования в их изначальном смысле не являются криминальными. Они образовывались на основе общих интересов и стремлений. По мере того как их ряды пополнялись неустойчивыми в нравственном отношении лицами, а иногда и антиобщественными элементами, возросла их общественная опасность. Известно, что отдельные представители этих движений стали активно использоваться в качестве рэкетиров, а также для физической расправы с намеченными жертвами.

Таким образом, недостатки в  идеологической, духовной сфере жизни  общества породили целый ряд криминогенных  социально-психологических факторов. К их числу относятся:

 утрата значительной  частью населения общепризнанных  человеческих идеалов в сфере  социального общежития; 

 низкий уровень солидарности  населения с уголовным законодательством,  его правовой нигилизм;

 утрата доверия к  правоохранительным органам; 

 этническая, религиозная  нетерпимость;

 пьянство, наркотизм, проституция;

 «криминализация» значительной  части населения, распространение  криминальной субкультуры.

Противоречия развития общества, наряду с вышеуказанными основными  сферами своей жизнедеятельности, проявляются и в организации борьбы с преступностью, в правовом, техническом ее обеспечении, порождая соответствующие криминологические факторы.

Так, недостатками организационной  деятельности являются:

 перегрузка системы  уголовной юстиции; 

 неполнота регистрации  и низкий уровень раскрываемости  преступлений;

 несоответствие системы  мер борьбы с преступностью  ее целям; противоречия в компетенции  правоохранительных органов; 

 отсутствие системы  криминологической экспертизы законодательства; низкий профессиональный уровень  многих сотрудников правоохранительных  органов; 

 низкий уровень их  материально-технической обеспеченности  транспортными средствами, средствами  защиты, электронного наблюдения  за преступниками и т.п.

К числу правовых факторов, имеющих криминогенное значение, можно отнести:

 известную аномию (бездействие)  закона;

 нестабильность и неопределенность  законодательства;

 проблемы уголовно-правовой  оценки общественно опасных деяний, а также уголовно-процессуального  законодательства;

 дефицитность официального  толкования этого законодательства; распространенность сферы действия  «теневой юстиции».

Особое криминогенное  значение имеет и недостаточная  эффективность профилактической работы правоохранительных органов. Профилактика правонарушений и преступлений давно  уже признается основным направлением в борьбе с преступностью. Тем  не менее эта деятельность требует серьезного ресурсного обеспечения, в первую очередь высокопрофессиональными кадрами, материальными и финансовыми средствами, специальной технической оснащенности и социально-правовой защиты. В последнее время в этом направлении предприняты значительные меры, но коренные изменения пока не наступили. Делаются попытки выйти из положения за счет средств из местных бюджетов и отчислений крупных предприятий. Однако, как известно, их возможности в этом отношении весьма ограниченны.

Ране мы отмечали, что  взаимодействие общества и преступности - процесс двусторонний. Преступность не только испытывает позитивное воздействие  общества, но и сама негативно влияет на общественные отношения и характер их развития. Она, в частности, чутко  и оперативно реагирует на изменение  социальных факторов и особенно на диспропорции в их развитии.

7. Нравственное состояние общества и преступность

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что смена «курса»  развития нашего общества не имела  должного морально-нравственного обоснования. С распадом СССР советская система  морально-нравственных ценностей была сломана и отброшена как непригодная  для обеспечения приоритета прав и свобод гражданина над интересами общества и государства, но и новая  создана не была. Имеются лишь робкие попытки формирования ее отдельных  элементов. В условиях радикального раскола общества[1] делать это исключительно сложно, да и времени уйдет много. Нельзя же всерьез принимать за новые морально-нравственные ценности широко ныне культивируемые средствами массовой информации жестокость, насилие, разнузданный секс, игнорирование общественных норм поведения (в том числе и правовых), стяжательство и обогащение любыми средствами. Совершенно очевидно, что подобные свойства личности гражданина не способствуют становлению его в качестве законопослушного, добропорядочного и полезного члена общества.

Поэтому следует приветствовать любые шаги, направленные на формирование гражданского общества, установление в нем если не согласия, то хотя бы примирения разных слоев населения, терпимости к различию мнений, взглядов, религиозной и политической ориентации. И обязательно нужна координирующая роль государства по формированию системы морально-нравственных ценностей (как это, например, недавно было сделано в отношении патриотического воспитания (в частности формирование молодежных движений «Молодая Гвардия», «Наши» и т.п.) и противодействию попыткам подрыва нравственных устоев российского общества, особенно молодежи. Говоря о подрыве устоев молодежи небезынтересен по нашему мнению пример, каким образом осуществляется насаждение полового воспитания в современной системе образования в противовес духовному воспитанию нашей молодежи, до недавнего времени сама подготовка верующих учителей способных преподавать в школе «Слово Божье» считалось «подрывом государственных устоев»[2]. Так же и патриотическое воспитание не всегда встречает поддержку в обществе. Особенно наглядно это проявилось в оценке рядом средств массовой информации. Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2001 года № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» как ненужного, вредного, препятствующего формированию некоего гражданина мира (в чем наиболее ярко проявляется космополитизм). По существу, такая позиция выражает содержание высказываний ряда известных в России политиков и правозащитников о том, что патриотизм - последнее прибежище негодяев.[3] Подобное противостояние подходов (и не только по проблемам морально-нравственного характера) в современном российском обществе наблюдается постоянно. Особенно это заметно на противостояниях общественно политических институтов и партий в период предвыборной агитации, все мы помним аресты лидеров молодежных движений националистского толка, захваты государственных учереждений и зданий активистами молодежных реакционных движений. Все это не может не отражаться и на состоянии правопорядка, готовности населения его поддерживать, соблюдать и укреплять.

В связи с этим вопросы  нравственности в нашем обществе приобретают одно из ключевых и важных элементов в борьбе с преступностью. Отсутствие должной направленности в воспитании нравственных ценностей  будет способствовать дальнейшему  росту преступности.

8 Самодетерминация преступности

Как отмечалось ранее, причины  преступности являются фундаментальной  и самой острой проблемой науки  криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики.

Информация о работе История головного права