Заповедники Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Биологические ресурсы нашего государства играют важную роль в экономике и традициях страны. Так как с древних веков традиции и культура кыргызского народа связаны с дикой природой и ландшафтом страны. И если мы не начнем предпринимать действия по сохранению наших ресурсов, то стоит опасность не только потери национальной культуры одного государства. Многие виды используются как продукты питания или для коммерческих целей – сюда входит 600 видов дикой флоры и фауны, используемых человеком. А возможного исчезновения ряда редких и уникальных экосистем. Это повлияет как прямо, так и косвенно на благополучие и уровень жизни людей – это относится и к качеству воды, и к доступу к природным ресурсам, и к связи традиций и культуры с биоразнообразием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особо охраняемые природные территории Кыргызстана
ГЛАВА 2. Заповедники Кыргызстана
2.1. Беш-Аральский заповедник
2.2. Иссык-Кульский заповедник
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Заповедники Кыргызстана kurs.doc

— 281.00 Кб (Скачать документ)

 

Физико-географические условия

 

Территория заповедника, как и вся Иссык-Кульская котловина, принадлежит Северо-Тянь-Шаньской физико-географической провинции гор Средней Азии. Среди межгорных впадин Тянь-Шаня, различающихся абсолютными высотами, степенью изолированности от влажных западных ветров и характером рыхлых отложений (Глазовская, 1953), Иссык-Кульская стоит несколько особняком. Уникальность ее ландшафтов связана с крупнейшим водоемом и историей развития всей котловины (Герасимов, 1953; Криницкая, Кожевникова, 1978), а также с резкими различиями климата западной и восточной частей озера. Продолжительная изоляция повлияла на местную флору и фауну, придав им черты эндемизма. В то же время для климата Иссык-Кульской котловины, так же как и многих других межгорных впадин Тянь-Шаня, подобно четкам, протянувшихся с востока на запад, характерна континентальность и сухость климата, особенно резко выраженная в ее западной части, изолированной горами от влажных западных ветров. Соответственно в меридиональном и вертикальном направлениях пустынные ландшафты сменяются сухо- и лугостепными. В этом отношении наземные экосистемы в заповеднике типичны для всех межгорных котловин Тянь-Шаня.

Площадь Иссык-Куля — 623 км', длина  — 178 км, ширина — 60 км, максимальная глубина  — 702 м, средняя — 270 м. Температура  воды даже в самое холодное время не опускается ниже 4°. Заповедные акватории занимают мелководья, богатые кормами для водоплавающих птиц.

На климат заповедника, как и  всей котловины, влияют высота и ориентация хребтов Терскей-Ала-Тоо и Кунгей-Ала-Тоо, крупный незамерзающий водоем, господствующие ветры, температурные инверсии и др.

Западные участки заповедника  с их континентальным и исключительно засушливым климатом отличаются от аридных равнин и предгорий Средней Азии и близки Центральноазиатским нагорьям. По данным метеостанции Рыбачье (1620 м), температура воздуха в январе опускается до —4,4°, в августе она достигает 18,6°, а среднегодовая составляет 6,6°. За год здесь выпадает около 100 мм осадков, максимум их отмечается в июне — июле. Сумма активных температур — около 2000°. Безморозный период длится около 180—200 дней.

К востоку и с высотой  количество осадков существенно увеличивается. Так, на заповедных участках в восточной части озера в среднем за год выпадает около 400 мм, а на южном побережье — от 500 до 800 мм.

Уровень солнечной радиации в целом для района составляет около 100 ккал/см2- год.

Иссык-Кульская котловина опоясана подгорной и приозерной равниной, переходящей в предгорья, средне- и высокогорья. Все заповедные участки  расположены на подгорной равнине (1608 — 1800 м) — неширокой полосе приозерных террас и слившихся между собой конусов выноса многочисленных рек и ручьев.

Ширина голоценовой террасы, окружающей озеро, колеблется от нескольких десятков и сотен метров до нескольких километров. Здесь выражены формы рельефа, образовавшиеся в результате волновой деятельности, — береговые валы, косы, лагуны, отшнуровавшиеся мелкие озера и т. д. Большую роль играют и эоловые процессы. Дующие здесь мощные ветры — западный (улан) и восточный (санташ) — достигают скорости 30—40 м/с.

Формирование ландшафтов побережья  и их современная   динамика   связаны   с   колебаниями   уровня озера. В голоцене он неоднократно поднимался и опускался. Его последний высокий уровень отмечался в конце XVIII — начале XIX в., когда Иссык-Куль был связан с р. Чу. Растительный покров и почвы на большей части территории заповедника начали формироваться в первой половине XIX в. и позднее. За период, прошедший с этого времени, уровень озера понизился более чем на 9 м.

Молодые ландшафты заповедника  на побережье представлены полосой современной осушки с лагунами, береговым валом и пересыпью (до 1,5 м над урезом воды); облепиховыми зарослями на песках и солончаками по высохшим лагунам (1,5—2,5 м); облепиховыми зарослями в комплексе с лугостепными полянами по высохшим расселяющимся лагунам (2,5 — 6 м); деградирующими облепиховыми зарослями в комплексе с участками сухих степей (6 — 8,5 м); полосой современной аккумуляции и делювиального сноса (8,5 — 11 м).

Несколько иная зональность молодых  ландшафтов прослеживается, например, на осушной террасе п-ова Сухой Хребет, где полоса осушки сменяется солончаками, затем лугостепями и сухими лугами, а далее — и сухостепными ландшафтами. Для Западного Прииссыккулья характерна следующая смена ландшафтов побережья от уреза воды до плейстоценовой террасы (9 м): песчано-каменистый пляж с пятнами тростника (1,5 м над урезом воды), заросли чингиля и чия по песчаным валам (1,5 — 5 м), каменистая кустарничковая пустыня (выше 5 м).

Зональные типы почв со зрелым профилем практически отсутствуют. Достаточно зрелые почвы встречаются выше голоценовой террасы; в западной части Прииссыккулья — серо-бурые и пустынные светло-бурые, в восточной — темно-бурые горно-степные (Глазовская, 1953) или светло-каштановые. На восточных участках заповедника светло-каштановые почвы формируются в условиях хорошего дренажа и относительно глубокого залегания грунтовых вод. Их водный режим зависит от атмосферного увлажнения. На участках, где грунтовые воды ближе к поверхности, развиваются горно-луговые почвы, а при слабой минерализации вод — болотные и торфянисто-болотные.

Наиболее типичные ландшафты заповедных участков — мелководья оз. Иссык-Куль: на юге и востоке — Урюкты, Ой-Тал, Сухой Хребет, Джеты-Огуз, Ала-Тоо, на западе — Ак-Олен, Тэру-Айгыр. Богатая подводная растительность мелководий служит кормовой базой зимующим и пролетным птицам. Например, продуктивность харовых водорослей только одного залива Рыбачий составляет до 850 000 т в год, т. е. почти 50% всей фитомассы озера.

Флористически Иссык-Кульская котловина относится к Центрально-Тянь-Шаньской провинции Цент-ральноазиатской подобласти Ирано-Туранской области Древнего Средиземноморья. Здесь представлены монголо-китайские степи и центральноазиатские пустыни северного полушария (Сочава, 1964). Флора Иссык-Кульского заповедника сравнительно богата и разнообразна. В озере отмечено 346 видов водорослей, среди которых преобладают виды фитопланктона — диатомовые, зеленые и сине-зеленые.

На прибрежных мелководных участках, особенно в западной части озера, доминируют харовые водоросли, а в мелководьях Тюпского залива и на участках Тэру-Айгыра и Ак-Олена преобладают рдесты гребенчатый и стеблеобъемлющий, вместе с которыми обычно произрастают уруть колосистая, наяда морская, роголистник темно-зеленый, руппия, заннихелия. На самых мелководных участках прибрежная полоса растительности представлена камышом, тростником, рогозом и хвощами.

Растительный покров приозерной голоценовой  террасы формируют виды, характерные для пионерной и средней стадий развития пустынных, полупустынных и горно-степных фитоценозов, в частности их га-лосерии. На первичных песчано-галечных пляжах западных участков заповедника среди пятен тростника и вейника наземного селятся отдельные кусты селитрянки, чия и эфедры средней. На солончаковых лугах здесь обычны осока аркатская, камыши, лисохвост вздутый, ситники и др. В полосе от 1,5 до 5 м над урезом воды наблюдается уже относительно сформированная растительность с преобладанием чингиля и чия, образующих заросли до 2,5 м высотой. Здесь встречаются и кусты эфедры, полынь-эстрагон, перов-ския, селитрянка Шобера, ломонос джунгарский, солодка уральская, тростник. С увеличением относительной высоты заросли чингиля и чия сначала изреживаются, а затем и вовсе исчезают. На высоте 5 — 8м над урезом воды появляются типично пустынные виды — полынь тянь-шаньская, реомюрия джунгарская, симпегма и другие в сочетании с поташником, зайцегу-бом, короткоцветником.

В западных районах Прииссыккулья  в отличие от южных, восточных  и северных облепишники не выражены, хотя при близком залегании слабоминерализованных грунтовых вод они могли бы формироваться.

Иная структура растительного  покрова наблюдается в районах Прииссыккулья, где поясным типом являются полупустынные, степные и лугостепные сообщества. На участках Каменка, Урюкты, Сухой Хребет, Джеты-Огуз, на заповедных территориях по берегам рек Ой-Тал и Ала-Тоо ведущая роль принадлежит зарослям облепихи на песчаных субстратах и галофитным комплексам на глинистых отложениях бывших лагун. Здесь на ранних стадиях формирования растительности характерны тростники, однолетние солянки, всходы облепихи. По мере отступания озера (высоты от 1,5 до 2,5 м) образуются облепиховые заросли с относительно бедным флористическим составом сначала в комплексе с солончаками, а позже —с лугами и лугостепными полянами. Облепиха и тростник достигают здесь высоты около 4 м. Обычны вейник наземный, молокан татарский, солодка уральская и др. На солончаках преобладают солерос, астра солончаковая, бескильница.

С увеличением высоты берега от 2,5 до 6 м облепишники достигают своего максимального развития, возрастает роль и других кустарников, таких, как барбарис, шиповник, эфедра, реже тамарикс многоветвистый. Луговой травостой представлен вейником, мятликом луговым, регнерией, ячменем туркестанским. По мере расселения почв бывших лагун на них формируется лугостепной травостой с преобладанием солодки, вейника, ириса согдийского и заметным участием полыни-эстрагона, чия и др.

Деградация облепишников наблюдается, как только относительная высота берега начинает возрастать (6—8,5 м), а уровень грунтовых вод снижаться. На аккумулятивной террасе этой фазе развития соответствуют комплексы луговых степей на песках и сухих степей на днищах бывших лагун. Кроме низкорослой облепихи, шиповников и барбариса обычны чий блестящий, полынь-эстрагон, ирис согдийский и др. Для антропогенных ассоциаций характерны чернокорень, дымянка Вайана, хондрилла. На осушных террасах формируются фитоценозы сухих степей, близкие к естественным, из ковыля-волосатика, типчака, осоки туркестанской, тонконога, полыни тянь-шаньской и др. Однако по составу и структуре они скорее представляют собой пастбищный вариант этих степей.

Хозяйственная деятельность существенно изменяет структуру растительного покрова. Это касается и заповедных участков, экосистемы которых испытывали большие антропогенные нагрузки. В последние годы из-за разбора воды на орошение сток в озеро значительно сократился, в результате убыстрились темпы понижения уровня воды в озере, изменился солевой режим мелководий и т. п. Значительные массивы об-лепиховых зарослей, в том числе и в пределах заповедника, были в разные годы уничтожены рубками, а также нарушены выпасом. Вследствие этого увеличилась площадь вторичных сообществ с преобладанием растений, свойственных разным стадиям дигрессии, — полыни-эстрагона, пеганума, лапчатки много надрезной, термопсиса ланцетного, синяка, сурепки, горчака и др. Широкое распространение получили насаждения из карагача, абрикоса, вяза и т. п., которые в Прииссык-кулье не могут существовать без полива. В последние десятилетия эти лесопосадки стали часто практиковаться на месте естественных зарослей облепихи. Из 3—4 тыс. га оставшихся зарослей ее основная часть сохраняется на заповедных участках. В последние годы к широкому спектру антропогенных факторов, отрицательно влияющих на структуру растительного покрова, добавился еще один — рекреация, высокие нагрузки которой недопустимы в сообществах на ранних стадиях зарастания побережья. В ряде районов на состояние прибрежной заповедной суши и акватории губительно влияет сельскохозяйственное освоение (распашка, выпас, ирригация) вышележащих территорий.

Следует отметить, что  в заповеднике флористическое разнообразие экосистем суши сравнительно невелико. Кроме заносных видов в пустынных ценозах западных участков насчитывается около 60 видов высших растений, в полупустынных — чуть более 100, в степных — 120 — 150 (Соболев, 1972). Многие растения заповедника, в том числе эдификаторы, субэдификаторы, доминанты, имеют центральноазиат-ские ареалы и находятся в заповеднике на западном или северном пределе своего распространения. Эти виды, а также целый ряд эндемиков и реликтов, занесенных в Красную книгу СССР (ковыль Регеля, горицвет золотистый и др.), встречаются в заповеднике и на прилегающих территориях. Необходимость в охране испытывают прежде всего растительные сообщества береговых комплексов, главным образом облепиховые заросли.

 

Животный мир

 

В соответствии с зоогеографическим  районированием территория заповедника относится к Джунгаро-Тянь-Шаньскому округу Нагорно-Азиатской провинции Центральноазиатской подобласти. Несмотря на климатическую и ландшафтную контрастность различных участков котловины, для ее фауны характерно значительное генетическое единство.

Поскольку в заповеднике  преобладают водные экосистемы, фаунистический обзор следует начать собственно с Иссык-Куля. Зоопланктон озера представлен в основном коловратками (22 вида), ветвисто-усыми (7 видов) и веслоногими рачками (9 видов). В начале лета биомасса зоопланктона в пелагиали составляет 183 мг/м3, а в мелководьях некоторых заливов достигает 320—520 мг/м3, в основном за счет коловраток, рачков, клопов и кладоцер. Зообентос озера представлен 150 видами; преобладают моллюски, гам-мариды, личинки комаров-хирономид, черви-олиго-хеты.

Иссык-Куль — сравнительно бедный по составу ихтиофауны и ее запасам  водоем. История его во многом драматична, так как озеро стало объектом целенаправленной и даже непреднамеренной акклиматизации различных рыб. Аборигенную ихтиофауну его составляют 12 видов, из которых 9 — эндемики (иссык-кульский голый осман, чебак, чебачок, иссык-кульская маринка, иссык-кульский пескарь, иссык-кульский гольян, губачи иссык-кульский и тюпский, а также наиболее массовый вид — сазан).

Работы по акклиматизации были начаты еще в 1930 г. В результате здесь прижились севанская форель, лещ, судак, карп, сиги лудога и чудской; встречаются пелядь, байкальский омуль, ладожский рипус, ряпушка, а из случайно попавших — линь, балхашский окунь, сом, жерех, серебряный карась. Из местных рыб сравнительно многочисленны чебак и чебачок. Их скопления отмечены в западной, восточной и северной частях озера. Эти виды нерестятся в апреле — мае на глубине 10—15 м, а зимуют на глубинах от 30 до 150 м. Ранее они составляли основу промысла, но в последние годы, в связи с резким сокращением численности, их вылов запрещен.

Информация о работе Заповедники Кыргызстана