Влияние антропогенно измененной среды на здоровье детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире окружающая среда загрязняется вредными веществами. Цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Загрязнение природной среды промышленными выбросами оказывает вредное действие на людей, животных, растения. Существующая неблагоприятная эколого-гигиеническая обстановка предопределяет то, что широко обсуждается вопрос о влиянии загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения. В основе этой курсовой работы лежит желание узнать, как антропогенные факторы воздействуют на здоровье человека, и в частности на здоровье детей.

Содержание

Введение 3
1.1 Основные факторы антропогенного характера 5
1. Общие сведения о влиянии антропогенных факторов на здоровье
человека 7
2. Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды
на здоровье человека 9
2.1 Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека 9
2.2 Влияние загрязнения гидросферы на здоровье человека 12
2.3 Влияние загрязнения литосферы на здоровье человека 17
2.4 Другие источники опасности для здоровья человека 19
3. Влияние антропогенно измененной среды на здоровье детей 23
3.1 Состояние здоровья детей в условиях загрязнения
атмосферного воздуха 23
3.2 Оценка физического развития и биологического возраста
у детей, проживающих в различных условиях экологического благополучия 28
3.3 Здоровье детей, рожденных матерями, проживающими
в районах с разной техногенной нагрузкой 31
3.4 Показатели индивидуального развития детей
промышленного города 37
Результаты изучения 42
4. Предлагаемые пути решения для снижения антропогенного
загрязнения атмосферы и меры защиты здоровья человека. 44
Выводы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая _4 курс чистая работа.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

Одним из важнейших путей снижения заболеваемости в ДОУ является оздоровление детей группы риска и в первую очередь часто и длительно болеющих детей. Последних в промышленном районе было в 1,3 раза больше, чем в контрольном.

Детей с III группой здоровья в загрязненном районе было в 1,3 раза больше, чем в контрольном, за счет большей распространенности хронической ЛОР-патологии, хронических заболеваний почек, врожденных пороков и аномалий развития, плоскостопия, заболеваний кожи (железо-дефицитная анемия).

Анализ показателей физического развития позволяет сделать вывод, что в загрязненном районе детей с дисгармоничным развитием больше, чем в контрольном (52,0 ± 2,4% против 43,0 ± 2,6%; р < 0,05).

При изучении роста детей в сравниваемых районах установлено, что средние показатели длины тела имели 71% детей контрольного района, что больше, чем в загрязненном районе — 62%. Показатели ниже среднего были у 21,1% детей, проживающих в промышленном районе, что больше, чем в контрольном — 7,6%.

Как показало изучение массы тела, 72,3% детей контрольной группы имели средний показатель, что больше, чем в загрязненном районе — 66,7%. Показатели ниже среднего были у 22,2% детей, проживающих в опытном районе, и это также больше, чем в контрольном.

Характеризуя результаты индивидуальной и коллективной оценки физического развития детей в исследуемых районах в зависимости от загрязнения атмосферного воздуха, следует отметить, что антропометрические показатели находятся на невысоком уровне и не соответствуют нормативам. Считается, что физическое развитие коллектива может быть признано удовлетворительным, если не меньше 65—70% детей имеют гармоничное физическое развитие.

Выводы:

1. В условиях промышленного города  в районе с более высокой  антропогенной нагрузкой выявлено меньше здоровых детей (в 1,6 раза), больше (в 1,3 раза) часто и длительно болеющих детей.

2. Заболеваемость по обращаемости  ниже у детей ДОУ, находящихся  в контрольном районе.

3. Дети, проживающие в районе  с большей степенью загрязнения  атмосферного воздуха, имеют худшие антропометрические показатели, чем дети контрольной группы, что можно объяснить проявлением защитно-компенсаторных реакций организма, направленных на его оптимальное приспособление к окружающей среде.

 

3.2 Влияние антропогенного загрязнения на состояние сердечно сосудистой системы и физической работоспособности детей

Функциональное состояние кардиореспираторной системы и ее резервные возможности играют важную роль в адаптации детского организма к физическим нагрузкам, обеспечивая сохранение здоровья в условиях меняющихся факторов внешней среды. Одним из ведущих факторов влияния в настоящее время является загрязнение атмосферного воздуха, которое более всего (на 30-60%) обусловлено выхлопными газами автотранспорта. Изучая влияние техногенных факторов можно наблюдать, что у детей из загрязненных районов снижены функциональные резервы сердечно сосудистой системы (далее - ССС) и системы крови [14], в том числе наблюдается замедление процессов совершенствования и оптимизации функций сердечно сосудистой системы. Экологически неблагоприятные факторы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха снижают аэробную производительность и физическую работоспособность детей, выражаемую в величине максимального потребления кислорода (далее – МПК) [9;14].

Проанализируем показатели исследования состояния ССС и физической работоспособности детей в зависимости от интенсивности антропогенного загрязнения в районе проживания. Территория места проживания была поделена на два района – экологически благоприятный (далее - ЭБР) и экологически неблагоприятный (далее - ЭНБР). Состояние ССС и физическую работоспособность оценивали стандартными методами у 1097 детей, из них 652 – проживающих в ЭБР (363 мальчика и 289 девочки) и 445 – в ЭНБР (239 мальчика и 206 девочек). Результаты подвергнуты статистической обработке, достоверность различий оценивали по критерию Стьюдента (t) и считали их достоверными при р<0,05.

При изучении показателей сердечно сосудистой системы в общем массиве детей установлено, что у школьников, проживающих в ЭНБР выше, чем в ЭБР диастолическое АД (62,86±0,38 мм. рт. ст и 61,81±0,35 мм. рт. ст.) и среднее АД (75,12±0,33 мм. рт. ст. и 74,20±0,33 мм. рт. ст.). Достоверных различий по прочим показателям состояния ССС (ЧСС, САД, пульсовое давление, коэффициент экономичности кровообращения, коэффициент выносливости) не обнаружено. Также не обнаружено статистически значимых достоверных различий по показателям в отдельных половых группах. При изучении физической работоспособности в общем массе детей установлено, что у школьников, проживающих в ЭНБР ниже, чем у их сверстников из ЭБР мощность работы (205,1±2,47 кгм/мин против 215,4±2,29 кгм/мин) и максимальное потребление кислорода 1,19±0,01 л/мин против 1,23±0,01 л/мин). Следовательно, антропогенное загрязнение ухудшает физическую работоспособность. При исследовании статистически значимых достоверных различий по показателям состояния сердечно сосудистой системы мальчиков, проживающих в ЭНБР и ЭБР не обнаружено.

При изучении физической работоспособности установлено, что у мальчиков из ЭНБР, по сравнению с ЭБР, также как в общем массиве ниже мощность работы (205,8±3,59 кгм/мин против 219,4±2,94 кгм/мин) и максимальное потребление кислорода (1,34±0,01 л/мин против 1,38±0,01 л/мин*). Т. е. в этом случае среди мальчиков наблюдаются общегрупповые тенденции – снижение физической работоспособности. В группе девочек, проживающих в ЭНБР и ЭБР не обнаружено достоверных различий по показателям состояния ССС и показателям, определяющим физическую работоспособность. Однако у девочек выявлены различия по величине ЧСС после 4-х минутной нагрузки, которые также указывают на снижение физической работоспособности. У девочек из ЭНБР величина ЧСС после 4-х минутной нагрузки достоверно ниже, чем у их сверстниц из ЭБР (139,7±1,53 уд/мин против 144,4±1,65 уд/мин*). В этом случае у девочек проявляется те же тенденции, что и у общего массива детей, но благодаря другим показателям. В целом, у школьников, проживающих в ЭНБР выше, чем у детей, живущих в ЭБР диастолическое и среднее АД (установлено для всех детей). Данные литературы по этому вопросу малочисленны [12;13], противоречивы и касаются в основном функциональных патологий ССС, не затрагивая вопрос различных вариантов физиологической нормы. Например, в исследовании [14], показатели АД под действием антропогенного загрязнения у детей младшего возраста снижаются, у детей старшего возраста – наоборот, повышаются; следовательно, данный вопрос требует дальнейшего изучения. Были подтверждены данные литературы [1;11] о снижении в ЭНБР величины МПК (для всех детей, для мальчиков). Не исключено, что одной из причин снижения МПК под влиянием антропогенного загрязнения является задержка в увеличении массы тела, характерная для детей из ЭНБР, так как известно, что масса тела выполняет функцию тренирующей нагрузки. Также в нашем исследовании показано, что в ЭНБР ниже, чем в ЭБР мощность работы и величина ЧСС после 4-х минутной нагрузки (установлено для девочек), но не обнаружено различий по величине относительного МПК и физической работоспособности, оцениваемой в соответствии с классификацией Апанасенко Г. Л. (1989 г.). Достоверных различий по величине ЧСС в ЭБР и ЭНБР не выявлено. Данные исследований этого вопроса противоречивы: в работе [6;9;14] ЧСС под действием аэрозагрязнения повышается, в работе [13] снижается. Достоверных различий по прочим показателям состояния сердечно сосудистой системы (далее - САД, пульсовое давление, коэффициент экономичности кровообращения, коэффициент выносливости) пока не обнаружено.

 

3.3 Здоровье детей, рожденных матерями, проживающими в районах с разной техногенной нагрузкой

 

В период беременности неблагоприятные факторы окружающей среды воздействуют не только на организм самой женщины, но и служат важным элементом становления детского организма. Воздействие загрязненной окружающей среды может быть причиной нарушения функции эндокринной, иммунной, кроветворной и других систем у беременных женщин и новорожденных.

Было изучено состояние здоровья беременных (751 женщина) и здоровье рожденных ими детей (565 человек), проживающих в условно чистом (группа 1) и промышленно загрязненном (группа 2) районах г. Москвы. Материалы Госсанэпиднадзора свидетельствуют о существенном различии эколого-гигиенической ситуации в изучаемых районах.

Установлено, что беременные женщины обоих районов, имея примерно одинаковый возраст и социальные характеристики, имеют разное «качество» здоровья. В экологически неблагоприятном районе у них чаще встречаются заболевания эндокринной системы и нарушение обмена веществ, заболевания органов пищеварения и органов кровообращения. Около половины женщин изучаемых районов до беременности имели гинекологические заболевания, причем в экологически загрязненном районе этот риск достоверно выше.

Такие осложнения беременности, как угроза прерывания в первой и второй половине, гестозы, железодефицитная анемия, достоверно чаще выявлены в районе с высокой аэротехногенной нагрузкой.

Вышеперечисленные нарушения здоровья беременных женщин повышают риск развития осложнений у развивающегося плода, осложнений родов, здоровья новорожденных.

При осложненном течении беременности плод часто испытывает кислородную недостаточность. Развивающаяся внутриутробная гипоксия плода и новорожденного является не самостоятельным заболеванием, а следствием многих видов акушерской патологии, заболеваний матери как до беременности, так и во время нее, а также самого плода.

Установлено, что диагноз хронической внутриутробной гипоксии плода достоверно чаще поставлен новорожденным группы 2 — 20,3 ± 2,9 на 100 детей против 12,4 ± 1,8 — в группе 1 (р < 0,05). Следовательно, и нарушения мозгового кровообращения (НМК) I—II степени гипоксического генеза у новорожденных группы 2 развивались чаще — 15,0 ± 2,6 против 9,0 ± 1,6 — в группе 1 на 100 детей (р < 0,05).

Результаты иммунологического обследования показали более значительные изменения в иммунном статусе беременных женщин промышленно загрязненного района. Среди измененных показателей гуморального иммунитета у беременных женщин превалировало снижение иммуноглобулинов G (IgG) — у 31 % женщин, причем у ряда обследованных имел место глубокий дефицит этого класса иммуноглобулинов: концентрация снижена почти в 2 раза по отношению к нижней границе нормы. Поскольку IgG являются основными для реализации антиинфекционного иммунитета, их снижение свидетельствует об ослаблении резистентности организма беременных женщин. В этой связи не исключен дефицит этого важного класса иммуноглобулинов также и у новорожденных, поскольку именно IgG передаются от матери плоду путем активного плацентарного транспорта. Частота внутриутробной инфекции в группе 2 в 2 раза больше, чем в группе 1 — 14,1 ± 2,5 и 7,7 + 1,5 на 100 детей соответственно. Следует отметить, что внутриутробная инфекция, по данным ВОЗ, является частой причиной смерти новорожденных.

Эти данные были подтверждены оценкой состояния новорожденных по шкале Апгар при рождении (на первой минуте и через 5 мин после рождения), которая показала, что в условно чистом районе новорожденных с низкой оценкой по шкале Апгар (6 баллов и ниже) родилось в 3 раза меньше, чем в промышленно загрязненном (5,3 ± 1,2 и 15,6 ± 2,6 на 100 детей соответственно). А новорожденных с высокой оценкой по шкале Апгар в группе 1 — 60,6 ± 2,7 на 100 детей, а в группе 2 — только 28,7 ± 3,3.

Известно, что физиологическая желтуха развивается у большинства младенцев не ранее 36 ч жизни, и в конце первой, начале второй недели желтушность исчезает. А у детей с морфофункциональной незрелостью развивается конъюгационная желтуха, которая выражена резко, может длиться до 4—5 нед. и опасна поражением мозга при повышении концентрации билирубина до 9,5—12,0 мг/о. У новорожденных промышленно загрязненного района конъюгационная желтуха развивалась в 2 раза чаще, чем в условно чистом районе (8,9 ± 2,1 против 4,6 ± 1,2).

Таким образом, у матерей, проживающих в промышленно загрязненном районе, достоверно чаще рождались дети с низкой оценкой по шкале Апгар, признаки внутриутробной гипоксии у них сохранялись дольше, достоверно чаще развивались нарушения мозгового кровообращения гипоксического генеза, внутриутробная инфекция и конъюгационная желтуха.

Для прогнозирования здоровья рожденного поколения необходим анализ заболеваемости детей первого года жизни. В табл. 1 представлены данные о состоянии здоровья детей первого года жизни. Установлено, что такой крайне неблагоприятный в плане прогноза отдаленных последствий для здоровья диагноз, как гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС), у детей группы 2 выявлен в 3 раза чаще, чем в группе 1 (15,8 ± 2,6 против 4,8 ± 1,2 на 100 детей соответственно).

 

Таблица 1

Частота заболеваний детей первого года жизни (на 100 детей)

 

 

Показатель

 

Группа1

 

Группа 2

Отношение шансов,

доверительный интервал

N=325

p + m

N=192

p + m

OR

95 % Cl

Гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС),

6

4,8+1,2

15

15.8+2.6 **

4.51

1.6 - 2.6

Железодефицитная анемия (ЖДА)

120

36,9+2,7

170

88,5+2,3**

12,17

7,19-20,73

Простудные заболевания, из них:

более 4 раз

265

37

81.3+2.2

11.4+1.8

166

44

86.9+2.4+22.9+3.0**

 

2.2

 

1.32–3.73

Врожденные пороки развития

102

31.5+2.6

68

35.9+3.5

-

-

Прочие

57

17.5+2.1

46

24.1+3.1*

1.47

0.9-2.3


 

Одной из причин развития железодефицитной анемии в условиях высокой техногенной нагрузки являются вредные химические вещества, присутствующие в окружающей среде. При любом воздействии производственных или экологических факторов происходит их непосредственный контакт с клетками кроветворной и иммунной систем и формируется целостная системная реакция с соответствующими клинико-иммунологическими и гематологическими проявлениями.

В настоящее время доказано, что одним из патогенетических механизмов развития железодефицитной анемии является включение некоторых металлов в обмен микроэлементов, обеспечивающих нормальное кроветворение. Развивающийся дисмикроэлементоз приводит к полидефицитным анемиям, в которых дефицит железа является ведущим. Анемия у беременных оказывает отрицательное действие на внутриутробное развитие плода, вызывая задержку его развития, маловесность, анемии детей раннего возраста.

Железодефицитная анемия у детей промышленно загрязненного района встречалась в 88,5 ± 2,3 случая на 100 детей, в то время как в условно чистом — в 36,9 ± 2,7. Таким образом, эти данные подтвердили, что развитие анемии у беременной женщины является фактором риска по развитию анемии для их детей, что проявляется уже на первом году жизни.

Анализ простудных заболеваний показал, что количество детей, болевших простудными заболеваниями, в обоих районах примерно одинаково (81,5 ± 2,2 и 86,9 ± 2,4 на 100). Однако часто и длительно болеющих детей (4 раза и более) было достоверно больше в промышленно загрязненном районе (группа 2) — 23,1 ± 3,0 против 11,4 ± 1,8 на 100 детей в группе 1. К тому же именно среди детей этого района чаще встречались простудные заболевания, которые имели различные осложнения: бронхиты, ангины, пневмонии.

О. Е. Коновалов отмечает, что удельный вес часто и длительно болеющих детей среди дошкольников в экологически неблагополучном районе г. Рязани в 1,8 раза выше, чем в «чистом» районе — 14,4 и 7,9 соответственно, что согласуется с нашими данными и подтверждает, что вещества, загрязняющие атмосферный воздух, даже в небольших концентрациях ослабляют защитные силы организма, делают его менее устойчивым к воздействию экзо - и эндогенных факторов.

Частота врожденных аномалий развития по районам почти не отличалась (31,5 ± 2,6 и 35,9 ± 3,5 на 100 детей в группе 1 и 2 соответственно). Однако врожденных аномалий костно-мышечной системы было достоверно больше в группе 2 — 64,7 ± 3,4* против 34,3 ± 2,6 — в группе 1. Тяжелых врожденных пороков развития было достоверно больше в промышленно загрязненном районе — 7,4 ± 1,8* против 2,9 ± 0,9 (р < 0,05).

Интересно отметить, что антропометрические данные новорожденных и детей первого года жизни, рожденных и проживающих в районах, находились в пределах нормы, но дети промышленно загрязненного района достоверно отставали в увеличении средней массы тела и роста от детей условно чистого района (р < 0,05). Так, если при рождении средняя масса и длина тела в условно чистом районе были незначительно выше, то к концу первого года жизни масса детей этой группы стала больше на 218 г.

Информация о работе Влияние антропогенно измененной среды на здоровье детей