Таможенные льготы при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Кыргызской Республики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать таможенно-тарифную политику Кыргызской Республики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I. РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………….…..7
1.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………….….….7
1.2. Таможенно – тарифное регулирование………………….…...……16

II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ И ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ………………………………………………………………….40
2.1. Общая система таможенных льгот и преференций………………....40
2.2. Проблемы и совершенствование таможенно - тарифного регулирования в Кыргызской Республике………………………………..…60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………72

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом - льготы тарифно-там рег.doc

— 441.50 Кб (Скачать документ)

В разделе 7 таможенного  кодекса Кыргызской Республики предусмотрены  таможенные льготы представительствам иностранных государств и их работникам. В частности определены таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств, которые при соблюдении установленного порядка через таможенную границу Кыргызской Республики могут ввозить в нее и вывозить из Кыргызской Республики предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или времени работы таможенных органов Кыргызской Республики.

Определяя объем этих льгот, национальное законодательство исходит из норм и принципов международного публичного права, касающегося статуса дипломатических консульских и дипломатических представительств. Так, статья 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года гласит:

«1. Государство пребывания, в соответствии с принятыми им законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги...».

Статья 50 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля  1963 г. закрепляет следующее положение:

«1. Государство пребывания в соответствии с принятыми в  нем законами и правилами, разрешает  ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с  этим сборов за теми же, указанными выше, исключениями».

Данные положения полностью  относятся к сфере международного публичного права, а точнее той его  части, которую принято называть дипломатическим и консульским  правом. Эта сфера является чрезвычайно  деликатной, так как мельчайшая ошибка может привести к серьезным осложнениям во взаимоотношениях с другими государствами. Последствия ошибок в этой сфере трудно предсказуемы. Что касается должностных лиц таможенных органов, то для них последствия ошибок всегда негативны. Особенностью правового регулирования данного раздела является преобладание международно-правовых норм. Основными конвенциями в которых регулируются вышеуказанные вопросы являются:

- Конвенция о привилегиях  и иммунитетах ООН (1946 года);

- Конвенция о привилегиях  и иммунитетах специализированных  учреждений ООН (1947 года);

- Венская конвенция  о дипломатических сношениях  (1961 года);- Венская конвенция о  консульских сношениях (1963 года);

- Конвенция о специальных  миссиях (1969 года);

- Венская конвенция  о представительстве государств  в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 года).

Статья 6 Таможенного  кодекса отдает приоритетность межгосударственным договорам и иным актам, ратифицированным Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, перед положениями Таможенного  кодекса Кыргызской Республики.

Международное право  исходит из принципа экстерриториальности представителей иностранных государств и приравненных к ним лиц, а  также из презумпции добросовестности при осуществлении внешних сношений.

Принцип экстерриториальности на практике означает неприменимость внутренних публично-правовых норм к иностранным представителям. Поэтому нормы, устанавливающие формы таможенного контроля, не должны применяться к таким лицам.

Таможенные льготы для  дипломатических представительств иностранных государств представляют собой разновидность дипломатических иммунитетов, т.е. форму изъятий из сферы принудительного воздействия со стороны государственных органов, таких как таможенные и налоговые органы, органы служб безопасности, суды того государства, где находятся иностранные лица и имущество.

Товары, предназначенные  для официального пользования дипломатических  представительств, не освобождаются  от таможенного досмотра. В этом случае таможенные льготы сводятся к  освобождению от уплаты таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне работы таможенных органов Кыргызской Республики и подобного рода услуг.

Таможенные льготы распространяются на главу дипломатического представительства, членов дипломатического персонала и проживающих вместе с ними членов их семей. В Венской конвенции о дипломатических сношениях (далее "Конвенция") под главой представительства "понимается лицо, на которое аккредитирующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве". В этой же Конвенции употребляется термин "дипломатический агент", под которым понимается как глава дипломатического представительства, так и члены дипломатического персонала.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конвенции статья 225 Таможенного кодекса Кыргызской Республики распространяет таможенные льготы на членов семей главы дипломатического представительства и членов дипломатического представительства. Предоставление таможенных льгот закреплено в статье 36 Конвенции, которая гласит: "государство пребывания, в соответствии с принятыми им законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги... предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы для его обзаведения".

При анализе части 2 статьи 225 Таможенного кодекса Кыргызской Республики, предусматривающей освобождение от таможенного досмотра личного багажа дипломатического персонала представительства, членов его персонала, а также членов их семей, следует определить понятие "личный багаж". Личным багажом обычно считается багаж, содержащий вещи личного пользования, находящиеся при дипломатическом агенте или в несопровождаемом багаже. По определению, данному в Малой таможенной энциклопедии, "багаж - (фр. bagage) - вещи, предметы личного пользования, товары и иные предметы, которые пассажир при переезде через таможенную границу берет с собой или сдает для перевозки отдельно от него в порядке и на условиях того вида транспорта, которым он следует".13 Освобождение от таможенного досмотра при этом не является стопроцентным, так как в Таможенном кодексе, а также части 2 статьи 36 Конвенции имеются указания на то, что при наличии серьезных оснований предполагать, что багаж содержит товары не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз или вывоз которых запрещен законодательством или международными договорами Кыргызской Республики либо регулируется карантинными и иными специальными правилами - досмотр может быть произведен. Так как в Конвенции нет четкого толкования термина "серьезные основания", то таможенные органы на практике стараются не применять досмотр такого багажа. Эти действия, или вернее бездействие, вполне объяснимы потому, что если в результате досмотра не будет обнаружено ничего запрещенного - это может привести к конфликту и направлению ноты протеста в МИД со ссылкой на нарушение международно-признанных привилегий. Если же в результате досмотра будет выявлено нарушение таможенного законодательства, протокол о правонарушении все равно не может быть составлен, поскольку дипломатический агент обладает судебным иммунитетом и не может быть привлечен к юридической ответственности по законам государства пребывания.

На практике даже для  вручения лицу, пользующемуся дипломатическими льготами, привилегиями и иммунитетами, бланка таможенной декларации, за тем может последовать досмотр ручной клади и багажа, требуется санкция начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Проведение самостоятельных несанкционированных действий сотрудниками таможенных органов должно быть категорически запрещено во избежание международно-правовых осложнений.

Отметим еще одну особенность, состоящую в том, что вышеуказанный досмотр может проводиться только в присутствии названных лиц или их уполномоченных представителей. В Конвенции не расшифровывается термин "уполномоченный представитель", но можно предположить, что это лицо должно иметь полномочия на присутствие при таможенном досмотре багажа.

Таможенные льготы в  отношении сотрудников административно-технического персонала дипломатического представительства, в соответствии со статьей 37 Конвенции и статьей 226 Таможенного кодекса Кыргызской Республики распространяются в части освобождения от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы первоначального обзаведения, при этом льготы по освобождению от таможенного досмотра к таким лицам не применяются.

Распространение рассмотренных таможенных льгот на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала возможно только на основе специального соглашения с иностранным государством, исходя из принципа взаимности в отношении каждого из государств. Распространение льгот на весь персонал дипломатического представительства должно обязательно оформляться двусторонним соглашением, которое явится юридическим основанием для изменения таможенного режима в отношении лиц, составляющих административно-технический и обслуживающий персонал представительства.

Основным источником международного права в отношении  порядка предоставления таможенных льгот консульским представительствам и их персоналу, является Венская  конвенция о консульских сношениях (далее Венская Конвенция), предусмотревшая предоставление льгот, аналогичных для дипломатических представительств.

Особый таможенный режим  установлен в статье 229 Таможенного  кодекса Кыргызской Республики для  перемещения дипломатической почты  и консульской вализы. Дипломатическая почта и консульская вализа неприкосновенны, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. Это общепризнанный принцип международного публичного права, гарантирующий свободу сношений дипломатических представительств с представляемым государством. "Государство пребывания должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При сношениях с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они не находились, консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши".14 При помощи дипломатической почты доставляется официальная корреспонденция, документы и предметы, предназначенные для служебного пользования.

У практических работников таможен возникает вопрос об отличии  дипломатической почты от консульской  вализы, так как второй из упомянутых терминов ни в одном из нормативных документов по таможенным вопросам не находит своего толкования. Французское слово "Valise" дословно означает чемодан, то есть то место, куда упаковывается дипломатическая почта. Если следовать терминологии дипломатического словаря, то "под вализой понимается закрытое и опечатанное печатью или опломбированное в установленном порядке вместилище (сумка, мешок, пакет, конверт и т.п.), имеющее видимые внешние знаки, указывающие на его характер".15

Главное требование к  дипломатической почте и консульской вализе наличие видимых внешних признаков, указывающих на характер этих мест.

Положения части 3 статьи 35 Венской Конвенции практически дословно воспроизведены в части 1 статьи 229 Таможенного кодекса Кыргызской Республики о том, что при наличии серьезных оснований предполагать что в консульской вализе содержатся иные предметы, кроме корреспонденции, документов или предметов предназначенных исключительно для официального пользования, таможенный орган вправе потребовать, чтобы вализа была вскрыта уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии должностных лиц таможенного органа. В случае отказа от вскрытия, консульская вализа возвращается в место отправления.

В отдельную главу  законодателем были вынесены таможенные льготы иным иностранным лицам, а также отдельным категориям граждан Кыргызской Республики. В частности, речь идет о льготах для иностранных дипломатических и консульских курьерах, понятие которых можно определить так, что это лица, которым поручается доставка дипломатической или консульской почты. Должность дипломатического курьера была обозначена в статье 27 Венской Конвенции, а консульского курьера - в статье 35 Венской Конвенции. Основанием для признания за соответствующим лицом статуса дипломатического курьера является выдаваемый ему курьерский лист.

Различают постоянных дипломатических  курьеров и временных, назначенных  для перевозки только данной дипломатической  почты.

Личный багаж дипломатического курьера освобождается от досмотра и взимания таможенных платежей. Освобождение от досмотра действует, если нет серьезных оснований полагать, что багаж содержит предметы, не предназначенные для личного пользования, или предметы, ввоз и вывоз которых через таможенную границу запрещен или ограничен, либо регулируется специальными правилами.

Досмотр багажа дипкурьера должен производиться только в его  личном присутствии или присутствии  его полномочного представителя.

Для курьеров указанные  льготы предоставляются только в  период непосредственного сопровождения  дипломатической почты.

Отдельная статья рассматриваемой  главы посвящена таможенным льготам  для представителей и членов делегаций  иностранных государств. В международном  праве имеется в виду так называемые специальные миссии, то есть "разновидность  временных зарубежных органов внешних сношений, состоящих из представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения характерных задач, определяемых по соглашению между данными государствами".16

Важную роль в нынешних условиях играет такой вид дипломатии специальных миссий, как дипломатия на высшем уровне. Международно-правовые нормы, регулирующие дипломатию ad hoc, кодифицированы в статье 21 Конвенции о специальных миссиях (1969 года).

Информация о работе Таможенные льготы при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Кыргызской Республике