Воспитание нравственной личности в соцработе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

В наш век, когда наука шагает вперед огромными шагами, когда новинка в научно-технической области устаревает в течение очень незначительного отрезка времени, особенно важным становится воспитание нравственности в человеческом обществе. Как точно сказал Бернар Шоу, «... мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле, как люди!» Именно сегодня появляются такие проблемы социума, как недостаток общения и одиночество в условиях перенаселенного мегаполиса.

Прикрепленные файлы: 1 файл

основы соц образования.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

Воспитание правильного  отношения к себе. В вышеуказанной работе В. С. Соловьева говорится о стыде как своеобразном «регуляторе» отношения человека к самому себе. В борьбе духовного начала с телесным, пишет В. С. Соловьев, утверждается нравственное достоинство личности: «мне стыдно подчиняться плотскому влечению, мне стыдно быть как животное, низшая сторона моего существа не должна преобладать во мне» .

Чувство стыда является естественным, прирожденным чувством каждого человека, поэтому задача по его воспитанию состоит в том, чтобы не дать ему заглохнуть, а развить и укрепить его. Митрополит Владимир Богоявленский, дает ниже следующие советы воспитателям и родителям.

«Предохраняйте детей  от всего, что растлевает святое чувство  стыдливости». Как ни труден этот совет  для исполнения, его необходимо выполнять. Особенно это касается прессы и телевидения, увлечение которым все более приобретает характер болезни. Главный принцип здесь — отбор и строгая дозировка просмотра телепередач. Школе в этом вопросе (так же, как и родителям) необходима твердая и последовательная позиция.

Кроме того, чтобы не разжигать  в детях чувственности, необходимо закалять их с самого раннего детства, приучать стойко переносить нужды и  скорби, заниматься посильным трудом, предохранять от изнеженности.

Что касается полового воспитания, то, в отличие от мало продуманных современных концепций, св. Отцы советуют как можно больше держать детей в совершенном неведении относительно этого вопроса. На их расспросы следует отвечать осторожно и уклончиво, не открывая им всей истины, но и не прибегая к обману и выдумкам. Относительно места школы в этом вопросе можно заметить, что ей не стоит брать на себя главную роль. Ее надо оставить семье, проводя разъяснительную работу с родителями учащихся.

«Остерегайся, чтобы тебе самому не быть причиною растления детей». К этому совету трудно что-либо добавить.

«Внимательно наблюдайте за поведением детей,. чтобы они не имели никакого повода к соблазну».

Отцы церкви и опытные  педагоги настоятельно рекомендуют  родителям ни при каких обстоятельствах и ни под каким видом не позволять детям различного пола (если даже они братья и сестры) спать на одной постели. Необходимо также следить за тем, чтобы в руки детей не попадали такие книги, журналы, которые могут осквернить их чувства и воображение. И педагоги, и особенно родители должны следить за кругом общения детей и ограждать своих чад от детей испорченных и грубых.

Последний совет сводится к следующему. «Воспитай в сердцах  детей стыдливость и целомудренность  из религиозных соображений, а не из каких-либо других». Этот совет связан с воспитанием в детях страха Божия. Память о Божьем вездеприсутствии и всеведении будет лучшим охранителем их невинности, целомудрия, стыдливости.

Понятие стыда охватывает всю область отношений человека к самому себе, поэтому необходимо воспитывать у ребенка воздержание или самоограничение в широком смысле этого слова. Обратимся опять к советам митрополита Владимира Богоявленского и согласимся с ним, что главный недуг нашего времени — «с каждым годом и днем распространяющаяся страсть к наслаждению. Именно эта страсть порождает недовольных и несчастных, число которых возрастает день ото дня.

Чтобы избежать этого, чтобы  научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой  обстановке, необходимо показать им путь воздержанности, умеренности и самоотвержения. Правила, предложенные уже известным нам автором, кажутся очень простыми, но как трудны они для выполнения, знает каждый воспитатель.

«Не изнеживайте детей, но всеми мерами укрепляйте их организм». Из практики известно, что в изнеженном, болезненном теле живет как правило, больная душа. Поэтому выполнение режима дня, закаливание, умение безропотно переносить болезни и несчастья — условия хорошего, крепкого здоровья, причем, не только телесного, но и душевного. Велика здесь роль семьи, но большое значение имеет настрой школы, особенно в начальных классах, когда авторитет учителя для ребенка выше родительского авторитета.

«Приучай детей к  трудолюбию и правильной деятельности». Это правило также тесно связано с разумной организацией дня, режимом. У ребенка должны быть, помимо учебы, постоянные, посильные обязанности дома и в школе, причем родители и педагоги должны следить за тем, с каким старанием, прилежанием они выполняются. Приучая детей к трудолюбию, они должны вместе с тем приучать их к аккуратности и порядку. Всему должно быть свое место и свое время. «Приучай детей с самого младенчества к умеренности в пище и питье». С отходом от христианской культуры постов это правило забыто во многих семьях. Между тем важно не допускать, чтобы дети ели столько, сколько они хотят, чтобы они ели с жадностью и несвоевременно. Следует также оберегать их от лакомств, учить выходить из-за стола прежде, чем они насытятся. Как уже отмечалось, полезно и в физическом, и в духовном отношении соблюдение постов и постных дней.

Таким образом, воспитание у ребенка воздержания и стыдливости  как основы правильного отношения  к себе предохранит его от чрезмерного  развития самолюбия и чувственности, сделает его способным к проявлению бескорыстного, нравственного отношения к другим людям. Воспитание у него чувства благоговения перед Высшим Началом бытия (или страха Божия) позволит определить тот предел, ту меру благоговейного отношения к другому человеку, которую нельзя переступать, чтобы не обожествить его и не прийти в состояние поклонения твари вместо Творца.

Отношение к людям. В  основе чувства жалости (сострадания, понимания) как главного чувства  по отношению к другому человеку, по мнению В. С. Соловьева, лежит правда и справедливость: правда, что другие существа подобны мне, и справедливо, если я отношусь к ним так же, как к себе . Но одно дело — умом признавать другого человека равным себе, другое — научиться понимать, ценить, любить его, научиться относиться к нему нравственно в действительности, в поступках и намерениях.

Воспитать у ребенка  правильное отношение к другим людям  помогут два правила. Если их соединить  воедино, то можно выразить их таким  образом: никого не обижай и всем, насколько  можешь, помогай. Или несколько иначе: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Первое правило —  «не обижай» (или «не делай  другому того, чего не желаешь, чтобы  делали тебе») — включает в себя ряд запретов. В христианстве эти  запреты основаны на Божественных заповедях и связаны с борьбой с греховными помыслами, состояниями, действиями. Святоотеческое учение о борьбе с грехами включает в себя «уроки» постоянного внимания не только к собственным поступкам, но даже к намерениям, ко всем состояниям ума и сердечным движениям.

В данной работе нет возможности  даже бегло перечислить все возможные  грехи человека против ближнего. Здесь  и осуждение, и ябедничество, и  зависть, и воровство, и ложь, и  лень, и непослушание, и многое-многое другое. Можно только заметить, что  к «старым» порокам, характерным для школьного возраста, против которых сознательно не умели бороться ни семья, ни школа, ни сам ученик, в ужасающих размерах прибавились новые: пьянство, наркомания, сквернословие, растление, блуд, превосходящая все границы дозволенного дерзость, бесстыдство. Положение дел в образовании с так называемым «уровнем воспитанности» настолько тревожно, ситуация настолько превосходит все допустимые границы, что ее можно охарактеризовать как запредельную. Очевидно поэтому она не переживается педагогами, родителями, общественностью как нечто вопиющее, ужасное, аномальное, а принимается как данность, как веяние времени и зачастую даже как норма. Такое состояние сознания, когда образ падшего человека объявляется естественным, нормальным, «законным», а зло возводится в ранг нормы, можно назвать чрезвычайным и кризисным, требующим решительных оценок и действий как со стороны педагогической науки, так и со стороны школы, семьи, общественности и государства.

Если первое правило («никого  не обижай») можно назвать отрицательным, то второе («всем, насколько можешь, помогай») — положительным. Оно предусматривает воспитание у детей различных добродетелей.

Две эти задачи (борьба со злом, заключенным в самом человеке, и возращение в нем добродетелей) тесно сопряжены друг с другом. «В воспитываемом ребенке, — пишет митрополит Владимир Богоявленский, на авторитетное мнение которого мы уже ссылались, — должно быть искореняемо все дурное и насаждаемо все доброе» .

Что имеет в виду христианская педагогика под словами «все доброе»?

В православии разработано  обширное учение о добродетелях. Само это понятие является обобщенной характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в  нем подчеркивается деятельная форма  усвоения добра («добродеять» — делать добро) — в противоположность знанию о добре. По мнению профессора архимандрита Платона Игумнова добродетель подразумевает нравственную доблесть, которая способна восхищать и привлекать всякого человека и вести его к совершенству и богоуподоблению.

Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями. Они характеризуют, прежде всего, отношение  человека к Богу.

Добродетели, связанные  с отношением к ближнему — милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, мужество, трудолюбие, простодушие, прямота, простота, братская любовь и др. Для укоренения в характере воспитываемого каждая из этих добродетелей требует усилий, специальных действий со стороны воспитывающих.

Выше уже говорилось о воспитании таких добродетелей, как послушание, воздержание, богобоязненность. Можно привести еще один пример.

Так, для воспитания правдивости (чувства любви к истине и отвращения ко лжи) необходимо следующее.

Относиться к детям  с полной откровенностью и искренностью и оказывать им полное доверие. При сомнениях в правдивости их слов в точности убедиться, действительно ли они солгали. Только после этого серьезно и строго, но вместе с тем и с любовью высказать им свое недовольство. Не допускать в детях ни малейшей лжи.

Быть примером детям, показывать в словах и делах любовь к истине, правдивость и нелицемерность. Не обманывать детей. Не терпеть, чтобы детей обманывали другие, ни в каких ситуациях не давать детям ложных обещаний.

Намеренно или ненамеренно  самим не вынуждать детей ко лжи. Не смеяться над ложью детей, высказанной в самой остроумной и хитрой форме. Не заставлять их говорить неправду из страха наказания. (Это бывает, когда наказание не соответствует совершенному проступку). Не учить их изворачиваться, лгать, чтобы выпутаться из затруднительного положения. И, наконец, прививать им любовь к правде и истине из любви к Богу, который сам есть Истина, объяснять, что любая ложь является отвратительным грехом, нарушением Божественных заповедей. Лживый человек не остановится даже перед тем, чтобы украсть .

Таким образом, кратко мы остановились на том, что воспитание любви к ближнему, нравственного  отношения к нему подразумевает  определенную систему педагогических воздействий со стороны педагогов  и родителей. Эта система, основываясь  на понимании личности, данном христианской антропологией, опирается на святоотеческое учение о борьбе с грехами (страстями) и на учение о воспитании добродетелей. При этом первое неразрывно связано со вторым: «насаждение», уход, взращивание всего того доброго, с чем связано понятие «человек», невозможно без соответствующей подготовки почвы, «земли», без освобождения ее от «сорняков» — того дурного, что есть в человеке .

Здесь необходимо несколько  слов сказать о христианском понимании  природы «дурного», согласно которому грех — явление духовное, метафизическое. Корни греха — не в нарушении этической нормы, а в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой сотворен человек и к которой он естественно, т. е. по природе своей, призван.

Совершается грех, прежде всего, в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его поражают всего человека. Совершенный грех отразится на душевном и на физическом состоянии человека, на его внешности, он скажется на судьбе творящего грех. Грех неизбежно выйдет за пределы его индивидуальной жизни, отяготит злом жизнь всего человечества, а, следовательно, отразится на судьбе всего мира .

Следствием онтологической поврежденности человека (первородного греха) явилась неупорядоченность  его сил, толкающая человека ко злу. Эта неупорядоченность, по мнению епископа Феофана Затворника, яснее всего проявляется в сфере ума — в своеумии, в сфере воли — в своеволии, в сфере чувств — в самоуслаждении . Таким образом, основная задача христианского воспитания — привести эти силы в гармонию.

Совесть. Картина нравственного  воспитания будет неполной, если упустить из внимания такой важный аспект, как  совесть. С воспитанием ума, чувств, воли тесно связано воспитание совести, самого значительного проявления духовности в человеке. Совесть — одно из выражений нравственного самосознания личности, голос нашего внутреннего «я», помогающий человеку отличать, что является добром и что злом, чувствовать и осознавать ответственность за себя. «...Не может быть такого решающего начала, которое было бы выше христианской совести или равно ей», — отмечает проф. П. И. Линицкий .

Этимологически слово  «совесть» разделяется на две  значимые части и означает «совместная  весть», «совместное знание». Совесть  называют Ангелом-хранителем человека. В христианстве совесть считается действующей силой души, ее центром, проявлением в человеке «голоса Божьего», того естественного нравственного закона, который Бог начертал в сердцах людей. «...Вопреки нашим помыслам, стремлениям и интересам, — пишет профессор А. Гусев, — мы чувствуем в себе присутствие как бы особой силы, царящей над нашими помыслами, влечениями и хотениями, властно повелевающей нам и угрожающей мучительною карою за пренебрежение к ее требованиям, но в то же время неотделимой от нас».

Информация о работе Воспитание нравственной личности в соцработе