Британская колониальная империя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Начало Содружеству было положено проведённой в 1887 году в Лондоне колониальной конференцией, на которой закрепились основы новой колониальной политики: отныне наиболее развитым колониям стал дароваться статус доминионов — автономных квазигосударственных образований (позднее — фактически независимых государств), при этом все они становились частью Британского Содружества наций — объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю. Такими доминионами стали Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Доминион Ньюфаундленд, Ирландия и Индия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая БСН.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Англия прочно удерживала лидирующие позиции в  торговле, где ей принадлежало первое место, а её удельный вес в мировом товарообороте составлял около 65%. В течение достаточно длительного времени она проводила политику фритредерства. Благодаря своему качеству и дешевизне, английские товары не нуждались в протекционистской защите, и правительство не запрещало импорт иностранных товаров.

Используя открытый грабёж колониальных народов, неэквивалентную  торговлю, практикуя работорговлю, различные формы принудительного  труда и другие средства колониальной эксплуатации, английская буржуазия накопила огромные капиталы, ставшие источником, из которого подкармливали рабочую аристократии в самой Англии. Колониальная империя сыграла немалую роль в том, что Англия в XIX веке превратилась в промышленно развитую капиталистическую страну – «мастерскую всего мира».

Великобритания  занимала первое место и по вывозу капитала, а Лондон являлся финансовым центром мира. Английская валюта играла роль мировых денег, выступая в качестве расчётной единицы в мировых торговых сделках.

В условиях обострения борьбы за экономическое лидерство в мире между старыми индустриальными странами (Англия и Франция) и молодыми быстроразвивающимися государствами (США и Германия), Великобритания не могла сохранить своё преобладание на протяжении неопределённо долгого времени после того, как другие менее развитые, но в изобилии наделённые ресурсами страны начали индустриализацию. В этом смысле относительный упадок Великобритания был неизбежен.8

Причины замедления темпов экономического развития:

  1. Наращивание колониального могущества и отток капиталов из страны;
  2. Моральное и физическое старение производственных мощностей и ограниченное использование электрической энергии;
  3. Усиление политики протекционизма в США, Германии, Франции и других странах;
  4. Архаичная система образования;
  5. Недостаточная предпринимательская активность Английских промышленников и медленное внедрение новых технологий.

Утрата мировой гегемонии происходила  медленно и практически незаметно  для современников. Несмотря на замедление темпов экономического развития, Великобритания оставалась высокоразвитой, богатейшей страной мира.9

По мере создания империи вырабатывались система и навыки управления колониями. Общее управление колониями долгое время переходило в правительстве  Великобритании от одного ведомства  к другому. И только в 1854 году в Англии было создано специальное министерство колоний, на которое были возложены следующие обязанности:

  1. Руководство сношениями метрополии с колониями;
  2. Поддержание прав и верховенства метрополии и защиты её интересов;
  3. Назначение и смещение губернаторов и высших должностных лиц колоний;
  4. Издание приказов и инструкций по управлению колониями.

Кроме того, министерство колоний  совместно с военным министерством  распределяло вооружённые силы для  охраны колоний и контролировало вооружённые силы колоний, имевших свои армии.10 Высшей апелляционной инстанцией для судов колоний являлся Судебный комитет Тайного совета Великобритании.

Начиная с XVIII в. сложилось общее  деление всех колоний на "завоеванные" и "переселенческие", применительно к которым постепенно выработались два типа британского колониального управления. "Завоеванные" колонии, как правило, с "цветным" населением, не обладали политической автономией и управлялись от имени короны через органы метрополии британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в таких колониях сосредоточивались непосредственно в руках высшего правительственного чиновника - губернатора (генерал-губернатора). Создаваемые представительные органы в этих колониях реально представляли лишь незначительную прослойку местных жителей, но и в этом случае они играли роль совещательного органа при губернаторах. Как правило, в "завоеванных" колониях устанавливался режим национальной, расовой дискриминации.

Другой тип управления сложился в колониях, где большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы из Британии и других европейских стран (североамериканские колонии, Австралия, Новая Зеландия, Капская земля). Долгое время эти территории по форме управления мало чем отличались от любых других колоний, однако постепенно приобрели политическую автономию.

Создание представительных органов  самоуправления началось в переселенческих  колониях в середине XVIII в. Однако, колониальные парламенты не имели реальной политической власти, ибо высшая законодательная, исполнительная и судебная власть оставалась в руках британских генерал-губернаторов. В середине XIX в. в ряде провинций на территории Канады был учрежден институт "ответственного правительства". В результате вотума недоверия, вынесенного местной ассамблеей, назначаемый Совет при губернаторе, игравший роль колониального правительства, мог быть распущен. Важнейшие уступки переселенческим колониям были сделаны во второй половине XIX - начале XX в., когда они одна за другой добились дальнейшего расширения самоуправления и получили в результате особый статус доминионов. В 1865 г. был принят Акт о действительности колониальных законов, по которому акты колониальных законодательных органов признавались недействительными в двух случаях:

  1. Если они в каком-либо отношении противоречили актам британского парламента, распространенным на эту колонию;
  2. Если они противоречили каким-либо приказам и положениям, изданным на основании такого акта или имеющим в колонии силу такого рода акта. В то же время законы колониальных легислатур не могли признаваться недействительными, если они не соответствовали нормам английского "общего права". Законодательные органы колоний получили право учреждать суды и издавать акты, регламентирующие их деятельность.

После образования доминионов их внешняя  политика и "вопросы обороны" оставались в компетенции британского правительства. Начиная с конца XIX в. одной из форм взаимоотношений с доминионами стали так называемые колониальные (имперские) конференции, проводившиеся под эгидой министерства колоний. На конференции 1907 г. по требованию представителей доминионов были выработаны новые организационные формы их проведения. Имперские конференции отныне должны были проводиться под председательством премьер-министра Великобритании с участием премьер-министров доминионов.

В конце XIX - начале XX в. одновременно с  захватом огромных территорий в Африке (Нигерия, Гана, Кения, Сомали и др.) усилилась английская экспансия в Азии и на арабском Востоке. Существовавшие здесь суверенные государства были фактически превращены в полуколонии-протектораты (Афганистан, Кувейт, Иран и др.), их суверенитет был ограничен навязанными Англией договорами и присутствием британских войск.

Колониальное право в британских владениях складывалось из актов  британского парламента ("статутное право"), "общего права", "права справедливости", а также постановлений и распоряжений министерства колоний и нормативных актов, принятых в самой колонии. Широкое внедрение норм английского права в колонии началось со второй половины XIX в., когда колонии стали торговыми "партнерами" метрополии и потребовалось, обеспечить устойчивость товарообмена, безопасность личности и собственности британских подданных.

Переплетаясь с традиционными  институтами, местного права завоеванных  стран, отражая как собственные, так и навязанные извне общественные отношения, колониальное право было сложным и противоречивым явлением. В Индии, например, правотворческая практика британских судов и колониальное законодательство создали крайне усложненные системы англо-индусского и англо-мусульманского права, которые распространялись на местных жителей. Эти системы отличались эклектическим смешением норм английского, традиционного, религиозного права и судебных толкований. В колониальном праве Африки также искусственно совмещались мало согласующиеся между собой нормы европейского права, местного обычного права и колониальных законов, копирующих колониальные кодексы Индии. В отношении английских поселенцев в любых частях света действовало английское право. При этом в переселенческих колониях применялось в первую очередь "общее право", а английское законодательство могло не применяться, если об этом не содержалось специального указания в акте британского парламента.11

В Британской империи сложилось  несколько типов колониальных владений. «Белые» доминионы («доминион» по-английски  значит «владение») — Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, а также Южно-Африканский Союз — пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они не только имели собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями (например, Австралия и Южно-Африканский Союз). Протекторатами обычно становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них существовало как бы два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам; они в отличие от губернаторов доминионов, которые скорее представляли интересы британской короны, чем правили от её имени, были полновластными хозяевами подчинённых стран. Так называемая туземная администрация (местные правители, вожди) пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определёнными судебными и полицейскими полномочиями, правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Туземная администрация выполняла роль буфера между верховной властью европейцев и угнетаемым местным населением. Такая система управления получила название косвенной, или непрямой. Она была наиболее распространена в британских владениях, и английскую колониальную политику стали называть политикой косвенного (непрямого) управления.

Англичане практиковали и так называемое прямое управление в некоторых колониях. Такие колонии назывались коронными, т.е. были напрямую подчинены Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таких прав. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты. Иногда в одной стране использовались и прямые, и косвенные методы правления. Например, Индия перед Второй мировой войной была разделена на так называемую Британскую колонию Индию, состоявшую из 16 провинций и управлявшуюся из Лондона, и протекторат, в который входили свыше 500 феодальных княжеств и в котором действовала система косвенного управления. Разные формы правления одновременно применялись в Нигерии, Гане, Кении, других странах.12

 

3. Крушение Британской колониальной империи, образование независимых государств и Британского Содружества наций

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало мощному  подъёму национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Она вовлекла колониальные народы Азии и Африки в общий поток всемирного революционного движения. В отдельных странах движущей силой этого движения стал рабочий класс, который создал свои политические партии. Но в большинстве стран руководство антиколониальным движением находилось в руках национальной буржуазии (в Индии, Индонезии, странах Арабского Востока).

Под напором национально-освободительного движения колониальные державы сделали ряд уступок. В 1919 году Англия признала независимость Афганистана, в 1922 изменила форму колониального правления в Египте, в 1932 году декларировала суверенитет Ирака и т. д. В 1926 году на имперской конференции в Лондоне Англия была вынуждена признать новый статус доминионов. Согласно решениям конференции доминионы получали самостоятельность, как во внутренних, так и во внешних делах. В документах конференции говорилось, что Англия и доминионы составляют «автономные государственные единицы внутри Британской империи..., свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций».13 Генерал-губернаторы в доминионах потеряли реальную власть, так как отныне они стали рассматриваться как представители короны, а не английского правительства. Юридическое оформление новых связей Англии и доминионов было осуществлено Вестминстерским статутом 1931 года, который стал своеобразной конституцией Британского содружества наций. В статуте подчёркивается, что «корона является символом свободного объединения членов Британского содружества наций». Англия лишалась права издавать законы для доминионов, за исключением тех особых случаев, когда «данный доминион просил и согласился его ввести». С другой стороны, никакие законы доминионов не могли быть признаны недействительными Англией под предлогом противоречия его законодательству После Вестминстерского статута доминионы окончательно превратились в самостоятельные государства, являющиеся субъектами международных  отношений, имеющие право заключать договоры, объявлять войну и т.д. Но Вестминстерский статут не распространялся на колонии, которые до конца второй мировой войны управлялись в основном старыми методами. Лишь время от времени в этих колониях вводились новые «конституционные законы», которые использовались английскими колонизаторами для раскола национально-освободительного движения.

После второй мировой войны, которая  привела к возникновению мировой  социалистической системы, к ослаблению позиций империализма, к мощному  подъёму рабочего и демократического движения, создались новые благоприятные условия для углубления национально-освободительных революций. Под ударами национально-освободительного движения произошёл распад колониальной системы империализма. Однако империализм использовал все средства, в том числе и прямые военные подавления, для того, чтобы задержать развал колониальных империй. Однако под напором национально-освободительного движения империализм был вынужден отступать, расширять степень самоуправления колоний, вводить новые конституции и в конце концов признавать независимость большинства колониальных владений.

Информация о работе Британская колониальная империя