Бандитизм и его отличие от разбоя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – исследовать понятие и формы совершения бандитизма с точки зрения современного российского законодательства, и его отличие от разбоя. В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать понятие бандитизма в современном аспекте;
охарактеризовать формы совершения бандитизма;
рассмотреть отграничение бандитизма от разбоя;
сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3
1.Понятие бандитизма в российском уголовном праве ………………………………..5
1.1. Понятие бандитизма …………….. ………………………………………………….5
1.2. Объективные и субъективные признаки бандитизма ..……………………………8
2. Формы совершения бандитизма ……………………………………………………..14
2.1. Создание банды и руководство ею…………………………………………………14
2.2. Участие в банде или в совершаемых ею нападениях …………………………….. 17
2.3. Разграничения бандитизма и разбоя ………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………………..29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Бандитизм и его отличия от разбоя.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

Руководство предполагает, что: а) лицо, создавшее банду, является ее главарем или одним из лидеров (в этом случае оно несет ответственность одновременно за создание и последующее руководство бандой); б) лицо было выдвинуто руководителем или одним из главарей (хотя и не принимало участия в организации банды). Для него преступление будет оконченным с момента дачи им согласия на выполнение функций руководителя или главаря банды, подтвержденное любыми практическими действиями. Сюда же следует отнести выполнение руководящих функций в составе банды, т.е. руководство отдельными операциями, участие в планировании преступного акта, руководство отдельными подразделениями и т.п.

Таким образом, организация  банды и руководство ею являются самыми опасными формами бандитизма, но на практике основной формой все  же выступает - участие в банде и в нападениях совершаемых ею.

 

2.2. Участие в банде или в совершаемых ею нападениях

 

Для состава бандитизма достаточно также и одного факта  участия в вооруженной банде, то есть факта вступления в вооруженную банду и выполнения в интересах этой банды тех или иных преступных действий, хотя бы вступивший в банду и не принимал непосредственного участия в совершаемых бандой нападениях. Участие в вооруженной банде может выражаться в снабжении банды оружием, подыскании подходящих для нападения объектов, в сокрытии членов банды и оружия, в хранении и сбыте приобретенного бандой преступным путем имущества, предоставлении помещения для встреч членов банды, привлечения новых членов в нее.

Состав бандитизма будет  и в том случае, когда лицо, не являющееся членом банды, принимало  участие в нападении, совершенном вооруженной бандой, если, конечно, данное лицо сознавало, что принимает участие в нападении, совершаемом вооруженной бандой. Объектом совершаемых вооруженной бандой нападений могут быть государственные учреждения (например, банки, сберегательные кассы, почтово-телеграфные отделения, магазины, склады, рестораны, столовые, палатки), общественные учреждения и организации (например, кооперативные магазины), либо отдельные лица - граждане. Нападения при бандитизме могут быть совершены также и на представителей власти, и на народных дружинников, пытающихся воспрепятствовать преступной деятельности бандитов и задержать их.15

Обычно совершаемые  бандой нападения бывают связаны  с применением насилия в отношении работников организаций или частных лиц и представителей власти. При этом применяемое бандитами насилие может быть как физическим (например, причинение смерти, нанесение телесных повреждений, удары и побои, лишение и ограничение свободы), так и психическим (например, угроза причинением смерти, нанесением телесных повреждений и совершением иных насильственных действий).

Нападения вооруженной  банды на государственные, общественные учреждения и предприятия и на отдельных граждан обычно сопряжены  с хищением государственного и общественного имущества или похищением личного имущества граждан. Такие нападения могут сопровождаться и уничтожением и повреждением государственного, общественного или личного имущества граждан. При нападениях банды нередки случаи и оказания вооруженного сопротивления представителям власти, а также насильственного освобождения арестованных из-под стражи. Иногда, бандитские нападения могут сопровождаться и групповым изнасилованием.

Деятельность рядовых  членов банды квалифицируется по ч. 2 ст. 209 Уголовного кодекса РФ как  участие в банде или в совершаемых  ею нападениях. Участие в банде заключается не только в непосредственном участии в совершаемых бандой нападениях, но и в выполнении иных действий в интересах банды: финансирование, снабжение оружием, подыскание объектов для нападения, обеспечение транспортом, установление контактов с коррумпированными работниками правоохранительных органов. Участие же в совершаемых бандой нападениях заключается в непосредственном участии хотя бы в одном нападении банды лица, которое, не являясь членом банды, сознавало, что принимает участие в преступлении, совершаемом бандой. Участник банды согласует свое поведение и функции с другими участниками, а те согласуют свое поведение с ним. Имеет место взаимное согласование действий виновных в ходе совместного приготовления к преступлению, каждый из участников обязуется выполнять согласованную часть единого преступного посягательства и сознает, что эта деятельность осуществляется в связи с принадлежностью его к банде.16

Участие в банде признается оконченным с того момента, когда  лицо узнавшее о преступных намерениях банды, дало согласие на вступление в нее и выполнение отдельных поручений, подкрепив это конкретной практической деятельностью, а не только выразив словесное заявление. Совершенно не обязательно, чтобы это лицо знало всех или нескольких членов банды. Для признания лица участником банды при наличии определенных субъективных моментов достаточно его взаимодействия xoтя бы с одним членом банды или ее руководителем. Нападением следует считать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения. Нападение вооруженной банды следует считать состоявшимся даже в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось, а цель преступления была достигнута за счет высказанной или очевидной для потерпевшего угрозы его применения.17

Действия лиц, не входивших  в состав вооруженной банды и  не участвовавших в совершенных бандой нападениях, но оказавших банде или отдельным ее членам содействие в преступной деятельности, должны рассматриваться и квалифицироваться, как соучастие в указанном преступлении. Эти действия должны носить разовый характер, так как при систематическом их совершении лицо автоматически становится членом банды.

Как уже было выше сказано, субъектом бандитизма может быть вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, входящие в состав банды или участвовавшие в нападениях, совершенных вооруженной бандой, могут нести уголовную ответственность за конкретно совершенные ими преступления, указанные в ст. 20 Уголовного кодекса РФ (например, за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбой и другие действия, но не за бандитизм). Таким образом, лицо, давшее согласие на участие в преступлении вооруженной банды при условии, что оно осознает, что имеет дело с этой бандой и если он знаком хотя бы с одним членом вооруженной банды или ее руководителем, автоматически становится полноправным членом банды и отвечает за ее действия, как полноправный член банды.18

2.3. Разграничения бандитизма и разбоя

Разграничение бандитизма и вооруженного разбоя, совершенного организованной группой, - довольно старая проблема в теории уголовного права. С принятием нового УК РФ она также не получала ясного и убедительного разрешения, так как конкуренция норм в Кодексе сохранилась: в ст. 162 УК предусматривается два таких квалифицирующих признака, как разбой, совершенный с применением оружия (п. "г" ч. 2), и разбой, совершенный организованной группой (п. "а" ч. 3). При совпадении указанных квалифицирующих признаков при совершении разбоя неизбежно в следственной и судебной практике возникает конкуренция норм - квалифицировать совершенное преступление как разбой, совершенный вооруженной организованной группой, или как бандитизм, поскольку ч. 1 ст. 209 УК определяет банду как устойчивую вооруженную группу. Не разрешает эту проблему и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм".

В настоящее  время и среди ученых нет единства во взглядах на этот вопрос. В учебнике уголовного права, изданном Саратовским  юридическим институтом МВД России совместно с Саратовской государственной  академией права в 1999 году, авторы разных глав решают его неодинаково. Так, автор главы о преступлениях против собственности Г. Верина считает, что грань между разбоем и бандитизмом практически стирается, если разбой совершает организованная группа (особо квалифицирующий признак), оснащенная оружием. Таким образом, автор признает, что разграничить бандитизм и разбой в этих случаях практически невозможно. 
В главе этого же учебника о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка, написанной А. Красиковым, делается попытка разграничить рассматриваемые составы. Автор считает, что по действующему УК названные преступления все же возможно различить по ряду признаков: бандитизм - это всегда применение оружия, а разбой может быть совершен и без оружия; разбой может быть совершен одним лицом, а бандитизм - только вооруженной группой; при разбое, в отличии от бандитизма, может применяться не только оружие, но и другие предметы, используемые в качестве такового; специальным признаком банды является создание вооруженной группы для совершения нападений; и в отличие от группы разбойников банда - это устойчивая группа. 
На мой взгляд, предпринятая А. Красиковым попытка разграничить бандитизм и разбой, совершенный организованной вооруженной группой, представляется не вполне удачной. Дело в том, что, обозначив вначале одну проблему, в ходе аргументации он произвел подмену тезиса: первоначально проблема была обозначена как необходимость отличать бандитизм от вооруженного группового разбоя, а доказывание идет другого тезиса - отличие бандитизма от разбоя вообще. Кроме того, в рассуждениях содержится принципиальная ошибка, заключающаяся в том, что А. Красиков считает, что в отличие от группы разбойников банда - устойчивая группа, а группа разбойников, продолжая мысль автора, устойчивой быть не может. Эта позиция нуждается в дополнительных разъяснениях. 
Поскольку в п. "а" ч. 3 ст. 162 УК законодатель указал такой квалифицирующий признак, как совершение разбоя организованной группой, то при его анализе следует обратиться к содержанию ч. 3 ст. 35 УК, которая как раз и определяет, что такое организованная преступная группа. В уголовном законе указывается достаточно четко и определенно, что преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Следовательно, разбойная группа, как и банда, может обладать признаком устойчивости, и в этом случае она признается уголовным законом организованной. Банда же является разновидностью организованной группы и в этом смысле ничем не отличается от организованной группы, совершающей разбой. 
Так можно ли в принципе отграничить бандитизм от вооруженного разбоя, совершенного организованной группой? Чтобы разрешить этот вопрос, следует проанализировать сходство и различия указанных составов. Вначале о сходстве. Первое из них основано на значительном совпадении объективной стороны обоих преступлений. Как разбой, так и бандитизм - это нападение на граждан или организации, связанное с применением насилия или угрозой его применения. Второе сходство заключается в том, что группа разбойников и банда с точки зрения действующего уголовного закона (ч. 3 ст. 35 УК) представляет собой организованную группу. Банда и вооруженная организованная группа, совершающая разбой, как организованные группы обладают устойчивостью личного состава и заранее объединились для совершения преступлений. Третье сходство банды и организованной вооруженной группы, совершающей разбой, связано с их вооруженностью. Пункт "г" ч. 2 ст. 162 УК указывает такой квалифицирующий признак разбоя, как совершение его с применением оружия, а ч. 1 ст. 209 УК определяет банду как устойчивую вооруженную группу. В указанных случаях законодатель понимает под оружием одно и то же - в том значении, как об этом говорится в Законе РФ "Об оружии".

Теперь рассмотрим различия банды и вооруженной  организованной группы, совершающих  разбой. Одна из таких попыток сделана  в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г., в котором  указывается, что от иных организованных групп банда отличается своей вооруженностью и преступными целями - совершение нападений на граждан и организации. 
Считаю, что разъяснение мало чем помогает отличить банду от вооруженной организованной разбойной группы. Ранее уже показано, что такие признаки, как вооруженность и цели создания - совершение нападений на граждан и организации, в этом случае как у банды, так и у вооруженной организованной группы, совершающей разбой, практически совпадают.

Анализируя  сложившуюся ситуацию, следует прийти к выводу, что разграничить банду и вооруженную организованную группу, совершающие разбойные нападения, совершенно невозможно. Да в этом, на мой взгляд, и нет необходимости. Просто следует признать, что разбой, совершенный организованной и вооруженной группой, - это и есть бандитизм, что полностью соответствует ст. 209 УК. Если разбой совершен при наличии таких квалифицирующих признаков, как применение оружия (п. "г" ч. 2 ст. 162 УК) и совершение организованной группой (п. "а" ч. 3 ст. 162 УК), то его следует квалифицировать как бандитизм. Предлагаемый подход позволит прекратить длительные дискуссии по этому вопросу и облегчит квалификацию указанных преступлений в следственной и судебной практике.

Конечно, такие  квалифицирующие признаки, как применение оружия и совершение разбоя организованной группой, в ст. 162 УК должны быть сохранены, так как всегда может возникнуть необходимость в квалификации разбоя только по одному из них. При наличии же двух указанных квалифицирующих признаков разбойное нападение должно квалифицироваться по ст. 209 УК. Изменить существующую практику может соответствующее разъяснение Пленума Верховного Суда РФ.

Заключение

 

Результаты проведенного криминалистического анализа бандитизма и методики его расследования позволяет обосновать ряд теоретических выводов и научно-практических рекомендаций по оптимизации борьбы с данным явлением. Учет и оценка криминалистически значимых сведений о бандитизме помогли сформулировать ряд понятий, определить основные элементы криминалистической характеристики этой категории преступлений, особенности организации процесса раскрытия и расследования на первоначальном этапе с учетом типичных следственных ситуаций, установить причины и условия, негативно влияющие на собирание доказательств по делам о бандитизме, порядок, условия и пределы получения информации при проведении необходимых следственных действий, обозначить перечень и определить методику проведения следственно-профилактических мероприятий, направленных на коррекцию личностей преступников и недопущение совершения ими преступлений в будущем.  
Исходя из этого сделаны следующие выводы:

1) Бандитизм представляет  собой самостоятельный вид преступлений, входящих в структуру организованной  корыстно-насильственной преступности; ему присущ уголовно-правовой характер; он состоит из совокупности умышленных, общественно опасных, корыстно-насильственных действий, совершаемых правонарушителями, выражающихся в нападении на граждан и организации с применением оружия, руководствующихся при этом различными мотивами и целями, причиняя значительный моральный, материальный и физический вред конкретным гражданам, обществу и государству в целом.

2) Опасность разбоя  заключается не столько в посягательстве  на отношения собственности, сколько в способе такого посягательства – в нападении, соединенным с реальным применением насилия, опасного для жизни или здоровья лица, подвергшегося нападению, или с угрозой применения такого насилия.

3) Глубокое изучение  проблем распространения бандитизма, форм его проявления, последовательная разработка научно обоснованного правового понятийного аппарата данного состава преступления, позволили выявить и закрепить такие его существенные признаки как устойчивость, вооруженность, нацеленность на совершение нападений. Кроме того, дополнительными могут быть постоянная готовность к совершению дерзких преступлений, организованный, законсперированный характер деятельности, порой многочисленность состава преступной группы, наличие определенного круга лиц, «обслуживающих» деятельность банд.

4) Наличие перечисленных  признаков, присущих изучаемому  явлению постоянно укрепляло  законодателя в правильности  выбранной им позиции по вопросу  закрепления данного состава  в главах Уголовного кодекса,  предусматривающих наказания за  тяжкие преступления. Очевидно, что бандитизм притерпел значительную эволюцию в своем развитии, постепенно переродившись из контрреволюционного преступления, посягающего на основы государственного устройства и советскую власть, в тяжкое корыстно-насильственное преступление.

5) Бандитизм не следует  считать государственным преступлением,  так как в результате его  совершения страдают прежде всего  жизнь, здоровье, честь и достоинство  личности, ее имущественные права,  отношения, направленные на охрану  безопасной деятельности организаций, предприятий и учреждений. Хотя, конечно же, в структуре совершаемых преступлений, привалируют деяния корыстной направленности, подрывающие экономическую мощь нашего государства.

6) Объективным решением  законодатели является то, что за деятельность в составе банды к конкретным лицам предусмотрено конкретное наказание, т.е. уголовная ответственность по новому УК РФ значительно дифференцирована. Самое суровое наказание предусмотрено для должностных лиц, использующих свое служебное положение для совершения действий в интересах банды, а также руководителей и организаторов, являющихся инициаторами и вдохновителями преступной деятельности группы, менее суровое для рядовых членов банды и лиц, участвующих в ее деятельности.

Информация о работе Бандитизм и его отличие от разбоя