Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. В данной работе мы попытаемся проанализировать значение существования феодального государства на дальнейший ход исторических событий во Франции в процессе становления цивилизованного, демократического государства на примере рассмотрения периода сословно-представительной монархии. Задачи работы. В соответствии с темой данной работы, а также поставленной целью был сформулирован ряд задач: 1. Изучить специализированную литературу по дисциплине «История государства и права» по теме данной курсовой работы.
2. Провести теоретический анализ сущности государственного строя средневековой Франции в период сословно-представительной монархии.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………..……...3-5
2. Глава I. Становление сословно - представительной монархии ……6-13
1.1 Оформление основных сословий………………………………….6-9
1.2 Возникновение Генеральных и Провинциальных Штатов........10-13
3. Глава II. Усиление королевской власти во Франции…………........14-21
2.1 Великий мартовский ордонанс и его отмена…………………...14-17
2.2 Система государственного управления…………......................17-21
4. Заключение…………………………………………………………...21-24
5. Литература……………………………………………………………24-25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Копия курсовая по истории заруб.стран.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

 

                                                            

1.2

  Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным и противоречивым. Он начался с усилением королевской власти, неразрывно связанным с преодолением феодальной раздробленности. Главную роль в объединительном процессе страны играла королевская власть, которая при осуществлении своей политики, сталкиваясь с мощной оппозицией феодальной олигархии, вынуждена была опираться на поддержку сословий. В рассматриваемый период власть короля приобретает новое правовое содержание. Королевский трон передавался по наследству по мужской линии (от отца к сыну) в возрасте и состоянии духа, соответствующем короне, т.е. достигнувшему 14 лет и не безумному. Из старшего сеньора король постепенно превращался в главу государства. Отношения с королевской властью теперь строились не на системе вассалитета, а на безусловном подчинении - подданстве. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составляющих “королевский случай”, существенно ограничивалась феодальная юрисдикция. В XIV веке  была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент, и этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

 Большую роль в юридическом обосновании ликвидации сеньориальных прав феодалов и возрастания авторитета и политического веса короля сыграли легисты — выпускники юридических факультетов средневековых университетов, активно поддерживающих власть короля. Со ссылкой на принципы римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а, следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Полномочия и прерогативы королевской власти значительно расширились. Важнейшим среди них стало право на законотворчество. Французский король имел право издавать ордонансы (законы) и приказы в их исполнение. Важнейшими королевскими прерогативами стали определение сословного статуса подданных (жалование дворянства, узаконивание внебрачных детей, предоставление статуса горожанина) и введение новых налогов. Значительно расширилась и судебная власть короля. Согласно акту Карла V (1372 г.) королю принадлежало право наказания за незаконное ношение оружия, за фальшивомонетничество, за нарушение королевских ордонансов. В сфере исполнительной власти король имел право назначать на все важные должности в государственном аппарате, контролировать их деятельность и отстранять от должности. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На обсуждение собраний выносились важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и прежде всего налогов. Были впервые введены постоянные общегосударственные налоги. Регулярные денежные поступления позволили правительству сформировать постоянную наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централизованный бюрократический аппарат управления.

 Первые собрания сословного представительства — штаты возникли в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были периодически созывающиеся собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов соответствующей провинции. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение денежных сборов — «помощей». На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. Стремление королевской власти к централизации вызывало сильное сопротивление также со стороны римско-католической церкви, стремившейся к мировому господству. Противостояние короля Филиппа IV с римским папой Бонифацием VIII породило возникновение во Франции органа сословного представительства — Генеральных штатов, которые явились политическим выражением союза короля и представителей различных сословий, и в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы. При решении вопроса о конфликте папства и французской короны, не желавшей терпеть поборы со стороны папы и его вмешательство в светские дела, первые Генеральные штаты, созванные в 1302 г., поддержали короля.

 Генеральные штаты состояли из трех палат. Первая палата — палата духовенства — состояла из прелатов католической церкви, лично приглашаемых королем, и избранных от духовенства представителей (по одному от капитулов и аббатств).

Во второй палате заседали депутаты от дворян. Первоначально  в ее состав входили крупные светские феодалы, приглашаемые королем. Наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили, они как непосредственные вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Позднее, помимо знати, получавшей индивидуальные приглашения, во вторую палату стали избирать депутатов от всех остальных дворян. В палате третьего сословия заседали выборные представители от городов. Как правило, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Их позиция по обсуждаемым вопросам была связана с инструкцией избирателей. Вернувшись с обсуждения, депутат должен был отчитаться перед своими избирателями. Крестьянство представлено не было, их представителями считались сеньоры.

 Все вопросы рассматривались  Генеральными Штатами раздельно  по палатам. Решение выводилось  простым большинством голосов. Окончательное утверждение решения проводилось на совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия (духовенство и дворянство) всегда имели гарантированное большинство. Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Они созывались, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявление королем войны, переговорами о мире, заключением договоров, обострением конфликтов с Папой Римским и так далее. Король запрашивал мнение Генеральных Штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных Штатов была потребность короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году королем Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде требовалось согласие Генеральных Штатов.

 Резкое усиление королевской власти и вызванное этим обострение противоречий ее сословиями, отчетливо прослеживаемые во внутренней жизни страны конца XIII — начала XIV вв. красноречиво свидетельствует об исторической закономерности и неизбежности появления Генеральных штатов именно на данной стадии развития французского общества. Степень централизации страны, характеризуемая определенной самостоятельностью  сословий при феодализме, порождала препятствия королевской власти в ее стремлениях к высшему суверенитету. Беря на себя решения общегосударственных задач, связанных к тому же с нарушением привычных, феодальных норм взаимоотношений, королевская власть могла преодолеть эти барьеры только с согласия сословий, ибо она не располагала еще собственными силами, достаточными для реализации своей политики. Политическая активность сословий убедительно проявилась в работе местных и провинциальных собраний, появившихся задолго до генеральных штатов, на этапе «провинциальной» централизации. Таким образом, анализ социально-политического развития  Франции в конце XIII — начале XIV вв. не только обнаруживает закономерность появления общегосударственного органа сословного представительства,  но и объясняет инициативу королевской власти в его созыве.

 

 

Глава II Усиление королевской власти во Франции

 

                                                       2.1

  Королевская власть часто добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения. Но были моменты, когда третье сословие могло добиться больших прав, чем право утверждения новых налогов. Значение Генеральных штатов возрастало в критические моменты истории страны. Таким периодом в истории Франции была Столетняя война с Англией (1337-1453 гг.) когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355 г, при короле Иоанне II Храбром Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов. После битвы при Пуатье (1356 г) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево Парижа Этьеном Марселем и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый) заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами.

 Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357 г. Согласно ордонансу полномочия Генеральных штатов были значительно расширены. Они получили право собираться три раза в год без инициативы со стороны короля для "устройства хорошего управления государством", собирать и распоряжаться денежными субсидиями, контролировать деятельность королевской администрации. Таким образом, согласно Великому мартовскому ордонансу Генеральные штабы не только имели исключительное право на введение новых налогов, но и контролировали расходы правительства. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере. Таким образом, Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Однако их попытка оставить за собой постоянные финансовые, контролирующие и законодательные функции не имела успеха. Дофин Карл вынужденный принять условия Великого мартовского ордонанса, почти сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства.

  В конце мая 1358 г. вспыхнуло величайшее из крестьянских восстаний во Франции — известная Жакерия. Крестьян (Жаков, как их называли дворяне) грабили не только войска противника, но и свои. Ко всему этому еще больше усилился гнет со стороны феодалов, которые в связи с войной особенно нуждались в средствах. В 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан главе с Этьеном Марселем. Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии), между тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Феодалы срочно объединились для подавления восстания, 10 июня 1358 г. крестьяне были разбиты. Собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, парижское восстание было подавлено. Мартовский ордонанс был оплачен теперь многими жертвами. После подавления в 1358 году крестьянского восстания Жакерии и Парижского восстания королевская власть отвергла все требования, которые содержались в Великом Мартовском Ордонансе. На примере этого события становиться очевидным, что дальнейшее существование Генеральных штатов с имеющимися у них полномочиями представляло реальную угрозу королевской власти и препятствовало концентрации политической власти  в руках короля. К тому же вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. К середине XV века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы, не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 г. до самого конца своего царствования в 1461 г, ни разу не собирал Генеральные штаты.

 Победоносное завершение Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевской власти. В ее распоряжении были многочисленная наемная армия, бюрократический аппарат управления, которые содержались за счет постоянных налогов, назначаемых теперь без предварительного одобрения Генеральных штатов. Вся власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов, Генеральные штаты выполнили предназначавшуюся им роль. Начиная с XV в. Генеральные штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в. — тоже один раз). Вместо Генеральных Штатов король стал созывать Совет Нотаблей. В нем заседали высшие представители трех сословий. Формально решение Совета Нотаблей не было обязательным для короля. Однако он был вынужден считаться с мнением знати. С согласия нотаблей стали вводиться новые налоги, которые собирались чиновниками короля.

 Для Франции следует особо подчеркнуть влияние конкретно исторических условий возникновения представительного органа на его судьбу и роль королевской власти при этом. Последняя, из-за расстановки социальных  сил и недостаточной консолидации сословий, сумела выступить инициатором их созыва и, поставив учреждения в довольно значительную зависимость от себя, стимулировать его неоформленность.

Король использовал  орган представительства в качестве орудия своей политики, прибегая к его созыву лишь тогда, когда была необходима военная, финансовая или моральная помощь. Он менял формы представительных собраний, руководствуясь соображениями политических выгод: созывал все сословия вместе или отдельно, только представителей первого и второго сословий или только представителей городов, обращался за помощью к провинциальным штатам, менял условия представительства и т. д. Вызванные к жизни потребностями незавершенного еще процесса централизации, Генеральные штаты с момента своего возникновения в конечном итоге способствовали укреплению королевской власти и государственности, в чем оказалось прогрессивное значение этого учреждения. Но в то же время издание Великого мартовского ордонанса показало, что Генеральные штаты уже не только не находились полностью под влиянием королевской власти, но и стремились к контролю над ней. Тем самым этот указ стал своеобразным ”смертным приговором ” для превратившегося из полезного королю представительного органа в потенциально опасный для его власти в стране.

 

                                                              2.2

  Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не подвергли центральные органы управления существенной реорганизации. Многие должности периода сеньориальной монархии утратили свое значение, превратившись в придворные титулы, а их место заняли новые. Из прежних должностей сохранила свою роль должность канцлера. Ему по-прежнему подчинялась вся королевская канцелярия, он являлся главой королевской юстиции. Канцлер, осуществляющий текущее управление должностными лицами и контроль над их деятельностью, во время отсутствия короля председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов. Также среди должностных лиц наибольшее значение имели коннетабль — командир конного рыцарского войска, с XIII в.— командир королевской армии; камерарий — казначей; палатины — королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.

Информация о работе Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии