Всестороннее изучение института представительства в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:58, практическая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее изучение института представительства в гражданском праве.
Задачами настоящей работы являются:
- установление понятие представительства;
- характеристика видов представительства;
- выяснение субъектов, участвующих в представительстве и требований, предъявляемых к ним;
- характеристика оснований возникновения представительства;

Прикрепленные файлы: 1 файл

predstavitelstvo.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

 Причина  этого заключается в том, что  полномочие представителя является  примером правового явления, объяснение сущности которого с помощью традиционных цивилистических категорий вызывает значительные трудности. Поэтому исследование правовой природы полномочия позволяет внести определенный вклад и в теорию гражданского права. Кроме того, определение правовой природы полномочия имеет существенное значение для понимания представительства: полномочие является одним из его центральных элементов.

 Установление  юридической сущности полномочия  также позволяет разрешать проблемы, возникающие на практике при  выступлении одного лица от имени другого: возможность обращения представителя в суд за защитой своего полномочия в случае наличия препятствий со стороны третьих лиц при его реализации, формулирование исковых требований представителем о возникновении прав и обязанностей в лице представляемого в результате его действий и прочее37.

Непременным условием представительства является наличие у представителя полномочий на совершение сделок и иных юридических действий от имени и в интересах представляемого.

В юридической литературе существуют различные точки зрения на правовую природу представительского полномочия.

В частности, В.А. Рясенцев рассматривал полномочие как «проявление гражданской правоспособности представителя», указывая, что полномочие представляет собой особое субъективное право лица, которому «не соответствует конкретная обязанность» представляемого либо третьего лица38.

По мнению О.А. Красавчикова, полномочие является субъективным правом, которому противостоит обязанность представляемого принять на себя все юридические последствия действий представителя39. С этой точкой зрения трудно согласиться в силу «автоматизма» наступления последствий представительства для представляемого. Последствия представительства возникают у представляемого независимо от его волеизъявления на этот счет (что особенно очевидно в случае, когда представляемым является недееспособное лицо).

Вряд ли приемлема и позиция О.С. Иоффе, согласно которой полномочие представляет собой «юридический факт, определяющий границы присоединения к правоспособности представляемого дееспособности представителя»40. Согласно данной позиции полномочие рассматривается как юридический факт, восполняющий недостаток дееспособности представляемого. Однако это утверждение справедливо лишь в том случае, когда представляемым является недееспособное лицо либо лицо с ограниченной дееспособностью.

Следует подчеркнуть, что полномочие представителя, на основании которого он совершает самостоятельное юридическое действие, формируется представляемым. Таким образом, представительство основано на взаимодействии актов волеизъявления представляемого и представителя. В связи с этим при представительстве установленное в гл. 9 ГК требование о соответствии волеизъявления действительной воле стороны сделки относится в равной мере как к представителю, так и представляемому41.

Обладая полномочием, представитель совершает сделку своим волеизъявлением, соответствующим воле представляемого. Этим представитель отличается от других лиц, содействующих совершению сделки, однако сделку не совершающих. Например, один гражданин просит другого передать третьему, что он желал бы заарендовать сарай. Деятельность второго ограничивается тем, что он передает третьему пожелание первого и затем, возможно, ответ третьего первому. Такое лицо называется посланцем, его действия заменяют переписку. Иначе, если первый просит второго найти ему наймодателя интересующего его строения. Тогда второй выступает в роли посредника, он не просто передает волеизъявление, но и отыскивает лицо, с которым первый мог бы вступить в сделку, хотя сделки и не совершает. Возможно, что посреднику будет предоставлено и полномочие, тогда он одновременно станет и представителем.

Гражданский кодекс РФ не перечисляет полномочия представителя и не содержит прямых ограничений его прав. Однако, в законодательстве других отраслей права можно найти более подробные положения о полномочиях представителя.

Так, в ст.54 ГПК РФ установлено, что представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

Статья 62 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации42 (далее – АПК РФ) устанавливает, что представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в АПК РФ, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Проверка полномочий представителя третьими лицами составляет необходимый момент в процессе осуществления отношений представительства. Надобность в подобной проверке отпадает, если полномочие очевидно явствует из обстановки, в которой действует представитель. В этом случае имеется в виду обстановка, аналогичная той, в которой оказывают услуги и выполняют работы работники торговых, бытовых, транспортных, банковских и иных организаций. Продавцы, кассиры, приемщики, операторы, кондукторы, оценщики и т.д. совершают сделки от имени организации в определенном месте, в определенном порядке, с применением соответствующей атрибутики. Все это создает у любого лица, вступающего с ними в контакт, уверенность, что он имеет дело с уполномоченным представителем организации. Любое лицо, допущенное администрацией организации к исполнению работ, оказанию услуг и т.п. в обстановке, из которой с очевидностью явствуют полномочия представителя, должно рассматриваться в качестве представителя организации43.

Таким образом, в науке гражданского права не существует единой точки зрения на правовую природу полномочий представителей. Наиболее приемлемым представляется мнение о том, что полномочие основано на взаимодействии актов волеизъявления представляемого и представителя.

Общие положения о полномочиях представителя содержатся в главе 10 ГК РФ. Кроме того, особенности полномочий представителя установлены в главе 5 ГПК РФ, главе 6 АПК РФ, главах 7, 12 СК РФ.

 

 

Глава 4. Представительство без полномочий или с превышением полномочий.

Наличие у представителя полномочий — непременное условие всякого представительства. В гражданском обороте встречаются, однако, и такие случаи, когда сделки и иные юридические действия от имени и в интересах одних лиц совершаются другими лицами, не имеющими на это необходимых полномочий. Иногда такая ситуация возникает в чистом виде, когда между участниками гражданского оборота вообще отсутствует какая-либо предварительная договоренность о представительстве.

Примерами такого мнимого представительства могут служить случаи неправильного оформления доверенности, прекращения ее действия в связи с истечением срока, отменой ее представляемым и т.п.

Во всех случаях сделки и иные юридические действия, совершенные одним лицом от имени и в интересах другого, не порождают для последнего соответствующих прав и обязанностей.

Вместе с тем деятельность без полномочий или с превышением полномочий не является и совершенно безразличным фактом и при определенных условиях может повлечь за собой возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Так, лицо, от имени которого совершена сделка или иное юридическое действие, может восполнить отсутствие или недостаток полномочий путем последующего одобрения совершенной сделки.

Такое одобрение должно последовать в пределах нормально необходимого или установленного при совершении сделки срока. По своей юридической природе последующее одобрение сделки является односторонней сделкой, совершенной по усмотрению представляемого. Оно может быть выражено как в письменной форме, например, в виде письма, телеграммы, факса и т.п., так и путем конклюдентных действий, например, принятием исполнения, производством расчетов и т.п. Важно лишь, чтобы из действий представляемого однозначно следовало прямое одобрение им совершенной сделки. Одобрение сделки представляемым действует с обратной силой, т.е. делает сделку действительной с момента ее совершения.

Заключение сделки при посредстве лица, не имеющего соответствующих полномочий или действующего с их превышением, влечет правовые последствия для третьего лица. Правило, согласно которому представляемый может одобрить совершенную от его имени сделку, установлено прежде всего в интересах лица, для которого эта сделка совершена. Что касается третьего лица, с которым заключена сделка, то предполагается, что оно знало или должно было знать о неуправомоченности представителя, так как имелась возможность путем знакомства с доверенностью проверить полномочия последнего. Поэтому, если третьим лицом в этом отношении проявлена беспечность или если такая сделка заключена им сознательно (например, в расчете на последующее одобрение сделки представляемым), он считается связанным совершенной сделкой. В частности, если сделка будет одобрена представляемым и, следовательно, приобретет юридическую силу, третье лицо, знавшее о неуправомоченности представителя, не может отказаться от принятого на себя обязательства со ссылкой на это обстоятельство.

Наконец, деятельность без полномочий или с превышением их пределов может иметь серьезные юридические последствия для лица, выступавшего в качестве представителя. Если представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку, она в соответствии с ч. 1 ст. 183 ГК РФ считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица. Поэтому именно он будет нести перед контрагентом по данной сделке все обязанности и ответственность за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Разумеется, это лишь общее правило, которое применяется в тех случаях, когда неуправомоченный представитель может выступать стороной в такой совершенной им сделке. Например, наиболее часто правила о представительстве нарушаются на практике при заключении сделок работниками юридических лиц, которые выходят за пределы предоставленных им полномочий либо вовсе их не имеют. Было бы, однако, нелепо полагать, что именно на самих конкретных работников в этих случаях возлагаются обязанности по исполнению заключенных ими сделок, например, по снабжению энергией и газом, перевозке грузов, капитальному строительству и т.п. Такие сделки, если только они не одобрены впоследствии представляемым, должны считаться несостоявшимися и не порождающими тех юридических последствий, на которые они были направлены.

Что касается неуполномоченного представителя, то, если его действия носили противоправный и виновный характер, он может быть в этом случае привлечен третьим лицом к ответственности за причинение вреда.

В случае действий за пределами полномочий по статье 183 ГК РФ возникает не недействительность сделки, как при применении ст. 174 ГК РФ (последствия ограничения полномочий на совершение сделки), а иное последствие: сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку1.

Необходимо помнить, что в статье 183 ГК РФ речь идет только об отношениях представительства, и в силу этого она не применяется к ограничениям полномочий органа юридического лица. Что же касается выхода за пределы полномочий лицами, не являющимися органами юридического лица, то статьи 174 и 183 ГК РФ имеют совершенно самостоятельные сферы применения.

Если имеет место выход этих лиц за пределы ограничений, установленных в отдельном договоре, по сравнению с тем, как полномочия первично определены в доверенности или следуют из обстановки — то применяется статья 174 ГК РФ. Если же имеет место выход за пределы «первичных» полномочий, установленных в самой доверенности, законе, акте государственного органа или следующих из обстановки, то следует применять статью 183 ГК РФ. Об этом говорится и в Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 октября 2000 г. № 57  «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации»44.

 Если же говорить о действиях лица вообще без полномочий, то во всех случаях надлежит применять статью 183 ГК РФ. На практике нередки случаи, когда действия неуполномоченного субъекта от имени юридического лица пытаются квалифицировать по статье 174 ГК РФ.

То же самое можно сказать о действиях от имени юридического лица бывшего генерального директора или лица, выдающего себя за генерального директора. Только в том случае, если у руководителя филиала (бывшего директора юридического лица или иного лица) имеется доверенность, и при этом в отдельном договоре с юридическим лицом его полномочия ограничены по сравнению с тем, как они определены в доверенности, можно говорить о применении статьи 174 ГК РФ.

Аналогичная ситуация возникает, когда от имени юридического лица без полномочий действует коммерческий директор или заместитель директора организации, не являющийся полномочным органом юридического лица. При отсутствии у такого лица доверенности либо при выходе его за пределы полномочий, установленных доверенностью, применению подлежит статья 183 ГК РФ. Только если полномочия коммерческого директора, действующего на основании доверенности, будут ограничены отдельным договором (например, договором поручения), по сравнению с тем, как они определены в доверенности, может применяться статья 174 ГК РФ.

Информация о работе Всестороннее изучение института представительства в гражданском праве