Демография, представления о смерти и погребальный обряд в повседневной жизни античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Загробный мир, потусторонний мир, в мифологии обитель умерших или их душ. Мифы о загробном мире развились из представлений о загробной жизни, связанных с реакцией коллектива на смерть одного из членов и погребальными обычаями. Смерть воспринималась как нарушение нормальной жизнедеятельности коллектива в результате воздействия сверхъестественных причин (вредоносной магии, нарушения табу и т. п.). Психологический страх перед смертью, в сочетании с биологической опасностью, исходящей от разлагающегося трупа, персонифицировался в самом умершем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….………стр. 2
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ ГРЕЦИИ……………………………………………..……..стр. 3
1. Кремация…………………………………………………………………………….……стр. 4
1.1«Иллиада» Гомера…………………………………………………………………….…стр. 6
2. Захоронения………………………………………………………………………….…...стр. 6
3. Кремация и погребение римлян…………………………………………………………стр. 7
ЗАХОРОНЕНИЯ КРИТА И МИКЕН…………………………………………….…..…...стр. 8
1 Погребения Крита……………………………………………………………………..….стр. 8
2 Погребальные сооружения Микен……………………………………………….……...стр. 8
Античные государства Северного Причерноморья ………………..…………………..стр. 12
1. Погребальные обряды некрополей………………………………………………..…...стр. 12
1.1Курганы Боспора…………………………………………………………………..…...стр. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…..стр. 17
Список литературы………………………………………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

История культуры и повседневности зарубежных стран.docx

— 74.94 Кб (Скачать документ)
 

 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….………стр. 2

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ ГРЕЦИИ……………………………………………..……..стр. 3

1. Кремация…………………………………………………………………………….……стр. 4

1.1«Иллиада» Гомера…………………………………………………………………….…стр. 6

2. Захоронения………………………………………………………………………….…...стр. 6

3. Кремация  и погребение римлян…………………………………………………………стр. 7

ЗАХОРОНЕНИЯ КРИТА И МИКЕН…………………………………………….…..…...стр. 8

1 Погребения Крита……………………………………………………………………..….стр. 8

2 Погребальные  сооружения Микен……………………………………………….……...стр. 8

Античные  государства Северного Причерноморья ………………..…………………..стр. 12

1. Погребальные обряды некрополей………………………………………………..…...стр. 12

1.1Курганы  Боспора…………………………………………………………………..…...стр. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…..стр. 17

Список  литературы………………………………………………………………………..стр. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     «Смерть – великое, сокровенное таинство; оно – рождение человека, переход  из временной жизни в вечность. Она является таинственным процессом  разложения и вместе освобождения от плоти – для восстановления того нового, тонкого, духовного, славного, крепкого и бессмертного тела, которое было дано прародителям и утратилось ими для себя и всего их потомства – человечества». 

монах Митрофан «Загробная жизнь» 

 
           Загробный мир, потусторонний мир, в мифологии обитель умерших или их душ. Мифы о загробном мире развились из представлений о загробной жизни, связанных с реакцией коллектива на смерть одного из членов и погребальными обычаями. Смерть воспринималась как нарушение нормальной жизнедеятельности коллектива в результате воздействия сверхъестественных причин (вредоносной магии, нарушения табу и т. п.). Психологический страх перед смертью, в сочетании с биологической опасностью, исходящей от разлагающегося трупа, персонифицировался в самом умершем. Поэтому погребальные обычаи преследовали цель изолировать умершего и с ним - вредоносное воздействие смерти; одновременно, однако, существовала и противоположная тенденция - сохранить умершего вблизи живых, чтобы не нарушать целостность коллектива. Отсюда - древнейшие обычаи погребения (изоляции) на поселениях, в жилищах или специальных домах мёртвых, позднее - в некрополях (городах мёртвых) вблизи поселений. Соответственно амбивалентным было и отношение к умершему: с одной стороны, его почитали как предка-благодетеля с другой - боялись как вредоносного мертвеца или духа, обитающего вблизи живых. Представления о наделённых сверхъестественной силой «живых мертвецах», выходящих из могилы, нападающих на людей, приносящих болезни и смерть, присутствуют в мифологии и фольклоре многих народов. «Живых мертвецов» стремились умертвить вновь, связать и т. п., духов - отпугнуть шумом на похоронах, запутать дорогу в мир живых. Но самым действенным способом устранения вредоносных свойств покойника при сохранении связи с ним как с духом-покровителем считалось отправление его в загробный мир. 

     У некоторых наиболее отсталых племён (австралийцы, бушмены, папуасы) не сложилось  дифференцированных мифологических представлений  о загробном мире: умершие могли  населять пустынные местности, лес  или кустарники, оказывались в  море или на небе; иногда известно было лишь направление, в котором уходили  умершие. Смутны и противоречивы  были представления о занятиях мёртвых: они могли вести обычную жизнь  охотников и собирателей, превращаться в животных и птиц, скитаться по земле, выходить по ночам из своих  убежищ, возвращаться к стойбищам  живых. Вероятно, эта раздвоенность  умерших, пребывающих в мире живых, и в ином – загробном мире, связанная с двойственностью  обрядовых устремлений сохранить  умершего в могиле и удалить его  в иной мир, способствовала мифологическому  расчленению покойника на погребённое  тело и душу (дух), обитающую в  загробном мире. Это расчленение  не было последовательным - душа не лишалась телесных свойств и привязанности  к телу; у многих народов (у индейцев, в римской и сибирских мифологиях) известны представления о «могильных душах», наподобие ка в египетской мифологии. 
Наиболее распространённым было представление о временном пребывании духа возле тела (могилы). По совершении погребального обряда и уничтожении субстрата души - тела - во время кремации или каким-либо иным способом - дух отправлялся в загробный мир. 
       Загробное путешествие считалось тяжёлым и опасным: далёкий загробный мир был отделён от мира живых потоками, горами, помещался на острове, в глубинах земли или на небесах. Для такого путешествия умершему необходимы были лодки, кони, нарты, колесницы, крепкая обувь, припасы на дорогу и т. п., помещавшиеся обычно в могилу. На пути встречались сверхъестественные преграды - огненные озёра, кипящие потоки и пропасти, через которые вели узкие мосты (мост - конский волос в алтайских мифах, у индейцев кечуа и др.): сорвавшихся ждала вторичная и окончательная смерть. В преодолении этих преград умершим помогали проводники душ - животные (обычно собака или конь), шаманы и боги. Вход в загробный мир (иногда - мост) охранялся стражами: чудовищными псами у индоевропейских народов, самими хозяевами царства мёртвых; они впускали лишь души выполнявших племенные обычаи при жизни и погребённых по всем правилам, тех, кто мог заплатить проводникам и стражам мясом животных, принесённых в жертву на похоронах, деньгами и т. п. «Нечестивцам» грозила окончательная смерть или участь скитальца, лишённого загробного пристанища. 
Загробный мир, несмотря на разнообразие идей относительно его местонахождения, обычно вписывался в общую мифологическую картину мира как далёкий иной мир, противостоящий «своему» миру живых. При этом его размещение в горизонтальном пространстве соотносилось с вертикальной моделью мира, расчленяющей космос на небо, землю и преисподнюю.

     Картины загробного мира могут целиком копировать реальный мир с селениями, где  умершие живут родовыми общинами, охотятся, женятся, иногда даже производят потомство и т. д. - в мифах воспроизводится  даже ландшафт, окружающий общину в  этом мире. 
           В некоторых мифологических традициях картина загробного мира окрашена в тусклые тона: там слабо светит солнце, нет ни нужды, ни радости и т. п. Таковы, например, представления о призрачном существовании бесчувственных теней во мраке Аида и шеолаНапротив, вера в лучшую загробную жизнь отразилась в представлениях об обильных охотничьих угодьях, сверхъестественно плодородных поляхпастбищах в загробном мире; умершие становились молодыми, не знали болезней и забот, предавались веселью, танцам (у некоторых народов Меланезии, Америки).

     Учение  о метемпсихозе (реинкарнации) - переселении душ - было наиболее развито в индуистской мифологии и в буддизме. У многих народов существовало также представление о возрождении умершего в лице потомка (обычно внука): отсюда - передача имени предка новорождённому. В этих случаях загробный мир - не последнее пристанище умершего, но необходимая фаза в круговороте возрождений через смерть. Эти циклы жизни человека и коллектива соотносились в мифологиях первобытного общества и древнего мира с сезонными циклами, воплотившимися в образах воскресающих богов растительности. Смерть, похороны и сошествие в преисподнюю бога олицетворяли зимнее умирание природы. Загробный мир сливался с природным миром, противостоящим социальному: иной мир объединял в себе разрушительные силы хаоса с необходимым человеку благом плодородия. Поэтому умершие, удалённые при посредстве погребальных обрядов из этого мира в иной, также сливались с природными стихиями и способны были влиять на жизнь коллектива, посылая засуху или урожай, способствуя плодовитости человеческого рода и скота, для чего с ними и, стало быть, с загробным миром, поддерживалась связь в рамках культа предков. Это амбивалентное отношение к загробному миру в сочетании с преимущественной направленностью общинных культов на проблемы посюсторонней хозяйственной жизни допускало сосуществование разных традиций в представлениях о загробном мире. 

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ  ОБРЯДЫ ГРЕЦИИ 

     Обычаи  захоронения умерших начали формироваться  в эпоху мустьерской культуры, когда стали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и людоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, не ведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерские погребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могут быть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности. Советский археолог А. П. Окладников достоверно установил одновременность захоронения тела умершего человека с обитанием людей в пещере (грот Тешик-Таш в Узбекистане) и предположил, что в неандертальской первобытной орде общественные связи приобрели устойчивый и прочный характер настолько, что забота о живых сородичах стала нормой быта и в отношении умерших. Лишь много тысячелетий спустя, когда возникают представления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам коренным образом меняется, страх перед покойником становится общераспространенным явлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых.

     Для древних греков погребение умершего считалось священной обязанностью, не исполнение которой прегрешение  не только перед умершим, но и перед  богами, как вышнего, так и подземного мира. Не погребенный труп осквернял место, на котором он лежал; душа умершего в таком случае не могла проникнуть в царство мертвых, и боги подземного мира гневались, не получая того, что им принадлежало; душа умершего, не находя себе покоя, носилась по земле и мучила живых. Греки не знали про-клятия более страшного, как умереть не погребенным (Ьфбцпт) и римляне считали лишение погребения величайшим наказанием, и ему подвергались лица, совершенно отверженные в глазах обще-ства, чуждые всяких прав, потерявшие самое человеческое до-стоинство. Обрекая на эту позорную участь отъявленных пре-ступников, этот приговор большей частью соединялся с каким-нибудь публичным наказанием, по исполнении которого труп преступника оставался на месте казни, становясь добычею птиц и животных. Потому-то так и страшна была казнь через повешение и распятие, что она оставляла преступника в этом позорном поло-жении до тех пор, пока труп не сгнивал и не разрушался. Потому-то страшно было и побитие камнями, за которым следовало тоже беспризорное состояние трупа, лишенного могильного покоя и из всех родов смерти самой ужасной почитали гибель на море, потому что поглощенные волнами трупы оставались без погребения. С этой мыслью плывшие по морю, когда находились в опасности крушения, привязывали к своему телу дорогие вещи, какие кто имел, на случай, если бы труп его был прибит волнами к берегу. Первый, кто нашел бы этот труп, обязывался немедленно предать его земле, а в награду за эту услугу мог воспользоваться драгоцен-ными вещами, найденными при трупе. Все, кто находил где-нибудь не погребенный труп, обязан был похоронить его или, при невозможности сделать это, по крайней мере, прикрыть тремя горстями земли. В Аттике погребение мертвого тела, найденного на земле какого-нибудь дема, лежало на обязанности демарха.

   Оставление  без погребения павших на поле битвы  ставилось в тяжкую вину полководцам, как это видно в известном  деле победителей при Аргинусах. Побежденным врагам не смели отказывать в перемирии для погребения убитых, или сами победители принимали на себя заботу о погребении павших врагов; просьба о перемирии для погребения убитых была, как известно, равносильна признанию себя побежденными. Припомним, наконец, ту замечательную сцену в Илиаде, когда после жарких схваток под стенами Трои враждебные стороны заключали перемирие и при свете факелов, забывши не-давнюю вражду, подбирали с поля битвы умерших, сжигали их, зарывали в могилы, насыпали над ними холм и отправляли обычные религиозные церемонии. 

  1. Кремация
 

   Быстрая уничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огонь для сжигания умерших стали  использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э. Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававших дешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и у многих других народов.

     В Древней Греции погребение в землю  и кремация существовали одновременно. Выбор того или другого способа  зависел от предсмертного распоряжения покойника или от воли его родственников. Этот факт подтверждают находки в  некрополях в скалах Сиракуз, древнегреческой  колонии на Сицилии, где встречаются  обе формы погребения. Письменные свидетельства о кремации в Древней  Греции относятся еще к гомеровскому периоду. Можно сказать, что в  эту эпоху был в употреблении только одно - способ сожжения.

     Сцены огненного погребения можно найти  в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.

     Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный  деятель Солон, друг Сократа Алкивиад, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионисий после смерти были преданы кремации.

Тело  без души -- один труп и при том с признаками разложения, а потому -- и было в их глазах чем-то нечистым. Эта нечистота уничтожалась, как скоро труп подвергали действию огня. На основании этого представления Еврипид выражается о Клитемнестре: «ее тело было очищено огнем», когда говорит о сожжении ее трупа. Какое бы представление ни имели древние о духе, это представление все же было, и, предавая тело огню, они думали облегчить духу, связанному с телом, выход из его земной оболочки вместе с огнем и дымом, поднимавшимися к небу.

     Предполагается, что в основе обычая кремации в  Древней Греции была вера в возможное  возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим не доставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.

     Кремация, по сравнению с захоронением в  земле, была в то время более дорогой  формой погребения и являлась преимуществом  состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой  роскошью. Немаловажную роль имела  пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Церемония  сожжения была обставлена очень драматично и представляла довольно сложную  сцену.

Информация о работе Демография, представления о смерти и погребальный обряд в повседневной жизни античного мира