Взаимоотношения поколений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реф.docx

— 31.11 Кб (Скачать документ)

Введение

 

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей  и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В  современном мире семья часто  оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при  этом испытывает внутренние болезненные  противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для  понимания сложившейся структуры  семьи, ее актуального состояния  и направлений будущего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и  перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность  в освобождении от контроля и опеки  родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими  правил и порядков.

Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой  «отцов и детей», преемственности  и конфликта поколений. В известном  смысле эта проблема является вечной.

Однако слово «поколение»  многозначно. Оно обозначает:

1. генерацию, звено в  цепи происхождения от общего  предка;

2. возрастно-однородную  группу, когорту сверстников, родившихся  в одно и тоже время и образующих определенный слой населения;

3. условный отрезок времени,  в течение которого живет и  активно действует данное поколение;

4. современников-людей, сформировавшихся  в определенных исторических  условиях, под влиянием каких-то  значительных событий и объединенных  общностью исторической судьбы  и переживаний.

В общем виде можно сказать, что чем выше темп исторического  развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу  времени, тем заметнее различия между  поколениями. Поэтому сложнее механизмы  преемственности, передачи культуры от старших к младшим и тем  избирательнее отношение младших  к своему социальному и культурному  наследию.

Взаимоотношения поколений  никогда и нигде не могут быть абсолютно равными, симметричными. Старшие обучают и воспитывают  младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие.

Ускорение технического и  социального развития делает опору  на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается и перевешивается влиянием сверстников и т. д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную, состоящую из супружеской пары и ее потомства. Отсюда - растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый  опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным  подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Раньше старый мог сказать юноше: «Ты должен слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен».

Степень сходства и преемственности  поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере  потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной  морали, расхождения между родителями и детьми, старшими и младшими вообще, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать  это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и  жаргона, часто шокирует консервативных отцов. С их помощью подростки  и юноши маркируют, отличают «своих»  от «чужих». Скажем в сфере музыкальных увлечений уже между 15-17-летними и 20-23-летними существуют большие различия; они ориентируются на разную музыку, а в других областях культуры их вкусы могут совпадать.

Современных подростков не без основания упрекают в том, что их эмоциональная раскованность  иногда перерастает в нравственную распущенность.

Стиль воспитания детей, его  цели, методы, достижения и неудачи  нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения.

Из факторов социализации самым важным н влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи  и характер взаимоотношений между  ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных  подростков.

Значительное влияние  на личность подростков оказывает стиль  его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько  относительно автономных психологических  механизмов, посредством которых  родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя  поведение, которое взрослые считают  правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок  подражает родителям, ориентируется  на их пример, старается стать таким  же, как они.

 В-третьих, понимание:  зная внутренний мир ребенка  и чутко откликаясь на его  проблемы, родители тем самым  формируют его самосознание и  коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»  взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может  быть нейтрализован встречной ролевой  взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств ;напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти независимым.

Вместе с тем весьма важны социальный тон семейных взаимоотношений  поколений и преобладающий в  семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений  между родителями и детьми психологи  представляют в виде шкалы на одном  полюсе который стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Наилучшие взаимоотношения  старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени  способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Крайние типы отношений, все  равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувства своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я».

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и  многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям, поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие.

Рост самостоятельности  ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая  автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и  т. д. В семьях с более или менее  авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих  прав, старшеклассники нередко предъявляют  к родителям завышенные требования, в том числе и материальные.

Степень идентификации с  родителями в юности меньше, чем  в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным эталоном поведения.

Однако, родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассника есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит  в том, что чем хуже отношения  подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Но влияние родителей  и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают взаимодополнительными.

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников  принципиально неодинакова в  разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в  сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к  самостоятельности, юноши и девушки  остро нуждаются в жизненном  опыте и помощи старших. Многие волнующие  проблемы они вообще не могут обсуждать  со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Однако, взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой  мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

При исследовании юношеской  дружбы было специально зафиксировано как оценивают школьники с 7 по 10 класс уровень понимания со стороны родителей, легкости общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу.

Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.

Понять скрытого человека можно только при условии уважения к нам нему, приняв его как некую  автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Группу десятиклассников просили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники (И. С. Кон и В. А. Лосенков). После этого приглашенных в школу отцов и матерей также попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Подобный результат получил и французский психолог Р. Томе. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: «Что значит - оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он не самом деле». Даже добросовестно пытаясь стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно. А это серьезно затрудняет понимание детей: юношей и девушек.

Информация о работе Взаимоотношения поколений в семье