Храмовое строительство в древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:18, реферат

Краткое описание

Индия - государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. Истоки индийской художественной культуры восходят возникшим на берегах рек Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, которые послужили основой и для развития культуры. Археологические находки свидетельствуют о наличии в Индии человеческого общества уже в период каменного века. В отложениях этой эпохи найдены каменные орудия. Первые датированные остатки бронзовой культуры найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тысячелетия до нашей эры. На северо-западе полуострова, там, где сейчас проходит граница между Пакистаном и Индией, и далее на запад, в соседствующих с ними районах Ирана и Афганистана, археологические раскопки последних десятилетий обнаружили большое количество древних оседло-земледельческих поселений ХХΥIII-ХХХIII веков до н.э., которым наследует удивительно высокая городская культура (ХХV-ХХII вв., в некоторых поселениях ХХ-ХIХ вв., упадок её относится к ХVII-ХVвв. до н.э.). Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры - первой половины второго тысячелетия до нашей эры.

Содержание

Индия………………………………………………………………………………3
Хараппская цивилизация…………………………………………………………3
Ведийский период………………………………………………………………...5
Буддийский период……………………………………………………………….7
Классическая эпоха древнеиндийской цивилизации…………………………16
Новая фаза развития.............................................................................................18
Феодальный строй………………………………………………………………20
Политическая раздробленность………………………………………………...23
Последний расцвет архитектуры……………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………...30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Храмовое строительство в древней Индии.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

Самая маленькая ратха Арджуны  – цельное массивное здание, квадратное в плане, с покрытием в виде скошенного с четырех сторон купола. Ратха Бхимы представляет собой ярусное строение с “бочкообразным” сводом, прямоугольное в плане. Дверь на узкой стороне напоминает древнебуддийское окно чайтья. Пещерные храмы Махабалипурама, представляют собой вырубленные в скале пещеры с поддерживаемым колоннами вестибюлем в форме веранды, также высеченными из скалы и украшенными великолепным крупным рельефом.

В Канчипураме был сооружен храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я половина 8 века), который лег в основу развития композиции южноиндийского храма в целом. Соотношение различных частей этой постройки своей соразмерностью напоминает Прибрежный храм. Здесь главное здание тоже имеет покрытие пирамидальной формы в виде сужающихся кверху горизонтальных ярусов, которые заканчиваются куполом. Его прямоугольный двор, опоясанный внутри рядами ниш со статуями божеств, включая выделенное шикхарой святилище и многоколонный зал для молящихся – “мантапам”. Композиция этого комплекса была повторена в одноименном храме в Эллоре (середина 8 века). Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с его многоколонными залами, галереями, монументальными статуями и рельефами, отмеченные острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.

Храм в Эллоре строился очень  долго.  Храм находится посреди  вырубленного из скалы двора, площадью 58 x 51 метр и более чем на 33 метра уходящего в глубь скалы, и представляет в плане большой прямоугольник, размером 55 x 36 метров. Этот храм вырублен из скалы вместе со всеми своими фигурными и декоративными украшениями. По величине и мощи храм совершенно уникален.

Все храмы построенные в Бхуванешваре построены из красноватого камня  и украшены большим количеством  фигурных изображений. Весь декор этого храма сосредоточен на наружных стенах. Оформлению внутренних помещений, в частности целлы, не уделено почти никакого внимания.

 

Феодальный  строй.

 

Подъем экономики укрепившегося феодального строя, развитие ремесленного производства и внешней торговли вызвали  с 10 – 11 века быстрый рост городов и невиданный размах храмового строительства, поглощавшего огромные средства. При всем разнообразии форм средневековой архитектуры ей были свойственны определенные черты стандартизации и типизации. Причиной этому было существование с давних пор цеховых строительных организаций – “шрени” (закрепленных кастовой системой), которые передвигались по всей стране, от одной постройки к другой, а иногда, оседая на одном месте, посвящали всю свою жизнь и даже жизнь нескольких поколений созданию какого-либо одного грандиозного сооружения. Другой причиной явилась освященная религией единая система канонов и правил строительного дела и прикладного искусства “Шилпашастра”, долгое время не фиксировавшаяся письменно, а передававшаяся потомкам изустно. Из сохранившихся текстов по вопросам архитектуры наиболее известен написанный в южной Индии в 11 веке труд “Манасара”, являющейся подробным руководством в вопросах градостроительства, конструкций, строительных материалов, соблюдения пропорций в архитектуре и скульптуре, а также применения цвета в росписях и т.д. Есть основание полагать, что градостроительство и гражданская архитектура этого времени развивалась, следуя в основном тем же принципам (изложенным в “Шилпошастра”), которые применялись и ранее. В растущих городах большинство построек создавалось из тех же не долговечных материалов -  дерева и кирпича, тростниковой соломы, глины и т.д. По-прежнему роскошными оставались дворцы и усадьбы городской и помещичьей знати и убогим – жилище трудового крестьянина или горожанина, зачастую вынужденного довольствоваться одним помещением для своей семьи, а также и для скота. Однако сведения о градостроительстве и гражданском зодчестве того времени скудны. Редким примером хорошо сохранившихся крепостных городских стен являются укрепления города Дабхая (созданы около 12 века) с четырьмя воротами, богато орнаментированными типичной гуджаратской резьбой по камню, имитирующей резьбу по дереву.

Дошедшие до нас храмы тем  более бесценны, что по ним можно судить о характере народного зодчества, отличавшегося большим разнообразием в отдельных местностях Индии. Строительство храмов было не только в руках феодалов. Нередко оно предпринималось объединенными купеческими и ремесленными цехами, при этом все население городов  облагалось специальными налогами и трудовыми повинностями. Огромным было количество деревень, содержавших один храм, обслуживаемый  бессчетным  штатом  жрецов, сонмом танцовщиц и музыкантов. В храм стекались  несметные сокровища. Архитектура храмов становилась более пышной и декоративной, объемно пространственные композиции – более сложными, планы – более вычурными. Большую роль играет скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой. Обогащая и очеловечивая здание, она выражала на своем каменном языке сложную философию индуизма, проповедовала его идеи. С щедростью, доходящей до безудержной расточительности, скульптура покрывает своим пластическим убором храмы, раскрывая на их стенах многообразнейший мир бесчисленных фантастических образов. Но в целом в этот период скульптура теряет идейно-художественную силу и глубину, монументальность и величие форм, которые были ей присущи в предшествующее время. Более декоративно-прикладная по характеру, она за частую включает бесконечно повторяющиеся стереотипные фигуры и сцены. В лучших же произведениях, особенно в жанровых сценах, приобретавших в то время большое значение, народный гений создаёт яркие художественные образы, прочно связанные с жизнью.

На архитектуре храмов – наиболее характерных памятников средневекового зодчества Индии - лежит печать религиозных догм и канонов. Но вместе с тем в ней отчётливо сказываются связи с народным зодчеством, отражаются реалистические взгляды и жизнеутверждающий оптимизм её создателей. В храмах чрезвычайно разносторонне воплотилось народное творчество, отдельные отрасли которого развивались в тесном единении друг с другом. Архитектор, согласно древним текстам, выступал главным дирижером в ансамбле скульпторов, живописцев и других мастеров. В своем образовании он последовательно осваивал вначале музыку и танцы, затем живопись и скульптуру, а после этого приступал к специальным дисциплинам. Известно также, что строительство как культовых, так и гражданских зданий проходило в тесном сотрудничестве с народными мастерами: каменщиками, плотниками; нередко привлекались резчики по слоновой кости или дереву, кузнецы и ювелиры. Вероятно,  этим можно объяснить художественную цельность, столь свойственную индийским архитектурным произведениям, особенно храмам, скульптурно-пластичным по форме, проникнутым музыкальным ритмом, гармоничным по пропорциям и красочным по отделке. На рубеже 10 –11 веков почти  одновременно в столицах различных крупных государств Индии возник ряд выдающихся по своей архитектуре храмов, отразивших своеобразие местных архитектурных школ: Ориссы, Бенгалии, Кхаджурахо, Майсура, Гуджарата, южной Индии.

В Ориссе, как и в соседней Бенгалиии. С их влажным тропическим климатом, с давних пор в строительстве  применялось не столько дерево, сколько бамбук, камыш, глина и кирпич. Соответственно этому в народной архитектуре выработались свои специфические черты, которые были перенесены в культовые монументальные постройки. Храмы,  созданные в Ориссе, представляют примеры ярко выраженного северного типа. Для зодчества Ориссы характерно отсутствие столбов, колонн, портиков, открытых террас, лоджий. Массивные глухие стены, покрытые снаружи сплошным узорчатым ковром декоративной резьбы, придают столпообразным  Орисским храмам скульптурный облик. Интерьеры Орисских храмов, напротив, лишены какого-либо декора. В Бенгалии часто встречаются храмы башенного типа в виде отдельно стоящих высоких святилищ (вимана). Классическим памятником Ориссы явилось одно из лучших произведений средневековья, поразительный по красоте архитектурных и пластических форм и гармонии пропорций храм Лингараджа, воздвигнутый около 1000 в Бхубанесваре. Храмовый комплекс состоит из примыкающих друг к другу и имеющих каждый свое перекрытие: главного святилища – “деул”, зала для молящихся – “джагамохан”,- все это специфические для Ориссы термины. Высокая вертикально расчлененная башня грациозно изогнутого параболического очертания завершает святилище; над остальными помещениями – перекрытия из горизонтально уложенных рядов каменных плит, образующих снаружи сплющенную пирамиду. Вход на территорию храма иногда оформлялся своеобразной аркой, которая называлась, так же как и ворота в ограде ступа, - “торана”. Орисский храм Шурья (храм Солнца) в Конараке (13 век),явившейся последней блистательной вспышкой храмового зодчества на севере индии, превосходит по размерам все предыдущие храмы. Особенно интересен уподобленный небесной колеснице бога Солнца зал для молящихся, на высоком постаменте которого изображены двенадцать огромных колес и скачущие кони. Скульптура храма прекрасно сочетается с его архитектурой. Исключительно яркие по своей жизненной силе отдельно стоящие изваяния коней, яростно растаптывающих демонов, искрящиеся радостью бытия многочисленные фигуры музыкантов и танцовщиц сопровождаются здесь эротическими сюжетами, имеющими культовый смысл.

В Кхаджурахо на рубеже 10 и 11 веков  был воздвигнут храм Кандарья Махадео, причисляемый к северному типу и  замечательный удивительной органичностью своих пластически вылепленных архитектурных форм, очень близких к формам природы. Его три примыкающих друг к другу объема: святилище, зал для молящихся и вестибюль, увенчанные каждый однотипным башенным (шихкара), издали похожи на  три последовательно уменьшающиеся по высоте горы. Башни, расчлененные вертикальными тягами, напоминающими пучки растений, и миниатюрными башенками, усиливают впечатление природных форм. Не столь крупный, как храм Лингараджа в Ориссе, храм Кандарья Махадео производит впечатление не меньшей монументальности благодаря своему мощному, сильно профилированному цоколю. Его наружные стены, намеренно усложненные в плане многочисленными уступами, опоясаны тремя рядами сравнительно мелких (высотой около 1 метра) горельефных фигур божеств и людей. Каменные изваяния танцовщиц и музыкантов как будто проникнуты сложным ритмом исполняемого ими танца и музыки. Здесь, так же как и в поздних храмах Ориссы, представлены в изобилии   прекрасные женские образы небесных дев апсар и эротические сцены. В течение столетий в Кхаджурахо возникла целая группа подобных храмов, джайнских и брахманских… интерьер, в отличие от Орисских храмов, покрыт в изобилии пластическим декором и имеет двухэтажные тонкие колонны, поддерживающие изящно декорированный плоский ложный купол.

В Майсуре – в  городах Белуре, Халебиде и Сомнатхпуре, в 12 –13 веках возникли замечательные по архитектуре и декору  храмы т.н. чалукийской школы периода Хойсала, имеющие свои отличающиеся от южных и северных храмов черты. Покрытые тонким до ювелирности декором, эти храмы с их сильно подчеркнутыми горизонтальными членениями как бы распластаны по земле; некоторые из них не имеют башенных верхов. Несравнимы майсурские храмы по качеству резьбы. Каждый кусок наружных стен, богато украшенных скульптурными изображениями богов в строго канонизированных позах, представляется увеличенной в камне миниатюрой из слоновой кости или сандалового дерева, какие были распространены в ремесле Майсура. Майсурские храмы, окруженные многоколонными залами (с проемами, заполненными ажурными решетками), портиками и террасами, приближаются по своему характеру к  гуджаратским храмам.

В Гуджарате в народном зодчестве выработались богатые традиции, основанные на виртуозном использовании дерева как строительного материала. Удивительные по конструкции колонны, состоящие как бы из 2 или 3 колонн, поставленных друг на друга, со сложными по форме кронштейнами, образующими некоторое подобие арок, перекинутых между колоннами, были воспроизведены с поразительным мастерством в гуджаратских каменных храмах. Щедрость пластического убранства на них не знает предела. Особенно блещут роскошью джайнские храмы 11-12 веков (построенные купцами, разбогатевшими на заморской торговле), целиком из белоснежного мрамора, инкрустированного  внутри храма драгоценными камнями. Мелкие, бесконечно повторяющиеся фигурки и орнаменты сплошным кружевом покрывают потолок, стены, колонны, придавая интерьерам этих храмов холодный внешний на блеск. Типичные образцы джайнских храмов расположены в Палитане и других местностях Гуджарата и в горах Абу (ныне в штате Раджастхан).

 

Политическая  раздробленность.

 

  Политическая раздробленность страны, обособленность отдельных ее народов, племен и каст, а также острота социальных противоречий способствовали завоеванию в 12 – начале 13 веков почти всей северной Индии правителями из стран Среднего Востока. Первые мощные удары исламского вторжения в индийскую культуру имели абсолютно негативную форму и выразились в разрушении памятников индийского художественного творчества полчищами завоевателей под предводительством султана Махмуда Газневи (998 – 1030), который из своей афганской столицы Кабула вторгся в Северную Индию и даже дошел до Декана. Он разрушил и разграбил многие святыни, великолепные средневековые культовые постройки, а часть населения увел в рабство на свою афганскую родину и заставил работать на себя.

С утверждением господства мусульманских  феодалов в этих местностях прекращает свое существование традиционная храмовая  архитектура и скульптура. Она  продолжает развиваться лишь на крайнем  юге.

В южной Индии, на Коромандельском побережье, сохранившим независимость до 18 века, на протяжении более чем тысячелетия неизменными, глубоко укоренившимися в жизни и быту, оставались кастовая система и господство брахманских священников, ревниво оберегавших архитектуру и искусство от влияний и новшеств. В жестких рамках религиозных канонов как будто оцепенела в своем развитии храмовая скульптура. Но в 10 –12 веках на юге Индии, главным образом в Танджавуре – столице могучего государства Чола – расцветает независимая от архитектуры бронзовая пластика. Среди отлитых из бронзы статуй и статуэток, представляющих многочисленнейшие индусские божества и замечательных виртуозной передачей движения, главное место занимают изображения бога Шивы в виде многорукого Натараджана – бога танца. В этой скульптуре, где Шива исполняет космический танец передана сама стихия танца, искусство которого так высоко развито на юге Индии. Такие изображения Шивы, полные бурной энергии, яркой радостности, являлись в глазах индусов религиозно- философским символом вечного движения мироздания по неизменному круговому циклу. Каждое движение фигуры Шивы , каждый атрибут обозначают какое-либо понятие индуизма.

Архитектура южной Индии не выходила за пределы канонов и традиций. В течение многих  поколений  сохранялись конструктивные методы, ограниченные стоечно-балочной системой; не изменялась манера работы каменщика и скульптора, продолжавших вдохновляться произведениями рук плотника и столяра. В храмовую архитектуру южной Индии вошли характерные виды сооружений, сложившиеся под влиянием климатических условий, быта и народного зодчества: священный бассейн для омовений ( возникший на Юге в силу необходимости в искусственных водоёмах на время, когда летом полностью пересыхают реки), внутренние открытые дворы, многочисленные террасы, открытые павильоны и галереи – мантапам, - неизбежные сооружения в местном гражданском зодчестве, отлично приспособленные к условиям постоянной жары. История храмового зодчества Юга представляет редкую картину эволюционного развития: храмы с течением веков разрастались в масштабах, сохраняя прежние архитектурные и декоративные формы. Число колонн в залах мантапам увеличивалось до нескольких сотен, но их перекрытие оставались плоскими; вырастали в размерах шикхара, но они сохраняли принцип поэтажного членения, купольный верх, квадратную базу и характерные формы декора. Выкристаллизовавшаяся ещё в 8 веке в Канчипураме архитектурная композиция  храмового комплекса получила своё дальнейшее логическое завершение в храмах Танджавура (Танджура) и Гангаикондачолапурама ( около Кумбаконама), увековечивших в 11 веке могущество государства Чола. Высокая стройная пирамида-шикхара храма Брахадисвара в Танджавуре, поставленная почти на кубическое основание святилища, царит над всем городом. Благодаря человеческому масштабу, соблюденному в расчленении глухих стен на ярусы (украшенные пилястрами и нишами со скульптурой), храм не подавляет своими размерами и формами. Предельная ясность и простота планировки, чёткость силуэта, строгая архитектоничность декора выгодно отличают храм в Танджавуре от современных ему храмов в других городах Индии.

Информация о работе Храмовое строительство в древней Индии