Бандитизм. Проблемы квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является изучение бандитизма, проблемы его квалификации.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
Изучение характеристики бандитизма по действующему уголовному законодательству.
Выявление бандитизма и смежных составов преступлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Характеристика бандитизма по действующему уголовному законодательству……………………………………………………………….…5
1.1. Определение бандитизма в УК РФ…………………………………5
1.2. Субъект и субъективная сторона преступления…………………....10

Глава 2. Бандитизм и смежные составы преступлений………………...14
2.1. Разграничение бандитизма и разбоя………………………………...14
2.2. Организация преступного сообщества……………………………...18

Глава 3. Превентивные меры по регулированию бандитизма…………22
3.1. Профилактика бандитизма…………………………………………..22
3.2. Меры борьбы с бандитизмом………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…

Прикрепленные файлы: 1 файл

Бантитизм. Проблемы квалификации. 03.2014.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Мотивы самые разнообразные. Чаще всего корысть. Обязательным признаком состава является специальная цель: нападение на организации и граждан.

Субъект преступления общий - лицо, достигшее 16 лет. Если в банде принимает участие лицо от 14 до 16-летнего возраста, оно несет ответственность за убийства, хищения, изнасилования, уничтожение имущества.

Квалифицированный вид бандитизма предусмотрен ч. 3 ст. 209 УК РФ. Ответственность по этой части статьи несет специальный субъект, а именно лицо, использующее свое служебное положение.

Особую опасность представляют случаи, когда в банде участвуют работники милиции или охранных служб, имеющих табельное оружие на законных основаниях. Используя форменную одежду и служебные удостоверения, эти лица облегчают совершение преступления, вводят в заблуждение потерпевших, которые не оказывают сопротивления.

Служебное положение могут использовать и работники банков, коммерческих предприятий, которые разрабатывают план нападения, информируют других членов банды о системе сигнализации и охраны, месте расположения ценностей, режиме работы с деньгами и иным способом обеспечивают успешное совершение бандитского нападения.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 указанного постановления разъяснил, что «под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п.».12

За создание банды, руководство ею и участие в ней, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, закон устанавливает особо строгое наказание - лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.

Важное значение для практики имеет решение вопроса о квалификации бандитизма по совокупности с другими составами преступления.

Был период, когда теоретически обосновывалось, что состав бандитизма охватывает совершение любых преступлений и причинение любого вреда, в том числе и убийства, и поэтому квалификация по совокупности не требуется. Такое мнение было поддержано и Верховным Судом СССР. Однако эта позиция вступала в противоречие с принципом индивидуализации ответственности наказания. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.01.1999 №1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» указал, что совершение умышленного убийства при бандитском нападении должно квалифицироваться по совокупности как бандитизм и умышленное убийство.13

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 года «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» дано следующее разъяснение: «Судам следует иметь в виду, что ст. 209 УК РФ, устанавливающая ответственность за создание банды, руководство и участие в ней или в совершаемых ею нападениях, не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем в этих случаях следует руководствоваться положениями ст. 17 УК РФ, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бандитизм и смежные составы преступлений

 

2.1 Разграничение бандитизма и разбоя

 

В теории уголовного права и в судебно-следственной практике уже давно возник вопрос об отграничении бандитизма от разбойного нападения, совершаемого организованной группой с применением оружия14.

Сложность состоит в том, что и бандитизм, и указанный вид разбоя обладают некоторыми сходными признаками. Это нападение на граждан или организации, связанное с применением насилия или угрозой его применения. Банда и вооруженная организованная группа, совершающая разбой, обладают устойчивостью и предварительной объединенностью для совершения преступлений. Сходство еще и в вооруженности как банды, так и организованной группы, совершающей разбой.

Итак, можно сказать, что разновидностью организованной группы является банда, для которой помимо признаков организованной группы характерны еще два: вооруженность; специальная цель, отражающая специфический способ осуществления преступной деятельности - путем нападения на предприятия, учреждения, организации или на граждан. Именно вооруженность организованной группы нередко рассматривается судами в качестве определяющего критерия отграничения банды от других форм соучастия в преступлении. Однако в связи с этим нередко возникает вопрос об отграничении вооруженного разбоя от бандитизма.

Совершая разбойные нападения на квартиры, Б. и братья А. применяли насилие (связывали руки и ноги потерпевших, душили, угрожали убийством). По одному из эпизодов разбойного нападения потерпевшая показала, что, требуя у нее деньги и ценности, обвиняемые приставили ей к горлу предмет, который она приняла за нож. Сторона обвинения вменяла Б. и братьям А. совершение преступлений в составе банды. Суд признал обвиняемых виновными в совершении разбоя и краж в составе организованной группы, а за бандитизм оправдал за отсутствием состава преступления. При этом суд указал, что ни в ходе предварительного расследования, ни в судебном заседании не добыто достоверных доказательств наличия в группе оружия.

В уголовно-правовой литературе по этому поводу можно встретить мнение, что грань между разбоем и бандитизмом стирается, если разбой совершает организованная группа, оснащенная оружием. В такой ситуации разграничить банду и вооруженную организованную группу, совершающие разбойные нападения, как полагают В. Быков, С. Кочои и др., совершенно невозможно. Поэтому если вооруженная устойчивая группа лиц совершает нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой его применения, то такие действия виновных необходимо квалифицировать по совокупности преступлений (разбой и бандитизм).

Некоторые украинские криминалисты также считают, что нападение с целью завладения имуществом, совершенное бандой, должно квалифицироваться исключительно как бандитизм. Дополнительную правовую оценку разбой должен получать лишь в тех случаях, когда он был совершен членами банды вне осуществляемых ею нападений и когда банда совершала такой вид разбоя, за который законом установлена более суровая ответственность, чем за бандитизм (например, указанные преступления образуют совокупность в случае совершения бандой квалифицированных видов разбоя)15.

В противовес этим постулатам Р. Галиакбаров отмечает, что разбой отличается от бандитизма по таким признакам, как объект преступного посягательства, использование оружия при разбое по назначению, его применение в ходе нападения, наличие корыстной цели (в то время как при бандитизме лица преследуют цель нападения на граждан или организации), банда относится к разновидности преступного сообщества и т.д16. Вместе с тем приведенные признаки несущественны (нет определяющего элемента) и, полагаем, на основании их невозможно достоверно четко отграничить разбой от бандитизма

Поэтому, если в теории еще можно провести такое условное разграничение, на практике это сделать при одинаковых объективных и субъективных характеристиках практически невозможно. Например, несколько человек, сорганизовавшись в вооруженную преступную группу, неоднократно совершали разбойные нападения на граждан. В такой ситуации возникает вопрос: на что в первую очередь посягали преступники - на собственность или общественную безопасность? Если судить по действиям при нападении, то они были направлены на причинение вреда чужой собственности и можно говорить о совершении разбоя. В то же время до этого указанная группа вооружилась для совершения именно этих (разбойных) нападений и тем самым уже представляла опасность для общества, и потому все содеянное подпадает под признаки бандитизма.

Как разбой, совершенный организованной группой, вооруженное нападение должно квалифицироваться лишь тогда, когда установлено, что организованная группа была создана и действовала не с целью совершения нападений на предприятия, учреждения, организации или на граждан, а для совершения иных преступлений (контрабанды, похищения транспорта, подделки денег и т.п.), т.е. когда организованная группа не была бандой и разбой был лишь одним из эпизодов в ее деятельности. Например, такая рекомендация содержится в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций".

Таким образом, оружием могут обладать члены организованной группы, деятельность которой далека от насильственных преступлений (незаконная предпринимательская деятельность, контрабанда). Если такая группа или отдельные ее члены ситуационно совершают вооруженный разбой, то это само по себе не свидетельствует о ее перерождении в банду.

С этим положением следует согласиться. Однако правила квалификации в подобных случаях не всегда соответствуют реальному положению дел, потому как если банда совершает разбойные нападения, то такие деяния должны оцениваться самостоятельно и влечь ответственность по совокупности преступлений. Это объясняется тем, что уголовно-правовая норма о бандитизме предусматривает ответственность за сам факт создания преступной организации, руководство ею или участие в ней, но не предусматривает ответственность за совершение иных преступлений (т.е. бандитизм не предполагает наступления определенных последствий), поэтому совершение участником преступной организации конкретных преступлений квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных составом бандитизма и соответствующей статьей Особенной части УК17. Однако есть ли такие основания для квалификации по совокупности бандитизма и разбоя, если все обязательные признаки бандитизма, закрепленные в УК, полностью совпадают с такими признаками разбоя, как организованная группа, вооруженность, нападение? В этом контексте все приземленней выглядит вопрос об исключении состава бандитизма из уголовного закона.

 

2.2. Организация преступного сообщества

 

Близко к бандитизму примыкает преступление, предусмотренное ст. 210 УК.

Следуя за изменениями структуры преступности, уголовное законодательство должно оперативно реагировать на возникновение новых методов, приемов и форм ее деятельности. Наиболее важными изменениями в структуре криминала является стремительное приобретение ею организованных форм. Индивидуальная преступность давно уже уступила место групповой, а групповая, в свою очередь, быстро превращается в организованную.

Объектом этого преступления является общественная, а равно и государственная безопасность, ибо организованная преступность представляет собой реальную угрозу именно для государства, поскольку нарушает и парализует его усилия по организации и функционированию самых различных структур.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 210 УК, представляет собой:18 создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений; руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями; создание объединения организаторов, руководителей организованных групп; участие в преступном сообществе (ч. 2 ст. 210 УК); участие в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп (ч. 2 ст. 210 УК); те же действия, но совершенные лицами с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК).

Создание преступного сообщества. Как и при создании банды, организация преступного общества предполагает действия, направленные на вербовку участников сообщества, создание ее структурных подразделений, выработку организационных форм, системы подчиненности и распределение обязанностей.

Преступное сообщество представляет собой группу из двух и более лиц, структурно организованных для занятий преступной деятельностью (совершением тяжких и наиболее тяжких преступлений). Отличительным признаком сообщества является сплоченность, т.е. - высокая степень организованности, единство целей и задач, их приоритет над интересами отдельных членов сообщества, а также наличие тесных связей между ними. Единой целью всего сообщества является совершение тяжких и наиболее тяжких преступлений.

От банды преступное сообщество отличается тем, что создается для занятия иной запрещенной законом преступной деятельностью: производством, распространением, перевозкой наркотиков, фальшивомонетничеством, подпольным производством суррогатов алкогольных напитков, лекарств, ядов, оружия, ядовитых веществ, торговлей женщинами и т. п.

Преступная организация часто бывает вооружена, но употребление оружия не связано с нападением, что свойственно бандитизму. Оно, как правило, предназначено для охраны, защиты от нападения других преступных группировок, но отнюдь не для агрессивных действий. Если преступная группировка занимается не только, например, торговлей наркотиками, но и бандитизмом, то налицо совокупность двух преступлений, предусмотренных ст. 209 и 210 УК.

Под руководством понимается выполнение руководящих функций в отношении как сообщества в целом (главарь, шеф, босс, директор, председатель и т. п.), так и его подразделений (отделы, филиалы, пункты, дочерние фирмы либо предприятия). К числу руководителей преступного сообщества закон относит также и тех лиц, которые создают, организуют или руководят объединением организаторов аналогичных или родственных групп либо представляют организованные группы, входящие в преступное объединение, корпорацию или синдикат и т. п., задачей которых является разработка планов, условий совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 и 5 ст. 15 УК), а также уставов, кодексов и других организационных документов преступного сообщества.19

Информация о работе Бандитизм. Проблемы квалификации