Управление конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества. Все больше риск превращения «рядового» конфликта в войну интересов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
Глава I Конфликт и способы управления конфликтами
1. Сущность и структура конфликта…………………
2. Функции конфликтов…………………………………
3. Понятие управления конфликтами………………..
4. Предупреждение и стимулирование конфликтов.
5. Регулирование конфликта…………………………..
6. Разрешение конфликта: модели, стили, методы..

Глава II Психологические войны: цели, участники, «полководцы», последствия
1.Что такое психологическая война? История понятия................................................……
2. Понятия, цели и методы психологических войн…………...……………………………
3. Приемы психологических войн…………………………………………………………
4. Участники и полководцы психологических войн……………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

Полная.docx

— 85.49 Кб (Скачать документ)

Еще через три года под  редакцией министерства армии США  вышло новое издание словаря, где понятие «психологическая война» раскрывается так: «Психологическая война состоит в планомерном использовании пропаганды и родственных ей информационных мероприятии с целью повлиять на мнения, чувства, отношения и поведение групп иностранцев враждебных и других стран таким образом, чтобы содействовать осуществлению целей национальной политики или военных целей» Подчеркивание роли пропаганды как одной из форм ведения психологической войны в названном определении служит маскировке других форм.

Многие западные политики и генералы выступали с предложением заменить понятие «психологическая война» понятием «политическая война» Существуют определения, в которых  под понятием «политическая война» подразумевается нечто другое, по меньшей мере в деталях. Однако в основном для всех стран Запада это понятие совпадает с определением Фараго, которое он дал психологической войне в своей книге и которое нашло широкое распространение в США. «Политическая война» — понятие, которое было распространено в Великобритании. В других странах оно не стало популярным.

В Великобритании были распространены определения, суживающие понятие «психологической войны» до обычной пропаганды, в  то время как военные специалисты  США включали в нее и многие другие мероприятия. Сэр Роберт Х  Брюс Локкарт, во время второй мировой войны генеральный директор английского органа по ведению «политической войны», характеризовал «политическую войну» как «приспособление пропаганды к требованиям тотальной войны, главная задача которой состоит в том, чтобы расчистить путь для вооруженных сил и облегчить их боевые действия».

В США дискуссии по вопросу  о ведении психологической войны  особенно усилились к концу войны  в Корее, когда Народная армия  Кореи и китайские добровольцы  наносили американским войскам уничтожающие удары, в то время как т.н.  войска ООН под командованием генералов  США терпели одно поражение за другим, а в американских частях участились случаи разложения личного  состава. Вообще,  следует отметить, что военное поражение всегда сильно активизирует разработку приемов и методов психологической войны. После первой мировой войны, прежде всего в Германии, которая потерпела серьезное военное поражение, милитаристы расширили аппарат психологической войны до огромных размеров и начали подготавливать с его помощью новую разбойничью войну в политико-идеологическом, моральном и психологическом отношении. Исходным пунктом для усиления психологической войны Францией также было военное поражение, которое она потерпела в колониальной войне против народов Индокитая. С того времени аппарат французских вооруженных сил, предназначенный для ведения психологической войны, значительно расширился. Позднее военное поражение США во Вьетнаме, привело к резкому увеличению научных и прикладных разработок в этом направлении. После вьетнамской войны американские специалисты в области ведения психологических операций пришли к выводу, что они могут быть успешными только в том случае, если носят тотальный характер, планируются и проводятся заблаговременно и комплексно, направлены не только против противника, но также населения и вооруженных сил нейтральных и дружественно настроенных государств. Эти положения и составили основу современной концепции психологических операций, проверенной как американцами, так и их союзниками по НАТО в ходе последующих малых войн.

 

2. Понятия, цели и методы «психологических войн».

1. Психологическая война  заключается в использовании  не только пропаганды, но и  многих других мероприятий. Поль  Лайнбарджер, сотрудник управления военной информации США, в своей книге «Психологическая война» дает следующее определение: «Психологическая война включает использование в борьбе с противником пропаганды наряду с другими оперативными мерами военного, экономического и политического характера, которые могут быть необходимы для дополнения пропаганды».

Хотя и эта формулировка не является всеохватывающей, однако она  ясно говорит (это можно встретить  и в других работах по ведению  психологической войны), что, во-первых, главным средством ведения психологической  войны является пропаганда и что, во-вторых, эта пропаганда дополняйся множеством экономических, военных, внешне- и внутриполитических мероприятий Таким образом, под понятие «психологической войны» подпадают «независимые операции неинформационного характера, разрабатывающиеся и осуществляющиеся преимущественно для достижения психологического эффекта».

В психологической войне  допускаются всевозможные средства ради достижения поставленных целей. Отравление продовольствия, уничтожение крупных  индустриальных объектов — все это  возможные мероприятия психологической  войны Согласно американскому определению, при ведении психологической  войны используется не только пропаганда, но и такие средства, как убийства, террор, саботаж и другие, которые  считаются вполне пригодными для  достижения своих целей. Подрыв морального состояния противника — вот главная  цель, достичь которую пытаются ведением психологической войны. Другими  словами, психологическая война  включает в себя не только пропаганду, но и все мероприятия, способные  оказывать политико-идеологическое, моральное и психологическое  воздействие на человека.

2. Психологическая война  ведется не только в военное  время. Это особый вид подготовки  и проведения войны, который  ведут постоянно. Недаром в  американском «Пособии по ведению  психологической войны» прямо  говорится, что «психологическая  война ведется как в мирное, так и в военное время». «Психологическая  война... не знает никаких границ  между войной и миром. Она  ведется постоянно, то есть  как в мирное, так и в военное  время», — писал немецкий военный  журнал «Веркунде» в конце 1950-х годов.

Это совпадает с формулировкой  Лайнбарджера, когда он говорит, что «психологическая война не ограничена вовремени... она начинается задолго до объявления войны... и продолжается после прекращения военных действий». Ведение психологической войны в мирное время — это как раз та деятельность, которая известна под названием «холодная война».

3. Психологическая война  ведется правящими кругами как против своего народа, так и против народов враждебных государств, а также против народов нейтральных и дружеских стран. Опыт первой и второй мировых войн подтверждает это. Гитлеровцы, установив в стране жесточайший террор, распространяя лживую пропаганду, превратили немецкий народ в пушечное мясо; Польшу, Чехословакию, Советский Союз и другие страны они рассматривали как очередные жертвы и засылали туда своих агентов для проведения подрывной работы и создания «пятых колонн». Во время второй мировой войны гитлеровцы, стараясь морально подавить население оккупированных областей и подчинить их своему влиянию, не останавливались ни перед ложью, ни перед жестокостью. В нейтральных странах (в Швейцарии, Швеции, США до  их вступления в войну) нацисты также имели своих агентов, которые были обязаны создавать в этих странах профашистские настроения. Свою главную задачу в «дружественных» государствах (в Японии и Италии) нацисты видели в том, чтобы всеми средствами препятствовать распаду фашистской оси Берлин — Рим — Токио.

Со времен первой мировой  войны одна из сторон психологической  войны стала главной — это  ведение психологической войны  против социалистических стран и  международного рабочего движения. Идеи антикоммунизма были активно использованы западными стратегами психологической  войны в борьбе против всех левых  сил. Всякое движение против войны, бесправия  и порабощения объявлялось ими  «коммунистическим» и жестоко преследовалось.

4. Целью психологической  войны является подготовка и  ведение агрессивных войн в  политико-идеологическом, моральном  и психологическом отношении.  Все это делается прежде всего для того, чтобы оказать влияние на чувства людей, вызвать панический страх, возбудить у народа ненависть к другим народам, сыграть на низменных человеческих чувствах. Все это правящие круги делают для того, чтобы превратить людей в послушное орудие для осуществления своих военных планов.

 

3.  Приемы психологических войн

«Психологическое давление». Это многократное повторение одного и того же ложного тезиса, ссылки на авторитеты в сочетании с различными спекуляциями (начиная от искажения  цитат и кончая ссылками на несуществующие источники); манипуляция («игра») цифрами  и фактами для создания видимости  объективности и точности; тенденциозный  подбор иллюстративного материала  с упором на эффект «драматизирующего  воздействия»; устрашающие «наглядные иллюстрации» пропагандистских взглядов и позиций, и другие аналогичные  приемы, рассчитанные на создание эмоционального дискомфорта и нейтрализацию  способности человека рационально  оценивать предоставляемую информацию.

Примером такого психологического давления является так называемая «геббельсовская пропаганда», исходившая из циничной презумпции того, что ложь, дабы быть эффективной, должна быть массированной, крупномасштабной, беззастенчивой и непрерывной. В более утонченных вариантах, психологическое давление включает некоторые элементы истины, используемые в качестве прикрытия массированной дезинформации. Так, например, в период пика «холодной войны», в 1975 г., западногерманская газета «Франкфуртер рундшау» в течение двух месяцев в четырех номерах, развивая тему советской военной угрозы, последовательно увеличивала число социалистических танков в Европе: 13 500 танков — в номере от 8 октября, 15500 — от 12 декабря, 16 тыс. — от 16 декабря, 18 тыс. танков — от 17 декабря. Одновременно, количество «западных танков» за то же время уменьшилось с 6 до 5 тыс.

Незаметное проникновение  в сознание. Это реклама своего (красивого и беззаботного) образа жизни, распространение желательных (обычно собственных) политических ценностей  и стандартов своей массовой культуры через музыку, развлекательные телепрограммы  и кинофильмы, а также через  моду (на одежду, особенно с элементами политической символики, предметы быта, отдыха, туризма и т. п.).

Сюда же относится массированное  распространение слухов и сплетен  в качестве альтернативы официальной  пропаганде политического оппонента. Еще одна составная часть —  конструирование и внедрение  в массовое сознание политических анекдотов, сочинение псевдофольклорных («народных») поговорок и пословиц. Большая часть приемов незаметного проникновения в сознание объединяется понятием «социологическая пропаганда». Концепции социологической пропаганды ориентируются на постепенное подсознательное заражение как противников, так и потенциальных союзников наиболее привлекательными элементами предпочитаемого способа жизни. Будучи формально лишенной идеологических признаков и политических целей, такая пропаганда является эффективной в стратегическом отношении. Возбуждая потребности и интересы людей, она действует на долгосрочные факторы, определяющие поведение. Основываясь на детальном планировании и дифференцированном воздействии на различные социально-политические силы, такая пропаганда осуществляется «по нарастающей», через последовательные этапы воздействия.

Скрытом нарушение и искажение законов логики. Сюда относятся подмена тезиса, ложная аналогия, вывод без достаточного основания, подмена причины следствием, тавтология и т. д. Психологическая война такого рода наиболее эффективна по отношению к малообразованным слоям общества, неспособным уловить рациональные перверсии и склонным принимать на веру чисто назывные конструкции. Примером может служить первоначальная успешность псевдосоциалистической пропаганды, использовавшейся антиколониальными, национально-освободительными силами в ряде развивающихся стран. Сумев увлечь за собой часть населения, позднее они столкнулись с многочисленными проблемами, связанными с принципиальными пороками таких приемов воздействия на людей. Оказываясь эффективными на некоторое время, эти методы носят лишь тактический характер, утрачивая действенность по мере развития сознания и роста информированности населения.

Психологическая война не является автономным аспектом в политической борьбе. Это один из компонентов  системы политических отношений. Поэтому  в качестве ее приемов и методов  могут использоваться все элементы данной системы, оказывающие сильное  психологическое воздействие. В  свое время США исходили из того, что использование атомного оружия против Хиросимы и Нагасаки носит  не столько военный, сколько психологический  характер, причем множественной направленности — не только на японское, но и на советское руководство. Укоренившееся  понятие «дипломатия канонерок», так же как «ядерный шантаж», отражает использование угрозы силы оружия в  целях психологической войны.

Будучи компонентом системы  политических отношений, психологическая  война присутствует как во внешней, так и во внутренней политике. Во внешнеполитической сфере она включает применение против врага психологически эффективной пропаганды в комплексе  с другими методами воздействия. Во внутренней политике она обычно ограничивается пропагандистским противостоянием  политических оппонентов, хотя может  приобретать, в отдельных случаях, и более сложный, комплексный  характер. Внутриполитическими примерами  психологической войны являются пропагандистские столкновения в ходе любой предвыборной кампании или  борьбы за власть. Здесь психологическая  война проявляется в разного рода аргументах, фальсификациях, а также политических действиях, направленных на ослабление политических оппонентов, подрыв авторитета их руководителей, дискредитацию их действий.

Обобщив все сказанное, можно  сформулировать следующее:

Психологическая война —  это особый вид подготовки и ведения  войн, позволяющий господствующим кругам, используя пропаганду, террор и другие средства, оказывать влияние на собственные  народы, народы вражеских, союзнических и нейтральных стран в политико-идеологическом, моральном и психологическом  отношении для достижения целей  своей военной стратегии. Цель психологической  войны — подготовка, оправдание и осуществление агрессии в двух главных направлениях:  как против своего народа, так и против народов  враждебных стран.

 

4. Участники и полководцы психологических войн.

Западные теоретики психологической  войны любят рассказывать об операции «Роберт Ли Норден», которая стала хрестоматийным примером систематической обработки противника в духе психологической войны и вошла во все западные учебники по этому предмету.

Суть ее заключалась в  том, что американский офицер, некий  капитан второго ранга Альбрехт, служивший на радиостанции психологического отдела военно-морской разведки в  течение многих месяцев под именем офицера ВМС США Роберта Ли Нордена, выступал на немецком языке с комментариями о ходе военных действий. Обращаясь к немецким морякам, он профессионально рассуждал о неэффективности руководства немецкими вооруженными силами, в частности военно-морским флотом, сообщал данные о погибших или попавших в плен гитлеровских офицерах и матросах.

Информация о работе Управление конфликтами