Исследование материалов по квалификации убийства в состоянии аффекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью при написании данной курсовой работы явилось исследование материалов по квалификации убийства в состоянии аффекта.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
дано понятие аффекта;
раскрыт состав преступления, совершенного в состоянии аффекта;
определены проблемы квалификации преступления, совершенного в состоянии аффекта.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Возможность преодолеть аффект в начальной стадии еще не говорит о том, что его можно подавить на вершине его развития, как раз в то время, когда совершаются аффективные действия. Возможно, первоначально эти действия носят целенаправленный характер; но затем в процессе развития аффекта, они в значительной степени утрачивают это свое качество. Неверно было бы говорить и о полной потере произвольности действий, совершенных в состоянии аффекта. Действия эти, вырываются у человека в виде автоматической разрядки возникшего аффективного напряжения при уменьшенном сознательной контроле и волевой регуляции. Поэтому аффективные действия носят в целом импульсивный характер, отличительной особенностью которых является сравнительно малая степень их осознанности.

В состоянии аффекта  виновный способен преодолеть значительные препятствия к достижению преступной цели, хватает предметы, которые попадаются ему под руку, если таковых нет, пускает в ход руки и ноги, наносит множество беспорядочных ударов в разные части тела, готов задушить “обидчика” “голыми руками” или в бессильной злобе кусает его.

Таким образом, совершить  убийство в состоянии аффекта  можно только путем активных противоправных действий. Такие действия обычно носят  импульсивный, беспорядочный характер, т.е. во многом определяются эмоциями лица, их совершающего, а также нередко совершаются с особой жестокостью, что является отражением необычайно сильного возбуждения и крайнего озлобления лица в таком состоянии.

Преступные действия лица порождают преступный результат  —следующее звено в объективной  стороне преступления.

Преступным результатом  при совершении убийства в состоянии  аффекта является смерть человека. В данном случае объектом посягательства является не только жизнь человека как биологическая основа его  существования, но и общественные отношения, с которыми человек был связан при жизни. Поэтому уголовный закон охраняет человеческую жизнь, не только как биологическое явление (от природы данное человеку благо), но и как общественную ценность.

Из всех вредных последствий, причиняемых посягательством на жизнь человека, только одно, а именно наступление смерти человека, является элементом объективной стороны убийства. Такое последствие имеет материальную природу, оно предельно точно и определенно — смерть потерпевшего. Ненаступление такого последствия исключает признание убийства оконченным.

Третий обязательный признак объективной стороны  убийства — это причинная связь  между преступными действиями и  наступившим общественно опасным  последствием.6

При совершении убийства в состоянии аффекта, неправомерные (аморальные) действия (бездействие) потерпевшего являются необходимым условием возникновения аффекта у виновного. Это означает, что при тех фактических обстоятельствах, которые имели место в действительности, такое условие было необходимо для наступления соответствующего результата, без него этот результат не наступил бы.

Состояние аффекта и  последующие действия виновного  являются ответной реакцией на неправомерное  поведение потерпевшего. Именно поэтому  последнее является необходимой  причиной для возникновения у  преступника аффекта, под действием которого он совершает преступное посягательство на жизнь другого лица, т.е. потерпевшего. Не будет противоправных действий (или бездействия) у потерпевшего в отношении виновного или его близких, не будет и аффекта, а значит и не будет преступных действий виновного, которые совершаются им под влиянием последнего.

Таким образом, в рассматриваемом  преступлении только неправомерные  действия (бездействие) потерпевшего являются необходимой причиной для возникновения  состояния аффекта, а не какие-то другие действия или явления окружающей действительности.

Однако возникает вопрос любые ли действия (бездействие) потерпевшего могут вызвать состояние аффекта  у виновного, как конструктивного  элемента состава преступления, предусмотренного ст. 107 УК РФ. Ответ на этот вопрос содержится в самом уголовном законе, который говорит только о противоправных или аморальных действиях (бездействии) потерпевшего. Из этого вытекает, что если потерпевший совершает в отношении виновного или его близких вполне правомерные (или не аморальные) действия (бездействие), то говорить в таких случаях о состоянии аффекта как элемента именно “специального” состава преступления (ст.107 УК РФ) не приходится.

Действия виновного, в  таких случаях, следует квалифицировать как убийство без смягчающих обстоятельств, к которым принято относить убийство в состоянии аффекта.

Состояние аффекта у  виновного может быть вызвано  не только противоправным (аморальным) поведением потерпевшего, но может  возникнуть из-за индифферентных действий последнего. Например, отец, на глазах у которого погиб сын в результате наезда на него автомобиля, в состоянии аффекта убивает водителя этого автомобиля, хотя последний правил дородного движения не нарушал, т.е. вел себя правомерно. Даже если отец совершает преступление в этом случае под воздействием аффективного состояния, но это состояние у него было вызвано не теми действиями потерпевшего, какие требует закон, а именно они должны носить противоправный или аморальный характер, действия отца ребенка в отношении водителя должны квалифицироваться как убийство без смягчающих обстоятельств, т.е. не по ст. 107 УК РФ.

Именно поэтому Уголовный  Кодекс и закрепил в качестве необходимого условия возникновения аффекта  только неправомерное и аморальное поведение потерпевшего. Только такое поведение потерпевшего может вызвать состояние аффекта в качестве элемента состава преступления, предусмотренного ст. 107 Уголовного Кодекса РФ. В противном случае ст. 107 УК РФ не подлежит применению.

В качестве основного  и непосредственного повода для возникновения аффекта, закон указывает на насилие со стороны потерпевшего Насилие — самая распространенная причина, инициирующая аффект у виновного. Анализ судебной практики показал, что оно имело место в 70% случаев совершения убийства в состоянии аффекта.

В большинстве своем  насилие со стороны потерпевшего носит характер физического воздействия  на виновного (физическое насилие). Под  таким насилием следует понимать нанесение ударов, побои, истязание, причинение вреда здоровью разной степени тяжести, насильственное ограничение свободы, изнасилование. Однако может быть применена и психическая форма насилия, под которой понимается угроза причинить вред здоровью и жизни.

Состояние аффекта у  виновного может быть вызвано  издевательством со стороны потерпевшего. Издевательство подразумевает злую насмешку, глумление над виновным. В отличие от тяжкого оскорбления, которое всегда выражается в неприличной форме, издевательство может осуществляться в пристойном виде, хотя по своему содержанию является столь же циничным и оскорбительным, глубоко ранящим психику человека. Таковы, например, насмешки над физическими недостатками человека или другой его ущербностью. Издевательство может быть растянутым во времени.

Под тяжким оскорблением, которое может вызвать состояние аффекта, понимается глубокое, циничное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Вопрос о том, какое оскорбление считать тяжким — это вопрос факта, решаемый в каждом отдельном случае с учетом всех конкретных обстоятельств дела. Таково, например, оскорбление родственных, национальных, религиозных чувств. При оценке тяжести оскорбления учитываются и индивидуальные особенности виновного (болезненное физическое или душевное состояние, беременность и т.п.).

Под иными противоправными действиями (бездействием) потерпевшего следует понимать такие поведенческие акты, которые хотя и не являются насилием, издевательством и оскорблением, но вместе с тем характеризуются грубым нарушением прав и законных интересов виновного. Это может быть дерзкое самоуправство, причинение вреда здоровью не в результате насилия, шантаж, клевета, повреждение или уничтожение имущества, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, невозвращение крупной суммы долга и др.

Под аморальными действиями (бездействием) потерпевшего понимается противоречащие нормам морали поступки, которые могут оказаться поводом  для возникновения аффекта. Например, очевидный факт супружеской измены.

Противоправным в отношении  виновного или его близких может быть не только действие потерпевшего, но и бездействие. Это обстоятельство отражено в новом Уголовном Кодексе РФ, чего ранее в УК РСФСР не было. Хотя в практике чаще встречаются случаи возникновения аффекта вследствие именно противоправных действий потерпевшего, таких как насилие, издевательство, тяжкое оскорбление. Однако отрицать факт возможности возникновения аффекта из-за бездействия потерпевшего было бы неверным. Например, практике известен такой случай, когда отказ медицинского работника оказать необходимую медицинскую помощь вызвал у виновного состояние аффекта, под влиянием которого он совершил убийство первого. Однако, надо отметить, что как и действие потерпевшего, бездействие должно носить противоправный (или аморальный) характер.

Новый Уголовный Кодекс РФ не указал по какой-то причине на то, что противоправное поведение  потерпевшего, которое может вызвать  состояние аффекта, может быть направлено не только в отношении самого виновного, совершающего убийство, но и в отношении  других людей. Ранее Уголовный Кодекс РСФСР в качестве последних определял “близких” виновного. И хотя в настоящем (действующем) УК такое положение не закреплено, думается что практика пойдет по тому же пути, т.е. будет признавать поводом возникновения аффекта противоправное поведение потерпевшего в отношении самого виновного и его близких.

Ныне действующий закон  ничего не говорит также и о  последствиях для виновного или  его близких от противоправного  поведения потерпевшего. Хотя ранее  УК РСФСР говорил о том, что такое поведение должно повлечь наступление или создавать реальную угрозу наступления тяжких последствий для виновного или его близких.

Отсутствие такого положения  в законе может говорить о том, что либо такие последствия могут  быть любыми (а не только тяжкими по своему характеру), либо их может не быть вообще. Другими словами, для применения ст.107 УК РФ в настоящее время не имеет юридического значения, наступило ли какое-либо последствие для виновного или его близких, или таковое не наступило вообще (хотя последний вариант на практике встречается довольно редко, т.к. любое противоправное действие или бездействие потерпевшего, в принципе, всегда влечет за собой если не физическое, то нравственное страдание виновного или его близких).

Показательно, что в качестве орудия или средства преступного посягательства, как правило, используются предметы, специально не предназначенные для причинения смерти, преимущественно предметы бытового назначения, а именно: ножи (применялись в 35% случаев, из них: перочинный — 18%, столовый — 11%. сапожный — в 4%. консервный — в 2 % случаев, шило — в 2% случаев) охотничье ружье — в 2% случаев, а также такие предметы, как топор, отвертка, камень, палка, галстук, брючный ремень, разного рода металлические предметы. Такие данные свидетельствуют о том, что способ посягательства и характер применяемых виновным орудий и средств совершения убийства являются обстоятельствами, характеризующими наряду с другими объективными признаками психическое состояние виновного и исполняющими роль своеобразных доказательств аффекта.

 

2.3. Субъективная  сторона преступления.

ление аффект

Как на объективную сторону  исследуемого убийства, аффект накладывает  свой отпечаток и на его субъективную сторону. Аффект в рассматриваемых  случаях определяет содержание, характер и другие особенности субъективной стороны преступления в целом, а также таких ее составных элементов, как мотив, цель и умысел.

Умысел на убийство весьма тесно связан с состоянием аффекта, что дало основание именовать  такой умысел в теории уголовного права “аффектированным”. Последний возникает в состоянии аффекта, а значит, и внезапно, как и само это состояние, и должен быть реализован незамедлительно — не обязательно “немедленно” или “сейчас же”, но важно, чтобы еще в состоянии аффекта, до его окончания. Таким образом, состояние аффекта должно сопровождать как формирование, так и реализацию преступного умысла. Формирование мотива и умысла на совершение преступления протекает всегда, непредвиденно и быстро, хотя и не так стремительно, как возникает аффект, но непременно вслед за неправомерным (или аморальным) поведением потерпевшего и непосредственно под влиянием возникшего аффекта. Отличительной особенностью аффектированного умысла является то, что он возникает под непрерывным, все возрастающим до критической точки переживания давлением эмоций и в этом смысле носит вынужденный характер. Своеобразно изменяя сознание и преломляя волю виновного лица, аффект “понуждает” его решать и поступать неадекватно воздействию внешнего повода и другим условиям конфликтной ситуации.

По поводу особой природы  умысла, возникающего непосредственно под воздействием аффекта в теории уголовного права особых разночтений и позиций нет. Положение о том, что рассматриваемое убийство совершается с аффектированным умыслом, является в литературе общепризнанным. Однако вопрос о том, какой вид умысла характерен для аффектированного убийства, остается в уголовно-правовой литературе до сих пор неразрешенным, поскольку мнения ученых по этому вопросу разнообразны и каждая позиция достаточно аргументирована с точки зрения психологии.

Несмотря на разнообразие мнений на вопрос о том, с прямым или косвенным умыслом совершается аффектированное убийство, все позиции по данному вопросу можно разделить на четыре основных направления.

Авторы первой точки  зрения утверждают, что убийство в  состоянии аффекта может быть совершено только с прямым аффектированным умыслом. К ним, среди прочих ученых, относится Б.В. Сидоров, который говорит, что “виновный, находясь в состоянии аффекта, сознает общественную опасность деяния, прилагая определенное волевое усилие для выполнения каких-то преступных действий, не только предвидит, но и желает причинить потерпевшему вред. Иначе трудно объяснить поведение лица, совершающего преступление в состоянии аффекта. Суть, однако, в том, что этот вред не всегда конкретизируется относительно конечного результата посягательства на жизнь или здоровье потерпевшего”. Сидоров считает, что в таких случаях аффектированный умысел имеет признаки прямого, неопределенного или неконкретизированного умысла.

Информация о работе Исследование материалов по квалификации убийства в состоянии аффекта